Территория Восточной Сибири и Дальнего Востока в церковном отношении была подчинена Иркутской епархии. В 1796г. к епархии присоединили владения Русской Америки — Алеутские острова и северо-западную часть Аляски. Приенисейский край в конце XVIII в. входил в Тобольскую губернию, а с 1804 г. перешел в состав только что образованной Томской губернии. Поскольку при императоре Павле I было решено, что территории епархий должны соответствовать территориям губерний, бассейн Енисея отнесли к Тобольской епархии. После образования в 1822г. Енисейской губернии, являвшейся частью Восточно-Сибирского генерал-губернаторства, ее церкви были подчинены Иркутской епархии. Самая восточная епархия была и самой большой по территории. До 1834г. она охватывала огромную площадь, около 10 млн. кв. км, занимая более половины всего пространства России и простираясь на два материка. В 1834г. была образована епархия Томская и Енисейская, причем бассейн Енисея вошел в ее состав. С 1834г. вплоть до 1894г. начинается процесс постепенного уменьшения Иркутской епархии, на окраинах которой учреждаются новые церковные области.
Иркутской епархией управляли: до 1814г. — Вениамин Багрянский, затем по июнь 1830г. — Михаил Бурдуков, с октября 1830 по сентябрь 1831гг.- Ириней Нестерович, с ноября 1831 по середину 1835г. — Мелетий Леонтович, затем Иннокентий Александров. 23 апреля 1838г. новым владыкой стал Нил Исакович, возглавлявший епархию до начала 1854г. Его сменил Афанасий Александров, а с ноября 1856г. — Евсевий Орлинский, занимавший пост архиерея до ноября 1860г.
Русские епархии в первой половине XIX в. делились на 3 класса. Епархиями первого класса (их было всего 3) управляли митрополиты; епархиями второго класса — архиепископы; третьего класса — епископы.
Глава Иркутской епархии указом Синода от 19 мая 1816г. именовался: епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский. В 1826г. епархия была переведена из третьего во второй класс, а ее архиерей (Михаил) стал архиепископом. В дальнейшем все ее владыки получали тот же сан, иногда — не сразу.
В 1840г. из восточной окраины Иркутской епархии была образована епархия Камчатская, Курильская и Алеутская. Любопытно, что в разговоре с Николаем I, будущий первый архиерей этой епархии, Иннокентий (Вениаминов) сказал императору, что на Курильских островах нет ни одной церкви. «Построят» -, ответил монарх, и утвердил такое название. В 1825г. территория Якутии была включена в состав этой епархии, епископ ее Иннокентий Вениаминов в сентябре 1853г. переехал в Якутск, который, таким образом, стал центром епархии. В сентябре 1862г. Иннокентий переносит кафедру в недавно основанный Благовещенск, а в Якутске остается викарный епископ.
Важным событием в религиозной жизни Сибири была канонизация Иннокентия Кульчинского. С 1800 по 1804гг. было произведено несколько обследований состояния мощей епископа, производились также «записи исходивших от них исцелений и явлений»; их число достигло 85. В итоге 1 декабря 1804г. Синод решил: «...тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенные святые мощи... с установлением празднования ему ноября 26-го числа, на память преставления сего святителя, о чем и объявить из Синода во всенародное известие указами» 1.
9 февраля 1805г. состоялось торжественное перенесение мощей Иннокентия, находившихся под алтарем деревянной Тихвинской церкви Вознесенского монастыря, в Вознесенский собор того же монастыря. Из «церемониала» прославления святителя, напечатанного в «Иркутской летописи», явствует, что праздник продолжался почти целый день, сопровождался колокольным звоном всех церквей города, крестным ходом из кафедрального собора в монастырь, торжественными богослужениями в церквях. Для сохранения порядка вдоль пути движения крестного хода было выставлено охранение из войск. Весь Знаменский монастырь был иллюминирован «плошками» - сосудами с зажженным масляным фитилем.
Это событие имело большое значение для епархии. В Сибири было несколько десятков местночтимых святых, но вплоть до конца 1917г. общерусским святым оставался лишь один Иннокентий. Вознесенский монастырь вскоре становится самым почитаемым из сибирских обителей: число паломников, посещающих его, увеличивается, его переводят в первый класс; поклониться мощам Иннокентия приезжают даже из европейских губерний России.
Каковы же общие итоги религиозного состояния Восточной Сибири в первой половине XIX в.? Имеющиеся сведения, хотя и не вполне точны, все же дают возможность установить соотношение сторонников разных конфессий 2.
В Западной Сибири удельный вес православных был выше, чем в Восточной (в 1823г. в Западной 95,6%, в Восточной — 76,7%; в 1851г. - соответственно 91,4% и 80,4%). Из территорий Восточной Сибири на первом месте неожиданно оказалась область, населенная почти исключительно якутами — там 89,7% православных в 1823г. и в 99,9% - в 1851г. Высок процент православных и в Енисейской губернии — в 1823г. 91,2, а в 1851г. — 95,7. Значительно отстает от них Иркутская губерния (в которую входило тогда и Забайкалье): 66,1 в 1823г. и 68,4% в 1851г. Ее показатель резко снижен за счет Забайкалья с многочисленными ламаитами.
Доля старообрядцев была сравнительно небольшой, но с 1823 по 1851гг. она выросла и в Западной Сибири (с 1,42 до 2,76%) и в Восточной (с 1,39 до 1,65%). В Якутской области их было ничтожно мало, в Енисейской почти не было в 1823г., но к 1851г. они составили 0,28%. В Иркутской губернии (в основном за Байкалом) число староверов было заметным и увеличилось за эти же годы с 2,46 до 2,68%.
Удельный вес католиков и лютеран (для этого периода есть только суммарные данные) в Западной и Восточной Сибири вначале отличался мало (в 1823г. в Западной - 1,64%, в Восточной — 1,93%), но затем в Восточной почти не изменился, а в Западной вырос почти в два раза (в 1851г. соответственно 3,13 и 1,96%). Лютеране в Восточной Сибири были известны с первой четверти XVIII в., католики появились в конце этого же века, но в первой половине XIX в. явно преобладали над лютеранами. В Якутской области католиков и лютеран практически не было, в Иркутской губернии их количество уменьшилось и абсолютно и относительно (с 1218 (2,91%) до 1057 (1,6%), а в Енисейской губернии число их за это время увеличилось с 214 (0,14%) до 1110 (0,7%).
Иудаисты в 1823г. были в Восточной Сибири гораздо более весомой группой населения, чем в Западной Сибири (соответственно 0,19 и 0,07%), но в 1851г. в Восточной Сибири их доля упала, а в Западной — повысилась, в результате чего их соотношение в разных частях Сибири стало почти равным (0,13 и 0,11%). В Енисейской губернии процент иудаистов был в 3-5 раз выше, чем в Иркутской (в 1823г. соответственно 0,31 и 0,1; в 1851 г. — 0,44 и 0,08).
Магометан было довольно много в Западной Сибири, но их доля за 1823-1851гг. уменьшилась с 6,3 до 3,7%. В Восточной Сибири процент мусульман хотя и увеличился за эти же годы в 3,5 раза, но составил лишь 0,32. Любопытно, что в Енисейской губернии за тот же промежуток времени их удельный вес сократился в 4 раза, упав до 0,1%, зато в Иркутской губернии почти с нуля достиг значительной величины — 3277 человек, т.е. 0,5%. В Якутии мусульман не было зафиксировано.
Ламаитов в Западной Сибири не было отмечено, в Енисейском крае и Якутии — тоже, зато в Иркутской губернии их было очень много, почти все они находились за Байкалом. В 1823г. ламаитов числилось 177121, т.е. 42,3%, а в 1835г. — 117981 (21,7%). Столь резкое снижение их всего за 12 лет представляется очень сомнительным. Если же верить официальной статистике, то доля ламаитов в Восточной Сибири снизилась с 23,9 до 14,1%. За 1851 г. сведений об иркутских ламаитах нет.
Язычников в Западной Сибири было немного (1,29% в 1823г. и 1,67% в 1851г.), но все же их количество увеличилось. В Восточной Сибири язычников было значительно больше (в Енисейской губернии в 1823 г. 7,56, в 1851г. — 3,03%; в Якутской области в 1823г. 9,56%; в Иркутской губернии в 1835г. — 13,42%). По Иркутской губернии за 1823 и 1851гг. сведения отсутствуют, поэтому удельный вес язычников выяснить нельзя. Но если учесть, что по данным за 1897г. суммарный процент язычников по Иркутской губернии и Забайкальской области составил 4,6 то для 1851г. он, вероятно, мог находится в пределах 6-12%.
О численности церквей и обслуживающего их духовенства имеются сведения за 1828 и 1851г. В Иркутской губернии было 96 церквей, на территории будущей Забайкальской губернии — 101 церковь, в Енисейской губернии — 98 церквей, в Якутии — 15 церквей. Всего в Восточной Сибири было, таким образом, 310 церквей.
В 1851г. в иркутской епархии числилось 266 храмов 4, что дает, по сравнению с 1828г., рост на 26%. В Томской епархии, куда отнесли теперь церкви Енисейской губернии, было всего 292 храма. Если предположить, что там число храмов возросло примерно на такую же долю, как в Иркутской епархии, то всего в Восточной Сибири в 1851г. было, вероятно, около 390 церквей.
Священно- и церковнослужителей в Восточной Сибири было в 1828г. 1225 человек (сведения по Якутии не полные) 5, в том числе: на территории Иркутской губернии 489, будущей Забайкальской области — 360, в Енисейской губернии — 341, Якутии — не меньше 35. За 1851г. имеются только общие сведения по Иркутской епархии, т.е. без церквей Енисейской губернии. Общий состав всех причтов равнялся 821 человеку 6. В той же Иркутской епархии в 1828г. без Енисейской губернии сумма священно- и церковнослужителей равнялась 884 человекам. Следовательно, не смотря на рост числа церквей, число служащих в них уменьшилось на 63 человека, т.е. на 7,1%. Если предположить, что в Енисейской губернии количество лиц, обслуживающих церкви, изменилось примерно так же, то общую численность причтов в Восточной Сибири для 1851г. можно определить примерно в 1140 человек.
Особенности управления духовенства, его основные права и обязанности определялись целым рядом законов, уставов и положений, из которых особое значение имел Устав духовных консисторий, первоначально введенный в действие в виде опыта в 1838г. и утвержденный в 1841г. Главным лицом в епархии был архиерей, который мог иметь сан митрополита, архиепископа или епископа. Он назначал или предлагал к назначению большинство должностных лиц епархии, контролировал их деятельность, издавал распоряжения, утверждал решения епархиальных учреждений, ставил членов причта, в ряде случаев имел право судить подчиненных ему лиц, сам производил ревизию епархии, ее монастырей и церквей. Он обязан был с этой целью объезжать епархию ежегодно или раз в два года. Архиерей должен был отлично знать церковные правила и узаконения и управлять епархией в соответствии с ними.
Понимая, что такое высокое положение может привести к властолюбию, нарушению законов, даже самодурству, правительство и Синод рекомендовали епископу, чтобы «не был дерзок и скор, но долготерпелив и рассудителен в употреблении своей власти», чтобы «ведал меру своей чести» и не превозносился, чтобы «под руки его не водили и в землю ему подручная братия не кланялась». «...Для большего беспристрастия в управлении и суде епископу запрещалось принимать подарки, возводить своих родственников на должностные места при архиерейском доме и в епархии и предписывалось наблюдать за своими слугами, чтобы не производили поборов» 7. Ежегодно в Синод посылались отчеты о деятельности епархии.
Управление и духовный суд в епархии производились главным образом через консисторию. В состав консистории входили три или четыре штатных члена, имевшие равное право голоса и утверждавшиеся Синодом. Канцелярией консистории руководил секретарь, находившийся в двойном подчинении: обер-прокурора Синода и епархиального архиерея. Консистория обладала большими полномочиями. Она управляла духовными правлениями, а позже — благочинными, контролировала экономическую деятельность архиерейского дома, монастырей и церквей. При отъезде архиерея в другую епархию консистория производила проверку состояния наличности и денежных капиталов архиерейского дома. «Если в чем будет оказываться недостаток, происшедший от непосредственных распоряжений самого Преосвященного, то Консистория представляет ему об оказавшемся, и только тогда, когда недостающее пополняется... выдает отъезжающему Преосвященному квитанцию и доносит о том как Св. Синоду, так и вновь определенному Преосвященному» 8. Таким образом, консистория способна была контролировать самого владыку!
Хозяйством архиерейского дома управлял эконом, который учитывал доходы, «следил за исправным поступлением оных» и отчитывался перед архиереем в своей деятельности.
Консистории были подчинены духовные правления. В 80-х гг. XVIII в. в епархии существовало восемь духовных правлений: в Иркутске, Якутске, Селенгинске, Киренске, Удинском пригороде (Верхнеудинске), Нижнекамчатском остроге, Барлуцкой слободе, Нерчинском заводе 9. Кроме того, в Приенисейском крае в конце XVIII — 30-х гг. XIX вв. действовали три правления: Канское, Енисейское, Красноярское.
В 1840г. Синодом существование духовных правлений было признано ненужным, и с этого времени они постепенно закрываются 10. Их заменяют благочинническими округами. Благочинный ведал от 10 до 30 церквей. Если он надзирал за 16 и более церквями, расположенными на значительной территории, ему могли выделить помощника. Благочинные, назначавшиеся из числа опытных и хорошо зарекомендовавших себя священников, должны были контролировать состояние богослужения, нравственности причта, хозяйственных дел церквей. Раз в полгода они объезжали подведомственные им церкви и проверяли также состояние многочисленных книг учета, которые велись при каждом храме 11.
В производстве судебных разбирательств над духовенством участвовали депутаты и судебные следователи. Указом 1797г. требовалось в городах всех епархий назначить постоянных депутатов, которые присутствовали в гражданских судах, если рассматривались дела о преступлениях духовных лиц; при Александре I им предоставили право голоса наравне с прочими членами судебного присутствия. При благочиннических округах могли назначаться также духовные следователи для участия в духовном суде.
Епархиальный суд рассматривал дела лиц духовного звания в случаях совершения ими преступлений и проступков «против должности, благочиния и благоповедения», по спорам о церковной собственности, по жалобам на нарушения «бесспорных обязательств..., уплаты бесспорных долгов». Люди светского звания подлежали суду по делам о незаконных браках, а также прекращении и расторжении браков; в случаях, когда требовалось удостоверить действительность заключения брака и рождения от законного брака; по проступкам и преступлениям, за которые виновные подвергались церковной эпитимии.
Лица духовного звания подлежали светскому суду при совершении тяжких уголовных преступлений, при обвинениях в пристанодержательстве, укрывательстве беглых, порубке лесов, нарушении Устава о питейном сборе, в исках и тяжбах по неисполненным договорам и обязательствам 12.
Епархиальный суд мог подвергнуть представителей духовенства лишению сана, монашества, исключению из духовного ведомства; временному запрещению священнослужения, отрешению от должности с определением в причетники; временному испытанию в архиерейских домах и монастырях, денежным взысканиям, наложению эпитимии без отрешения от места; поклонам, строгому и простому выговору, замечанию 13.
По Уставу духовных консисторий, «духовенство должно проповедовать слово Божие в церквях и наставлять, при всяком удобном случае, православный народ в вере и благочестии, в благонравии и послушании властям» (ст.8). «В церквах, при Богослужении, священнослужители обязываются читать поучения из писаний Св. Отец и из назначенных для того книг, а получившие надлежащее образование должны произносить и собственные поучения (ст.9). Поучения для проверки следовало представлять благочинному или цензору.
Священники обязаны были наблюдать, чтобы «миряне ежегодно, во исполнение христианского долга, исповедывались и приобщались Св. тайн» (ст.15). Для этого во всех приходских церквях имелись исповедные росписи и один экземпляр их предоставлялся в консисторию или духовное правление к 1 октября (ст.16). О тех прихожанах, которые, несмотря на убеждения священника, два или три года не бывали на исповеди, необходимо сообщать епископу. На них следовало наложить эпитимию. Она может быть публичной — «в приходской церкви или монастыре», но без «отвлечения от домов». Если и это не помогает, надо сообщить о провинившемся гражданскому начальству (ст.17). Православная церковь должна бороться с суевериями и расколом (ст.18-21) и надзирать, «чтобы православные христиане не совращались в другую веру, ибо одна господствующая Кафилическая Восточная Церковь имеет право в пределах государства убеждать иноверцев к принятию ея учения» (ст.23).
Богослужение в монастырских, соборных и тех городских церквях, которые имеют более одного священника, должно совершаться ежедневно, «а в имеющих одного священника и сельских, сверх воскресных и праздничных дней, сколь можно чаще, смотря по возможности» (ст.34). «Богослужение совершается по церковному уставу, в установленное время, с благоговением и тишиною, с чтением и пением внятным, без поспешности и замешательства и без произведения изменений и нововведений»,- гласила ст.35.
В статьях 39-42 говорилось, что храмы должны содержаться в чистоте и порядке, в том числе и «все места, к ним принадлежащие»: колокольни, церковные и кладбищенские ограды, надгробные памятники. В каждой церкви должно иметься все необходимое для богослужения, в том числе комплект церковных книг. Ризницу (место, где хранятся облачения для церковных служб и церковные ценности) следует осматривать раз в два года доверенным лицам от архиерея.
Священно- и церковнослужители каждого благочиния избирают общего духовника из авторитетных священников, который ведет исповедную роспись и по окончании года представляет ее архиерею (ст.66-67). В Иркутске благочинный городских церквей был впервые назначен в 1831г 14. Всем членам причта запрещалось переходить из одной епархии в другую без предварительного согласования с руководством обеих епархий (ст.75). Священника «ставил» епархиальный архиерей, вручавший ему «ставленую иерейскую грамоту» по форме, утвержденной в 1738г. С 1843г. священник получал также «святительское поучение к новопоставленному иерею» 15.