ГЛАВА 3.

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В 1805-1860 ГОДАХ

3.6. Духовное образование

В начале XIX в. окончательно складывается система духовного образования в России, состоявшая из четырех ступеней. В 1808г. были утверждены штаты духовных академий, семинарий, уездных училищ и приходских школ. Четыре духовные академии (в Петербурге, Москве, Киеве, Казани) с четырехлетним сроком образования готовили ученых монахов и кандидатов на высшие должности. В каждой епархии должна была действовать семинария, выпускавшая священников. Срок обучения в ней составляла 6 лет. «Курс низших училищ также рассчитан на 6 лет; в приходских положены: чтение, чистописание, четыре действия арифметики, начатки грамматики, краткий катехизис и пение; в уездных: грамматика, арифметика, пространный катехизис, краткая история и география, церковный устав, пение и классические языки» 118. Уездные училища выпускали церковнослужителей и учителей для духовных училищ и приходских школ.

Семинарии были подчинены духовным академиям (Иркутская - Казанской, хотя из-за отдаленности ее подчинение было формальным), училища и школы — семинариям. В приходской школе обучались два года. Духовенство могло обучать своих детей и дома, но они подвергались экзамену в школе. Чтобы перейти в уездное духовное училище, надо было получить свидетельство об окончании приходской школы. В 1808г. в приходское училище зачисляли детей в 6 лет; в 1814г. возраст для поступления увеличили до 8 лет и разрешили способных учеников переводить в уездные училища уже через год 119.

Важнейшее духовное учебное заведение Восточной Сибири XIX в. — Иркутская семинария. До 1802г. семинария подчинялась непосредственно епископу, который не только подбирал кадры, вел надзор за обучением, но и определял предметы и объем преподавания. С 1802 по 1860гг. семинарий управлял ректор, который одновременно был и архимандритом Вознесенского монастыря. Кафедральный протоиерей А. Виноградов, автор интересной и довольно объективной истории Иркутской семинарии, выделяет в ее истории первый период, второй, начиная его с 1818г., и третий — с 1843г. В первом периоде преподавание велось почти исключительно на латинском языке. По правилам, введенным в 1814 г. все сыновья духовенства должны были поступать в духовные учебные заведения.

Финансирование семинарии было недостаточным. В 1797г. на ее содержание было назначено по 3000 рублей в год и эта небольшая сумма не давала возможности хорошо оплачивать учителей. Семинаристы жили скученно, питались впроголодь, занятия шли в тех же комнатах, где ученики спали. До 1818г. семинария не была отделена от духовного училища 120.

В семинарии было шесть классов: информатории, грамматики, синтаксиса, риторики, философии и богословия. В классе информатории преподавали начальные разделы грамматики, арифметики, краткий катехизис, часослов, псалтырь. В следующем классе — грамматическом, занимались латынью, арифметикой, более детально штудировали катехизис. В классе синтаксиса продолжали изучать грамматику латинского и русского языков, пространный катехизис. В классе риторики преподавали всеобщую риторику и географию, мифологию, знакомили с классической поэзией, ораторским искусством. В классе философии изучали логику, метафизику, физику, естественную историю и историю России. Богословский класс давал представление об истории церкви, каноническом праве, богословии, кроме того, семинаристы писали диссертации на латинском языке, тексты проповедей — на русском.

В первых двух классах преподавали выпускники семинарии, иногда даже ученики философии и богословия. Старшие классы всегда вели наиболее авторитетные преподаватели: класс философии — префект (заместитель ректора); класс богословия — сам ректор 121.

Судя по сведениям за 1817г., возраст учеников семинарии, тогда еще не отделенной от училища, колебался от 8 до 24 лет. В зависимости от способностей и прилежания весь курс училища и семинарии ученики проходили от 10 до 20 лет 122.

Поскольку условия жизни в семинарии были очень трудными, ее оканчивали далеко не все. Многие старались, пройдя несколько классов, устроиться на должность причетника, а старшие — на должность священника или дьякона, обзаводились семейством. Таких семинаристов обязывали закончить обучение, хотя это не всегда исполнялось.

В преподавании часто господствовала зубрежка, семинаристы подвергались за провинности публичной порке во дворе семинарии. Состав преподавателей не всегда был профессиональным, особенно в первых классах (каждый учитель вел все предметы своего класса). Тем не менее, и в этот ранний период семинария выпускала священников и дьяконов, обладавших значительно более высоким уровнем подготовки, чем местное духовенство конца XVIII в.

С 1818г. семинария отделена от училища, преподавание идет по общим для всей страны программам и учебникам, многие предметы ведутся на русском языке. Хотя семинария остается небольшой по количеству учеников, значительно уступая Тобольской, их число растет. В 1819г. семинаристов было 51, в 1825г. — 42, в 1838г. — 100, 1850-х гг. — от 100 до 142 123. С 1822г. в семинарии начали преподавать монгольский язык. Качество обучения не всегда было удовлетворительным: М.В. Загоскин и С.С. Шашков отмечали схоластичность преподавания, увлечение зубрежкой, но называли и ярких учителей, а Шашков говорил об улучшении качества обучения в 1850-х гг. Уровень квалификации преподавателей стал высоким уже к 1831г.: из шести учителей семинарии пятеро окончили Московскую академию и лишь один, обучавший монгольскому языку, имел среднее специальное образование 124.

Имеющиеся сведения за 1838-1846 гг. позволяют сделать вывод о том, кем стали выпускники семинарии за эти годы. Из 87 человек 52 служили священниками, 12 — оказались дьяконами, причетниками, монахами, 11 — учителями и инспекторами духовных училищ, 12 трудились в гражданском ведомстве 125.

В 40-50-х гг. XIX в. в семинарии произошли значительные перемены. С 1834г. все предметы в семинарии ведутся на русском языке, что значительно облегчило усвоение курсов. Начинается преподавание дисциплин, имевших практическое значение: землемерия, медицины, агрономии. В 1848г. Синод разрешил обучать в духовных заведениям детей и других сословий, кроме духовенства, а обязанность его направлять своих детей в эти заведения была отменена. Существенное значение имел переход семинарии в отдельное двухэтажное каменное здание, более просторное, чем прежнее (декабрь 1846г.).

К концу описываемого периода в регионе открылось новое учебное заведение, выпускавшее священников: в 1858г. в Якутск была переведена духовная семинария с о. Ситхи (Русская Америка) 126. Среди предметов, изучаемых в ней, был якутский язык.

Кадры священнослужителей в первой половине XIX в. в основном готовили духовные училища с четырехлетним сроком обучения. К началу 1830-х гг., по данным Л.Н. Харченко, в Восточной Сибири имелось 5 таких училищ: Иркутское, Енисейское, Киренское, Верхнеудинское и Нерчинское 127. Однако ею не учтено Якутское училище, открытое в 1823г. 128.

К началу 1860-х гг. число училищ возросло. Больше всего их было в Иркутской губернии. В Иркутске находилось епархиальное училище со 117 учениками и в том же городе или его уезде — уездное училище с 135 учениками. Уездные училища были также в Нижнеудинске (58 чел.) и Киренске (29 чел.) 129. Енисейское духовное училище, преобразованное в 1827г. из приходского, в 1856г. перевели в Красноярск 130.

Император Николай I подал идею открыть в Иркутске женское училище духовного ведомства. Архиепископ Нил уговорил купца Е.А. Кузнецова построить за свой счет дом для училища и выделить 150 тыс. руб. для обеспечения его деятельности. Строительство деревянного здания у Знаменского монастыря закончилось в 1853г., и 6 декабря новое училище приняло 7 первых воспитанниц. Его выпускницы призваны были преподавать в приходских школах, участвовать в обслуживании церквей. Первоначально училище состояло из трех классов 131. В 1861г. в нем было 47 учениц.

Таким образом, в начале 1860-х гг. в Восточной Сибири было 8 мужских духовных училищ и одно женское. Относительно крупными были только иркутские училища, училища в остальных городах были небольшими.

Среднее число воспитанников училища в Иркутской губернии составляло 85 человек. Местные духовные училища, так же, как и семинарии, были менее крупными, чем в среднем по России: по сведениям за 1850г., среднее число обучаемых равнялось там 135 для училищ и 355 для семинарий 132. Всего же воспитанников духовных училищ в Восточной Сибири было 400-500 человек.

По-видимому, при всех духовных училищах имелась бурса (общежитие). Современная энциклопедия дает такую характеристику условий жизни в бурсе: «В первой половине прошлого столетия (т.е. XIX в. — А.Д.) состояние этих бурс было еще очень жалкое: крайняя неопрятность и запущенность помещений, злоупотребления при снабжении воспитанников пищей и одеждой, негигиенические условия жизни, жестокость в обращении с воспитанниками, нерациональные педагогические приемы (запугивание, возбуждение розни между бурсаками и др.) — все это делало значение бурсы того времени довольно отрицательным» 133. Ясно, что в Восточной Сибири с ее более бедными епархиями, монастырями и суровым климатом бурсакам жилось ничуть не лучше, чем Европейской России. Бывали случаи, когда некоторых воспитанников брали на квартиру учителя или священники, облегчая тем самым их жизнь.

Состав преподавателей в училищах был, конечно, слабее, чем в семинарии. Далеко не все из них имели среднее образование.

Церковные и монастырские школы в Восточной Сибири появились еще в XVIII в., некоторые из них, вероятно, были близки к уровню училищ, либо выполняли функции позднейших приходских школ. В 1808г. по решению Синода стали учреждаться приходские школы.

В 1818г. в Иркутской губернии было 18 таких школ 134. Однако многие из них существовали недолго и быстро закрывались. С 1840-х гг. вновь было организовано значительное количество приходских школ на более прочных основаниях.

В 1861г. в Иркутске имелись 4 приходские школы, в Иркутском округе — 1, в Киренске — 1, в Киренском округе — 6, в Нижнеудинском округе — 3, в Балаганском — 5, в Верхоленском — 6. Всего же в 26 приходских школах губернии училось тогда 653 человека 135, т.е., в среднем по 25 человек.

В Енисейской губернии в 1862г. было 9 приходских школ (2 в Красноярске, по 1 в Енисейске, Ачинске, Канске, Минусинске, селах Частоостровском, Рыбинском, Казачинском) с 358 учениками 136. Среднее число учащихся здесь выше — 40 человек. По сведениям за 1860 г., завершило обучение лишь 28% учеников этих школ.

В Якутске была одна школа с 22 воспитанниками. Для Забайкалья имеются данные за 1872г. — там в 10 приходских школах обучалось 207 человек 137.

Таким образом, если учесть, что в Забайкалье в начале 60-х гг. приходских школ было меньше, чем в 1872г., можно считать, что в регионе имелось в начале 1860-х гг. четыре десятка приходских школ с общей численностью обучавшихся примерно в 1100 человек, а в среднем приходилось на одну школу 26-29 человек.

Преподавателями школ изредка были священники, чаще же всего — церковные причетники или учителя. Плату они получали мизерную, а иногда работали безвозмездно. Далеко не всегда церковно-приходские школы имели отдельные помещения, ютясь на квартирах причта или учителей, в сторожках, в домах волостных управ.

В целом следует признать, что при всех недостатках системы обучения большую роль в складывании кадров восточносибирского духовенства сыграла иркутская семинария, возникшая на 25 лет раньше иркутской гимназии и готовившая не только квалифицированных священников, но также чиновников и учителей. Не случайно в 1866г. было отмечено, что Иркутск «взрастил и воспитал в своей семинарии трех архиереев: Иннокентия Камчатского, Павла Якутского и Герасима Самарского» 138.

Всего же можно считать, что семинария дала за этот период более 100 выпускников; семинаристов, не закончивших курс обучения и выпускников духовных училищ было более 500, полный курс приходских училищ прошло более 1000 человек и еще не менее тысячи — частичный. Поэтому духовные учебные заведения для Восточной Сибири, несомненно, сыграли важную роль не только в образовании духовенства, но и в развитии культуры края.