В 1860-х гг. произошли существенные изменения в управлении сибирскими церквями, положении духовенства как сословия, а в последующие десятилетия появилось немало новшеств в условиях функционирования православия и его формах.
В 1861г. была образована Енисейская, в 1870г. — Якутская, а в 1894г. — Забайкальская епархии.
В декабре 1860г. в Иркутск приехал новый епископ Парфений, переведенный в Иркутск из Томска. В 1862г. в иркутской епархии была учреждена должность викария. Им стал Вениамин, епископ Селенгинский. Жить он должен был в Посольском монастыре, а главная цель его деятельности заключалась в распространении православия среди «монголо-бурятов» - буддистов и русских староверов.
В 1862г. из состава Консистории были исключены благочинные, благодаря чему было «устранено справедливое негодование иркутского духовенства, видевших прежде в своем благочинном и обвинителя, и судью, а суд Консистории большею частию бывал в пользу благочинного, как ее сочлена, имевшего голос в собственном деле» 64. Кроме того, благочинных лишили права делать в клировых ведомостях отметки о поведении членов Консистории.
В 1863г. Консистория состояла из 13 членов: ректора Иркутской семинарии архимандрита Дорофея, четырех протоиреев, одного священника, секретаря, четырех столоначальников, «приходорасходчика» (бухгалтера) и регистратора. В том же году на территории Иркутской губернии было 13 благочиннических округов. Два из них находились в Иркутске. В ведении третьего был причт Знаменского монастыря и 10 ближайших к городу сельских церквей по Амурского и Кругоморскому трактам. Трое благочинных располагались по Московскому тракту: в . Зиминском (10 окрестных церквей), в с. Тулуновском (9 церквей) и г. Нижнеудинске (4 церкви).
По Ангарскому тракту благочинные находились в г. Балаганске (11 церквей), и с. Голуметь (13 церквей). По Якутскому тракту было 5 благочиний: в с. Куде (12 церквей от Оека до Олонок), с. Качуге (13 церквей), с. Тушаме (7 церквей), г. Киренске (6 церквей), Петропавловском погосте (5 церквей по Лене и Витиму).
Вне благочиннических управлений были Иркутский кафедральный собор, две церкви при архиерейском доме и походная церковь на золотых приисках в Бирюсинской системе. Всех церквей в епархии числилось 229, из которых 121 находилась в Иркутской губернии, а 108 — на территории современной Бурятии и Читинской области 65.
Образование Забайкальской епархии (1894г.) привело к тому, что Иркутская стала действовать только в границах одноименной губернии. В 1914г. в Иркутской губернии имелось 223 церкви, а число благочиннических округов возросло до 20. Первое благочиние находилось в Иркутске с его 29 церквями. За церквями Иркутского уезда надзирали 3 округа, 2 благочиния имелось в Верхоленском уезде, 3 — в Киренском, по 4 — в Балаганском и Нижнеудинском уездах. Кроме того, 3 благочиния объединяли специальные миссионерские церкви Верхоленского, Балаганского уездов, а также Тункинского ведомства Иркутского уезда (территория нынешней Бурятии) 66. Благочиние в среднем состояло из 11 церквей, часовен и молитвенных домов в епархии было 207.
Большинство церквей епархии имели в 1914г. лишь один штат. Пятикратный штат был в кафедральном Казанском соборе, трехкратный — в Крестовоздвиженской церкви в Иркутске. В некоторых церквях губернского города существовал двойной штат. В уездах тройной штат был в Николаевской церкви с. Черемхово и в Киренском Спасском соборе. Двойной штат имел Нижнеудинский Вознесенский собор. Еще две церкви хотя и назывались соборами (Верхоленский и Балаганский Спасский), но обслуживались обычным штатом.
С 1843 до 1861гг. 5 духовных правлений Енисейской губернии входили в состав Томской епархии. Благодаря хлопотам епископа Томского и Алтайского Афанасия и генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского 25 мая 1861г. была учреждена Енисейская и Красноярская епархия с центром в Красноярске. До конца 1917г. на кафедре сменилось 9 епископов. Действовала также духовная консистория, которая «помогала осуществлять преемственность в делах управления и в традиционных устоях епархиальной жизни вне зависимости от смены преосвященных управляющих, но значительно стесняла деятельность канонически истинного управляющего своей административной зависимостью от Святейшего Синода и государственной администрации» 67. Кроме того, работала ревизионная комиссия, члены которой назначались Синодом и сообщали ему итоги своей деятельности. Созывался и епархиальный съезд духовенства. Около 20 его делегатов, избранных духовными лицами епархии, рассматривали финансово-хозяйственные дела церковной области, иногда рассуждали и о более широких проблемах вплоть до общегосударственных.
Вместе с быстрым ростом населения губернии увеличивалось и число храмов. В 1916г. в епархии действовало 308 храмов (из них 55 приписных), имелось 69 молитвенных домов и 145 часовен. Благочиний в 1901г. было 21 68,а в 1916г., видимо, еще больше.
На севере региона возникла еще одна самостоятельная епархия. Город Якутск с 1853г. был центром епархии Камчатской, Курильской и Алеутской. В январе 1858г. Синод учреждает в этой епархии два викариатства: в Якутске и Русской Америке (Ситхе), а центром епархии становится новый город Благовещенск на Амуре. Архиепископ Иннокентий Вениаминов несколько раз предлагал образовать Якутскую епархию, утверждая, что Якутия — очень своеобразный край, где из-за огромных расстояний, суровости климата, особенностей жизни аборигенов необходимо иметь собственное церковное управление.
Вениаминов отмечал также, что в Якутске имеется каменный дом для викария, каменный же Троицкий собор, который может стать кафедральным, есть помещение для духовной консистории. Он писал, что причт собора насчитывает 9 человек, что вместе с 11 священниками и 6 дьяконами такое количество духовенства вполне может обеспечить функционирование всех необходимых епархиальному управлению органов 69. Генерал-губернатор Восточной Сибири поддержал предложение архиепископа, и в декабре 1869г. император подписал указ об образовании Якутской епархии. Ее глава получил официальное название «епископ Якутский и Вилюйский». В марте 1870г. на собрании духовенства Якутска из 11 кандидатур были избраны 4 члена консистории. Этот демократический способ (избрания, а не назначения), - вызвал недовольство обер-прокурора Синода. В состав консистории вошел секретарь, управлявший ее канцелярией и, по обычному правилу, представлявший в нем интересы Синода. В 1869г. была введена должность секретаря при архиерее; он также стал членом консистории 70.
Интересно, что в годы пребывания в Якутске епископа Иакова консистория трижды проявляла самостоятельность, не соглашаясь с мнением владыки, и трижды убедила его изменить свое решение-факт, говорящий о самокритичности архиерея. Долгое время консистория размещалась в ветхом деревянном здании; лишь в 1886г., на территории того же монастыря было возведено новое, также деревянное.
В 1895г. был установлен увеличенный штат консистории, включавший в себя секретаря, трех членов, двух столоначальников, казначея, архивариуса, регистратора и секретаря архиерея.
Как и в других епархиях, в Якутской постепенно увеличивалось количество благочиний. В 1865г. в викариатстве было их всего 6 (по 2 в Якутском и Олекминском округах, по 1 — для г. Якутска, Вилюйского, Верхоянского и Колымского округов). Количество церквей в епархии возросло с 37 в 1870г. до 134 в 1915г. Поэтому число благочиний в 1915г. достигло 17.
В конце XIX в. состав епархии вошел Охотский округ Приморской области, Чукотка и золотые прииски Бодайбинской системы.
Судя по отчету епископа, в 1915г. в епархии было134 церкви, в том числе: 1 монастырская, 5 соборных, 108 приходских, 10 приписных, 8 домовых и 2 стана. 7 храмов находились на территории Охотского округа, т.е. к Восточной Сибири относились лишь 127 церквей. На одно благочиние в епархии приходилось в среднем по 7-9 церквей. Число часовен и молитвенных домов, по подсчетам И.И. Юргановой, достигло 150.
В ряде работ по истории Якутской епархии называются более крупные числа церквей, но указанные И.И. Юргановой цифры представляются вполне обоснованными.
В конце XIX в. на территории Восточной Сибири была образована еще одна епархия — Забайкальская. Поскольку Синод установил правило, по которому каждая епархия должна была находиться в границах губернии или области, такая проблема фактически обозначилась уже в 1851г., когда из Иркутской выделилась самостоятельная Забайкальская область. В 1862г. делается первый шаг к образованию новой епархии: учреждается в помощь иркутскому владыке Селенгинское викарное епископство, глава которого одновременно стал руководителем Забайкальской духовной миссии. Местопребыванием викария был назначен Посольский монастырь, куда первый викарий Вениамин (Благонравов) прибыл 2 июня 1862г. 71 В Забайкалье стали создаваться миссионерские станы и школы.
Следующим шагом по пути рождения новой епархии было перемещение резиденции викария из Посольского монастыря в Читу, центр области (1880г.). В Чите было создано духовное правление, являвшееся как бы филиалом консистории. Так как большинство дел, которые раньше должен был рассматривать иркутский епископ, решалось теперь в Чите, иркутская консистория была несколько разгружена от потока документов. Но важнейшие вопросы, связанные с деятельностью забайкальских благочиний, викарий решать сам не мог, и вынужден был запрашивать мнение консистории, что могло надолго отсрочить необходимую резолюцию владыки.
В 1885 г. в Синод была отправлена «Записка», в которой архиепископ Иркутский и Нерчинский Вениамин предлагал выделить Забайкалье в особую епархию. Просьба мотивировалась большой протяженностью Иркутской епархии, разбросанностью храмов, значительным количеством «иноверцев» - ламаитов и шаманистов, желательностью пребывания архиерея в одном городе с гражданской и военной властью. Авторы «Записки» планировали в дальнейшем открыть в Чите семинарию со специальным миссионерским классом, а также второе в Забайкалье, кроме Нерчинского, духовное училище в Верхнеудинске.
12 марта 1894г. Синод распорядился учредить епархию Забайкальскую и Нерчинскую, а 24 августа того же года был утвержден личный состав консистории 72.
Число церквей в Забайкалье за полвека резко увеличилось. Если в 1863г. их было 108, то в начале ХХ в. перевалило за три сотни. Данные об их численности в этот период противоречивы. Так, по сведениям А.Д. Жалсараева, в 1909г. там было 376 церквей, в том числе приходских 186, приписных 143, домовых 3, тюремных 3, кладбищенских 8, железнодорожных 2, церквей — школ 2, монастырских 5 73. Синод в отчете за 1913г. дает цифры 386 церквей и 382 часовни и молитвенных дома 74. Зато в «Ведомостям о деньгах, вырученных от продажи свеч и о количестве кружечного дохода... за 1912г.», перечислено лишь 283 церкви в 27 благочиннических округах. Правда, по 19-му единоверческому округу нет ни числа церквей, ни количества собранных денег 75.
Возникает вполне естественный вопрос, изменилось ли за рассматриваемый период количество церквей в расчете на душу населении? Для Якутии И.И. Юрганова называет цифры — 21 церковь в 1826г. и 37 в 1870г. Для приблизительного подсчета предположим, что в 1851г. там было 30 церквей при 204,4 тыс. жителей православных жителей 76.Тогда окажется, что одна церковь здесь приходилась на 6,8 тыс. человек. В главе 3 выяснено, что в Иркутской епархии на 1851г. приходилось 266 церквей. Если вычесть из них 30, то окажется, что в Прибайкалье и Забайкалье 266 храмов приходилось на 449,3 тыс. жителей. Это дает 1,9 тыс. человек на одну церковь, т.е. Иркутская губерния была в 3,6 раза лучше обеспечена храмами, чем Якутия. В Енисейской губернии при 242,8 тыс. жителей по ориентировочным сведениям имелось 124 церкви, что дает почти такую же цифру, как и в Иркутской — 1,95 тыс. человек на один храм.
На 1910-е гг. мы имеем подсчеты более точные, хотя количество церквей по ряду епархий отличаются по разным источникам. Не считая приводимые цифры абсолютно точными, можно все же сказать, что во всей Восточной Сибири было в те годы 1034 храмов при 2415,2 тыс. православных жителей, или 2886 человек на одну церковь. В Енисейской губернии при 900 тыс. жителей было 308 церквей, т.е. одна церковь приходилась на 2922 человека. В Иркутской губернии при 643,5 тыс. православных имелось 223 церкви, или 2886 человек на церковь. В Забайкальской области было 597,7 тыс. православных и 376 церквей, т.е. 1590 человек на церковь. Наконец, Якутия при 274 тыс. населения располагала 127 церквями (2157 человек на одну церковь).
Сравнивая ситуации разных лет в отношении обеспечения населения храмами, можно придти к следующим выводам. За прошедшие 60 лет количество церквей на душу населения возросло в целом по региону незначительно, увеличившись всего на 6,3%. Наибольшие успехи были достигнуты в Якутии, где указанное соотношение увеличилось в 3,15 раза. В Енисейской губернии, ввиду стремительного ее заселения и отставания в возведении церквей, их на душу населения стало меньше в 1,5 раза. В Иркутской губернии по той же причине соотношение ухудшилось, почти так же, как в Енисейской. По-видимому, значительно лучше обстояло дело в Забайкалье, где церквей на душу населения стало больше. Часовен и молитвенных домов в регионе было 953, причем особенно много в Забайкалье (382), а в остальных епархиях от 150 до 214.
Важным звеном церковного управления оставались благочиннические округа. Возглавлявшие их благочинные, обычно в сане протоирея, служили также и в церкви, но не в качестве ее главного священника. Они обладали большой властью, особенно если входили еще в состав консистории. Среди благочинных иногда встречались и откровенные самодуры. Так, в 1887г. об этих церковных администраторов Иркутской епархии писали: «Про злоупотребления властию наших благочинных в доброе старое время существует у нас множество самых сказочных преданий. Например, на наших уже памятях был в одном отдаленном городе епархии благочинный, который своею властию запрещал в священно-служители не угодивших ему простецов священников, а причетников награждал стихарями; другой смененный уже блаженные памяти преосвященным Парфением, не стеснялся сечь розгами причетников, и его трепетало не только все духовенство в благочинии, но даже ямщики на всех станциях в его благочинии. Правда, что высокопреосвященный Парфений, сменивший многих недостойных благочинных, значительно очистил и возвысил институт благочинных... Но и при нем злоупотребления благочинных в некоторых местах епархии еще существовали...» 77.
Архиепископ Парфений ввел выборы благочинных, благодаря чему состав их улучшился, но спустя несколько лет Синод отменил этот порядок. Благочинные обязаны были раз в полгода объезжать церкви своего округа.
С 1860-х гг. учреждаются различные комитеты, советы, общества религиозного характера, которых до этого практически не было, проводятся собрания и съезды духовенства. В жизни духовного сословия появляются элементы общественной жизни, возможность высказывать свои предложения, а иногда и критические замечания. Служители церкви получают право обмениваться мнениями по вопросам, связанным с их жизнью и деятельностью. Поскольку с 1863г. начинают выходить «епархиальные ведомости» в регионе, можно говорить о появлении первых признаков гласности.
Перечислим основные организации восточносибирского духовенства. В 1854г. Иннокентий Вениаминов организует Якутское попечительство о бедных духовного звания 78. В Енисейской епархии подобное попечительство учреждается в 1862г. В Иркутской епархии такую же роль играло, по-видимому, Братство взаимного вспоможения, созданное в 1867г. Средства эти общества получали частично из отчислений от епархиальных доходов, частично — от взносов клира.
С 1864г. в Енисейской и Иркутской епархиях появляются церковно-приходские попечительства, задача которых заключалась в обеспечении церкви всем необходимым — проведении ремонтных работ, содержании ее в «благолепном виде», снабжении всеми необходимыми предметами и облачениями для богослужения, помощь приходским школам и членам причта. Однако такие попечительства были созданы не при всех церквях. Так, в Иркутской епархии в 1908г. их было всего 54, что составляло примерно четверть всех приходов 79. По-видимому, их не было в Якутии из-за суровых климатических условий, кочевого образа жизни большинства якутов и их бедности.
В 1863г. в Якутии был образован отдел Палестинского общества, ставившего своей целью пропаганду памятников Святой земли и помощь ее православному духовенству. Отделы Палестинского общества имелись также и в других епархиях.
В 1870г. в Якутске был открыт комитет Православного миссионерского общества, деятельность которого для этого края была очень важна. В 1890г. такой же комитет появился в Енисейской губернии.
В Якутии в 1891г. создается церковно-миссионерское Братство Христа и соединенный в ним Епархиальный училищный Совет, имевший 6 отделений в Якутске и во всех округах епархии 80.
В начале ХХ в. в Иркутске образовалось Братство св. Иннокентия. В 1914г. число членов Братства достигло 385, из которых 67 человек представляли духовенство. Братство организовало 17 лекций религиозно-нравственного содержания, велись также народные чтения в четырех местах на окраинах Иркутска. Братством было издано и распространено около 40 тыс. экземпляров брошюр. Народу раздавались также листки религиозного содержания, напечатанные в столицах. При обществе действовала организованная в 1910г. столовая для бездомной городской бедноты. При столовой существовала церковно-приходская школа, в которой обучалось 35 мальчиков и девочек. Благотворительный отдел Братства содержал в 1914г. богадельню для престарелых бездомных бедняков, давал обеды из дешевой столовой общества «Утоли мои печали», к дням Пасхи и Рождества городских бедняков снабжали самым необходимым 81.
В марте 1906г. в Иркутске было образовано отделение «Союза русского народа», черносотенной организации, поставившей себе целью борьбу с революционным движением и состоявшей частично из духовенства. Одним из трех ее руководителей был архиепископ Тихон 82.
При Красноярском Богородице-Рождественском соборе в 1892г. основывается «Епархиальное Братство Рождества пресвятой Богородицы» для внецерковного христианского просвещения. С 1913г. оно получило название «Епархиального братства святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца» 83. В 1916г. существовали также уездные комитеты этого братства.
В Чите с 1910г. действовало Братство св. Кирилла и Мефодия. Оно содержало приют для малюток-подкидышей. В 1913г. Братство решило построить новое здание, в котором предполагалось дешевая столовая на 30 человек и комнаты для 30 малюток. Члены Братства служили ранние литургии по субботам, воскресным и праздничным дням 84.
В 1913г. создается «Общество хоругвеносцев в городе Иркутске во имя Святителя и чудотворца Иннокентия первого епископа Иркутского». В Уставе его говорилось, что оно учреждается «для ношения хоругвей в крестных ходах» и соблюдения порядка во время крестных шествий. Руководил обществом архиепископ. В общество принимались достигшие совершеннолетия мужчины, исповедовавшие православие и известные своей «благонадежностью». Члены общества носили форменный кафтан темно-синего цвета; отдельные его части делались из материала малинового цвета с серебряными кистями и галунами 85.
Оформляются церковно-исторические, археологические общества (1912г., в Иркутске и Красноярске). Открываются общества трезвости (в 1914г. в Иркутской и Якутской епархиях, в 1915г. — в Енисейской). Существовали советы, способствовавшие работе учебных заведений и помогавшие учащимся. Так, в Красноярске с 1864г. существовал Енисейский епархиальный училищный совет, с 1884г. упоминается Общество для вспомоществования ученикам, в Чите в 1914г. действовала Комиссия по женскому епархиальному училищу 86. Известны духовные комиссии и епархиальные ревизионные комитеты.
В годы Первой мировой войны возникают органы, занимавшиеся помощью фронту, раненым и семьям фронтовиков. Так, в Красноярске в резиденции епископа работал «Кружок», собиравший средства с этой целью и печатавший в «ведомостях» ежемесячные отчеты о результатах своих усилий. В 1915г. происходили собрания Енисейского епархиального Благочиннического Совета.
Проводились многочисленные съезды, совещания, собрания духовенства. Общеепархиальные съезды известны с 1869г. в Иркутской, с 1872г. — Якутской епархиях. Собирались миссионерские съезды (в 1885 и 1910гг. — в Иркутске, в 1908 и 1914гг. — в Красноярске, в 1913г. — Миссионерское совещание в Чите). В 1915г. проходил 45-й епархиальный съезд духовенства Енисейской епархии. В 1915 г. состоялось Чрезвычайное собрание настоятелей монастырей в Красноярске. В 1916г. проходили собрания духовенства по благочинническим округам, а затем — по уездам Енисейской губернии. В 1913г. в Чите состоялся съезд законоучителей среднеучебных заведений.
Ежегодные поездки архиереев по епархии приобрели большую значимость. Отчасти это было связано с развитием транспорта (с 1880-х гг. с этой целью используются пароходы, с начала ХХ в. — иногда и железная дорога; несколько улучшилось и состояние трактов). Рост плотности населения, проведение с 1860-х гг. первых телеграфных линий, возросшие финансовые возможности создавали лучшие условия для подобных поездок. Епископы нередко заранее составляли план своего путешествия и сообщали благочинным, в какой день они прибудут в то или иное село. Соблюдать график поездки было довольно сложно.
Составлялись инструкции о том, как духовенство должно готовиться к встрече владыки. Иоанн, епископ Забайкальский и Нерчинский, требовал, "чтобы священник к моему прибытию в его приход изготовил рапорт, заключающий в себе сведения о числе селений и деревень, входящих в состав прихода, количестве душ прихода с обозначением, сколько из них православных, раскольников и сектантов, сколько русских и инородцев и сколько язычников; как исполняется православными долг исповеди и причастия... усердно ли прихожане посещают храм в праздничные и воскресные дни, сколько именно бывает по воскресным дням за богослужением взрослых, чем объясняется неисправное посещение прихожанами церкви; имеется ли в церкви хор, читаются ли поучения за литургией, как часто они читаются и по каким сборникам и книгам, говорятся ли поучения самим священником, когда и сколько раз в году; какие среди прихожан наблюдаются недостатки в нравственной их жизни и какие светлые стороны; сколько в приходе школ церковных и светских и сколько в них учащихся..., исправно ли посещают учащие и учащиеся церковь в праздники, ежегодно ли те и другие говеют; ведутся ли в храме и школах религиозно-нравственные чтения и беседы, кем ведутся; бывают ли чтения, направленные к искоренению в народе пьянства..." 87.
Священник должен был показать епископу разницу, наиболее ценные предметы церковной утвари, а также часовни, школы, богадельни и дома причта. Ученики должны были ждать архиерея в церкви, а когда он придет в школу, находиться в классах. В школе епископ может проверить знания учеников не только по Закону Божию, но и по другим предметам начального курса. Архиерею представляются для просмотра церковные книги, каталоги книг школьных библиотек, а также письменные работы старшего класса. Учителя должны рассказать своим питомцам, а священники — прихожанам, "как подходить к епископу под благословение и к помазанию св. елеем за всенощной".
В Енисейских "ведомостях" была перепечатана статья уфимского епископа Андрея "Как должны приготовляться священники к архиерейской встрече" 88. Наставления уфимского епископа близки е тексту своего читинского коллеги, но, пожалуй, более требовательны. Там, в частности священника обязывают сказать несколько проповедей о значении иерархии, епископа, священников. Кроме того, священник "...должен во имя Божие проверить свою деятельность и честно указать архиерею все слабые стороны жизни своего прихода".
Если причту приезд главы епархии грозил неприятностями, то для обитателей сельской местности, особенно "медвежьих углов", он был большим и радостным событием. Церковные администраторы стремились совершать объезды епархии со значительной свитой, чтобы вести службу с достаточным количеством помощников и слаженно звучащим хором. Архиепископ Иркутский Вениамин в своем отчете за 1880г. писал: "При обозрении церквей, и без служения моего произносятся поучения, но архиерейские поездки без совершения богослужения далеко не имеют того религиозного влияния, какое они производят на народ, когда совершаются торжественное архиерейское служение. В некоторых местах мне лично выражали скорбь, что не совершается мною богослужение за неимением свиты" 89.
Чтобы показать, какое впечатление оставляли торжественные богослужения на жителей отдаленных деревень, приведем эпизод из поездки викарного епископа Евгения в Киренский уезд летом 1913г.
Приехавшему поздно вечером в маленькую деревню Абакшину на Илиме епископу передали просьбу крестьян отслужить молебен в поле за деревней. "Был одиннадцатый час ночи. Густые тучи закрыли небо, собирался дождик. Но Владыка охотно исполнил желание этих детей природы. И какая торжественная минута была в жизни абашинцев! Вынесенные из домов иконы (часовни нет) представляли полукруглый иконостас; перед ним на столе пылала не одна сотня восковых свечей; дикая природа... полночный час... вдруг полились могучие звуки церковных молитвословий, и они неслись далеко, оглашая тайгу и поднимаясь высоко к небу. Пели мы все; это усугубляло впечатление. Народ в немом безмолвии замер от невиданного зрелища..." 90.
В начале ХХ в. обсуждались и, вероятно, были близки к реализации два крупных проекта, причем за воплощение одного из них шла борьба между администраторами Томской и Иркутской епархией. Томский архиепископ Макарий, ставший к лету 1913г. митрополитом Московским, предложил открыть духовную академию в Томске. Однако в Синоде стали обсуждать идею учреждения академии в Иркутске. В качестве аргументов в пользу Иркутска указывалось, что город имеет единственные в Сибири мощи святителя Иннокентия, что студенты Университета и Технологического института могут оказать "вредное влияние на неустановившуюся еще корпорацию студентов новой духовной академии" в Томске 91.
Спустя два года в Иркутске состоялось заседание комиссии, разрабатывавшей учебный план академии. Комиссия раскритиковала проект, составленный в Томске, и внесла свои предложения. "По мнению собрания, академия в Иркутске нужна общего типа с присоединением миссионерского отделения и кроме наук, читаемых в существующих академиях, в число общеобязательных предметов в иркутскую академию предположено ввести историю азиатских народов и их этнографию (по преимуществу монголо-китайских племен), а на специальном миссионерском отделении предположено преподавание китайского, монгольского, тибетского, японского, бурятского и якутского языков, а также истории и обличения конфуцианства, буддизма, ламаизма, шаманства и других религиозных систем, существующих в Азии" 92.
16 августа 1916г. в Иркутске состоялось совещание духовной администрации в присутствии синодального проповедника И.И. Восторгова, на котором рассматривался вопрос об открытии академии. Для нее предполагалось построить крупное здание, стоимость которого была определена в 700 тыс. руб. По-видимому, Синод этот проект одобрил, потому что Городская дума 10 января следующего года отвела для академии 7 десятин земли в Глазковском предместье 93. Но строительство не началось вероятно, из-за происшедшей вскоре февральской революции.
Другой проект был выдвинут енисейским епископом Никоном, предложившим разделить епархию на две части. Центрами епархий должны были стать Красноярск и Минусинск 94. Очевидно, февральская революция сделала нереальным и этот план.