Как и в предшествующий период, строительство церквей, часовен, молитвенных домов велось в основном на средства населения. В зависимости от достатка, средства на возведение культовых зданий вносили представители практически всех сословий и состояний, но наибольшие суммы вносили, естественно, купцы.
В отношении правил и порядка строительства церквей во второй половине XIX — начале ХХ вв. произошли небольшие изменения. В 1865г. Синод передал право разрешения на строительство часовен местным архиереям. Проекты церквей следовало согласовывать со строительными комитетами губерний. В городах увеличивалось число домовых церквей (не имевших специального здания). Ст.49 "Устава духовных консисторий" гласила: "Устройство церквей в домах, для лиц, приобретших право на особое уважение и не могущих посещать приходские храмы по преклонным летам и болезненному состоянию, разрешается епархиальными архиереями". Однако подобные церкви устраивались и в домах епископов, губернаторов, учебных заведениях.
В 1864г. последовало объявление обер-прокурора Синода "о воспрещении устраивать на церковных землях питейные и трактирные заведения" 147. Архиерейские дома, монастыри и церкви могли сдавать в аренду принадлежащую им недвижимость, но, согласно Своду законов Российской империи 1887г., здания, находящиеся внутри монастырской или церковной ограды, запрещалось сдавать в аренду для устройства торговых заведений и трактиров 148. Предпочтительным стилем для церквей по-прежнему оставался древний византийский; при возобновлении старинных храмов следовало сохранять "как наружный, так и внутренний вид церквей".
Культовые здания, как и раньше, были трех видов: храмы, молитвенные дома и часовни. Некоторые часовни имели значение только памятника в честь какого-нибудь знаменательного события и не были предназначены для богослужения. В 1910-х гг. в восточно-сибирских епархиях число часовен и молитвенных домов было приблизительно равным числу церквей. В Якутии многие часовни превратились к этому времени в церкви. Если в 1870г. в Якутии было 53 церкви и 120 часовен, то в 1915г. в епархии числилось 134 церкви и около 150 часовен и молитвенных домов 149. Для преобразования часовни в церковь она должна была иметь алтарь и антиминс, а от местных жителей требовалось обязательство содержать причт.
Что касается молитвенных домов, то у духовного начальства нередко возникали проблемы об определении их статуса. Этому вопросу посвятил статью "О молитвенных домах ("полуцерквях")" священник Димитрий Витальский в 1915г." 150. Молитвенные дома строятся в отдаленных деревнях прихода, - писал Д. Витальский. Жители иногда называют их "полуцерквями". В здании устраивается алтарь с престолом, "который освящается полным освящением" и выдается переносный антиминс, хранящийся в приходской церкви. Причт приходской церкви в молитвенных домах совершает в праздники богослужения и отправляет требы.
Такие "полуцеркви" очень ценятся сибиряками, которым трудно посещать отдаленный приходской храм. "Нанявши себе чтеца, "попа" (как они сами выражаются), они этим удовлетворяются и свой приходской храм посещают редко: при крещении младенцев, при браках и некоторые (очень немногие) при говении" (с.26). Многие жители даже в великие праздники удовлетворяются чтением своего "попа". Автор статьи заявлял, что сразу ломать такой порядок, раз население к нему привыкло, не следует. Духовенство считает, что в таких "полуцерквях" в отсутствие причта чтецы могут читать и петь только те тексты, которые разрешены мирянам. Но нередко "попы" явно нарушают правил, устраивая иногда даже публичные поминовения усопших. Крестьяне же часто смотрят на это сквозь пальцы, полагая, что у них "полная церковь", т.е. со всеми правами приходской. Автор статьи предлагал епархиальной администрации выработать точные правила для молитвенных домов.
Большинство церквей, как и прежде, строились из дерева, в городах особенно крупных, предпочтение отдавалось каменным храмам. Каменные церкви были обычно более вместительными и стоили значительно дороже. В ценах последней трети XIX — начала ХХ вв. небольшие деревянные церкви можно было построить за 900 руб. плюс 100 пудов хлеба, т.е. 2-3 тыс. руб., крупная деревянная церковь, вмещающая 800 человек, обошлась в 6440 руб., деревянные церкви на каменном фундаменте — в 5 тыс. руб. и 18700 руб 151. Каменный храм могли возвести за 50-60 тыс. руб., небольшой каменный собор — за 100 тыс., а крупнейшие в регионе соборы обходились в 400-700 тыс. руб 152.
Каким же было соотношение деревянных и каменных церквей в Восточной Сибири 1910-х гг.? В Енисейской епархии в 1916г. было 206 деревянных и 102 каменные церкви, т.е. каменные составляли 33% 153. Поскольку в Иркутской епархии при 223 храмах каменных было, по данным И.В. Калининой, 63, то их доля составляла тогда 28%. В Забайкальской епархии в 1909г. имелось 376 церквей, в том числе около 300 деревянных 154. Следовательно, каменные храмы составляли там 25%. Значительно ниже удельный вес кирпичных церквей в суровой по климатическим условиям и хозяйственным возможностям Якутии. Там в 1910-х гг. имелось не менее 94 деревянных и 9 каменных храмов 155, которых было, таким образом, всего 9%. Средневзвешенный же процент каменных культовых зданий для всего региона равнялся тогда 25.
Получается парадоксальный итог. В главе 3 указывался удельный вес каменных храмов для 1861г. В Енисейской епархии он составил 59%, Иркутской — 37%, для церквей Бурятии — 34%. На всех этих территориях удельный вес кирпичных культовых зданий снизился, причем особенно сильно — в Енисейской епархии. Казалось бы, с ростом плотности населения, повышением технического уровня должна была бы увеличиться доля каменных храмов. Как видно, происходило обратное. Объяснить это можно разрешением с конца 1850-х гг. строить деревянные церкви по типовым проекта, что было гораздо дешевле, и большим притоком переселенцев в начале ХХ в., не имевших средств на возведение дорогостоящих кирпичных церквей.
В 1894г. был образован "фонд императора Александра III". Первоначальной задачей его было финансирование строительства церквей на железнодорожных станциях Сибири. Но вслед за сооружением Транссибирской магистрали на восток хлынул поток переселенцев, и фонд Александра III занялся также устройством церквей для новых сибиряков. Общие итоги его деятельности были значительными. Так, за 1909-1912гг. было открыто 454 прихода, в каждом из которых имелась церковь или молельный дом, и дома для причта 156. Однако основные средства фонда расходовались для губерний Западной Сибири. Так, к 1902г. на строительство церквей фонд выделил 282,3 тыс. руб. в Тобольской губернии, 265,8 тыс. руб. в Томской губернии, 84 тыс. руб. в Енисейской губернии и всего 2 тыс. руб. в Иркутской губернии 157. Следовательно, на долю Восточной Сибири пришлось лишь 13,5% затраченных средств.
В середине и второй половине XIX в. в столичных городах России строились крупнейшие соборы, вмещавшие тысячи молящихся. Исаакиевский собор в Петербурге сооружался четыре десятка лет и был завершен в 1858г. Проект его составлен А.А. Монферраном и переработан затем А.А. Михайловым, В.П. Стасовым и другими архитекторами. Выстроенный в стиле русского позднего классицизма, собор поражал своими огромными размерами. Высота его — 102 м. Величественный силуэт собора хорошо воспринимался с больших расстояний, доминируя над городскими кварталами, его позолоченный купол ярко сиял под лучами солнца.
Вторым грандиозным собором, имевшим общерусское значение, стал храм Христа Спасителя в Москве, строившийся 46 лет и освященный в 1883г. Заложен он был в память "избавления России от нашествия наполеоновских войск". Спроектированный в неовизантийском стиле с большой центральной главой и четырьмя малыми, он имел в плане форму равноконечного креста и был облицован снаружи, в традициях московского зодчества, белым камнем.
Проект крупнейшего храма России, вмещавшего 10 тыс. человек, выполнен академиком архитектуры К.А. Тоном. План собора напоминает древнерусские церкви, зодчий ввел многие архитектурные мотивы допетровской Руси в художественный облик собора. Многочисленные росписи, изображения, скульптурные сцены и портреты снаружи и внутри храма были посвящены истории христианства, России, события Отечественной войны 1812г. После своего открытия собор стал самым чтимым храмом России. Сооруженный на народные средства, он стал мемориалом воинской славы и одной из главных святынь страны.
В центрах епархий и значительных городах России также строили крупные по размерам храмы. Большинство из них спроектированы с использование элементов византийского или древнерусского зодчества. Так, Владимирский собор в Киеве, завершенный в 1896г., многочисленными куполами, членением объемов, орнаментом стен напоминал первые киевские храмы. В Кронштадте, главной военно-морской базе страны, был возведен Морской собор, немногим уступавший по размерам Исаакиевскому собору.
В епархиальных и губернских центрах Сибири во второй половине XIX в. также сооружались большие храмы. Их значительные масштабы, высокий профессиональный уровень архитекторов и строителей делали возведение этих сооружений крупными событиями не только религиозной, но также культурной и технической жизни. Строились эти церкви не средства, пожертвованные частными лицами.
В 1898г., после семилетних усилий инженеров и рабочих, началось богослужение в Вознесенском соборе Омска. Если обычная городская приходская церковь вмещала 700-800 человек, то Вознесенский собор был рассчитан на 1600 посетителей. Массивный главный купол храма окружен плотно придвинутыми четырьмя небольшими главами. Почти вплотную к собору была поставлена высокая колокольня, завершавшаяся небольшим шатром с удлиненной луковичной главкой.
Драматична история сооружения Троицкого собора в Томске, растянувшаяся на 55 лет (1845-1900гг.). Через несколько лет после начала строительства обрушился купол собора, и томичам пришлось затратить много материальных и нравственных сил, чтобы довести начатое дело до конца. Основой проекта была Введенская церковь Петербурга (зодчий — К.А. Тон). Собор, имевший в плане форму равностороннего креста (квадрат с четырьмя выступами по сторонам), спроектирован в неовизантийском стиле. Вокруг мощного главного купола свободно располагались по углам здания четыре довольно высокие башни с куполами. Узкие ленты окон на барабанах куполов, удачно найденные пропорции, тщательно продуманное вертикальное и горизонтальное членение объемов храма придавали ему ощущение светлой торжественности. В соборе могли одновременно находиться 2400 человек; высота его составляла 28 м., ширина и длина — по 43 м 158.
В Красноярске здание городского Воскресенского собора, построенное в 1773г., стало тесным, особенно зимою, когда в великие праздники в теплом храме собиралось много молящихся. Узнав о рождении наследника престола Николая Александровича (старшего сына Александра II, скончавшегося в 1856г.), 12 золотопромышленников, собравшись 10 октября 1843г., решили в память этого события устроить добровольную подписку, чтобы получить средства для постройки нового храма. Было собрано 96400 руб., которые передали золопромышленнику, купцу 1-й гильдии И.Г. Щеголеву, поручив ему вести дело по возведению собора 159. В июне 1844г. Николай I утвердил проект собора, составленный К.А. Тоном. Строительство началось летом 1845г. В 1849г. храм в основном был построен, но 29 сентября 1849г. "в главном объеме храма от разрушения внутренних столбов, поддерживавших купол, как самый купол, так и находившиеся по сторонам оного три малых башни и часть сводов также обрушились, а четвертая (малая) башня, равно как и одна из стен, наклонившись наружу", угрожали падением 160. Причиной катастрофы называли плохое качество кирпича, а также ведение работ осенью, из-за чего стены не могли хорошо просохнуть.
Несмотря на такую неудачу, И.Г. Щеголев в 1851г. обратился к губернатору с предложением вновь начать строительство на его собственные средства. Работы возобновились в 1854г. под надзором петербургского архитектора Я.М. Набалова, рекомендованного самим К.А. Тоном. В сентябре 1856г. основной объем храма и колокольни были завершены, а 25 мая 1861г. храм, получивший название Богородице—Рождественского, освятили. На строительство И.Г. Щеглов затратил 560 тыс. руб.
В официальном издании говорилось, что кафедральный собор "имеет 5 глав, коих верхи и кресты вызолочены; при нем в связи колокольня с таковой же главою и крестом; храм имеет в длину 26 саж., внутри 22 саж., ширину 11 саж., высоту внутри 19 саж., светел, просторен, зимою тепел и сух" 161. В современных мерах данные в описании показатели означают соответственно 55,4; 46,9; 23,5 и 40,5 м. Красноярский собор с его шатровым пятиглавием, мощный прямоугольный объем которого удачно дополнен стремящимися ввысь тесно поставленными шатрами и примыкающей к храму колокольней, имел самобытный и выразительный облик. В завершении шатров были использованы арки, ступенчатые ниши, разорванные треугольные фронтоны, имитирующие приемы византийского и древнерусского зодчества.
Храм, имевший 4 престола, обладал богатой утварью, а в "царской" ризнице находилось 18 перемен архиерейских облачений, 91 риза для священников, 46 дьяконских стихарей. Причт насчитывал 11 человек: протоиерея, ключаря, протодьякона, двух священников, дьяконов, иподьяконов, псаломщиков.
Еще с большим размахом был возведен собор во имя Казанской иконы Божией Матери (также Богородице—Казанский, или просто Казанский) в Иркутске. Как и в Красноярске, старый кафедральный Богоявленский собор для центрального города Восточной Сибири оказался в XIX в. слишком тесным. В 1849г. иркутский купец Е.А. Кузнецов выделил 250 тыс. руб. на сооружение нового кафедрального собора. К 1866г. капитал Кузнецова вырос до 466 тыс. руб 162. В 1875г. в торжественной обстановке произошла закладка храм, который начали строить по проекту архитектора В.А. Кудельского, оставившего после себя ряд интересных зданий в Иркутской губернии. Собор Кудельский представлял себе как пятиглавый. Главы в виде шатров были размещены рядом с основным шатром. С орнаментов фасадов предполагалось ввести элементы русско-византийского стиля. Однако проект вызвал ряд справедливых замечаний. Новый вариант проекта был составлен инженером М.Н. Огонь-Догановским в 1876г. В нем колокольня, поднимавшаяся выше главного шатра, должна была соединиться с храмом одноэтажной галереей и были внесены изменения в декор фасадов 163.
Пока в течение шести лет в Петербурге обсуждался проект, продолжалось строительство собора, причем летом работы велись до 12 часов ночи. Опустошительный пожар Иркутска 1879г. нанес большой ущерб и наполовину возведенными стенами собора. Строительство его было "заморожено".
Тем временем в 1882г. известный петербургский архитектор А.О. Томишко в отзыве на проект храма предложил "брать за основу идею центрального храма без колокольни, главный купол которого бесспорно господствует над окружающим. Для меньших церквей, по его мнению, возможна колокольня, превышающая высоту храма, а при соборных храмах колокольня, высота которой должна оставаться в известной пропорции к храму, убивает выразительные свойства собора, т.е. величие, так что какой бы высоты собор ни был, он возле колокольни кажется мал" 164. Император Александр III "нашел проект излишне скромным и пожелал для столь монументального сооружения соблюсти более благолепия в наружном виде и стиле" 165.
В 1885г. возобновилось строительство храма. Новый руководитель строительства, инженер — архитектор барон Г.В. Розен представил свой проект, который и был осуществлен. В нижней, уже построенной ранее части Г.В. Розен изменил декор фасадов, верхняя же часть была им переделана кардинально. Шатровые завершения куполов были заменены полусферами, главный купол опирался на двенадцатигранный световой барабан. Крупнейший собор Сибири с пятью престолами был освящен 25 января 1894г. Он был рассчитан на 5 тыс. человек и достигал высоты примерно 60 м. На одном уровне с четырьмя маленькими главами поднималась более массивная глава колокольни, отнесенная в сторону и соединенная с храмом галереей. Плоскости собора отличались пышностью отделки, многочисленными полукруглыми завершениями окон, кокошниками. Кровли куполов были покрыты листовым железом в шахматную клетку, что придавало им необычную красоту.
К сожалению, и красноярский, и иркутский соборы своим величием портили городской пейзаж большевистским идеологам, и были разрушены по их распоряжениям.
В Чите, кафедральном городе Забайкальской епархии, не было больших и красивых церквей, и епархиальные власти решили тоже построить крупный собор. Сначала его возводили как военный, но потом пришли к выводу, что собор должен быть городским. Однако Чита не обладала такими финансовыми возможностями, как Иркутск или Красноярск. Поэтому собор долго стоял недостроенным. "Не было внутри ни пола, ни отопления, ни штукатурки. Вся внутренность собора была заставлена лесами. Так собор стоял несколько лет... Особенно грустно было, когда читинские евреи на самом возвышенном месте города быстро соорудили грандиознейшую синагогу, величественно возвышавшуюся над всеми сооружениями города", -писали "епархиальные ведомости". Синод по просьбе епископа Мефодия выделил средства, но работам помешали события Первой русской революции. Затем собор достроили, но не было денег на утварь и ризницу. Город выделил для этой цели более 4 тыс. руб. Собор освятили, но не нашлось средств для содержания причта. Богослужения в соборе начались после сентября 1913г.
Читинский собор, получивший имя Александра Невского, был, как и все кафедральные соборы Сибири, пятиглавым, с явными византийскими реминисценциями. Малые главы и колокольни располагались тесной группой.
В 1906г. почетный гражданин Верхнеудинска П.А. Фролов завещал 100 тыс. руб. на сооружение собора. Городские власти, по-видимому, стремились, соперничая с Читой, построить более эффектный храм, чем в центре области и епархии: "Место для собора отведено в нагорной части города. Возвышаясь над всем городом и возглавляя его, величественный собор будет самым лучшим украшением города, свидетельствующим то, что Верхнеудинск — город христианский. В этом отношении г.Верхнеудинск будет весьма выгодно выделяться в сравнении с областным городом Читой, в котором убогие по внешнему виду деревянные храмы еле заметны, темного цвета кафедральный собор скрыт в котловине (яме), а над городом, в самой высокой и видной его части, красуется белоснежное и грандиозное здание синагоги", - утверждали в начале 1914г. "Забайкальские епархиальные ведомости" 166. Но вскоре началась Первая мировая война, а затем и другие драматические события, не позволившие начать строительство собора.
Два интересных проекта были осуществлены в Минусинске. Троицкий храм, завершенный к 1885г. на средства купца И.Г. Гусева, "представлял собой неописуемое по красоте однопрестольное сибирское архитектурное чудо. К самому горькому сожалению, храм был разрушен", - пишет историк Енисейской епархии Г. Персианов (указ.соч. с. 18). В том же городе в 1911г. вознесся еще один храм, построенный иждивением почетных граждан Никифора и Марии Зайцевых. По словам Г. Персианова, "в архитектурном стиле это здание было необычно своим модернизмом и прекрасно решенным в традиционном православном каноне внутренним пространством. Здание храма хорошо сохранилось до наших дней".
В Красноярске в 1908г. завершилось строительство небольшого, но обладающего привлекательной внешностью больничного храма. "Белокаменное трехглавое прекрасное его здание, рассчитанное на 250 прихожан, высилось над городом и хорошо просматривалось со всех сторон" 167.
Заметным событием для Новоселенгинска стало сооружение каменного собора в 1888г. Он выполнен в традициях русско-византийского стиля; своим обликом напоминает красноярский собор в миниатюре. Объем храма компактен, он имеет крестообразный план. Под центральной главой — световой барабан с восьмью крупными окнами. Вокруг нее — четыре малые главки и поставленная над входом невысокая колокольня, не отделенная от общего объема собора 168.
Из сельских церквей Забайкалья можно отметить Пророко-Ильинскую в деревне Старо-Брянской, освященную в 1906г. Она была рассчитана на 800 человек, построена из дерева, на каменном фундаменте, имела в плане форму креста. Ее семь куполов были видны издалека 169.
В Посольском монастыре в 1864г. возвели "царские врата", обращенные к Байкалу и украсившие монастырскую стену. Три арки, из которых самой высокой была средняя, и надстройки для размещения икон создавали запоминающийся образ.
На окраине Иркутска, за р.Ушаковкой, были построены два храма, заметно выделявшиеся в городской застройке. Богородице—Казанская церковь (1892г.), спроектированная в традициях русско-византийского стиля, представляет собой компактный ансамбль, в котором вокруг храма, увенчанного двенадцатигранным барабаном, большим куполом и главой, сгруппированы восемь малых башенок разных форм и размеров. Праздничность и поистине фантастическое разнообразие объемов и орнамента фасадов усиливается разноцветной окраской стен.
Князе—Владимирская церковь (1895г.), так же, как и Богородице—Казанская, сохранилась и отреставрирована. Подобно ей, она доминирует над более низкой застройкой. Центр композиции — высокая шатровая колокольня, украшенная кокошниками и слуховыми окнами. Архитектор В.А. Кудельский удачно воспроизвел древнерусские мотивы, создав неповторимый образ многоглавого храма, оставляющего светлое и торжественное настроение. Спустя несколько лет церковь стала главной постройкой основанного в 1903г. Князе-Владимирского монастыря.
Сельские храмы конца XIX — начала ХХ в. хорошо изучены только в Иркутской епархии, благодаря исследованиям И.В. Калининой. Они разнообразны по своему облику. Среди них — и крупные каменные здания, и деревянные, иногда миниатюрные церкви. Разнообразны и стилевые приемы — от типичного для губернского города модерна до скромных и лаконичных построек, свойственных северным уездам губернии.
Весьма представителен собор Воскресения Христова в с.Верхоленск Качугского района (1907г.). Он был центром культового ансамбля Верхоленска, состоявшего из трех церквей, и вполне соответствовал значимости большого села, которое в XIX в. имело административное значение. Собор отличается сложной композицией с пятиглавием над четвериком храма, приделами и апсидами. Колокольня отсутствует, ее роль играет небольшая главка. План собора и орнамент стен навеян зодчеством XVII столетия.
Высокими архитектурными достоинствами отличается церковь Николы Чудотворца в с.Голуметь Черемховского района (1914г.). Проект этого монументального храма был составлен губернским инженером Н.И. Дудицким. Пятиглавый храм, выстроенный в русско-византийских традициях, возвышается над селом и виден издалека. С силуэтом храма гармонично сочетаются архивольты и оконные проемы стен с их полукруглыми завершениями.
В с.Банщиково Киренского района хорошо сохранилась церковь Скорбященский иконы Божией Матери (1889г.). Основной объем храма соединен с алтарной частью и выполнен в виде восьмерика с фронтонами над каждой гранью, на которой поставлен малый восьмерик, завершающийся куполом и луковичной главкой. Колокольня увенчана стройным шпилем; над алтарной частью и входом — еще две маленькие главки.
Выразителен облик церкви св.Иннокентия, епископа Иркутского, в д.Мутина Киренского района. Построенная в 1899г. церковь стоит на высоком берегу р.Лены. Глава храма установлена на четверике с крутой крышей. Четверик колокольни украшен фронтоном и завершен восьмериком. Над окнами фасадов — маленькие треугольный фронтончики.
Небольшая церковь Михаила Архангела в с.Коротково Казачинско-Ленского района (1891г.) находится в стороне от села. Ее простые лаконичные формы почти лишены украшений и все же обладают притягательной силой.
Необычна история церкви Николая Чудотворца на ст.Нижнеудинск. Во время октябрьской забастовки 1905г. жандармы расстреляли железнодорожных рабочих, убив 8 и ранив 25 человек. В память об этом на пожертвования рабочих и была сооружена по типовому проекту скромная деревянная церковь (1908г.). Основной частью этого приземистого храма является двухъярусный четверик. Колокольня, храм и апсида увенчаны небольшими главками.
В Якутии строились меньшие, чем в Юго-Восточной Сибири, по размерам и стоимости церкви, приспособленные к суровому климату.