ВВЕДЕНИЕ

Эта книга - об истории становления взаимоотношений между центром и периферией в Росийской империи, их эволюции, попытках модернизации и консервации. Хотя книга посвещена анализу эпохи раннего имперского регионализма, она может способствовать пониманию происходящих в современной России изменений во взаимоотношениях между центром и субъектами Федерации, а в конечеом итоге выработке оптимальной модели государственной региональной политики. Субъекты Российской Федерации органично вплетены в единый хозяйственный комплекс и территориальное пространство государства. Однако, последнее складывалось на протяжении длительного периода. Со времени образования Древнерусского государства и вплоть до конца XIX в. отмечается расширение территории России, сопровождающееся включением в ее состав новых окраинных земель, заселенных зачастую нерусскими народами. Так было на Кавказе, в Польше, Сибири, Дальнем Востоке... Разумеется, понятие "окраина" менялось. Признавалась как бы его изначальная историчность, временное значение. Однако на всех этапах формирования территории России и организации последующих хозяйственного освоения, политического взаимодействия с вновь присоединенными землями, перед российским правительством в качестве одной из важнейших стояла задача организации местного управления и административного устройства в соответствии с нуждами и потребностями империи. Поэтому изучение исторического опыта организации взаимоотношения центра и переферии в области управления и административного устройства приобретает несомненную общественно-политическую актуальность и практическую значимость.

Объектом исследования данной монографии является система государственного управления окраинами Российской империи в ее важнейшем административном аспекте, который рассматривается на примере Сибири, Польши, Финляндии, Кавказа. Основное внимание уделяется изучеению административной политики правительства на территории бывших Енисейской, Иркутской губерний, Забайкальской и Якутской областей в границах середины XIX в. Эти губернии, области и народы, их населяющие, были тесно связаны между собой общностью социально-экономического и политического развития в составе России, этнографическими, культурными и иными традициями. По существу, основное направление политики правительства в этом регионе было характерно и для всех сибирских окраин империи.

В хронологическом отношении работа охватывает период с конца XVIII в. до 60-х гг. XIX в. Это было время, когда Сибирь интенсивно втягивалась в орбиту общероссийских хозяйственных, политических и иных связей. В условиях усиливающегося с конца XVIII столетия кризиса феодально-крепостнической системы, дальнейшее функционирование единого хозяйственного механизма порождало общие тенденции социально-экономического и политического развития России и Сибири, находившие конкретное выражение в преобразованиях государственной машины и социальной политике Александра I, 30-летней эпохе царствования Николая I. Административная политика правиетельства на восточных окраинах империи в этот период характеризуется разработкой региональной модели управления (преобразования 1822 г. М.М.Сперанского) и ее реализацией 1 , а вконечном итоге - и первыми попытками трансформации "Сибирского учреждения", связанными с именем и деятельностью Н.Н.Муравьева (впоследствии графа Амурского) С нашей точки зрения, взгляд на историю сквозь политику также правомерен, как и через призму экономики, культуры, религии и т.д. Политика, как известно, многогранна. Каждый из ее аспектов - экономический, административный, религиозный и др. - имеют самостоятельный предмет изучения. Исходя из определения методологии, как системы принципиальных подходов исследователя к теме, подчеркнем, что предмет исследования, в данном случае - административная политика на окраинах империи - имеет четко обозначенный контур - окраины, и вполне определенный элемент внутреннего содержания. Эволюция форм государственного управления и устройства структур власти, реформ и реформизма, действий и результатов - вот важнейшие составляющие предмета административной политики. Изучение управленческой и административной политики на окраинах потребовало и нового теоретического осмысления ряда понятий и терминов, и прежде всего, самого термина "окраина". В российской административной практике XV - XVI вв. под окраинами понимались "порубежные" земли. С другой стороны, хорошо известно Ленинское определение окраин - это "незаселенные, или не вполне заселенные, не вполне вовлеченные в земледельческую культуру земли". 2 Основываясь на этом определении, Л.М.Горюшкин отнес Сибирь к окраинам России конца XIX в. В то же время он высказал суждение о том, что "отнесение к окраинам ... уже заселенных и вовлеченных в "земледельческую культуру"... Царства Польского ... начала XIX в. представляется ошибочным". 3 Здесь следует отметить, что постсоветская историография постепенно отходит от Ленинского определения окраин, а все больше оперирует понятием "фронтир". 4 Концепция определяющего влияния фактора границы, рубежа в истории появилась к концу XIX в. в США. Современные исследователи вкладывают в нее различное содержание, трактуя подчас как границу между заселенными и незаселенными территориями, "место встречи дикости и цивилизации" и т.д. 5

В современных исследованиях концепция "фронтира" широко используется для изучения различного круга проблем по истории внешней политики (фактор "новых рубежей"), истории города и т.д. Теорию "фронтира" пытаются развивать, выявляя общие и особенные черты в процессе освоения Североамериканского континента и Сибири. 6 Действительно, в ходе освоения США и Сибири проявилось немало общих закономерностей, как в сфере экономики, так и менталитета человека.

Однако история освоения окраин в Российской империи вовсе не сводится к проблемам земледельческой колонизации, колониальной эксплуатации. В истории России немаловажное значение играл и процесс интеграции окраинных земель в единое административное пространство и общероссийский хозяйственный механизм. Поэтому представляется, что уже высказанные в литературе суждения об окраинах должны быть в теоретическом плане дополнены понятием "центр"-"периферия". Ознакомление с конкретной стороной взаимоотношений центра с периферией свидетельствует о том, что в каждом отдельном случае набор признаков, попадающих под понятие "периферия", был сугубо индивидуален. Это замечание относится не только к Российской империи, но и другим национальным госудаствам. 7 Таким образом, подчеркнем, что "окраина" - понятие не только экономическое, политическое, но и географическое, исторически сложившееся пространство. Это пространство может иметь отличное от центра, иных периферийных территорий административное устройство, особенности в экономическом развитии, этническом составе населения, его менталитете и т.д. Именно в этом смысле употребляется в монографии понятие "окраина".