Анализ международной обстановки, в которой происходило становлениенезависимости Монголии и изменение ее геополитического положения, невозможенбез учета ряда важных теоретических положений, являющихся базовыми для любогонаучно обоснованного подхода к исследованию международных отношений.
Международные отношения нельзя рассматривать просто как сумму внешнихполитических позиций и действий отдельных государств. Скорее, это динамическиразвивающаяся система. Независимое государство проводит ту или иную внешнююполитику, но далеко не все страны оказывают заметное влияние на международныеотношения в тот или иной исторический период. Это зависит от сочетания разныхфакторов, степень влияния которых может меняться с возникновением новыхусловий. Если государство небольшое, то влияние внешних факторов на егоразвитие заметно увеличивается. В свою очередь, если государство существует какимперия, тогда оно само выступает как фактор внешнего воздействия на другиестраны.
От состояния международных отношений сегодня зависит решение важнейшихпроблем, стоящих перед человечеством, особенно так называемых глобальныхпроблем экологии, демографии, ресурсов, которые становятся все более острыми.Эти обстоятельства обусловливают объективную необходимость серьезногосовершенствования теоретической и методологической работы по изучению мировойполитики с учетом исторической специфики отдельных стран.
Особое значение для изучения и практики международных отношений имеет теориямеждународных отношений, под которой в данном случае мы понимаем совокупностьмножественных концептуальных обобщений, представленных разными теоретическимишколами и составляющих предметное поле относительно автономной дисциплины.
Одним из основных направлений сегодня считается политический реализм. Егоглавные положения, по мнению многих специалистов, были предвосхищены еще вантичной Греции, в частности Фукидидом (471-401 гг. до н. э.) в его <ИсторииПелопонесской войны>. Фукидид говорит не только о господстве силы в отношенияхмежду суверенными политическими единицами. В его работе можно найти упоминаниеи об интересах государства, а также о приоритетности этих интересов над интересамиотдельной личности [II, 121, т. 2. c. 60]. Далее он писал, что поскольку обамогущественные города-государства (Спарта и Афины) превратились в своего родаимперии, постольку усиление одного из них как бы обрекало их на продолжениеэтого пути, подталкивая к стремлению подчинить себе все свое окружение с тем,чтобы поддержать свой престиж и влияние [II, 121, т. 1, с. 24]. В свою очередь,другая империя, так же, как и менее крупные города-государства, испытываярастущие страх и беспокойство перед таким усилением, принимает меры кукреплению своей обороны, втягиваясь тем самым в конфликтный цикл, который вконечном итоге неизбежно выливается в войну.
В дальнейшем это направление, получившее название классического илитрадиционного, было представлено во взглядах западноевропейских мыслителей,которые вслед за Ж. Боденом (1530-1596) считали, что первый признак государства- это суверенитет. Жан Боден, идеолог абсолютизма во Франции, отразил в своихтрудах завершение процесса централизации национального государства.Государства, по Бодену, возникают независимо от воли Бога или людей подвлиянием естественной среды (климат, почва и т. д.), их развитие отображаетнаука история. Поэтому история различных народов является лучшим введением вполитику, и философия умерла бы среди своих правил от бессилия, если бы она неоживлялась историей [II, 79, c. 112]. Суверенитет, по его мнению, естьабсолютная власть, единая, неделимая, непрерывная и безусловная. В своюочередь, постоянство государственного суверенитета есть власть на<неопределенный срок> [Там же, c. 113].
Параллельно с классическими подходами развивается и другое направление, идеикоторого вписываются в этико-правовую парадигму. В его основе лежит идея оморальном и политическом единстве человеческого рода, а также о неотъемлемыхестественных правах человека. По убеждению представителей данного направления,ни одно самостоятельное государство (большое или малое - безразлично) ни путемнаследования или обмена, ни в результате купли или дара не должно быть приобретенодругим государством. Великий немецкий философ И. Кант (обычно его причисляют кпредставителям данного направления) считал, что ни одно государство не должнонасильственно вмешиваться в вопросы правления и государственного устройствадругих государств.
Идеалистическая парадигма, сопровождавшая историю международных отношений напротяжении веков, сохраняет определенное влияние на умы и в наши дни. Болеетого, можно сказать, что в последние годы ее влияние на некоторые аспектытеоретического анализа и прогнозирования в области международных отношений дажевозросло: эти идеи стали основой практических шагов, предпринимаемых мировымсообществом по демократизации и гуманизации, а также попыток формированиянового, сознательно регулируемого мирового порядка, отвечающего общим интересамвсего человечества [II, 37, c. 20].
Развитие марксизма вызвало появление еще одной парадигмы во взглядах намеждународные отношения, которую нельзя отнести ни к традиционному, ни кидеалистическому направлению. Классический марксизм во многом был связан сверой в существование всемирного интернационала рабочих. Вместе с тем Маркс иЭнгельс различали нации жизнеспособные и нежизнеспособные. Они разделяливопросы о границах между крупными историческими народами и вопросы о праве на самостоятельноенациональное существование многочисленных мелких остатков тех народов, которыефигурировали более или менее продолжительное время на арене истории, но затембыли превращены в составную часть более мощной нации, оказавшейся в силу<большей жизнеспособности в состоянии преодолевать большие трудности> [II, 22,c. 161].
Вышеназванные основные теоретические парадигмы в науке о международныхотношениях - классическая, идеалистическая и марксистская - в целом остаютсяактуальными и сегодня.
Одним из наиболее плодотворных для изучения международных отношений имировой политики представляется подход политической науки, основанный наиспользовании социологических методов и, прежде всего, системного анализа. Висследовании межгосударственных отношений задачи системного подхода состоят нев анализе внешней политики отдельных государств, а в выявлении механизмафункционирования и развития системы в целом, закономерностей еежизнедеятельности. При системном подходе государство рассматривается какэлемент этой системы. Можно отметить, по меньшей мере, три уровня исследованиямеждународных отношений, основанных на комплексном подходе:
Система международных отношений имеет тенденцию к развитию и ксамосохранению. Самосохранение сопряжено с формированием устойчивого равновесиясил. Что касается развития, то оно пробивает себе дорогу посредствомколичественных и качественных изменений в политике, экономике, социальныхотношениях, науке и технике, посредством нарастающего влияния масс намеждународную политику.
В самом абстрактном виде международная динамическая система определяется каксовокупность компонентов (элементов) - участников международных отношений, междукоторыми существуют устойчивые связи, зависимости, отношения. В сумме мироваясистема межгосударственных отношений включает в себя около 200 суверенныхгосударств, не считая большого числа различных межгосударственных организаций.Вместе они составляют множество элементов, из которых можно составитьбесчисленное количество различных сочетаний, каждое из которых можетрассматриваться в качестве подсистемы. Например, международные отношения вСеверо-Восточной Азии могут быть представлены в виде одной из международныхподсистем, отношения в ООН - в виде другой. Конкретнее, в Северо-Восточную Азиювключаются российский Дальний Восток, КНР, Япония, Монголия и Корея. Еслисистема состоит из совокупности различных частей и элементов, то естественностремление сгруппировать их в более крупные блоки, или единицы, назвав ихподсистемами. Некоторые системники-международники пытаются найти болееобоснованные критерии выделения подсистем в системе межгосударственныхотношений. Например, М. Брегер считает, что концепция подсистем должна отвечатьшести условиям:
Такой анализ позволяет исследовать взаимодействие всех элементов и сил, участвующихв международной жизни, влияющих на ее общее течение, изучать реальные ситуации,позиции и цели участников международных отношений, характер и источникиконфликтов, их действительную подоплеку, социально-психологические факторы,влияющие на тех, кто принимает решения, и т. д. Русско-японские,японо-китайские, китайско-русские отношения также должны рассматриваться какособая региональная подсистема, благодаря чему мы сможем проанализировать местоМонголии и монгольского вопроса в этой подсистеме.
Одна из особенностей международных отношений во все времена и эпохипостоянно заключалась в том, что это были отношения не просто междугосударствами, но между внутренне оформленными социумами со сложившимисяпластами социальной идентификации, взаимодействующими между собой в такомпространстве, где не было еще ни единства социума, ни определенных направленийи структур идентификации. В пространстве, где распадались некоторые старыесоциумы и непрерывно формировались новые, где постоянно менялись и конкретныевиды социальной идентификации.
В данной работе сделана попытка проанализировать внешнюю политику небольшогогосударства на различных этапах её развития. Необходимо выявить повторяемостьисторического процесса в новых исторических периодах. Проблемы схожие,употребляемые понятия почти одни и те же, но налицо постепенное усложнение,оттачивание, усовершенствование политической теории. Главное же - меняющиесяусловия общественной жизни обновляют идеи, наполняют старые понятия новымсмыслом.
Проблема равновесия системы - одна из центральных проблем системногоисследования. Динамическое равновесие сложной развивающейся системыосновывается на сбалансированности двух противоположных моментов: изменчивостиее отдельных элементов и относительной устойчивости связей между этимиэлементами (структуры системы). Система не может быть устойчивой, если нетдинамического равновесия как между структурными уровнями системы, так и насамих уровнях. Нарушение такого равновесия ведет, как правило, к нарушениюравновесия всей системы.
К равновесному состоянию система идет через бесконечную цепь неравновесныхсостояний, никогда не достигая абсолютного равновесного состояния. В системепостоянно происходит столкновение различных политических, экономических,военно-стратегических и иных интересов государств. Противоположно направленныедействия государств периодически вызывают в системе те или иные формыструктурных кризисов, через которые система рано или поздно вновь приходит всостояние относительного равновесия.
В истории дипломатии концепция равновесия, или, как ее называют, концепциябаланса сил, занимает центральное место.
Большинство специалистов отмечают, что баланс сил представляет собой важныйрегуляционный механизм системы и считают, что, когда сила сбалансирована междунесколькими державами, ни одна из последних не сможет достичь международнойгегемонии. Ганс Моргентау дал четкое определение этой ситуации: Международнаяполитика подобно всякой политике есть борьба за силу.
Одним из современных крупнейших представителей концепции баланса силявляется Г. Киссинджер. Его фундаментальная работа <Дипломатия> использовананами как своеобразный путеводитель по мировой политической истории. Выступаякак участник множества исторических событий новейшего времени, авторрассматривает их как вехи становления так называемого нового мирового порядка,складывавшегося на рубеже XX-XXI вв. При этом в высшей степени интереснапопытка прогнозирования хода исторического развития в XXI в. и определенияместа великих держав в условиях появления новых национальных государств ицентров могущества.
В контексте данного исследования концепция баланса сил неразрывно связана систорической эволюцией взаимоотношений Монголии главным образом с Россией,Китаем, а также Японией и западноевропейскими державами.
Принципиальное значение для анализа политической эволюции Монголии в ХХстолетии имеет понятие международная среда, которое обычно связывается с тойили иной формой структурного кризиса или конфликта. Острота проблеммеждународной среды прямо зависит от степени остроты соответствующего ейкризиса (конфликта). Что же представляет собой внешняя среда применительно ксистеме международных отношений? Здесь, на наш взгляд, существует простая иочевидная аналогия с национальной политической системой. Внешней средой поотношению к национальной политической системе являются отнюдь не международнаясреда, не политические системы других наций и народов, а экономическая исоциокультурная системы в рамках каждого общества.
Взаимодействие мировой экономики и мировой политики составляет одну изважнейших проблем теории международных отношений, которую давно исследуютспециалисты.
Сложнее обстоит дело с взаимодействием мировой социокультурной общности(рода человеческого) и системой международных отношений. Сложнее, потому чтопроблема, в сущности, не стала объектом исследования дляспециалистов-международников. Необходим анализ социальной и национальнойструктуры, культуры всего человечества (состоящей из разных субкультур) какважной предпосылки понимания процессов изменения в системе международныхотношений. Социальное развитие всего человечества также является той почвой, накоторой формируются современные международные отношения. Они формируются несами по себе, но базируются на процессах экономического и социального развитиячеловеческого общества, представляющего собой единую и одновременно расколотуюна противоположные полюсы общность.
Исследования в этом направлении могут способствовать развитию теориимеждународных отношений, в которой долгое время преимущество отдавалосьизучению внешней политики отдельных государств, тогда как система связей междуними в целом оставалась фактически вне поля исследований.
Современная система межгосударственных отношений, основанная на взаимномпризнании юридического равенства и независимости каждого государства, былазакреплена в Вестфальском договоре 1648 г. Генезис и существование современнойформы государственности тесно связаны с формированием и развитием такого видасоциальной общности, как нация. Наиболее устойчивой является общностьнационального самосознания, ощущения единства исторической судьбы.
Определяющую роль в формировании и закреплении национальной идеологии играютполитические и интеллектуальные элиты [II, 37, c. 174]. Профессиональные элиты,стоящие во главе движения за освобождение от всех форм колониального господстваи политическую независимость, фактически воспроизводят в государственности какформе политической организации общества политическую модель метрополий.Монгольские национальные революции 1911 и 1921 гг. явились не процессом поисканацией своего собственного государства, а, скорее всего, восстановлениемгосударственной независимости, которая была утрачена более 200 лет назад впериод Цинской династии.
В связи с этим одной из решающих в понимании происхождения и сущностигосударства является категория национально-государственный суверенитет. Онаимеет два основных аспекта - внутренний и внешний. Речь идет, с одной стороны,о свободе государства избирать свой путь экономического развития, политическогорежима, гражданского и уголовного законодательства и т. п. А с другой - оневмешательстве государств во внутренние дела друг друга, их равенстве инезависимости. Однако принцип суверенитета национальных государств приводит кнеоднозначным последствиям в международных отношениях.
Одним из наиболее широко распространенных видов межгосударственнойстратификации считаются неравные возможности государств защитить свойсуверенитет, вытекающие из неравенства их <национально-государственной мощи>[Там же, с. 176]. С этой точки зрения различают сверхдержавы, великие державы,средние державы, малые государства и микрогосударства. Среди исследователей нетединого мнения по вопросу о том, какие из государств считать малыми, а какие -микрогосударствами. Большинство склоняется к тому, что критерием в данномслучае может выступать количество населения: в одних случаях микрогосударствамисчитаются страны, население которых не превышает одного миллиона, в других -эта цифра доходит до двух миллионов.
Согласно традиционным представлениям, государства выражают себя намеждународной арене через свою внешнюю политику, которая может принимать двеосновные формы: дипломатии и стратегии. Их назначение: удовлетворениенациональных интересов, сохранение территориальной целостности страны, защитаее безопасности и суверенитета.
Несомненно, что Монголия в мировой политико-экономической структуре занимаеторигинальное место. Обладая небольшой численностью населения и незаметнойэкономической долей в мировом производстве, она занимает обширное пространство(1566,5 тыс. кв. км), представляющее 70% общей территории 15 стран ЕвропейскогоСоюза! Все это подчёркивает значимость анализа национально-государственногоразвития Монголии в ХХ в. в региональном и мировом геополитическом контексте.
При написании работы автор активно использовал конкретные теоретическиеисследования российских ученых. В частности, использовались работы Э.А.Позднякова Системный подход и международные отношения (М., 1976), Р.Н.Долныковой Методология и методики прогнозирования внешней политики (М., 1986),А.А. Мурадяна Буржуазные теории международной политики (М., 1988), Г.Н.Новикова Теории международных отношений (Иркутск, 1996), П.А. Цыганкова<Международные отношения> (М., 1996), которые составили твердую теоретическуюоснову данной работы.
Политическая мысль каждой древней цивилизации своеобразна. Для того чтобыпопытаться теоретически представить эволюцию международного положения Монголии,недостаточно изучения опыта западной науки. Необходимо хотя бы краткообратиться к историческому опыту восточной политической мысли.
На Востоке особо крупный вклад в развитие представлений о государстве иправе внесли Индия и Китай. Согласно восточным воззрениям, история общества довозникновения политической власти делилась на два этапа. Сначала это быласчастливая жизнь в довольстве и согласии, когда все соблюдали дхарму (закон обобязанностях и ответственности человека) по собственной воле. Вторая стадиядогосударственного общества - анархия, внутренняя борьба, каждый думает толькоо себе, и сильные торжествуют над слабыми. Царит так называемый закон рыб:крупные рыбы пожирают мелких. Именно наступление анархии делает необходимымустановление политической власти. Господствует патриархальная концепция власти,столь характерная для древнего и средневекового общества, особенно на Востоке;правитель, царь - отец подданных, он должен о них заботиться, ноответственность несет не перед ними, а перед богом. Впоследствии сменяются династии,гибнут империи, на смену им после периодов раздробленности приходят новые,также недолговечные, меняются границы. История, типичная для всех восточныхдеспотий, которые удерживаются лишь силой оружия от распада на части, отобособления местных правителей. При этом практически неизменным на протяжениивеков оставался жизненный уклад, основанный на верховной собственностигосударства на землю и эксплуатации крестьянских общин с помощью армиичиновников. Важно также, что формирование крупных государств сопровождалосьизживанием родоплеменной организации и идеологии.
Развитие Монголии нельзя анализировать без учета влияния буддизма - религиии основы культуры монголов. Буддизм имеет психологический и этический характер.Он проникнут стремлением к доброжелательству и не причинению вреда. А также нетерпит четыре зла (кража, осуждение, ложь и насилие). Идея возможностичеловеческого выбора того или иного жизненного пути проводится здесь в отличиеот других древнеиндийских источников с полной последовательностью, без всякогобожественного вмешательства или одобрения. Вместо абстрактных рассуждений онарушении дхармы, эгоизме, о законе рыб как причинах возникновения политическойвласти дается четкая и поразительная для своего времени мысль: государствопоявилось вместе с конфликтами из-за собственности на землю. Буддизмпроповедовал равенство между людьми, но не в социальной, а в духовной,религиозной сфере. Буддизм призывал не к изменению общественного строя, а котрешенности от земных страстей и интересов. Буддисты считали, что прочнаявласть предохраняет моральные устои от расшатывания, они выступали противплеменных распрей. Буддизм отражал потребность в формировании крупныхгосударств и содействовал укреплению империи Маурьев (IV-III вв. до н. э.).Буддизм стал первой по времени возникновения мировой религией.
Особенностями всех восточных деспотий являются стремления местных правителейотколоться от центра. В отличие от Индии, в Китае политическая мысль непиталась священными писаниями, она рано выделилась в особый предмет, которымзанимались специалисты, мудрецы, философы. Конечно, связь между Небом иПоднебесной не отрицается, но в центре внимания китайских мыслителей неВселенная, не начало мира и его суть, а человек и общество, проблемыорганизации государства. Причем трактуются они рационально, в значительной мереосвобождаясь от мифологии и религиозности. Особенно это заметно у Конфуция(551-479 гг. до н. э.), самого знаменитого китайского философа, чьи взглядыспустя несколько веков были возведены в ранг официальной идеологии. Емуприписывают мысль о том, что в мире нет вещей, которым нельзя было бы найтиестественного объяснения.
По его учению, власть и собственность принадлежали государству. Несмотря налюбые исторические обстоятельства, конфуцианство оставалось официальнойидеологией до 1949 г.