4. Поиски Монголией нового места в мире

4.1. Основные характеристики внешних факторов, воздействовавших на Монголиюв конце холодной войны (1985-1991)

Одним из главных условий для улучшения межгосударственных отношений междуСССР и КНР был вывод советских войск из Монголии.

Пропаганда и идеологическая борьба были все же менее опасны, чем иной баланссил, поддержка освободительного (в основном, подразумевалось,национально-освободительного) движения народов. Внешняя политика СССРоправдывалась защитой социалистического лагеря и коммунизма, что являлось егосферой влияния в период холодной войны.

После 1985 г., когда в Советском Союзе начался процесс реформирования вовсех сферах, в том числе в отношениях с социалистическими странами, СССР не могосуществлять контроль над деятельностью стран социализма и перестал вмешиваться(по крайне мере, так, как раньше) во внутренние дела этих государств.

Кризис государственной централизованно-плановой экономики СССР и другихсоциалистических стран стал одним из проявлений кризиса социализма вообще,охватившего в тот период все страны и регионы современного мира. Последниедва-три десятилетия характеризовались неуклонным падением влияния левыхдвижений и партий, в особенности коммунистов, в политической жизни развитыхстран. Среди факторов, оказавших негативное влияние на этот процесс,по-видимому, немалую роль сыграла, ставшая к тому времени очевидной, неудачасоциалистического эксперимента в СССР и других странах этого лагеря.

В 80-90-х гг. эпицентром широкомасштабных событий и процессов, имеющихвсемирно-историческое значение, стали СССР и Восточная Европа. Речь идет обантитоталитарных революциях в восточноевропейских социалистических странах ираспаде Советского Союза и советского военно-политического блока. Эти событияпо времени совпали с началом качественных изменений не только вгеостратегической структуре, сложившейся в послевоенные десятилетия, но также вобщественно-политической жизни развитых стран мира.

Те события, которые происходили в рамках социалистической системы, прямовлияли на внутреннюю жизнь Монголии как её составной части. К 80-м гг. всяжизнь в Монголии оказалась тесно переплетена с экономикой и жизнью СоветскогоСоюза на всех уровнях, от макроэкономического до семейного, бытового. В годысоциализма жизнь монгольского народа заметно улучшилась, с чем пока никто неспорит. Шло постоянное наращивание процесса кредитования Монголии со стороныСССР. Однако в годы перестройки товарооборот между Монголией и СССР снижался, очём свидетельствуют следующие показатели:

Товарооборот между МНР и СССР в 1986-1990  гг. (млн руб.)

Показатель внешнеэкономиче-ских связей 1986 1987

1988

1989 1990
Общий товарооборот 1547,4 1540,6 1537,0 1401,5 1349,4
Общий экспорт 1137,5 1139,5 1130,5 1005,2 940,4
Экспорт во внешних торговых операциях 612,5 617,8 637,8 526,0 589,0
Импорт 409,9 400,7 406,2 397,3 409,0
Общее сальдо 727,6 738,8 724,3 607,9 531,4
Сальдо во внешне-торговых операциях 202,6 217,1 231,6 128,7 100,0

Источник: [II, 52, c. 52]

Мы не разделяем точку зрения отдельных авторов, которые считают [II, 134,143], что монголо-советское сотрудничество имело для Монголии только илипреимущественно негативные последствия. То, что Монголия восстановила исохранила свою государственную независимость, шагнула из средневековья в ХХ в.,- это во многом благодаря помощи со стороны северного соседа. Справедливостиради нужно отметить, что Монголия во многом существовала за счет СоветскогоСоюза и других социалистических стран. В Монголии с помощью СССР была созданаэкономика, на 80% ориентированная на экономику социалистических стран.Практически все машины и оборудование, товары широкого потребления, многие видыпродуктов ввозились в Монголию из Советского Союза. Все это привело к тому, чтоу определенной части руководства МНР сформировались элементы иждивенчества,готовности существовать за счет помощи извне.

С сокращением поставок из СССР с середины 80-х гг. с прилавков монгольскихмагазинов исчезли практически все товары первой необходимости, продукты питаниясоветского производства. Глубина кризиса в Монголии усугублялась тем фактором,что монопольным поставщиком всех этих и других товаров первой необходимости идлительного пользования на протяжении многих лет был Советский Союз. Известныйяпонский монголовед М. Онуки, говоря о советской помощи Монголии, отмечал:<Особенность этой помощи состоит в том, что в нее входят предметы повседневногоспроса, начиная с иголок и алюминиевых ложек и кончая готовой продукцией -кухонной утварью, одеждой, железными кроватями и т. д.> [I, 79, c. 21].

В эти годы политическая система Монголии была неотделима от коммунистическойидеологии,  которая являлась единственными  учением  длямонгольского народа. МНРП была руководящей силой страны, что закреплено вконституции МНР. И до тех пор, пока не начались демократические преобразования,в Монголии не было партий как таковых. То есть до этих пор  политическихпартий в классическом смысле в Монголии не существовало. Основная функциядеятельности МНРП определяла её глубокое вмешательство в хозяйственные деластраны. Высшее руководство партии, особенно её консервативная часть,игнорировала события, которые происходили  в рамках социалистическойсистемы, особенно в СССР - как хозяине этой системы.

Внутренняя политика Монголии в большой степени зависела от состояния еёвнешней политики, которая была под сильным влиянием советско-китайскихотношений.

Так или иначе, необходимо сделать, на наш взгляд, бесспорный вывод, чторазрушение государственно-политической системы МНР решающим образом былопредопределено ходом процесса перестройки в СССР, т. е., как и в начале XX в.распад Цинской империи, распад СССР в конце столетия означал, что внешнийфактор оказал преобладающее воздействие на политическое развитие Монголии вовторой половине 80-х гг. ХХ в.

4.2. Внешнеэкономическое сотрудничество и формирование  внешнейполитики Монголии в конце 80-х-90-х гг. ХХ в.

В конце 80-х гг. XX в. рухнула система социализма, а вместе с ней канула впрошлое биполярная структура мирового сообщества. В мире произошли кардинальныеизменения, наступило время новых взаимоотношений между странами, и не толькобывшими противниками, но и бывшими соратниками. На всем постсоциалистическомпространстве, в том числе и в Монголии, начался процесс реформирования,перехода к рыночным отношениям, смены модели общественного развития.

На внешнеполитической арене Монголия старается эффективно взаимодействоватьсо своими соседями, в первую очередь с Россией [I, 93], а также с Западом,включая США и Японию. Поиски нового места в связи с изменением геополитическойкартины мира являются актуальной проблемой для Монголии, так как её судьбасильно зависит от внешней международной среды.

Новый мировой порядок, на наш взгляд, может определяться следующими силами:США, Евросоюз, Китай, Япония, Россия, Индия, а также великим множеством среднихи малых стран, в том числе Украиной, Белоруссией, Казахстаном. Одним словом, вмире огромную роль будут играть великие евразийские государства, гдепреобладают позиции Китая, России, а также  Японии.  В то же времямеждународные отношения впервые обретут истинно глобальный характер. Наповерхность всплывет целый ряд проблем, таких, как распространение ядерныхтехнологий, проблемы окружающей среды, демографического взрыва и экономическойвзаимозависимости, решением которых можно будет заниматься только в мировоммасштабе. Интересы России, Китая, Японии в недалеком прошлом соперничали вМонголии, и этими интересами в основном определялась динамика развития её внешнегоокружения в последние триста лет.

Как государство, находящееся между двумя великими державами, Монголия можетизбежать прошлых ошибок и гарантировать свою экономическую стабильность путемустановления и расширения всесторонних связей как со своими близкими соседями,так и с международным сообществом, включая США, Японию и Западную Европу. Вэтом смысле вступление Монголии в феврале 1991 г. в МВФ, Всемирный банк иАзиатский банк развития имело определяющее значение для её дальнейшейинтеграции в мировую экономику.

Стали все отчетливее вырисовываться контуры новой внешней политики Монголии,освобожденной от идеологических догм и односторонней ориентации на северногососеда. Конечно, эта ориентация определяется многими существенными причинами.Верховенство национального интереса, многосторонность и открытость определяютлицо монгольской дипломатии, её активных усилий, направленных на заполнениевакуума, образовавшегося после фактического ухода северного соседа из Монголии,почти единственного в прошлом кредитора и торгового партнера.

Тем не менее, макроэкономическое регулирование в Монголии проводилось подконтролем международных финансово-экономических организаций и стран-доноров,таких, как Азиатский банк развития, Мировой банк, США, Япония и ФРГ. Причемпредоставление кредитов со стороны этих организаций и стран обусловливалосьвыполнением Монголией ряда их рекомендаций по урегулированию перехода крыночным отношениям.

В условиях перехода к рыночным отношениям Монголия осуществляла открытуювнешнеэкономическую политику. Была проведена поэтапная либерализация внешнейторговли, сокращены до минимума лицензирование и квотирование, значительноснижены импортные пошлины практически на все виды оборудования, запасные частии другие товары.

Но политика открытости внешнему миру имеет целью формирование ипредоставление благоприятных условий, стимулирующих приток в странуиностранного капитала, передового зарубежного оборудования и технологий,современных методов управления в сферах производства и сервиса. Экспорт в Швейцарию,Россию, КНР, Японию, Республику Корея, США, Великобританию, Казахстансоставляет 92% общего экспорта Монголии. Соответственно 87,8% общего импортаМонголии приходится на следующие страны: Российскую Федерацию, Японию, КНР,Италию, ФРГ, Республику Корея, Сингапур, США и Белоруссию. В 1996 г. 60% общегоэкспорта Монголии составляла продукция Эрдэнэта (200 млн долл.), причем медныйконцентрат большей частью экспортировался в Швейцарию, Россию, РК, Японию иКазахстан (95,6%), а молибден (83,7%) - в США, Россию, Швейцарию [I, 93, № 94].

4.2.1. Россия как главный партнер новой Монголии

В 90-е гг. коренным образом изменилась геополитическая ситуация в мире,произошли изменения глобального, революционного характера, что соответствующимобразом сказалось и на российско-монгольских отношениях. В свою очередь, бывшиесоциалистические страны, в том числе Монголия, тоже занялись поиском своегополитического места в изменившемся мире, взяв курс на рыночную экономику идемократические преобразования. В процессе демократизации на Монголию сталираспространяться интересы многих государств, в первую очередь Китая, Японии,ФРГ и др.

Отношения России с Монголией имеют самостоятельное значение. Но они должныучитываться и в общем контексте российско-китайских отношений. Как отмечал В.В.Грайворонский [II, 59,], сейчас идет поиск новой модели российско-монгольскихотношений, нового механизма сотрудничества. Пока отсутствует четкаядолгосрочная концепция таких отношений, наблюдается медлительность в выполнениидостигнутых договоренностей и обязательств, несогласованность в работеотдельных министерств и ведомств России и Монголии, бюрократическая волокита.Конечно, России выгодно оказывать преобладающее влияние на экономику Монголии,но внутренняя российская ситуация пока этого не позволяет. При этом удельныйвес России в общем товарообороте Монголии снизился с 55% в 1992 г. до 48,6% в1993 г. В то же время объем товарооборота между Монголией и Китаем только водном 1993 г. увеличился сразу на 36%, а доля Китая в общем товарооборотеМонголии возросла почти до 24% [I, 52].

Сегодня, когда идет процесс переосмысления истории, есть резон обратиться кпрошлому российско-монгольских и советско-монгольских отношений, что даствозможность, не повторяя ошибок прошлого, выработать пути сотрудничества двухсоседних стран на основе новой модели развития. Сегодня, как отметил А. Арбатов[I, 66, c. 16], на Дальнем Востоке существуют два очень важных для Россиивопроса. Далее он писал, что <монгольский нейтралитет и суверенитет будут для Россиизначительным фактором безопасности в Азии, имея в виду геостратегическоеположение Китая, проецируемое на российское Забайкалье, Казахстан и Кыргызстан.В случае установления китайского доминирования в Монголии российскиеоборонительные потребности в этом районе утроятся, а коммуникации с ДальнимВостоком станут еще более уязвимы> [Там же].

Вопросы монголо-российского сотрудничества в условиях перехода к рыночнымотношениям пока не стали предметом специальных исследований и мало освещены вроссийской литературе. В монгольских общественных кругах вопрос поднят с тоговремени, когда возобладал плюрализм мнений. В конце 80-х - начале 90-х гг.появился ряд работ монгольских политиков, историков и экономистов, где быласделана попытка проанализировать отдельные стороны российско-монгольскогосотрудничества и их влияние на процессы, происходившие в двух странах [II, 52,58, 132]. Можно с определенной уверенностью отметить, что кризис монгольскойэкономики в значительной мере усилился в связи с тем, что изменились характер имасштабы двустороннего сотрудничества Монголии и России. Таким образом, переходс начала 90-х гг. на взаимные расчеты в СКВ и по мировым ценам, распад прежнегомеханизма двустороннего сотрудничества, резкое сокращение объема льготных кредитов,предоставляемых Россией Монголии,  нарушение прежних налаженныхпроизводственных и торгово-экономических отношений, задержка с формированиемнового механизма сотрудничества оказали серьезное негативное влияние на весьспектр монголо-российских отношений, заметно снизили влияние России на Монголиюкак в экономическом, так и в политическом аспектах.

Согласно Договору между Российской Федерацией и Монголией, подписанному в1993 г., исходя из традиций дружественных отношений, стремясь расширить иуглубить равноправие и взаимовыгодное сотрудничество, желая способствоватьсохранению и упрочению мира и безопасности народов, утверждению атмосферывзаимопонимания и сотрудничества в азиатско-тихоокеанском регионе, две страныдоговорились о том, что Монголия и Россия рассматривают друг друга какдружественные государства и будут в своих отношениях руководствоватьсяпринципами уважения суверенитета и независимости, суверенного равенства,неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности,невмешательства во внутренние дела, добрососедства, партнерства исотрудничества.

Монголия и Россия будут всемерно содействовать укреплению стабильности,утверждению атмосферы доверия и духа взаимодействия в АТР. Это былпринципиально новый договор, построенный на новых отношениях.

Отношения Монголии с субъектами РФ развиваются высокими темпами, так как обестороны в этом очень заинтересованы. По приглашению правительства Монголии срабочим визитом ее посетили губернаторы Иркутской и Свердловской областей,президенты Республик Бурятия, Саха (я), Тува, Калмыкия и Алтая. В 1995 г.товарооборот между Республикой Тывой и Монголией составил 1 млн долл. В 1995 г.товарооборот между Иркутской областью и Монголией составил 52 млн долл., приэтом доля Иркутской области в экспорте России в Монголию составила 32%, а вимпорте России - 5% [I, 94, № 67].

Для России через Монголию лежит путь к установлению сбалансированныхотношений с Китаем. Некоторые исследователи пишут, что Китай объективнозаинтересован в постоянном российском присутствии в Монголии, так как этоявляется сдерживающими факторами для значительного расширения влияния США,Японии и других государств в этом регионе. И отмечают, что сохранение позицииРоссии в Монголии отвечает не только ее, но и региональным, даже общемировыминтересам, содействуя стабилизации положения в АТР в целом.

4.2.2. Монголо-китайские отношения в 1990-х гг.

Со времени установления дипломатических отношений Монголия и  Китайпрошли путь от взаимного неприятия до многогранного сотрудничества вполитической, экономической, культурной и других областях.

Сегодня межгосударственные отношения между ними развиваются по международнымнормам и правилам. В настоящее время Китай является едва ли не единственнойстраной в мире, которая, согласно заверениям ее правительства, сохранила своюприверженность социалистическому выбору, что надо учитывать в наших отношениях.

Объективное становление Китая в качестве мировой сверхдержавы с его огромнымнаселением, высокими темпами экономического  роста и нарастающим военнымпотенциалом рассматривается специалистами как неизбежная угроза всемуостальному миру, его свободе и демократии, особенно соседям. Китай стремитсябыть сильным в военном отношении, иметь современную армию, ВВС и ВМС. Некоторыеисследователи [II, 17, c. 755] приходят к следующему выводу: <Китай уже имеет ибудет иметь в перспективе все элементы великой военной державы>. Отмечается,что статус великой державы нужен Китаю для самоутверждения в мировомсообществе. Станет ли такой статус Китая в перспективе угрозой для окружающихсястран или мирового сообщества, во многом зависит, на наш взгляд, от позициидругих великих держав по отношению к Китаю. Позиция Китая как одной из ведущихмировых держав оказывала и оказывает влияние на развитие международныхотношений и общей ситуации в АТР.

Для нормализации отношений между двумя странами важную роль сыграл выводсоветских войск с территории Монголии. В свою очередь, нормализуются  икитайско-российские отношения. Основой современных монголо-китайских отношенийявляется возобновление и улучшение межгосударственных отношений после долгихлет противостояния и недоверия, когда МНР вынуждена была прикрывать себясоветским "военным зонтом", опасаясь своего южного соседа.

Таким образом, монголо-китайские отношения вышли на совершенно новый уровеньпосле многолетнего периода принципиальных разногласий в отношениях между двумястранами.

4.2.3. Международное сотрудничество Монголии в условиях перехода к рыночнымотношениям

Начиная с 1957 г. Монголия осуществляла торговлю с некоторыми фирмамиШвейцарии и Франции, с 1960 г. - Англии и Японии. В 1960-е гг. внешние торговыеорганизации Монголии развивали отношения почти с 200 торговыми организациями ифирмами Швейцарии, Италии, Бельгии, США, Франции, Японии, Швеции, Голландии,Англии, Австрии, ФРГ и Финляндии.

Несмотря на отсутствие официальных отношений, в 1960-х гг. Монголию ежегоднопосещали западные туристы, ученые, журналисты.

Первой западноевропейской страной, признавшей МНР, была Англия, котораяустановила дипломатические отношения с МНР в 1963 г. В 1972 г. были установленыдипломатические отношения с Японией. Широкое признание МНР Западом началасьпосле принятия МНР в ООН в 1961 г. За Англией последовали Австрия и Финляндия(1963), Швейцария, Швеция и Греция (1964), Франция (1965), Дания и Норвегия(1968), Канада (1973), ФРГ (1974).

27 января 1987 г. успешно завершились переговоры между МНР и США, между нимибыли установлены дипломатические отношения. В 1989 г. Монголию впервые посетилгоссекретарь США Дж. Бейкер. Во время второго визита он подчеркнул, чтомонголо-американские отношения ничем не вредят советско-американским и американо-китайскимотношениям. В марте 1991 г. конгресс США сделал официальное заявление оподдержке позиции своего правительства по сотрудничеству с Монголией вполитической, экономической и научной сферах.

В ходе демократических преобразований в 1990-1995 гг. во внешней политикеМонголии произошли большие перемены. От односторонне ориентированной иидеологизированной внешней политики она перешла к многовекторной, открытойэкономической политике, не зависящей от общественно-политического строястран-партнеров, к политике активного развития взаимоотношений со странами АТР,в первую очередь с индустриально высокоразвитыми странами региона - Японией,США, Австралией и с новыми индустриальными странами (Южной Кореей, Гонконгом,Сингапуром, Тайванем), а также Китаем. Япония выступила инициатором движениястран-доноров в поддержку демократических преобразований Монголии и перехода еек рыночной экономике. Движение стран-доноров возникло в 1991 г., и впоследствиионо оформилось как своеобразный международный институт, функционирующий путемподготовки и проведения рабочих встреч и консультационных совещаний. Активноеучастие в оказании помощи Монголии для преодоления кризисной ситуации принялиследующие международные организации: Программа развития ООН, МВФ, Фонд народонаселенияООН, Международная ассоциация развития, ФАО, Мировой банк, ЭСКАТО, ВОЗ, ЕЭС.Помощь Монголии оказали также следующие страны: Австралия, США, Великобритания,ФРГ, Дания, Италия, Республика Корея, Таиланд, Индия, Франция, КНР, Швеция,Новая Зеландия, Япония и др. По данным монгольской печати, почти 30стран-доноров, а также 10 международных финансово-экономических организаций с1991 по 1994 гг. предоставили Монголии разнообразную помощь на общую сумму 580млн долл., из них льготных кредитов - 300 млн долл., безвозмездной помощи - 280млн долл. [I, 94].

Половина этих средств была использована для расчетов с Россией за поставкинефтепродуктов, запасных частей для оборудования и на закупку продовольствия.

Получаемая Монголией помощь может быть разделена на три основные категории.

Безвозмездная помощь, которая предоставлялась без возникновения внешнихплатежных обязательств.

Льготные кредиты, которые предоставлялись на 20-40 лет под 1-2% годовых.Такие кредиты Монголия получила от Азиатского банка развития, Всемирного банка,Японии и России. Внешние долги Монголии по кредитам на конец 1993 г. составляли290 млн долл.

Третья форма кредита - торговая. Торговые кредиты предоставлялись на болеежестких условиях: 10-15% предоплаты, высокие проценты и сжатые сроки. К такимкредитам Монголия прибегала в крайних случаях, когда складывалась сложнаяситуация в жизнеобеспечивающих сферах национального хозяйства. Сложная ситуацияс расчетами по торговым кредитам привела к тому, что Монголия отказалась отэтой формы с середины 1992 г., когда задолженность по торговым кредитамсоставила 90 млн долл.

Детский фонд ООН оказал Монголии содействие в реализации местных программобучения детей, предоставив Монголии 50 тыс. долл. В 1994 г. Мировойэкологический фонд направил в Монголию 75 тыс. долл. для улучшения жизненного икультурного уровня тех людей, кто проживает на территории заповедных мест. Всамый трудный начальный период перехода от старой модели к новой Монголияполучила огромную помощь от ряда промышленно развитых стран. В то же времянужно отметить, что политика привлечения значительных средств от иностранныхгосударств привела к увеличению задолженности Монголии, что вызывает глубокоебеспокойство у общественности страны. К тому же иностранные государства имеютбольшой интерес в вопросах разработки полезных ископаемых, которыми богатастрана. Американская пресса признавала, что действия США в данном вопросеобусловлены во многом желанием создать в Центральной Азии "удобныйнаблюдательный пост". Помощь со стороны международных финансовых организаций иряда стран сыграла исключительно важную роль в спасении Монголии отнадвигающейся реальной экономической катастрофы, в создании необходимых условийдля развития рыночных отношений внутри страны и активного включения ее в мировыехозяйственные связи.

Однако эта помощь не могла в полной мере компенсировать утрату такогомощного источника финансовой, экономической, политической и другой помощи,каким был ранее СССР. С 1993 г. в использовании кредитной и гуманитарнойпомощи, предоставляемой Монголии странами-донорами и международнымифинансово-кредитными организациями, наметились существенные позитивныеизменения. Если в 1991-1992 гг. около 70% всего объема помощи было направленона решение текущих финансовых и социально-экономических проблем и только 10% наразработку и финансирование средне- и долгосрочных проектов, то в 1993 г. этосоотношение изменилось: доля помощи на финансирование проектов увеличилась до60%.

Таким образом, отношения с развитыми странами характеризуются как динамичноразвивающаяся система. Это совершенно новые отношения, которые укрепляют международный статус Монголии.

4.2.4. Монголия и Япония

Япония объективно заинтересована в расширении взаимоотношений с Монголиейпосле того, как распались социалистическая система и СССР, которые являлисьглавными партнерами Монголии. Это отвечает ее внешнеполитическим потребностямпо двум концептуальным соображениям.

Во-первых, они укрепляют общий фундамент отношений в интересах стабилизациистратегического поля вокруг Японии на основе несиловых методов.

Во-вторых, Монголию можно использовать как рынок для реализации готовойпродукции. Японцы проводят мероприятия по созданию своего рода прояпонскогоклимата в официальных и неофициальных кругах. Причем методы могут быть самымиразличными. Усилия в этом направлении для японцев-важный фактор формированияблагоприятных условий в случае реализации экономической политики. Замечено, чтоиспользование <частной дипломатии>, по сути дела, представляет собой попыткунавязать свою волю партнеру.

Помощь в осуществлении проектов по реформированию экономики Монголии оказалоЕвропейское сообщество, с которым были установлены дипломатические отношения в1989 г. и заключено соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в 1993 г.В 1994-1995 гг. Европейский союз осуществил финансирование проектов на сумму 8млн экю, которые были направлены на развитие малого и среднего бизнеса в сферепереработки сельскохозяйственной продукции. Для Японии укрепление своих позицийв Центральной Азии стратегически важно, а войти туда через кого-то еще важнее.Сегодня Япония занимает третью позицию во внешних отношениях Монголии после РФи Китая. 

Во внешней политике Монголии Япония занимает существенное место, так какбольшие надежды связывают монгольское общество с экономическим сотрудничествомс ней и далее с АТР. Японцы тем более проявляют к этому большой интерес, таккак неперспективной признана как изоляция, так и ориентация на одну страну, априоритетным оказалось направление на расширение двусторонних и многостороннихсвязей.

Важным элементом процесса переоценки внешней политики Монголии стал еёповорот лицом к Азии. Он выразился в значительном, а иногда и полном сокращенииэкономического сотрудничества с бывшими социалистическими странами ВосточнойЕвропы, осуществляемого в рамках СЭВ и не всегда имевшего в своей основе экономическую целесообразность, а нередко построенного на идеологизированнойвнешней политике.

Свёртывание экономических отношений с Чехословакией, Польшей, Венгрией,Восточной Германией было определено также переориентацией внешней политики этихстран. Монголия прилагает значительные усилия для расширения экономическихотношений с Китаем, Японией, Южной Кореей - наиболее экономически развитымистранами региона. Политические лидеры Монголии не только рассчитывают наполучение экономической и финансовой помощи от этих стран, но и хотятзаимствовать опыт модернизации экономики, её структурной перестройки.

4.2.5. Монголия в системе международных отношений в Азиатско-Тихоокеанскомрегионе

Усилению роли АТР в мире способствуют такие пост- конфронтационныетенденции, как уменьшение значимости чисто военно-силового фактора, первенствоэкономики, поворот от геополитики к геоэкономике, переход к политическомурегионализму. Сибирь и Дальний Восток, включая Монголию, можно считать районом АТР, отстающим примерно на 50 лет [I, 64]. Тем не менее, Сибирь иДальний Восток являются энергетическим узлом мировой политики уже в силу того,что здесь пересекаются всевозможные интересы великих держав: двух сверхдержав(США и Россия); двух самых населенных стран мира (Китай и Индия); трехкрупнейших ядерных и военных держав (США,  Китай и Россия); двухгосударств с самыми мощными экономическими потенциалами (США и Япония).

АТР является вторым после Европы регионом по уровню милитаризации, здесь неподвергались регулированию военные потенциалы и механизмы противостояния,сложившиеся за годы холодной войны. Дж. Буш-старший называл АТР "динамо-машиной мировой экономики". АТР - это 56% мирового ВНП, из которых насеверную Америку приходится 31,7%, северо-восточную Азию - 21,1%, Юго-ВосточнуюАзию - 1,5%, Австралию - 1,7%. А совокупная доля США и Японии в мировом ВНПсоставляет 40% [I, 64, № 7].

АТР активно развивается не только в политическом, но более всего вэкономическом отношении. Одним из примеров является Северо-Восточная Азия. Вполитическом смысле это Россия, КНР, Япония, КНДР, Республика Корея, США,Монголия и Канада, а в экономическом смысле - это российский Дальний Восток,Япония, КНДР, Республика Корея, северные провинции Китая и Монголия. В регионеидет так называемый начальный этап создания этого экономического сообщества (т.е. субрегиона).

В оценке перспектив региона существуют разные концепции, которые быливыдвинуты уже в 1990-х гг. По инициативе Японии была выдвинута так называемаяконцепция <Большой Владивосток>, предлагающая создание свободной экономическойзоны. И еще так называемый <Тумэн гол> под эгидой Программы развития ООН, атакже <Северо-Китайская свободная экономическая зона> и т. п. Такие объединениядля Монголии жизненно важны, потому что туда вошли бы её соседи и такие крупныедержавы, как США и Япония. Подобная интеграция для Монголии важна в первую очередьв политическом отношении, не говоря об экономической стороне вопроса. ЕслиМонголия объединится с такими державами в одном сообществе, это значит, что еёинтересы будут гарантироваться ими. Вероятно, есть шанс создать большойэкономический блок, сравнимый с АСЕАН. Но, к большому сожалению, такой проектпока не выполним по ряду причин, среди которых мы отметили следующие факторы:

  1. разногласия между Россией и Японией;

  2. неясные перспективы отношений между двумя корейскими республиками;

  3. очень изменчивая политическая обстановка как в России, так и в Китае;

  4. слаборазвитая инфраструктура в регионе (Сибирь, Монголия, СеверныйКитай).

Проект <Тумэн гол>, рассчитанный на 20 лет и оцениваемый потенциально в 30млрд долл., разрабатывается в недрах ООН и на ее средства. Северо-ВосточнаяАзия - обширный и самый динамичный, по сути, ключевой район Тихоокеанскогобассейна, охватывающий Дальний Восток России, Северного Китая, Японию, обакорейских государств.

При всей пестроте наблюдаемых в АТР этнокультурных и прочих различий,разных, порой несопоставимых уровней развития государств набирает силуобъединяющая их тенденция: они выходят на дорогу экономического прогресса,примеры которого беспрецедентны. Получают развитие интеграционные процессы.Действуют важные региональные механизмы: Совет тихоокеанского экономическогосотрудничества (АТЭС), АСЕАН, АНЗЮС и др. Многие вопросы, связанные срегионализмом во всех проявлениях, сегодня входят в число приоритетных дляисториков, политологов, социологов, представителей других обществоведческихдисциплин. В Европе регионализм понимается как междисциплинарная доктрина,нацеленная на практическое использование тех возможностей, которые вытекают изестественного территориального деления современных обществ.

Для американских же аналитиков регионализм - средство достичь болеесбалансированного мирового порядка, избегая при этом тех недостатков, которыебыли свойственны крупным, централизованным наднациональным структурам типа ЛигиНаций и ООН. Регионы становятся важнейшим фактором в мировой политике.

В геополитическом смысле, мир в конце ХХ в. на какое-то время сталоднополюсным. Руководящая роль США и Запада в целом непомерно возросла и наглобальном, и на региональных уровнях, помимо всего прочего, за счетнаправляемого ими партнерства с посткоммунистическими странами, включая Россиюи Монголию.

4.2.6. Монголия и Центральная Азия

Монголия установила дипломатические отношения с Казахстаном (22 января 1992г.), с Узбекистаном (25 января 1992 г.), и с Кыргызстаном (22 апреля 1992 г.).Монголо-казахские отношения носят интенсивный характер, так как Казахстанзанимает важное место в Центральной Азии. В Монголии проживает 250 тысячэтнических казахов, что составляет 7,4% всего населения Монголии. Казахстаниграет значительную роль и в экономике Монголии. Российско-монгольское СП"Эрдэнэт" большую часть своей продукции поставляет в Казахстан, вернее, тамобрабатывается медная руда, и потом через Россию она поставляется на Запад. В1994 г. более 40 000 тонн медной руды было отправлено в Казахстан дляобработки. Тем не менее, отношения Монголии с государствами Центральной Азиитормозятся по ряду причин: Центрально-Азиатские государства стремятся получитьподдержку от исламского мира, а Монголия ориентирована на сотрудничество с развитымистранами. И Монголия, и бывшие азиатские республики СССР соперничают, чтобыдобиться международных кредитов от мирового сообщества. Однако между нимисуществует большое сходство и общность исторического прошлого.

Сегодня эти страны решают во многом одинаковые как политические, так иэкономические задачи.

В многополярном мире вопросы внешнеполитических отношений Монголии ставятсяостро, как никогда. Эти вопросы актуальны не только потому, что Монголия началасамостоятельно определять свои внешние отношения, а потому, что сегодняскладывается новая расстановка сил и новый мировой порядок. В этом смысле новыедоговоры, которые заключены между Монголией и Российской Федерацией, с Китаем,важны не только для Монголии, но и в целом для АТР. Эти договоры призваныгарантировать стабильное развитие Монголии по крайне мере на 20 лет и вообщестабильность на Дальнем Востоке.

Установление двух- и многосторонних отношений с развитыми странами Запада,включая США, Японию является большим достижением монгольской дипломатии в этигоды. Хотя следует отметить, что отношения с развитыми странами развивались повосходящим линиям с 1990 по 1993 гг., а в 1994 г. уже замечается некотороезамедление, что может привести к снижению нашего статуса.

Что касается внешней политики, то ее характер также определялся задачаминационального возрождения. Таким образом, в промежуточный период своегоразвития Монголия должна выйти из состояния международной изоляции, завязатьширокие связи с другими государствами, особенно такими, которые хотя быравнялись своей мощью нашим соседям. Отношения с любыми государствами должныбыть равноправными, взаимовыгодными. Конечно, это должно в первую очередькасаться отношений Монголии с Россией и Китаем. Одним словом, Монголия должнапроводить более прагматическую политику на международной арене.