Одним из главных условий для улучшения межгосударственных отношений междуСССР и КНР был вывод советских войск из Монголии.
Пропаганда и идеологическая борьба были все же менее опасны, чем иной баланссил, поддержка освободительного (в основном, подразумевалось,национально-освободительного) движения народов. Внешняя политика СССРоправдывалась защитой социалистического лагеря и коммунизма, что являлось егосферой влияния в период холодной войны.
После 1985 г., когда в Советском Союзе начался процесс реформирования вовсех сферах, в том числе в отношениях с социалистическими странами, СССР не могосуществлять контроль над деятельностью стран социализма и перестал вмешиваться(по крайне мере, так, как раньше) во внутренние дела этих государств.
Кризис государственной централизованно-плановой экономики СССР и другихсоциалистических стран стал одним из проявлений кризиса социализма вообще,охватившего в тот период все страны и регионы современного мира. Последниедва-три десятилетия характеризовались неуклонным падением влияния левыхдвижений и партий, в особенности коммунистов, в политической жизни развитыхстран. Среди факторов, оказавших негативное влияние на этот процесс,по-видимому, немалую роль сыграла, ставшая к тому времени очевидной, неудачасоциалистического эксперимента в СССР и других странах этого лагеря.
В 80-90-х гг. эпицентром широкомасштабных событий и процессов, имеющихвсемирно-историческое значение, стали СССР и Восточная Европа. Речь идет обантитоталитарных революциях в восточноевропейских социалистических странах ираспаде Советского Союза и советского военно-политического блока. Эти событияпо времени совпали с началом качественных изменений не только вгеостратегической структуре, сложившейся в послевоенные десятилетия, но также вобщественно-политической жизни развитых стран мира.
Те события, которые происходили в рамках социалистической системы, прямовлияли на внутреннюю жизнь Монголии как её составной части. К 80-м гг. всяжизнь в Монголии оказалась тесно переплетена с экономикой и жизнью СоветскогоСоюза на всех уровнях, от макроэкономического до семейного, бытового. В годысоциализма жизнь монгольского народа заметно улучшилась, с чем пока никто неспорит. Шло постоянное наращивание процесса кредитования Монголии со стороныСССР. Однако в годы перестройки товарооборот между Монголией и СССР снижался, очём свидетельствуют следующие показатели:
Товарооборот между МНР и СССР в 1986-1990 гг. (млн руб.)
Показатель внешнеэкономиче-ских связей | 1986 | 1987 |
1988 |
1989 | 1990 |
Общий товарооборот | 1547,4 | 1540,6 | 1537,0 | 1401,5 | 1349,4 |
Общий экспорт | 1137,5 | 1139,5 | 1130,5 | 1005,2 | 940,4 |
Экспорт во внешних торговых операциях | 612,5 | 617,8 | 637,8 | 526,0 | 589,0 |
Импорт | 409,9 | 400,7 | 406,2 | 397,3 | 409,0 |
Общее сальдо | 727,6 | 738,8 | 724,3 | 607,9 | 531,4 |
Сальдо во внешне-торговых операциях | 202,6 | 217,1 | 231,6 | 128,7 | 100,0 |
Источник: [II, 52, c. 52]
Мы не разделяем точку зрения отдельных авторов, которые считают [II, 134,143], что монголо-советское сотрудничество имело для Монголии только илипреимущественно негативные последствия. То, что Монголия восстановила исохранила свою государственную независимость, шагнула из средневековья в ХХ в.,- это во многом благодаря помощи со стороны северного соседа. Справедливостиради нужно отметить, что Монголия во многом существовала за счет СоветскогоСоюза и других социалистических стран. В Монголии с помощью СССР была созданаэкономика, на 80% ориентированная на экономику социалистических стран.Практически все машины и оборудование, товары широкого потребления, многие видыпродуктов ввозились в Монголию из Советского Союза. Все это привело к тому, чтоу определенной части руководства МНР сформировались элементы иждивенчества,готовности существовать за счет помощи извне.
С сокращением поставок из СССР с середины 80-х гг. с прилавков монгольскихмагазинов исчезли практически все товары первой необходимости, продукты питаниясоветского производства. Глубина кризиса в Монголии усугублялась тем фактором,что монопольным поставщиком всех этих и других товаров первой необходимости идлительного пользования на протяжении многих лет был Советский Союз. Известныйяпонский монголовед М. Онуки, говоря о советской помощи Монголии, отмечал:<Особенность этой помощи состоит в том, что в нее входят предметы повседневногоспроса, начиная с иголок и алюминиевых ложек и кончая готовой продукцией -кухонной утварью, одеждой, железными кроватями и т. д.> [I, 79, c. 21].
В эти годы политическая система Монголии была неотделима от коммунистическойидеологии, которая являлась единственными учением длямонгольского народа. МНРП была руководящей силой страны, что закреплено вконституции МНР. И до тех пор, пока не начались демократические преобразования,в Монголии не было партий как таковых. То есть до этих пор политическихпартий в классическом смысле в Монголии не существовало. Основная функциядеятельности МНРП определяла её глубокое вмешательство в хозяйственные деластраны. Высшее руководство партии, особенно её консервативная часть,игнорировала события, которые происходили в рамках социалистическойсистемы, особенно в СССР - как хозяине этой системы.
Внутренняя политика Монголии в большой степени зависела от состояния еёвнешней политики, которая была под сильным влиянием советско-китайскихотношений.
Так или иначе, необходимо сделать, на наш взгляд, бесспорный вывод, чторазрушение государственно-политической системы МНР решающим образом былопредопределено ходом процесса перестройки в СССР, т. е., как и в начале XX в.распад Цинской империи, распад СССР в конце столетия означал, что внешнийфактор оказал преобладающее воздействие на политическое развитие Монголии вовторой половине 80-х гг. ХХ в.
В конце 80-х гг. XX в. рухнула система социализма, а вместе с ней канула впрошлое биполярная структура мирового сообщества. В мире произошли кардинальныеизменения, наступило время новых взаимоотношений между странами, и не толькобывшими противниками, но и бывшими соратниками. На всем постсоциалистическомпространстве, в том числе и в Монголии, начался процесс реформирования,перехода к рыночным отношениям, смены модели общественного развития.
На внешнеполитической арене Монголия старается эффективно взаимодействоватьсо своими соседями, в первую очередь с Россией [I, 93], а также с Западом,включая США и Японию. Поиски нового места в связи с изменением геополитическойкартины мира являются актуальной проблемой для Монголии, так как её судьбасильно зависит от внешней международной среды.
Новый мировой порядок, на наш взгляд, может определяться следующими силами:США, Евросоюз, Китай, Япония, Россия, Индия, а также великим множеством среднихи малых стран, в том числе Украиной, Белоруссией, Казахстаном. Одним словом, вмире огромную роль будут играть великие евразийские государства, гдепреобладают позиции Китая, России, а также Японии. В то же времямеждународные отношения впервые обретут истинно глобальный характер. Наповерхность всплывет целый ряд проблем, таких, как распространение ядерныхтехнологий, проблемы окружающей среды, демографического взрыва и экономическойвзаимозависимости, решением которых можно будет заниматься только в мировоммасштабе. Интересы России, Китая, Японии в недалеком прошлом соперничали вМонголии, и этими интересами в основном определялась динамика развития её внешнегоокружения в последние триста лет.
Как государство, находящееся между двумя великими державами, Монголия можетизбежать прошлых ошибок и гарантировать свою экономическую стабильность путемустановления и расширения всесторонних связей как со своими близкими соседями,так и с международным сообществом, включая США, Японию и Западную Европу. Вэтом смысле вступление Монголии в феврале 1991 г. в МВФ, Всемирный банк иАзиатский банк развития имело определяющее значение для её дальнейшейинтеграции в мировую экономику.
Стали все отчетливее вырисовываться контуры новой внешней политики Монголии,освобожденной от идеологических догм и односторонней ориентации на северногососеда. Конечно, эта ориентация определяется многими существенными причинами.Верховенство национального интереса, многосторонность и открытость определяютлицо монгольской дипломатии, её активных усилий, направленных на заполнениевакуума, образовавшегося после фактического ухода северного соседа из Монголии,почти единственного в прошлом кредитора и торгового партнера.
Тем не менее, макроэкономическое регулирование в Монголии проводилось подконтролем международных финансово-экономических организаций и стран-доноров,таких, как Азиатский банк развития, Мировой банк, США, Япония и ФРГ. Причемпредоставление кредитов со стороны этих организаций и стран обусловливалосьвыполнением Монголией ряда их рекомендаций по урегулированию перехода крыночным отношениям.
В условиях перехода к рыночным отношениям Монголия осуществляла открытуювнешнеэкономическую политику. Была проведена поэтапная либерализация внешнейторговли, сокращены до минимума лицензирование и квотирование, значительноснижены импортные пошлины практически на все виды оборудования, запасные частии другие товары.
Но политика открытости внешнему миру имеет целью формирование ипредоставление благоприятных условий, стимулирующих приток в странуиностранного капитала, передового зарубежного оборудования и технологий,современных методов управления в сферах производства и сервиса. Экспорт в Швейцарию,Россию, КНР, Японию, Республику Корея, США, Великобританию, Казахстансоставляет 92% общего экспорта Монголии. Соответственно 87,8% общего импортаМонголии приходится на следующие страны: Российскую Федерацию, Японию, КНР,Италию, ФРГ, Республику Корея, Сингапур, США и Белоруссию. В 1996 г. 60% общегоэкспорта Монголии составляла продукция Эрдэнэта (200 млн долл.), причем медныйконцентрат большей частью экспортировался в Швейцарию, Россию, РК, Японию иКазахстан (95,6%), а молибден (83,7%) - в США, Россию, Швейцарию [I, 93, № 94].
4.2.1. Россия как главный партнер новой Монголии
В 90-е гг. коренным образом изменилась геополитическая ситуация в мире,произошли изменения глобального, революционного характера, что соответствующимобразом сказалось и на российско-монгольских отношениях. В свою очередь, бывшиесоциалистические страны, в том числе Монголия, тоже занялись поиском своегополитического места в изменившемся мире, взяв курс на рыночную экономику идемократические преобразования. В процессе демократизации на Монголию сталираспространяться интересы многих государств, в первую очередь Китая, Японии,ФРГ и др.
Отношения России с Монголией имеют самостоятельное значение. Но они должныучитываться и в общем контексте российско-китайских отношений. Как отмечал В.В.Грайворонский [II, 59,], сейчас идет поиск новой модели российско-монгольскихотношений, нового механизма сотрудничества. Пока отсутствует четкаядолгосрочная концепция таких отношений, наблюдается медлительность в выполнениидостигнутых договоренностей и обязательств, несогласованность в работеотдельных министерств и ведомств России и Монголии, бюрократическая волокита.Конечно, России выгодно оказывать преобладающее влияние на экономику Монголии,но внутренняя российская ситуация пока этого не позволяет. При этом удельныйвес России в общем товарообороте Монголии снизился с 55% в 1992 г. до 48,6% в1993 г. В то же время объем товарооборота между Монголией и Китаем только водном 1993 г. увеличился сразу на 36%, а доля Китая в общем товарооборотеМонголии возросла почти до 24% [I, 52].
Сегодня, когда идет процесс переосмысления истории, есть резон обратиться кпрошлому российско-монгольских и советско-монгольских отношений, что даствозможность, не повторяя ошибок прошлого, выработать пути сотрудничества двухсоседних стран на основе новой модели развития. Сегодня, как отметил А. Арбатов[I, 66, c. 16], на Дальнем Востоке существуют два очень важных для Россиивопроса. Далее он писал, что <монгольский нейтралитет и суверенитет будут для Россиизначительным фактором безопасности в Азии, имея в виду геостратегическоеположение Китая, проецируемое на российское Забайкалье, Казахстан и Кыргызстан.В случае установления китайского доминирования в Монголии российскиеоборонительные потребности в этом районе утроятся, а коммуникации с ДальнимВостоком станут еще более уязвимы> [Там же].
Вопросы монголо-российского сотрудничества в условиях перехода к рыночнымотношениям пока не стали предметом специальных исследований и мало освещены вроссийской литературе. В монгольских общественных кругах вопрос поднят с тоговремени, когда возобладал плюрализм мнений. В конце 80-х - начале 90-х гг.появился ряд работ монгольских политиков, историков и экономистов, где быласделана попытка проанализировать отдельные стороны российско-монгольскогосотрудничества и их влияние на процессы, происходившие в двух странах [II, 52,58, 132]. Можно с определенной уверенностью отметить, что кризис монгольскойэкономики в значительной мере усилился в связи с тем, что изменились характер имасштабы двустороннего сотрудничества Монголии и России. Таким образом, переходс начала 90-х гг. на взаимные расчеты в СКВ и по мировым ценам, распад прежнегомеханизма двустороннего сотрудничества, резкое сокращение объема льготных кредитов,предоставляемых Россией Монголии, нарушение прежних налаженныхпроизводственных и торгово-экономических отношений, задержка с формированиемнового механизма сотрудничества оказали серьезное негативное влияние на весьспектр монголо-российских отношений, заметно снизили влияние России на Монголиюкак в экономическом, так и в политическом аспектах.
Согласно Договору между Российской Федерацией и Монголией, подписанному в1993 г., исходя из традиций дружественных отношений, стремясь расширить иуглубить равноправие и взаимовыгодное сотрудничество, желая способствоватьсохранению и упрочению мира и безопасности народов, утверждению атмосферывзаимопонимания и сотрудничества в азиатско-тихоокеанском регионе, две страныдоговорились о том, что Монголия и Россия рассматривают друг друга какдружественные государства и будут в своих отношениях руководствоватьсяпринципами уважения суверенитета и независимости, суверенного равенства,неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности,невмешательства во внутренние дела, добрососедства, партнерства исотрудничества.
Монголия и Россия будут всемерно содействовать укреплению стабильности,утверждению атмосферы доверия и духа взаимодействия в АТР. Это былпринципиально новый договор, построенный на новых отношениях.
Отношения Монголии с субъектами РФ развиваются высокими темпами, так как обестороны в этом очень заинтересованы. По приглашению правительства Монголии срабочим визитом ее посетили губернаторы Иркутской и Свердловской областей,президенты Республик Бурятия, Саха (я), Тува, Калмыкия и Алтая. В 1995 г.товарооборот между Республикой Тывой и Монголией составил 1 млн долл. В 1995 г.товарооборот между Иркутской областью и Монголией составил 52 млн долл., приэтом доля Иркутской области в экспорте России в Монголию составила 32%, а вимпорте России - 5% [I, 94, № 67].
Для России через Монголию лежит путь к установлению сбалансированныхотношений с Китаем. Некоторые исследователи пишут, что Китай объективнозаинтересован в постоянном российском присутствии в Монголии, так как этоявляется сдерживающими факторами для значительного расширения влияния США,Японии и других государств в этом регионе. И отмечают, что сохранение позицииРоссии в Монголии отвечает не только ее, но и региональным, даже общемировыминтересам, содействуя стабилизации положения в АТР в целом.
4.2.2. Монголо-китайские отношения в 1990-х гг.
Со времени установления дипломатических отношений Монголия и Китайпрошли путь от взаимного неприятия до многогранного сотрудничества вполитической, экономической, культурной и других областях.
Сегодня межгосударственные отношения между ними развиваются по международнымнормам и правилам. В настоящее время Китай является едва ли не единственнойстраной в мире, которая, согласно заверениям ее правительства, сохранила своюприверженность социалистическому выбору, что надо учитывать в наших отношениях.
Объективное становление Китая в качестве мировой сверхдержавы с его огромнымнаселением, высокими темпами экономического роста и нарастающим военнымпотенциалом рассматривается специалистами как неизбежная угроза всемуостальному миру, его свободе и демократии, особенно соседям. Китай стремитсябыть сильным в военном отношении, иметь современную армию, ВВС и ВМС. Некоторыеисследователи [II, 17, c. 755] приходят к следующему выводу: <Китай уже имеет ибудет иметь в перспективе все элементы великой военной державы>. Отмечается,что статус великой державы нужен Китаю для самоутверждения в мировомсообществе. Станет ли такой статус Китая в перспективе угрозой для окружающихсястран или мирового сообщества, во многом зависит, на наш взгляд, от позициидругих великих держав по отношению к Китаю. Позиция Китая как одной из ведущихмировых держав оказывала и оказывает влияние на развитие международныхотношений и общей ситуации в АТР.
Для нормализации отношений между двумя странами важную роль сыграл выводсоветских войск с территории Монголии. В свою очередь, нормализуются икитайско-российские отношения. Основой современных монголо-китайских отношенийявляется возобновление и улучшение межгосударственных отношений после долгихлет противостояния и недоверия, когда МНР вынуждена была прикрывать себясоветским "военным зонтом", опасаясь своего южного соседа.
Таким образом, монголо-китайские отношения вышли на совершенно новый уровеньпосле многолетнего периода принципиальных разногласий в отношениях между двумястранами.
4.2.3. Международное сотрудничество Монголии в условиях перехода к рыночнымотношениям
Начиная с 1957 г. Монголия осуществляла торговлю с некоторыми фирмамиШвейцарии и Франции, с 1960 г. - Англии и Японии. В 1960-е гг. внешние торговыеорганизации Монголии развивали отношения почти с 200 торговыми организациями ифирмами Швейцарии, Италии, Бельгии, США, Франции, Японии, Швеции, Голландии,Англии, Австрии, ФРГ и Финляндии.
Несмотря на отсутствие официальных отношений, в 1960-х гг. Монголию ежегоднопосещали западные туристы, ученые, журналисты.
Первой западноевропейской страной, признавшей МНР, была Англия, котораяустановила дипломатические отношения с МНР в 1963 г. В 1972 г. были установленыдипломатические отношения с Японией. Широкое признание МНР Западом началасьпосле принятия МНР в ООН в 1961 г. За Англией последовали Австрия и Финляндия(1963), Швейцария, Швеция и Греция (1964), Франция (1965), Дания и Норвегия(1968), Канада (1973), ФРГ (1974).
27 января 1987 г. успешно завершились переговоры между МНР и США, между нимибыли установлены дипломатические отношения. В 1989 г. Монголию впервые посетилгоссекретарь США Дж. Бейкер. Во время второго визита он подчеркнул, чтомонголо-американские отношения ничем не вредят советско-американским и американо-китайскимотношениям. В марте 1991 г. конгресс США сделал официальное заявление оподдержке позиции своего правительства по сотрудничеству с Монголией вполитической, экономической и научной сферах.
В ходе демократических преобразований в 1990-1995 гг. во внешней политикеМонголии произошли большие перемены. От односторонне ориентированной иидеологизированной внешней политики она перешла к многовекторной, открытойэкономической политике, не зависящей от общественно-политического строястран-партнеров, к политике активного развития взаимоотношений со странами АТР,в первую очередь с индустриально высокоразвитыми странами региона - Японией,США, Австралией и с новыми индустриальными странами (Южной Кореей, Гонконгом,Сингапуром, Тайванем), а также Китаем. Япония выступила инициатором движениястран-доноров в поддержку демократических преобразований Монголии и перехода еек рыночной экономике. Движение стран-доноров возникло в 1991 г., и впоследствиионо оформилось как своеобразный международный институт, функционирующий путемподготовки и проведения рабочих встреч и консультационных совещаний. Активноеучастие в оказании помощи Монголии для преодоления кризисной ситуации принялиследующие международные организации: Программа развития ООН, МВФ, Фонд народонаселенияООН, Международная ассоциация развития, ФАО, Мировой банк, ЭСКАТО, ВОЗ, ЕЭС.Помощь Монголии оказали также следующие страны: Австралия, США, Великобритания,ФРГ, Дания, Италия, Республика Корея, Таиланд, Индия, Франция, КНР, Швеция,Новая Зеландия, Япония и др. По данным монгольской печати, почти 30стран-доноров, а также 10 международных финансово-экономических организаций с1991 по 1994 гг. предоставили Монголии разнообразную помощь на общую сумму 580млн долл., из них льготных кредитов - 300 млн долл., безвозмездной помощи - 280млн долл. [I, 94].
Половина этих средств была использована для расчетов с Россией за поставкинефтепродуктов, запасных частей для оборудования и на закупку продовольствия.
Получаемая Монголией помощь может быть разделена на три основные категории.
Безвозмездная помощь, которая предоставлялась без возникновения внешнихплатежных обязательств.
Льготные кредиты, которые предоставлялись на 20-40 лет под 1-2% годовых.Такие кредиты Монголия получила от Азиатского банка развития, Всемирного банка,Японии и России. Внешние долги Монголии по кредитам на конец 1993 г. составляли290 млн долл.
Третья форма кредита - торговая. Торговые кредиты предоставлялись на болеежестких условиях: 10-15% предоплаты, высокие проценты и сжатые сроки. К такимкредитам Монголия прибегала в крайних случаях, когда складывалась сложнаяситуация в жизнеобеспечивающих сферах национального хозяйства. Сложная ситуацияс расчетами по торговым кредитам привела к тому, что Монголия отказалась отэтой формы с середины 1992 г., когда задолженность по торговым кредитамсоставила 90 млн долл.
Детский фонд ООН оказал Монголии содействие в реализации местных программобучения детей, предоставив Монголии 50 тыс. долл. В 1994 г. Мировойэкологический фонд направил в Монголию 75 тыс. долл. для улучшения жизненного икультурного уровня тех людей, кто проживает на территории заповедных мест. Всамый трудный начальный период перехода от старой модели к новой Монголияполучила огромную помощь от ряда промышленно развитых стран. В то же времянужно отметить, что политика привлечения значительных средств от иностранныхгосударств привела к увеличению задолженности Монголии, что вызывает глубокоебеспокойство у общественности страны. К тому же иностранные государства имеютбольшой интерес в вопросах разработки полезных ископаемых, которыми богатастрана. Американская пресса признавала, что действия США в данном вопросеобусловлены во многом желанием создать в Центральной Азии "удобныйнаблюдательный пост". Помощь со стороны международных финансовых организаций иряда стран сыграла исключительно важную роль в спасении Монголии отнадвигающейся реальной экономической катастрофы, в создании необходимых условийдля развития рыночных отношений внутри страны и активного включения ее в мировыехозяйственные связи.
Однако эта помощь не могла в полной мере компенсировать утрату такогомощного источника финансовой, экономической, политической и другой помощи,каким был ранее СССР. С 1993 г. в использовании кредитной и гуманитарнойпомощи, предоставляемой Монголии странами-донорами и международнымифинансово-кредитными организациями, наметились существенные позитивныеизменения. Если в 1991-1992 гг. около 70% всего объема помощи было направленона решение текущих финансовых и социально-экономических проблем и только 10% наразработку и финансирование средне- и долгосрочных проектов, то в 1993 г. этосоотношение изменилось: доля помощи на финансирование проектов увеличилась до60%.
Таким образом, отношения с развитыми странами характеризуются как динамичноразвивающаяся система. Это совершенно новые отношения, которые укрепляют международный статус Монголии.
Япония объективно заинтересована в расширении взаимоотношений с Монголиейпосле того, как распались социалистическая система и СССР, которые являлисьглавными партнерами Монголии. Это отвечает ее внешнеполитическим потребностямпо двум концептуальным соображениям.
Во-первых, они укрепляют общий фундамент отношений в интересах стабилизациистратегического поля вокруг Японии на основе несиловых методов.
Во-вторых, Монголию можно использовать как рынок для реализации готовойпродукции. Японцы проводят мероприятия по созданию своего рода прояпонскогоклимата в официальных и неофициальных кругах. Причем методы могут быть самымиразличными. Усилия в этом направлении для японцев-важный фактор формированияблагоприятных условий в случае реализации экономической политики. Замечено, чтоиспользование <частной дипломатии>, по сути дела, представляет собой попыткунавязать свою волю партнеру.
Помощь в осуществлении проектов по реформированию экономики Монголии оказалоЕвропейское сообщество, с которым были установлены дипломатические отношения в1989 г. и заключено соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в 1993 г.В 1994-1995 гг. Европейский союз осуществил финансирование проектов на сумму 8млн экю, которые были направлены на развитие малого и среднего бизнеса в сферепереработки сельскохозяйственной продукции. Для Японии укрепление своих позицийв Центральной Азии стратегически важно, а войти туда через кого-то еще важнее.Сегодня Япония занимает третью позицию во внешних отношениях Монголии после РФи Китая.
Во внешней политике Монголии Япония занимает существенное место, так какбольшие надежды связывают монгольское общество с экономическим сотрудничествомс ней и далее с АТР. Японцы тем более проявляют к этому большой интерес, таккак неперспективной признана как изоляция, так и ориентация на одну страну, априоритетным оказалось направление на расширение двусторонних и многостороннихсвязей.
Важным элементом процесса переоценки внешней политики Монголии стал еёповорот лицом к Азии. Он выразился в значительном, а иногда и полном сокращенииэкономического сотрудничества с бывшими социалистическими странами ВосточнойЕвропы, осуществляемого в рамках СЭВ и не всегда имевшего в своей основе экономическую целесообразность, а нередко построенного на идеологизированнойвнешней политике.
Свёртывание экономических отношений с Чехословакией, Польшей, Венгрией,Восточной Германией было определено также переориентацией внешней политики этихстран. Монголия прилагает значительные усилия для расширения экономическихотношений с Китаем, Японией, Южной Кореей - наиболее экономически развитымистранами региона. Политические лидеры Монголии не только рассчитывают наполучение экономической и финансовой помощи от этих стран, но и хотятзаимствовать опыт модернизации экономики, её структурной перестройки.
4.2.5. Монголия в системе международных отношений в Азиатско-Тихоокеанскомрегионе
Усилению роли АТР в мире способствуют такие пост- конфронтационныетенденции, как уменьшение значимости чисто военно-силового фактора, первенствоэкономики, поворот от геополитики к геоэкономике, переход к политическомурегионализму. Сибирь и Дальний Восток, включая Монголию, можно считать районом АТР, отстающим примерно на 50 лет [I, 64]. Тем не менее, Сибирь иДальний Восток являются энергетическим узлом мировой политики уже в силу того,что здесь пересекаются всевозможные интересы великих держав: двух сверхдержав(США и Россия); двух самых населенных стран мира (Китай и Индия); трехкрупнейших ядерных и военных держав (США, Китай и Россия); двухгосударств с самыми мощными экономическими потенциалами (США и Япония).
АТР является вторым после Европы регионом по уровню милитаризации, здесь неподвергались регулированию военные потенциалы и механизмы противостояния,сложившиеся за годы холодной войны. Дж. Буш-старший называл АТР "динамо-машиной мировой экономики". АТР - это 56% мирового ВНП, из которых насеверную Америку приходится 31,7%, северо-восточную Азию - 21,1%, Юго-ВосточнуюАзию - 1,5%, Австралию - 1,7%. А совокупная доля США и Японии в мировом ВНПсоставляет 40% [I, 64, № 7].
АТР активно развивается не только в политическом, но более всего вэкономическом отношении. Одним из примеров является Северо-Восточная Азия. Вполитическом смысле это Россия, КНР, Япония, КНДР, Республика Корея, США,Монголия и Канада, а в экономическом смысле - это российский Дальний Восток,Япония, КНДР, Республика Корея, северные провинции Китая и Монголия. В регионеидет так называемый начальный этап создания этого экономического сообщества (т.е. субрегиона).
В оценке перспектив региона существуют разные концепции, которые быливыдвинуты уже в 1990-х гг. По инициативе Японии была выдвинута так называемаяконцепция <Большой Владивосток>, предлагающая создание свободной экономическойзоны. И еще так называемый <Тумэн гол> под эгидой Программы развития ООН, атакже <Северо-Китайская свободная экономическая зона> и т. п. Такие объединениядля Монголии жизненно важны, потому что туда вошли бы её соседи и такие крупныедержавы, как США и Япония. Подобная интеграция для Монголии важна в первую очередьв политическом отношении, не говоря об экономической стороне вопроса. ЕслиМонголия объединится с такими державами в одном сообществе, это значит, что еёинтересы будут гарантироваться ими. Вероятно, есть шанс создать большойэкономический блок, сравнимый с АСЕАН. Но, к большому сожалению, такой проектпока не выполним по ряду причин, среди которых мы отметили следующие факторы:
Проект <Тумэн гол>, рассчитанный на 20 лет и оцениваемый потенциально в 30млрд долл., разрабатывается в недрах ООН и на ее средства. Северо-ВосточнаяАзия - обширный и самый динамичный, по сути, ключевой район Тихоокеанскогобассейна, охватывающий Дальний Восток России, Северного Китая, Японию, обакорейских государств.
При всей пестроте наблюдаемых в АТР этнокультурных и прочих различий,разных, порой несопоставимых уровней развития государств набирает силуобъединяющая их тенденция: они выходят на дорогу экономического прогресса,примеры которого беспрецедентны. Получают развитие интеграционные процессы.Действуют важные региональные механизмы: Совет тихоокеанского экономическогосотрудничества (АТЭС), АСЕАН, АНЗЮС и др. Многие вопросы, связанные срегионализмом во всех проявлениях, сегодня входят в число приоритетных дляисториков, политологов, социологов, представителей других обществоведческихдисциплин. В Европе регионализм понимается как междисциплинарная доктрина,нацеленная на практическое использование тех возможностей, которые вытекают изестественного территориального деления современных обществ.
Для американских же аналитиков регионализм - средство достичь болеесбалансированного мирового порядка, избегая при этом тех недостатков, которыебыли свойственны крупным, централизованным наднациональным структурам типа ЛигиНаций и ООН. Регионы становятся важнейшим фактором в мировой политике.
В геополитическом смысле, мир в конце ХХ в. на какое-то время сталоднополюсным. Руководящая роль США и Запада в целом непомерно возросла и наглобальном, и на региональных уровнях, помимо всего прочего, за счетнаправляемого ими партнерства с посткоммунистическими странами, включая Россиюи Монголию.
4.2.6. Монголия и Центральная Азия
Монголия установила дипломатические отношения с Казахстаном (22 января 1992г.), с Узбекистаном (25 января 1992 г.), и с Кыргызстаном (22 апреля 1992 г.).Монголо-казахские отношения носят интенсивный характер, так как Казахстанзанимает важное место в Центральной Азии. В Монголии проживает 250 тысячэтнических казахов, что составляет 7,4% всего населения Монголии. Казахстаниграет значительную роль и в экономике Монголии. Российско-монгольское СП"Эрдэнэт" большую часть своей продукции поставляет в Казахстан, вернее, тамобрабатывается медная руда, и потом через Россию она поставляется на Запад. В1994 г. более 40 000 тонн медной руды было отправлено в Казахстан дляобработки. Тем не менее, отношения Монголии с государствами Центральной Азиитормозятся по ряду причин: Центрально-Азиатские государства стремятся получитьподдержку от исламского мира, а Монголия ориентирована на сотрудничество с развитымистранами. И Монголия, и бывшие азиатские республики СССР соперничают, чтобыдобиться международных кредитов от мирового сообщества. Однако между нимисуществует большое сходство и общность исторического прошлого.
Сегодня эти страны решают во многом одинаковые как политические, так иэкономические задачи.
В многополярном мире вопросы внешнеполитических отношений Монголии ставятсяостро, как никогда. Эти вопросы актуальны не только потому, что Монголия началасамостоятельно определять свои внешние отношения, а потому, что сегодняскладывается новая расстановка сил и новый мировой порядок. В этом смысле новыедоговоры, которые заключены между Монголией и Российской Федерацией, с Китаем,важны не только для Монголии, но и в целом для АТР. Эти договоры призваныгарантировать стабильное развитие Монголии по крайне мере на 20 лет и вообщестабильность на Дальнем Востоке.
Установление двух- и многосторонних отношений с развитыми странами Запада,включая США, Японию является большим достижением монгольской дипломатии в этигоды. Хотя следует отметить, что отношения с развитыми странами развивались повосходящим линиям с 1990 по 1993 гг., а в 1994 г. уже замечается некотороезамедление, что может привести к снижению нашего статуса.
Что касается внешней политики, то ее характер также определялся задачаминационального возрождения. Таким образом, в промежуточный период своегоразвития Монголия должна выйти из состояния международной изоляции, завязатьширокие связи с другими государствами, особенно такими, которые хотя быравнялись своей мощью нашим соседям. Отношения с любыми государствами должныбыть равноправными, взаимовыгодными. Конечно, это должно в первую очередькасаться отношений Монголии с Россией и Китаем. Одним словом, Монголия должнапроводить более прагматическую политику на международной арене.