3. Государственное развитие Монголии с 20-х гг. ХХ в. до окончания холодной войны

3.1. Триполярный мир и МНР (1919-1946)

В результате первой мировой войны разрушилась старая система международногопорядка. Победители попытались ослабить Германию хотя бы физически, а вместоэтого укрепили ее геополитически. Таким образом, для Германии послеВерсальского договора создались предпосылки оказаться в гораздо лучшем положении для господства над Европой, чем перед войной [II, 17, c. 218]. АРоссия была оторвана от Европы революционными событиями, в результате которыхустановилась диктатура большевиков. Как справедливо писал Н.А. Бердяев,<большевизм есть третье явление русской великодержавности, русского империализма- первым явлением было московское царство, вторым явлением - петровскаяимперия> [II, 5, c. 99].

Иными словами, Бердяев отводил коммунизму роль крупной исторической фазы вразвитии России и одновременно обнаруживал в нем черты преемственности от прошлыхэпох.

Основной задачей советской власти в первые годы её существования, по крайнеймере, до 1920 г., было скорее оказание помощи мировой революции, а нерегулирование межгосударственных отношений. Ленин добивался власти,вдохновляясь идеей мировой социалистической революции. Но иллюзии большевиковбыстро рухнули. В 1919 г. Ленин признал, что <мировая революция будет, судя поначалу, продолжаться много лет> [Цит. по: II, 26, c. 105]. Как отмечает Г.Н.Новиков, это побудило его сформулировать прагматическую, рабочую концепциювнешней политики <для того периода, когда будут сосуществовать рядомсоциалистические и капиталистические государства> [Там же].

После установления Версальско-Вашингтонской системы ко второй половине 30-хгг. ХХ в. мир стал триполярным, т. е. сформировались три основных полюса силы:западные демократии, блок фашистских государств и СССР. С самого начала этасистема оказалась непрочной в общем смысле потому, что каждая группировкамирового <треугольника> стремилась разрешить мировые противоречия за счётстолкновения двух других группировок (Запад - державы <оси> - СССР).

Большевики в первые годы Советской власти сумели распространить свое влияниене только на отколовшиеся после 1917 г. национальные окраины бывшей Российскойимперии, но и на некоторые протектораты, вассальные государства, ранеезависимые от неё территории. Планы большевиков были гораздо шире, с помощьюКоминтерна и его филиалов они осуществляли вооруженный экспорт революции, в томчисле и вооруженный, по более широкому фронту.

Спад революционных волнений в капиталистических странах побуждал большевиковпитать больше надежд в осуществлении мировой революции на эксплуатируемые массыВостока. <Теперь нашей Советской республике предстоит сгруппировать вокруг себявсе просыпающиеся народы Востока, чтобы вместе с ними вести борьбу противмеждународного империализма>,-такую задачу поставил Ленин в докладе на второмВсероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока 22 ноября1919 г. [Цит. по: II, 26, c. 108].

В 1920-х гг. внешняя политика Советской России в Восточной Азии определиласьследующим образом: Советы стремились улучшить и восстановить добрососедскиеотношения в первую очередь с Японией. Советское руководство полагало, что еслиэто не удастся, то придется сблизиться с Китаем. Если обе эти попытки недостигнут цели, тогда Монголию надо было оставить за собой в качестве буферногогосударства, чтобы защитить себя от противника. Таковы были цели советскойвнешней политики в Восточной Азии.

Как уже отмечалось, в связи с приходом к власти большевиков былианнулированы все договоры и соглашения, которые заключила царская  Россияс другими государствами, в том числе с Монголией. Это привело ккатастрофическим последствиям для Монголии (по крайней мере, в 1919-1920 гг.),т. к. нарушило сложившееся равновесие международных отношений, достигнутоедоговором 1915 г. После известного декрета о самоопределении и независимости иликвидации неравноправных договоров, подписанных царским  правительством,китайские военно-политические круги начали открыто вмешиваться в дела Монголии.

Реальная политика советской России в Монголии была сосредоточена нареволюционной работе в рамках нелегальной деятельности секции восточных народовСибирского бюро ЦК РКП (б) и ее Монголо-Тибетского отдела, созданных в июле1920 г. в Иркутске. В их задачи входили: подготовка и организациякоммунистических групп и партий в Китае, Монголии, Японии и Корее;военно-техническая помощь оппозиционным силам в этих странах; подготовкапрофессиональных революционеров из числа национальных кадров; идеологическаяработа, т. е. все то, что можно было назвать экспортом революции наВосток [I, 71, №2]. Как раз в эти годы во внешней политике Советской России наДальнем Востоке проявились экспансионистские черты, курс на расширение сферывлияния на Востоке.

В результате революции 1921 г. Монголия вступила на путь осуществленияпреобразований национально-демократического характера. Монгольскиеруководители свою основную задачу видели в уничтожении феодального строя, в развитиипроизводительных сил на основе многообразия форм собственности, в обеспечениинационального единства, в укреплении независимости страны.

 В условиях свободы мнений, отсутствия единой жестко регламентированнойметодологии вопрос о характере монгольской революции 1921 г. остается спорным иокончательно не определенным. Тем не менее, сегодня большинство историковрассматривают революцию 1921 г. как прямое продолжение революции 1911 г., таккак и она носила национально-освободительный характер [II, 139, 141, 142].Коминтерн постоянно контролировал вопросы политики, идеологии и организации нетолько своих коммунистических секций, но и сочувствующих партий, не всегдаучитывая условия этих стран, предъявляя им требования единого образца, зачастуюбесцеремонно вмешиваясь в их внутренние дела, навешивая на сомневающихся в егополитике ярлыки <правых>, <левых> оппортунистов и даже решая судьбу ихруководителей. Коминтерн и его полномочные представители в Монголии стремилисьпересмотреть ориентацию на национально-демократическое развитие страны,организовать внутри монгольского общества силы, признающие социалистическиецели и борющиеся за то, чтобы противопоставить <левых> монгольскихруководителей <правым>.

Единственной политической силой Монголии являлась МНРП, которая небыла  коммунистической партией, и ее политический курс не совпадалполностью с позициями коммунистических партий. Уже с середины 1920-х гг.начался конфликт между МНРП и Коминтерном, который завершился конце 1930-х гг.полной победой Коминтерна, и МНРП превратилась в послушную мировому коммунизмупартию.

В те годы всё то, что происходило в СССР, благодаря Коминтерну моментальноповторялось и в Монголии. На одном из заседаний Монгольской комиссии Коминтернаего представитель  Б. Шмераль  отмечал: <Территория Монголии посвоему пространству больше Англии, Германии и Франции вместе взятых, снаселением только 800 000 человек. Нашей задачей является сохранить нашевлияние на этой территории и хотя бы добиться того, чтобы Монголия не подпалапод влияние империалистов и врагов мировой революции. Эта задача важнее, чемстроительство социализма в стране, населенной  800 000 пастухов. Территорияимеет большее значение, чем население (подчеркнуто мной. - Д.К.), иесли мы поведем это маленькое население по пути некапиталистического развития ипревратим движение в Монголии в классовую борьбу аратских трудящихся масс,только таким образом мы сможем удержать эту территорию под своим влиянием. А мыздесь должны работать так, чтобы результаты получились уже в этом и будущемгоду> [Цит. по: II, 104].

В этой оценке ярко очерчен геополитический интерес Коминтерна, вернее,Советской России в Монголии. 

Таким образом, весь ход общественной жизни Монголии того времени определялсяпроцессом осуществления принципов социализма. В этом контексте деятельностьКоминтерна в Монголии нельзя отделять от всей системы советско-монгольскихотношений и, в первую очередь, от отношений между КПСС и МНРП. В уплату заверность СССР способствовал международному признанию Монголии, а образовавшиеся<цивилизованные пустоты> заполнил помощью специалистами, кредитами, приемомбывших скотоводов на учебу в советские вузы и техникумы.

После упорных пятилетних усилий СССР достиг успеха, жертвой которого сталаВнешняя Монголия. А именно: соглашение об общих принципах регулированиявопросов между СССР и Китайской республикой было заключено в Пекине 31 мая 1924г. В статье 5 соглашения говорилось: правительство СССР признает, что ВнешняяМонголия является составной частью Китайской республики и уважает тамсуверенитет Китая [Цит. по: II, 104, с. 22]. Таким образом, помимо интересаМонголии были установлены рамки её статуса.

Несмотря на проводимую политику соседних государств, 26 ноября 1924 г. напервом Великом Народном Хурале был единодушно принят проект конституции, гдезаконодательно оформилось провозглашение народной республики. Единственнымобразцом для проекта конституции МНР явилась конституция СССР. Статья перваягласила: <Монголия объявляется независимой Народной республикой: народосуществляет свою верховную власть через посредство Великого ВсенародногоХурала и избираемого им правительства> [I, 37]. Конституция, законодательнозакрепив решения Народного правительства, объявила все международные договоры иобязательства о займах, заключенные монгольскими властями до революции,аннулированными. С этого момента цель внешней политики Монголии была направленана укрепление  всестороннего сотрудничества с братским советским народом.Но именно отсюда началось расхождение интересов двух государств.

В конце 1920-х гг. монгольский вопрос опять поднимался в связи с обострениемсоветско-китайских отношений в районе Маньчжурии. В это время гоминьдановскоеправительство не отказалось от планов  вооруженного нападения на Монголию.Этого не произошло из-за внутренней обстановки в Китае и твердой позиции СССР.

В первой половине 1920-х гг. урянхайский вопрос занимал немаловажное место вмонголо-советских отношениях. 26 августа 1926 г. были установленыдипломатические отношения между МНР и Республикой Тагной Тувы. Но до 1940-х гг.между ними не были разрешены пограничные проблемы.

В 1930-х гг. обострилась международная обстановка не только в ВосточнойАзии, но и во всем мире. В таких условиях единственным внешним фактором,который мог защитить независимость Монголии, становился СССР.

С середины 30-х гг. все важные монгольские вопросы, которые были в полезрения Коминтерна, решались уже не на уровне руководящих органов ИККИ, а науровне генерального секретаря ИККИ и генерального секретаря ЦК ВКП (б).Монгольские вопросы перешли в ведение высшего партийного и государственногоруководства Советского Союза. Черный ураган политических репрессий, пронесшийсянад СССР, накрыл и Монголию, принес монгольскому народу огромную беду.Результатом репрессий явилось то, что Монголия снова превратилась в опытноеполе социалистического строительства.

Все эти процессы в китайской историографии описаны как результат монгольскойполитики ВКП (б) и Коминтерна, следствием чего явилось отторжение от Китая егонеотъемлемой территориальной части.

Вопросы сотрудничества СССР и МНР глубоко и всесторонне изучены советскими имонгольскими историками. Именно в годы социализма вышло наибольшее количествотрудов, посвященных экономическому, политическому, культурному,государственному и партийному сотрудничеству двух стран [II, 72, 77, 82, 102].Несмотря на однобокость подхода, в этих трудах содержится огромный фактическийматериал, довольно развернуто показано всестороннее сотрудничество Монголии сдругими странами, в первую очередь социалистическими. Общеизвестен тот факт,что именно благодаря помощи социалистических государств (имеется в видуевропейских) в Монголию проникла  европейская цивилизация. Самобытностьмонгольской культуры была подорвана, она стала азиатской страной с включениямиэлементов европейской цивилизации. Во всех этих трудах как 1917 г., так и 1921г.  рассматриваются как переломный момент в отношениях между Россией иМонголией.

Что же касается отношений между Монголией и Китаем, то они складывалисьиначе.

Суть программы партии Гоминьдана (главная политическая сила Китая тоговремени) сводилась к тому, чтобы после прихода партии к власти создать единое инеделимое государство, скрепленное идеей избавления страны от иностранногогнета и построения могучего, свободного и процветающего Китая. По монгольскомувопросу между СССР и Китаем долго и сложно шли переговоры, где позиция СССРбыла неясна. Позиция Гоминьдана не изменилась по крайне мере до окончаниявойны. В эти годы Китай управлялся Гоминданом. Подобные взгляды в 1964 г. излагалМао Цзэдун в беседе с японскими социалистами, а затем и Дэн Сяопин в разговорес Горбачевым в мае 1989 г. [II, 104, c. 58].

Практически в 20-30-е гг. СССР доминировал в решении монгольского вопроса, икак раз сотрудничество с Гоминьданом дало возможность для разрешения его впользу СССР.

В 1932 г. были обновлены советско-китайские отношения, и монголо-советскийдоговор 1936 г. подтвердил, что СССР будет снабжать Китай через МНР. В 1936 г.Советский Союз по просьбе правительства Монголии принял меры по укреплениюобороноспособности МНР. Между СССР и Монголией 12 марта 1936 г. был подписанпротокол о взаимопомощи, послуживший правовой основой объединения усилийсоветских и монгольских войск для разгрома японских милитаристов на Халхин-Голев 1939 г.

В общем-то война происходила на территории Монголии, но ключевые вопросы её,касающиеся Монголии, конечно, решались в Москве.

СССР откровенно вмешивался во внутренние дела Монголии, определяянаправления её экономического развития, а также вмешивался в кадровые вопросы,что особенно сильно впервые проявились в 30-е гг. До начала войны позиции СССРбыли окончательно закреплены в МНР, ставшей вторым социалистическимгосударством.

3.2. Биполярный мир и МНР (1946-1985)

В период второй мировой войны отношения между Монголией и СССРрегулировались договором 1936 г.

После окончания войны в Европе, т. е. в мае 1945 г., советско-монгольскаяармия воевала с японцами 4-5 дней официально, но формально, конечно, боипродолжались до сентября, в чем Россия сейчас обвиняется Японией.

Монголия объявила войну Японии на следующий день после объявления войныСССР, т. е. 10 августа 1945 г.

Одним из условий участия СССР в войне против Японии являлось сохранениестатус-кво Монголии. По мнению Сталина, статус-кво Монголии означал ее независимость.В июле 1945 г. разговор об этом статусе шел между Сталиным и представителем ЧанКайши, после чего было решено провести в Монголии всенародный референдум. Вдекабре 1944 г. Сталин сделал Гарриману (посол США в Москве) некоторыеконкретные предложения относительно послевоенных претензий СССР на ДальнемВостоке. Крупные японские силы в Маньчжурии могли быть брошены на защиту самойЯпонии, если бы СССР все еще оставался нейтральным. Учитывая все это, президентРузвельт и посол Гарриман 8 февраля 1945 г. обсудили со Сталиным вопрос отерриториальных требованиях СССР в Азии.

СССР согласился вступить в войну против Японии через два или три месяцапосле капитуляции Германии. Это соглашение, подписанное еще президентомРузвельтом, оставалось секретным, пока не закончились переговоры междуСоветским Союзом и гоминьдановским правительством Китая, с которым Сталин всамой решительной форме согласился поддерживать отношения.

Рузвельт, Сталин и Черчилль договорились добиваться того, чтобы послеразгрома Японии <советские требования были удовлетворены безоговорочно> [II,126, c. 525].

Сталин излагал свою позицию следующим образом: некоторое государство хочетсделать из Внешней Монголии плацдарм для нападения СССР, <чего мы не хотимдопустить>. И далее он подчеркнул, что Внешняя Монголия хочет полнойнезависимости, не желает идти ни к кому под <крышу>. Одновременно СССР не хотелдопустить, чтобы Внешняя Монголия присоединила к себе Внутреннюю Монголию, чтоугрожало целостности Китая. Сталин считал, что оптимальный вариант состоял втом, чтобы сохранить статус-кво Внешней Монголии, и подчеркивал, что статус-квоозначает независимость Монголии [II, 141, c. 78].

Любопытно, что Чан Кайши в своей речи от 24 августа 1945 г. на совместномзаседании Верховного Совета национальной обороны и Центрального исполнительногокомитета Гоминьдана, признавая фактическую независимость Внешней Монголии,следующим образом характеризовал отношения между Китаем и Монголией: <В 1924 г.Внешняя Монголия прислала свое приветствие партии Гоминьдана. Доктор Сун Ятсенуже тогда обращался с Монголией как с дружественной соседней страной. Монголияжила своей жизнью, отдельно от нашей страны. В 1922 г. Внешняя Монголияобъявила себя независимой. С этого времени прошло почти четверть столетия, сейчассамое удобное время для возобновления старой дружбы. Поэтому, на основереволюционных принципов Гоминьдана мы юридически признаем независимостьВнешней Монголии, и будем поддерживать с ней дружественные отношения> [I, 1, л.42].

20 октября 1945 г. по требованию правительства Китая на всей территорииВнешней Монголии был проведен референдум, который подтвердил стремлениемонгольского народа к государственной независимости [I, 1, л. 43]. 5 января1946 г. Китай признал МНР на основании голосования, и 14 февраля того же годамежду двумя странами были установлены дипломатические отношения.

Сегодня некоторые западные историки считают [II, 138], что независимостьМонголии была достигнута в 1946 г. В феврале 1946 г. были установленыдипломатические отношения между двумя странами. В некоторых источникахговорится, что Китай не только установил дипломатические отношения, но ипоставил вопрос о вступлении Внешней Монголии в ООН [Там же, л. 44].

В послевоенный период политическое и экономическое сотрудничество МНР с СоветскимСоюзом продолжало расширяться. И  определяющей линией внешней политикиМонголии в послевоенный период продолжало оставаться всемерное укреплениесотрудничества с Советским Союзом.

Важной вехой на этом пути явилось заключение договора о дружбе и сотрудничестве.12 марта 1946 г. истекал десятилетний срок действия протокола  овзаимопомощи от 1936 г., в связи с чем было решено заключить новый договор,подписание которого состоялось 27 февраля 1946 г. в Москве. Договор былзаключен на 10 лет с автоматическим продлением на последующее десятилетие приусловии, что ни одна из сторон не сделает заявления о денонсации за год доистечения срока действия договора [I, 31, c. 156-158].

С начала 1960-х гг. была начата работа по установлению пограничных линий,которые протянулись на сотни километров. В 1957-1958 гг. в совещаниях о границемежду СССР и МНР проявилось разногласие по вопросам пограничных линий ТагнаТывы. Вопрос был решен не в пользу Монголии, а работа по установлениюпограничных линий завершена только в 1976 г. В годы холодной войны, а именно в1960 гг. советские войска были введены в Монголию, что привело к охлаждениюмонголо-китайских отношений. С начала 1970-х гг. монгольское руководство занялопозицию всестороннего сотрудничества с СССР и другими социалистическимистранами, что привело к её односторонней внешней ориентации и, можно сказать, кнарушению национального интереса Монголии [II, 141, c. 110].

В конце 1980-х гг. число советских специалистов в Монголии составляло 1/4часть всех советских специалистов, работающих за границей. В начале 1980-х гг.число советских специалистов достигло рекордного уровня. Одним словом можносказать, что это был период интенсивной советизации в МНР.

Образование КНР дало большой толчок к изменению соотношения сил на ДальнемВостоке и в мире. Социалистическая ориентация КНР получила отражение, преждевсего, в провозглашенных ею принципах внешней политики. В октябре 1949 г.правительство МНР признало КНР и одновременно прекратило дипломатическиеотношения с прежним правительством Китая. Образование КНР способствовалодальнейшему укреплению международных позиций МНР и открывало широкиевозможности для развития отношений между двумя странами.

При подписании договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и КНР в феврале1950 г. обе стороны в специальном заявлении отметили, что <независимоеположение МНР полностью обеспечено в результате проведения в 1945 г. во ВнешнейМонголии референдума, подтвердившего ее стремление к независимости и врезультате установления с нею дипломатических отношений КНР> [I, 27, c. 181].

В 1952 г. впервые было подписано межправительственное соглашение между МНР иКНР, в котором провозглашался курс на  всестороннее сотрудничество. ПравительствоКНР в июне 1956 г. представило МНР кредит в сумме 36 млн руб., в счет которогооно обязалось построить ряд объектов, в том числе кирпичный завод в Толгойте,камвольный комбинат и дворец спорта в Улан-Баторе, фабрики по производствубумаги и фанеры, тепловую электростанцию в Сухэ-Баторе, завод стеклянной ифарфоровой посуды, завод сборных деревянных домов, шоссейные дороги,оросительную систему на реке Орхон и др. [I, 34, c. 356].

Со своей стороны МНР, в соответствии с соглашениями, а также в порядкебезвозмездной помощи, поставляла в Китай мясной и рабочий скот,сельскохозяйственное сырье и продукты. В годы стихийных бедствий 1960-1961 гг.из Монголии в Китай поступило более 20 тыс. рабочих лошадей и 10 тыс. тонн риса[I, 71, c. 47].

В 1957-1959 гг. открыто генеральное консульство МНР в столице ВнутреннейМонголии в городе Хух-хоте. В декабре 1962 г. заключен договор огосударственной границе, по которому была установлена линия государственнойграницы между двумя странами. Активно развивались хозяйственные связи междуприграничными регионами. Осуществлялся культурный обмен и т. д. Важным событиемявилось подписание договора о границе между КНР и МНР (1962) [I, 71].

Официально до начала 60-х гг. китайское руководство открыто не выражалосвоих претензий к МНР, камуфлировало экспансионистские планы в отношенииМонголии и на словах выступало за сотрудничество.

В связи с политической обстановкой объем внешней торговли КНР с МНР снижалсяиз года в год и составил в 1967 г. лишь 0,6 млн руб. против 24,6 млн руб. в1961 г. [I, 71]. Наряду с экономическим сокращалось и культурноесотрудничество, в результате чего к 1966 г. монголо-китайское соглашение окультурных связях от 21 февраля 1958 г. фактически перестало выполняться.

В контексте анализа внешнеполитического положения Монголии в биполярном миренеобходимо также хотя бы кратко остановиться на монголо-американских связях.

Научные экспедиции США в Монголию в начале XX в. работали до середины 1910-хгг., с небольшими перерывами. Наряду с научными исследованиями ученыезнакомились с бытовыми условиями монголов, о чем они преимущественно и писали.Во время второй мировой войны завязались правительственные контакты междуМонголией и США.

2-4 июля 1944 г. вице-президент США господин Уоллес посетил Улан-Батор ивстретился с премьер-министром Л. Чойбалсаном и с другими официальными лицами.Среди гостей был видный востоковед (монголовед) О. Латтимор (в качествепереводчика) [I, 97, № 113].

Во время своего визита в Улан-Батор Уоллес подчеркнул, что США <оченьзаинтересованы> в установлении межгосударственных отношений, <независимо оттого, какой статус> имеет Монголия [Там же].

11 февраля 1945 г. США, после Ялтинской конференции, признал и статус-квоМНР. Но после второй мировой войны отношения между МНР и США ухудшились в связис разделением мира на два лагеря. Тем не менее, многие американские туристы инаучные представители приезжали в Монголию. Было даже создано обществомонголоведов в США, там выпускали научно-публицистические журналы помонгольской тематике. Большой вклад в культурное сотрудничество МНР и СШАвнесли О. Латтимор, Р. Рупен и др.

В развитие отношений между странами большой вклад внесли и монгольскиеэмигранты. В июне 1961 г. были начаты переговоры об установлениидипломатических отношений между МНР и США, но они не были установлены в связи смеждународной обстановкой. Во время визита в Монголию в сентябре 1961 г. членверховного суда США Уильямс Дуглас заявил, что США не отказались от идеиустановления дипломатических отношений с Монголией.

В 1970-х гг. переговоры были возобновлены. Американская сторона дажепредложила открыть дипломатические представительства одновременно в обеихстолицах, но монгольская сторона отказалась от этой идеи. Видимо, американскаясторона рассматривала Монголию как важное стратегическое место для наблюденияза советско-китайским конфликтом.

Укрепление международного положения МНР вынудило многие капиталистическиестраны пересмотреть свои позиции, установить с МНР дипломатические связи иобменяться представительствами. Таким образом, с середины 60-х гг., завоевавпризнание своего суверенитета и независимости, МНР выходит на широкуюмеждународную арену и становится полноправным членом международного сообщества.

Большое значение для укрепления международного сотрудничества в АТР имелоустановление дипломатических отношений между МНР и Японией. В течение 1972 г.стороны обменялись дипломатическими представительствами на уровне послов иначали активно сотрудничать как по государственной линии, так и в областиэкономики и торговли.

Но, разумеется, главное значение для МНР в 60-70-е гг. имелисоветско-китайские отношения, на которые оказывали влияние общая мироваяобстановка, политические, экономические, идеологические проблемы внутри этихстран, холодная война.

В период охлаждения советско-китайских отношений в связи с необходимостьювыбора партнеров Монголия выбрала СССР и его сателлитов.

В прямом смысле этот выбор зависел не от самой Монголии, а от конфронтацииее крупнейших соседей: СССР и Китая.

В период прошедших семидесяти лет целями внешней политики МНР были,во-первых, признание в первую очередь Китаем; во-вторых, широкое международноепризнание, что случилось только в 1960-х гг.; в-третьих, развитиемежгосударственных отношений на принципах взаимоуважения и равноправия.

Непродолжительный период монголо-китайского сотрудничества сменилсяпоследующей конфронтацией. Военно-политический союз СССР и МНР, оформленныйдоговорами 1921, 1936, 1966 гг., ввод советских войск на территорию Монголии иразмещение их вдоль границы с Китаем привели к военному противостоянию сКитаем.