К середине ХIХ в. в вооруженных силах Российского государства накопилось немало проблем. Наиболее ярко они высветились в ходе Крымской войны 1853 - 1856 гг., которая явилась рубежом, отделявшим изжившую себя полуфеодальную военную организацию с присущими ей формами военного искусства от буржуазной. Война ярко продемонстрировала несоответствие рекрутской системы комплектования задачам формирования массовой армии, громоздкость и несовершенство механизма управления , отсталость официальных взглядов на систему боевой подготовки войск и т.д.
Прежняя рекрутская система комплектования со всей очевидностью показала свою несостоятельность, неспособность обеспечивать накопление военно-обученных резервов. В то время, как передовые европейские государства перешли к формированию массовых армий путем введения всеобщей воинской повинности, сокращения сроков службы и накопления подготовленного в военном отношении запаса, рекрутчина, сохранявшаяся в России, выглядела анахронизмом. Путь, по которому шли развитые страны, позволял в мирное время содержать немногочисленный и недорогой кадр военных профессионалов, который в военное время разворачивался в многочисленную армию. Сложилась парадоксальная ситуация, когда страна, имевшая огромную армию мирного времени, в ходе войны испытала серьезные трудности с резервами. Положение оказалось настолько острым, что сам император Николай I не мог свободно распоряжаться резервами. В июле 1854 г. Николай I писал командующему группировкой российских войск на Дунае генералу от артиллерии М.Д.Горчакову: " Мысль весьма полезную образования отряда к стороне Перекопа вполне и я разделяю. Назначить же пехоту в сей отряд неоткуда, ибо уже ничем не располагаю с той поры, как князь Иван Федорович взял, меня не спрося, 16-ю дивизию в Молдавию"1.
Необходимы были срочные меры, и поэтому пришлось встать на путь усиленных рекрутских наборов. В 1853 г. проводился набор 10 человек на одну тысячу, он дал 127 тыс. чел. В 1854 г. провели целых три набора, они дали 486 823 чел. совершенно необученных рекрутов, да и те поступили в войска лишь в конце года. Наконец, в 1855 г. было собрано еще 188 тыс. чел.2
Чрезмерная продолжительность службы - 25 лет - привела к тому, что армия имела незначительный призывной запас. Отсутствие необходимого количества обученных резервистов исключало возможность развертывания новых формирований и вынуждало прибегать к созыву ополчения и привлечению значительного числа иррегулярных войск. Боеспособность ополченских частей оставляла желать лучшего: " В августе и ноябре 1855 года прибыли в Крым дружины ополчения Курской, Орловской, Калужской и Тульской губерний, а к началу марта следующего года половина их уже лежала в госпиталях, одержимая лихорадками и тифозными горячками, и между ними открылась страшная смертность... Ополчение представляло беспорядочную толпу мужиков, которых нельзя было употребить в дело против образованных европейских войск"3. Необходимость введения всеобщей воинской повинности выступила со всей очевидностью.
Крымская война выявила несовершенство системы боевой подготовки войск. На полях сражений бесславно погибли скрупулезно разработанные "нормальные боевые порядки", в задачу которых входила отработка действий крупными массами против гладкоствольного вооружения. Увеличение дальности и плотности ружейного и артиллерийского огня породило новый боевой порядок - стрелковую цепь. Процесс складывания новых форм боевого построения начался с первых же боев. Передовые военачальники стали широко использовать эту форму боя и добивались успеха. Но в целом оказалось, что пехота не умела стрелять и действовать в рассыпном строю. Этому ее не учили в мирное время, а от имевшегося оружия бесполезно было добиваться более того, что оно могло дать.
Переход к действиям в расчлененных боевых порядках усложнил формы управления боем. Уже нельзя было управлять военными действиями посредством команды. На смену ей шло управление приказами (диспозициями). Стремление ряда военачальников управлять по-старому на практике приводило к катастрофическим последствиям (Альма, Инкерман, Черная).
Характеризуя систему обучения армии, Д.А.Милютин писал:" В деле военном, которым Николай I занимался с таким страстным увлечением, преобладала забота о порядке и дисциплине, занимались несущественным благоустройством войск, не приспособлению его к боевому назначению, а гонялись за внешней только стороною, за блестящим видом на парадах, педантизмом, соблюдением бесчисленных мелочных формальностей, притупляющих человеческий рассудок и убивающих истинно воинский дух"4.
Сохранение такой военной системы в дальнейшем становилось для государства нецелесообразным. Осенью 1855 г., после падения Севастополя, была учреждена "Комиссия для улучшений по воинской части" под председательством командующего Гвардейским и Гренадерским корпусами генерала от кавалерии Ф.В.Редигера. По его мнению основной причиной недостатков военной организации Российского государства являлась чрезмерная централизация военной системы. В своей деятельности комиссия осуществила изменения, касавшиеся обучения войск, организации полкового хозяйства, а главное - наметила ряд мероприятий по децентрализации управления, выразившихся в увеличении прав и ответственности командиров корпусов и дивизий, предоставлении им возможно большей самостоятельности. Однако в связи с кончиной в 1856 г. главы комиссии планам этим не суждено было осуществиться.
По окончании войны в вооруженных силах под руководством военного министра генерала от артиллерии Н.О.Сухозанета были проведены ограниченные военные преобразования. Перед Сухозанетом стояла задача - при существенном сокращении бремени военных расходов качественно изменить состояние армии. В 1856 г. рекрутские наборы были отменены на три года, а срок службы уменьшен до 15 лет. В 1859 г. вновь отменены наборы на три годы, срок службы сокращен до 12 лет. В связи с демобилизацией, проведенной по окончании Крымской войны, уменьшением срока службы и приостановкой набора вплоть до 1863 г. численность армии сократилась с 2,3 млн. чел. в 1856 г. до 800 тыс. чел. в 1863 г.5 Одновременно из штатов армии были исключены кантонисты и пахотные солдаты - последние остатки военных поселений, значительно уменьшилось количество местных команд.
Ярким тактическим впечатлением минувшей войны было сознание превосходства неприятельского нарезного оружия. В 1856 г. при каждом пехотном батальоне была сформирована стрелковая рота сверх четырех линейных, а при каждой дивизии - стрелковый батальон. Стрелковые батальоны дивизий и стрелковые роты батальонов имели на вооружении нарезные винтовки. В 1857-1859 гг. вся пехота и вся конница были перевооружены нарезными винтовками, переделанными из прежних 6-линейных пистонных ружей образца 1843 г.6 Таким образом, преобразования, проведенные под руководством Сухозанета коснулись различных сторон военной системы, но они не затронули ее основ.
Напряженная обстановка, сложившаяся в стране по окончании Крымской войны, вынуждала правящие круги найти средства предотвратить социальные потрясения. Обычный административно-полицеский аппарат уже не справлялся с оппозиционным движением, направленным против крепостного права. Вот почему возникла идея создания сильных местных органов управления, способных быстро и энергично локализовать возможные антиправительственные выступления. Эта идея возникла во время подготовки крестьянской реформы. Инициатором ее явился сам император Александр II. Он поручил в 1858 г. министру внутренних дел С.С.Ланскому представить соображения об учреждении генерал-губернаторств на всей территории России. Образцом этого института были наместничества в Польше и на Кавказе. Однако эта идея не нашла поддержки прежде всего в самом Министерстве внутренних дел. Ланской, да и руководители других гражданских ведомств, боялись ослабления органов центральной власти. Власть генерал-губернаторов может, докладывал он царю, "перейти в неограниченное самовластие и безотчетный произвол"7. Тем не менее внутренняя и международная обстановка вынудила царя и его ближайших помощников вновь возвратиться к идее децентрализации государственного аппарата, но уже в связи с военной реформой.
К кардинальным преобразованиям в вооруженнных силах вплотную приступили лишь в 1861 г., когда во главе Военного министерства встал высокообразованный генерал, активный сторонник проведения реформ в армии, внесший неоценимый вклад в укрепление вооруженных сил и боевой мощи Российского государства - Д.А.Милютин. Милютин, по окончании Благородного пансиона при Московском университете, в 1833 г. поступил на службу в гвардейскую артиллерию. В 1839 г. окончил Военную академию, после чего направлен в Генеральный штаб, но по личной просьбе отправился на Кавказ, где участвовал в боевых действиях против Шамиля, был ранен. Подал записку о необходимости изменения тактики действий России в отношении горцев. С января 1845 г. - профессор по кафедре географии и статистики Военной академии. Создал школу, положившую начало научного изучения военной истории. За свой труд об итальянском походе А.В.Суворова награжден Академией Наук полной Демидовском премией и избран членом - корреспондентом. С 1848 г. состоял по особым поручения при военном министре. В 1856 г. назначен начальником Главного штаба Кавказской армии при новом наместнике А.И.Барятинском. При участии Милютина был разработан план военных действий, осуществление которого привело к присоединению Восточного Кавказа к России. В августе 1860 г. назначен товарищем военного министра, с ноября 1861 г. - военным министром и членом Государственного Совета. Являлся решительным сторонником наступательной тактики России в Средней Азии. В период после Берлинского конгресса 1878 г. фактически руководил внешней политикой страны. Принимал активное участие в возобновлении в 1881 г. союза трех императоров - России, Германии и Австро-Венгрии. После воцарения Александра III в мае 1881 г. вышел в оставку. В 1896 г. императором Николаем II пожалован в генерал-фельдмаршалы8.
Свою деятельность в должности военного министра Милютин начал с составления общей программы работ Военного министерства. В качестве первоочередной стояла огромная и чрезвычайно трудная задача реорганизации всей системы военного управления армии. При этом - с одной стороны - Военное министерство должно было сократить военные расходы, а с другой - стремиться к тому, чтобы это сокращение не оказалось в ущерб боеспособности армии.
К составлению плана намеченных преобразований привлекалось большое число высококвалифицированных специалистов. Ближайшими помощниками военного министра являлись Ф.Г. Устрялов, В.М. Аничков, Н.Н Обручев, Ф.Л. Гейден, К.П. Кауфман и др. Решением отдельных вопросов занимались особые комиссии, в состав которых входили специалисты по всем отраслям военного дела, члены Военно-кодификационной комиссии. В центре внимания находились вопросы, относившиеся к строевой службе войск, обмундированию, снаряжению, пересмотру рекрутской повинности, организации армии. По каждому вопросу освещалось существовавшее положение дел, указывались слабые стороны в состоянии вооруженных сил и намечались пути их устранения.
Как отмечалось во Всеподданнейшем докладе Военного министерства за 1869 г., преобразования 60-х годов "никак нельзя считать последствием каких-либо предвзятых идей, насильственно привитых к нашему военному быту, все они выработаны на основании большинства мнений наиболее опытных и сведущих лиц целой армии"9. Тем не менее нельзя не признать, что первую скрипку в этом нелегком и ответственном деле играл Милютин. Являясь непосредственным создателем и руководителем обширной программы реформ, он мужественно боролся с рутиной и косностью той части командного состава, которая не понимала и не принимала сути происходивших преобразований.
В результате большой напряженной работы программа преобразований в армии, подготовленная менее чем за два месяца, 15 января 1862 г. была представлена Александру II в виде Всеподданнейшего доклада.
Главная мысль намеченных преобразований, как писал военный министр, состояла в том, "чтобы привести все здание в стройный вид и упростить весь сложный механизм его, а для этого признано было полезным слить вместе части, однородные по кругу действий, и уничтожить лишние наросты, которые в течение времени образовывались более или менее случайно, без всякого плана"10.
В сопроводительной записке к докладу указывалось, что работа рассчитана на длительное время и потребует постепенности и осторожности, что необходимо в деле административных преобразований. Доклад от 15 января 1862 г. был положен в основу военных реформ 60-70-х гг. ХIХв. Суть их - создание современной массовой армии, обеспечивавшей необходимую для обороны страны численность войск. Переход к такой организации позволял содержать в мирное время возможно меньшую армию, но вместе с тем иметь наготове обеспеченные средства к развитию ее в военное время.
Реформы затронули все области военного дела - центральное и местное управление, организацию и комплектование армии, вооружение, подготовку офицерского состава, обучение и воспитание войск, судебное делопроизводство и др.
Александр II одобрил обширную программу преобразований, которая составила основу всей деятельности Милютина на посту военного министра вплоть до отставки в 1881 г. Центральное место в преобразованиях занимало совершенствование военного управления, важнейшим звеном которого явилась территориальная военно-окружная система. Впервые идею создания военных округов Милютин высказал в 1856 г. Это было сделано в записке "Мысли о невыгодах существующей в России военной системы и средствах к устранению оных". В документе ставился вопрос о коренной перестройке армии и децентрализации системы ее управления. Милютин не встретил поддержки, однако не оставил своей идеи и попытался реализовать ее, находясь с 1856 г. по 1860 г. на посту начальника штаба Кавказской армии. Он способствовал упорядочению всех звеньев управления этой армией. По мнению Милютина чрезмерная централизация управления в Военном министерстве являлось одним из значительных пороков прежней военной организации.
Обширность территории империи, разнообразие географических условий, многочисленность войск, военных учреждений и заведений при концентрации управления в министерстве неизбежно вели к образованию огромной переписки и замедлению в решении дел. Фактически исключалась возможность надзора со стороны Военного министерства за сложным механизмом управления. Как отмечал во Всеподданнейшем докладе военный министр, вся администрация эпохи Николая I была проникнута духом недоверия: "Каждая высшая инстанция, принимая на себя неограниченное опекунство, имела притязание регламентировать малейшие детали при всяком исполнении, поручаемом низшей инстанции; такое направление побуждало высшую инстанцию пытаться все предвидеть, чего, однако, она не в силах была совершить. В бессилии своем высшая власть терялась в мелочах, упуская из вида высшие соображения"11.
В Военном министерстве излишняя централизация управления привела к тому, что дела, восходившие на разрешение военного министра и высших управлений через большое число промежуточных инстанций , часто незнакомых с местными условиями, оставались продолжительное время без необходимого решения или получали решения неосновательные.
Децентрализация военного управления предусматривала создание таких местных органов, которые бы полностью обеспечивали руководство войсками в мирное время на местах в части их материального обеспечения и боевой подготовки.
В дореформенный период местных органов управления, по существу, не было. Если на окраинах империи еще существовали таковые (Действующая армия на западной границе, Кавказская армия, Отдельный Оренбургский корпус), то в центре они практически отсутствовали. Только некоторые департаменты, как например, комиссариатский, провиантский, артиллерийский и инженерный, имели свои "представительства" на местах (они назывались комиссиями или округами). Районы их действий не совпадали. Одна и та же часть, расположенная в определенном пункте, вынуждена была обращаться по вопросам продовольствия, снабжения, вооружения в ближайшие Комисариатскую, Провиантскую и другие комиссии, находившиеся часто в разных концах государства. Решение по каждому вопросу приходилось согласовывать с центром, кроме того, значительно было перегружено делопроизводство.
Отметив весь вред, принесенный войскам централизацией управления, Милютин предложил упразднить все высшие строевые инстанции - штаб 1-й армии и корпуса. Мотивировал он это тем, что корпуса в силу своей громоздкости, как свидетельствовал опыт, не всегда применялись в полном составе. "На практике весьма редко, - писал Милютин, - случалось, чтобы не только армии, но даже и корпуса действовали на театре войны совокупно в нормальном своем составе мирного времени. Гораздо чаще, по разным стратегическим соображениям, на самом театре войны формировались отряды из войск разных корпусов, для которых учреждались отрядные штабы. Так, в войну 1853-1855 гг. ни один корпус действовавшей армии не остался в полном своем составе. Вообще же опыт нескольких последних войн указал, что наши корпуса представляют слишком громоздкие тактические единицы для постоянного употребления на театре войны в целом их сосредоточении"12. Высшим тактическим соединением мирного времени, по мнению Милютина, должна была стать дивизия. Штаб армии выполнял как командные, так и административно-снабженческие функции в отношении подчиненных ему частей; аналогичные функции возлагались и на корпусные штабы. На практике штабы не могли эффективно исполнять ни те, ни другие функции, особенно, если подчиненные им части были рассредоточены по разным губерниям. Милютин предложил создать территориальную, окружную систему, при которой командование отделялось бы от снабжения. Снабжение и материально-технические функции предполагалось возложить на штаб округа, а оперативное командование сосредоточить в руках дивизионных командиров. По образному определению Ф.Миллера, округа становились пуповиной, к которой всегда могли подключиться дивизии, где бы ни случилось им остановиться13.
Разработанные основы предполагавшихся преобразований было решено всесторонне обсудить. В мае 1862 г. составленная в 211 экземплярах записка, содержавшая главные направления военно-окружной реформы, была разослана высокопоставленным военным, а также лицам из других ведомств, от которых министерство могло ожидать полезных указаний и советов. Полученные ответы были обработаны и в результате этого появился "Свод замечаний на проект устройства военного управления по округам."
Констатировав серьезные недостатки существовавшего механизма военного управления, авторы программы преобразований предложили: "Разделить все государство на несколько "военных округов" и, поставив во главе каждого из них особого главного начальника, поручить ему тот высший надзор за строевым образованием, службою, благоустройством и хозяйством войск, в округе расположенных, который лежит теперь на корпусных командирах и главнокомандующих"14. Этим шагом предполагалось разрешить наболевшую проблему управления. Разработчикам проекта отчетливо виделись как имевшие место недостатки, так и возможные выгоды: "Важнейшая же выгода предполагаемого устройства будет заключаться в том, что при нем только представится возможность устранить существенный недостаток нашего военного управления - крайнюю централизацию онаго в министерстве. С учреждением главных окружных управлений между ними можно будет распределить большую часть обязанностей министерства с тем, чтобы в последнем сосредоточилось только общее направление и общий контроль действий всех административных органов"15.
Ожидалось, что политика децентрализации управления будет иметь существенные преимущества: во-первых, должен сократиться состав военного министерства, а образовавшаяся экономия средств направится на увеличение жалования чинам министерства; во-вторых, высшие должностные лица министерства будут иметь возможность все время заниматься существенными вопросами; в-третьих, имевший место малоэффективный контроль министерства, ограничивавшийся большей частью канцелярской проверкой, заменится действенным ближайшим местным надзором главных окружных начальников за функционированием различных военных учреждений. "Цель ведения территориальной системы и должна заключаться именно в том, чтобы равномерно, систематически распределить надзор местных властей по всей империи и во всех отраслях администрации, установив, в то же время, такие отношения между ними и министерством, чтобы последнее, не входя в подробности, могло давать только общее направление действию первых и следить за общим ходом их распоряжений"16. Считалось, что для достижения этой цели необходимо, чтобы каждое из главных окружных управлений воспроизводило для своего округа такой же всесторонний орган по заведыванию военной частью, каким служит военное министерство для всей армии. Только тогда должна последовать равномерная децентрализация во всех отраслях военного устройства, когда военное министерство найдет свое полное и всестороннее отражение в предполагаемых округах.
Одним из принципиальных вопросов военно-окружной реформы был вопрос о характере взаимоотношений между командующим войсками округа и местным генерал-губернатором. Среди участников обсуждения проекта обнаружилось несколько точек зрения по этой проблеме.
Сторонники одной из них считали невозможным слияние в одном лице должностей главного окружного начальника и генерал-губернатора в связи со сложностью обязанностей как одного, так и другого. Заседающий в генерал-аудиаторе военного министерства с правом голоса генерал-лейтенант Рейтерн указывал: "Должность военного генерал-губернатора при нынешнем, или даже с уменьшенным кругом действий, и должность военно-окружного начальника, в упоминаемом объеме, в одном лице не могут быть соединены. При фактической невозможности исполнять обе эти должности добросовестно непременно преобладало бы одно какое-либо направление во вред другому, а еще вероятнее, ни которая из сих должностей не исполнялась бы как следует"17.
Другие полагали полезным соединение в одном лице главного окружного начальника и генерал-губернатора, причем это слияние должно было произойти во всех без исключения местностях, где уже существовала должность генерал-губернатора. Один из сторонников этой точки зрения член Государственного Совета генерал-адьютант Остен-Сакен утверждал: "Если в территориях, где находятся генерал-губернаторы не соединить в одно лицо главного окружного начальника с званием военного генерал-губернатора, то не будет ли между ними неприятного щекотливого столкновения, чему были уже неоднократные примеры между главнокомандующим и корпусными командирами. В таком случае военные окружные начальники должны строго ответствовать за спокойствие края"18.
Существовала и третья точка зрения. Ее сторонники допускали мысль об объединении в одном лице должностей главного окружного начальника и генерал-губернатора в отношении царства Польского, Финляндии, Кавказа, Оренбургского края и Сибири. Однако они находили необходимым совсем упразднить должность генерал-губернатора в Санкт-Петербурге, Москве, Вильно, Киеве, Риге и Одессе. Наиболее определенно в этой связи высказался бывший генерал-губернатор Восточной Сибири генерал-адъютант Н.Н.Муравьев-Амурский : "В Сибири, Оренбурге и на Кавказе звания эти необходимы по смыслу самых учреждений для тех стран существующих и по географическому положению этих стран, там генерал-губернаторы наместники и не нося этого звания, поэтому в них там и соединяется власть военная с гражданскою, и в этом только смысле звание генерал-губернатора может быть понятно и полезно; внутри же империи звания и права генерал-губернаторские в гражданском отношении только стеснительны и нарушают законность, если же правительство признавало еще нужным оставить генерал-губернаторов в некоторых местах для целей политических, то с удержанием главных окружных начальников и эта причина устраняется, ибо не только нет никакого затруднения, но даже прилично возложить эти политические обязанности на главных военно-окружных начальников"19.
Практическое решение вопроса о характере взаимоотношений генерал-губернатора и командующего войсками определялось многими обстоятельствами - в одних случаях эти должности были объединены, в других - нет. В Восточно-Сибирском военном округе, а затем и в Иркутском эти посты долгое время были объединены в лице одного человека.
В 1862 г. приступили к постепенному расформированию всех существовавших корпусов. Тогда же было положено начало учреждения военных округов. С самого начала идея создания военных округов не встретила особых возражений, поскольку прежняя система управления полностью дискредитировала себя, а новая заметно его упрощала. Следует, однако, заметить, что среди противников военно-окружной реформы был известный государственный деятель, победитель Шамиля генерал-адъютант А.И. Барятинский.
В августе 1862 г. в целях более гибкого реагирования на ухудшавшуюся обстановку в Польше вместо 1-й армии были образованы Виленский, Варшавский, Киевский военные округа, а в декабре - Одесский округ. Во время восстания в Польше в 1863 г. военно-административная реформа была приостановлена, но в то же время уже имевшаяся система территориального управления сыграла важную роль в координации действий против восставших. Милютин так и доложил Александру II, который вслед за тем с энтузиазмом одобрил окончательный переход к системе военных округов20.
Была и другая причина быстрого признания окружной системы: новая структура отвечала господствовавшим в то время представлениям об оптимально организованном управлении. Командующий войсками округа обладал большой ответственностью и автономными от центра полномочиями, он стоял во главе совета начальников различных материально-технических служб. Это соответствовало идеалу сильного и независимого губернатора, руководившего деятельностью совета, который координировал работу различных гражданских органов.
Территориальная военно-окружная система имела своим предшественником сложившиеся управления в Сибири и на Кавказе. В 1882 г. Милютин писал: "Для создания военных округов мы имели готовый образец не в иностранных государствах, но в устройстве наших же окраин, где с давнего времени существовала местная военная власть, достаточно самостоятельная... власть, объединяющая в себе начальствование и над войсками полевыми и местными и над местными органами хозяйственными"21.
В начале 1864 г. создается Рижский военный округ, в августе того же года императором Александром II высочайше утверждаются "Положения о военно-окружных управлениях", на основании которых военным министром Милютиным отдается приказ № 228 от 10 августа об учреждении 10 военных округов. Приказом формировались военно-окружные управления как в ранее образованных округах, так и во вновь открывавшихся: " 1)Петербургском, 2)Финляндском, 3)Рижском, 4)Виленском, 5)Варшавском, 6)Киевском, 7)Одесском, 8)Харьковском, 9)Московском и 10)Казанском"22.
С открытием действия военно-окружных управлений упразднялись штабы корпусов, артиллерийских округов, управления гвардейских инженеров, инженерных округов и т.д. Управления же войск, дислоцированных на Кавказе, в Оренбургском крае, в Западной и Восточной Сибири, оставались временно при прежней их организации впредь до применения к ним того же положения сообразно местным нуждам и условиям каждого края. За войсками, находившимися в Сибири, закреплялись новые названия: отдельный сибирский корпус именовался теперь войсками Западной Сибири, а формирования, размещенные в Восточной Сибири - войсками Восточной Сибири23.
В 1865 г. учреждаются Кавказский военный округ, а в соответствии с приказом военного министра № 279 от 6 августа - Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский округа24. В 1867 г. был сформирован Туркестанский военный округ.
Следует отметить, что военно-окружная система в последующие годы подверглась изменениям лишь в отношении количества военных округов, а также в отношении частичной реорганизации отделов военно-окружного управления; в своих же существенных чертах она сохранилась до 1917 г. Военно-окружная система охватила всю территорию страны за исключением области войска Донского, которая управлялась на особом основании.
Типовая структура органов управления военным округом включала (См. Приложение 3) : 1. Военно-окружной совет, 2. Окружной штаб, 3. Окружное интендантское управление, 4. Окружное артиллерийское управление, 5. Окружное инженерное управление, 6. Окружное военно-медицинское управление25.
Образовавшиеся в ходе военно-судебной реформы военно-окружные суды были включены в эту структуру. В 1902 г. из окружных военно-медицинских управлений выделились окружные военно-ветеринарные управления, в 1910 г. окружные военно-медицинские управления переименованы в окружные военно-санитарные управления; в 1912 г. окружные инженерные управления переименованы в окружные управления по квартирному довольствию войск и созданы управления инженерной части26.
Окружные штабы включали: 1) строевое, 2) инженерное, 3) хозяйственное отделения; 4) канцелярию штаба; 5) судебную часть; 6) архив. В 1893 г. были образованы мобилизационное и госпитальное отделения27.
В 1892 г. утверждено "Положение о штабах пограничных военных округов", распространявшееся на штабы трех западных округов: Варшавского, Виленского и Киевского. В соответствии с приказом по военному ведомству № 219 от 9 августа 1892 г., вводившего в действие новое положение, окружные штабы делились на три управления:
1) управление окружного генерал-квартирмейстера (строевое, мобилизационное, отчетное отделения);
2) управление окружного дежурного генерала (инспекторское, хозяйственное и госпитальное отделения, канцелярия штаба, архив);
3) Управление окружного начальника военных сообщений (военно-дорожное и этапное отделения)28.
В 1912 г. эта структура с некоторыми дополнениями (топографическая часть, военно-судное отделение, типография, литография и др.) была распространена на все военные округа. В 1914 г. в штабы были включены отделения: военно-цензурное и гражданских дел.
В соответствии со Сводом военных постановлений 1869 г. функции командующего войсками округа, военно-окружного совета и штаба округа представлялись достаточно широкими: командующий войсками округа являлся руководителем по оперативным, строевым и хозяйственным вопросам всех войсковых соединений, частей округа и подведомственных ему управлений и учреждений.
Задачи, которые командующий войсками решал, можно свести в три группы: во-первых, управление подчиненными ему войсками, учреждениями и заведениями; во-вторых, их материальное снабжение; в-третьих, подготовка округа к войне. Управление войсками главный начальник осуществлял через их командиров и только в крайних случаях распоряжался прямо через ближайших помощников. Вопросы материального снабжения находились в ведении соответствующих довольствующих управлений - интендантского, артиллерийского, инженерного, военно-медицинского. Наиболее важные вопросы снабжения выносились на заседания военно-окружного совета.
Широкий круг вопросов стоял перед главным начальником в связи с подготовкой округа к войне. В частности он обязан был следить: "1) чтобы во всех частях войск и военных управлениях, учреждениях и заведениях округа были в постоянной готовности и исправности планы для перехода на военное положение...; 2) чтобы все материальное имущество, долженствующее быть в запасе для перехода на военное положение частей, содержалось в том количестве и виде, которые определены положениями; 3) чтобы все чины, которых, с приведением войск на военное положение, следует назначить по распоряжению главного начальника округа на должности или для исполнения командировок, были своевременно избраны и им велись установленные списки"29.
Специфической обязанностью командующего войсками являлось содействие гражданским властям для обеспечения законности и правопорядка: "Главный начальник округа обязан содействовать гражданским властям во всех тех случаях, когда необходимо участие войск для сохранения порядка и спокойствия в крае"30.
Военно-окружной совет являлся высшим военно-административным органом в округе, решавшим военно-административные и военно-хозяйственные вопросы.
Отдаленность от центра наложила некоторые специфические черты на структуру управления Восточно-Сибирским военным округом - предшественника Иркутского округа - военно-окружной совет обладал значительно большими правами, чем подобные структуры располагали в округах европейской России. В то время как командующие войсками западных округов должны были по целому ряду вопросов обращаться в военное министерство, военно-окружной совет Восточно-Сибирского округа под председательсвом главного начальника округа мог самостоятельно решать целый комплекс проблем, среди которых можно выделить следующие: "1) Утверждать планы на постоянные заготовления и условия на поставки провианта и продовольственных госпитальных припасов, а равно заготовление строительных материалов. 2) Утверждать подряды и поставки на предметы местных заготовлений и операций, без ограничения их суммы, лишь-бы прочие условия, требуемые для законности подряда, были соблюдены в точности"31.
Штаб округа ведал: разработкой данных по мобилизации, перевозкам и сосредоточению войск на случай войны, составлением квартирных расписаний и дислокаций; строевой и боевой подготовкой войск и офицерского состава; сбором сведений о деятельности вероятных противников в пограничной полосе32 .
На окружных интендантском, артиллерийском, инженерном и медицинском управлениях лежала обязанность в снабжении войск соответствующими видами довольствия.
После 1867 г. количество военных округов неоднократно менялось. В 1870 г. Рижский военных округ был упразднен, а его территория присоединена большей частью к Виленскому, а меньшей - к Петербургскому военным округам. В дальнейшем эта тенденция сохранилась и границы округов подверглись существенным изменениям. На необходимость этой меры в 1881 г. указывала комиссия по обсуждению вопросов о лучшем устройстве военного управления под председательством генерал-адъютанта графа П.Е.Коцебу33. В том же 1881 г. последовало упразднение Оренбургского военного округа, потерявшего прежнее значение пограничного, а его территория присоединена к Казанскому округу. В 1882 г. Западно-Сибирский округ, которому из Туркестанского был передана Семиреченская область, переименован в Омский военный округ. В 1884 г. обширный Восточно-Сибирский военный округ разделен для удобства управления и соответственно возможным военным операциям на Иркутский и Приамурский военные округа. В 1888 г. упраздняется Харьковский военный округ, при этом большая часть его территории отошла к Киевскому, а меньшая - к Московскому военным округам.
Закаспийская область, которая первоначально находилась в подчинении Кавказского военного округа, в 1890 г. получила самостоятельное управление по образцу военно-окружного. Во главе ее был поставлен начальник области - он же командующий войсками34.
В 1899 г. Иркутский округ упраздняется и вместе с Омским образует Сибирский военный округ: в том же году Закаспийская область входит в состав Туркестанского округа. В последующие годы ликвидации подвергся Финляндский военный округ, территория которого вошла в состав Петербургского (1905 г.), а Сибирский военный округ вновь разделен на Омский и Иркутский округа (1906 г.).
В 1914 г. накануне первой мировой войны в стране насчитывалось 12 военных округов: Виленский, Варшавский, Киевский, Одесский, Петербургский, Московский, Кавказский, Казанский, Туркестанский, Омский, Иркутский и Приамурский.
Наряду с военно-окружными управлениями были созданы также органы местного управления. В каждой губернии и уезде учреждалось управление воинского начальника, а в каждом районе комплектования - управление начальника местной бригады. Подчиненное главному начальнику военного округа, местное управление стало необходимым после установления системы подготовки резервов и введения закона о всеобщей воинской повинности. Округа России были разделены на районы комплектования запасных бригад, через которые шел с этого времени процесс призыва, подготовки запасных и комплектования маршевых частей. В мирное время в ведении этих органов находились все людские и материальные ресурсы, необходимые для развертывания запаса, а в военное - они осуществляли мобилизацию35.
С образованием военных округов, а затем губернских и уездных управлений воинских начальников началась практика составления мобилизационных планов, что обеспечивало быстрое отмобилизование и развертывание армии на случай войны. Теперь мобилизацию можно было провести за 30-40 дней, в то время как раньше на это требовалось от 3 до 6 месяцев36.
Важной особенностью военно-окружного управления являлось то, что оно служило основой для формирования полевого управления армии в случае войны.С объявлением мобилизации командующий войсками округа вступал в командование армией, образуемой из войск округа; начальник штаба округа, окружной интендант и начальники других отделов военно-окружного управления вступали в должности начальника штаба армии, интенданта армии и т.д.Согласно ст. 640 Положения о полевом управлении войск в военное время 1914 г. "Военно-окружные управления округов, вошедших в состав театра военных действий, выделив в соответствии с мобилизационными планами необходимый состав на формирование полевых управлений, продолжают действовать как местные исполнительные органы главного начальника снабжения армий соответственного фронта (отдельной армии)"37.
Таким образом, военные реформы 1860-1870-х гг. затронули все стороны военного управления и организации армии и имели прогрессивное значение. Они способствовали созданию массовой армии современного типа, повышению ее боеспособности. Осуществленные преобразования имели огромное значение для создания более гибкой и четкой системы управления войсками как в мирное, так и в военное время. Освобождение центральных органов от решения повседневных проблем местного значения повысило оперативность руководства, сократило служебную переписку, позволило сосредоточить основные усилия на решении первоочередных задач. В руках военного министерства были сконцентрированы военные, военно-административные и хозяйственные вопросы, имевшие принципиальное значение для всей армии. Военно-окружная система создавала большие преимущества в оперативном руководстве войсками. Система управления стала более гибкой, приблизилась к войскам, сократились сроки мобилизации. В случае войны военно-окружное управление легко превращалось в штаб действующей армии, что было важно для пограничных округов.