ГЛАВА I

ВОЕННО-ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

1.2. Специфика военно-окружного управления Иркутского военного округа

Иркутский военный округ учреждался дважды: в 1884 г. (действовал до 1899 г.) и в 1906 г. (действовал до 1918 г.). В соответствии с приказом по военному ведомству № 215 от 14 июля 1884 г. произошло разделение Восточно-Сибирского военного округа на Иркутский и Приамурский военные округа. Иркутский округ был образован в составе Иркутской, Енисейской губерний и Якутской области, Приамурский же округ включал Забайкальскую, Амурскую и Приморскую области, Владивостокское военное губернаторство и остров Сахалин38. Военно-окружные управления вновь формируемых округов существенно отличались друг от друга. В силу таких обстоятельств, как наличие значительного количества полевых войск, важное значение занимаемого участка русско-китайской границы, военно-окружному управлению Приамурского военного округа были приданы все отделы, преобразованные из таковых бывшего Восточно-Сибирского округа. Военно-окружное управление Иркутского округа формировалось в урезанном виде. Этому способствовали следующие обстоятельства: во-первых, наличие незначительного количества исключительно местных войск; во-вторых, второстепенное значение занимаемого округом участка русско-китайской границы. Очевидно, что ограниченность структуры военно-окружного управления ИВО означала для него и меньший штат личного состава: "Состав военно-окружных управлений новых округов определен следующий: Иркутского военного округа: генералов 2, штаб и обер-офицеров 11, классных чиновников 14, нижних чинов 35; Приамурского военного округа: генералов 5, штаб и обер-офицеров 38, классных чиновников 49, нижних чинов 105"39. Таким образом, военно-окружное управление ИВО, в котором по штату полагалось 62 чел., более чем в три раза уступало штатной численности военно-окружного управления ПВО, насчитывавшего 197 чел.

В чем же проявлялось своеобразие структуры военно-окружного управления ИВО? Прежде всего в отсутствии органа, занимавшегося разрешением хозяйственных вопросов: "По незначительности числа войск и хозяйственных операций в Иркутском военном округе, окружного совета в этом округе не учреждать..."40. Затем, из четырех окружных довольствующих управлений отсутствовали три - артиллерийское, инженерное и военно-медицинское. Начальник последнего - окружной военно-медицинский инспектор - был включен в штат окружного штаба. Схема управления имела следующий вид (См. Приложение 4) : "В Иркутском военном округе военно-окружное управление состоит из окружного штаба с военно-медицинским инспектором и окружного интендантского управления"41. Необходимость в проведении строительных работ заставила создать небольшое по численности управление отдельного производителя работ.

Другой особенностью организационной структуры, вытекающей из ее ограниченности, являлось существенное расширение прав ряда должностных лиц. Значительно были увеличены права командующего войсками округа. Он обладал большой свободой при решении вопросов, связанных с перемещением войск: "Главный начальник может временно передвигать войска по своему усмотрению, определяя им способы как для передвижения, так и для перевозки тяжестей, но о каждом передвижении доводить до сведения военного министра" 42. По сравнению с командующими войсками округов, расположенных в европейской части России, командующий восками ИВО обладал большими правами по обеспечению прохождения службы подчиненных: "1) Утверждает в должностях VI класса гражданских чинов военного ведомства... и 2) увольняет в отпуска на основании общих законоположений: генералов, штаб и обер-офицеров, в войсках состоящих на один год; чинов как военных, так и гражданских, в управлениях состоящих - на шесть месяцев, а начальников дивизий и начальников отделов военно-окружного управления - на два месяца" 43. Главный начальник войск округа обладал большими правами в области военного строительства: "Он имеет также право разрешать по представлению окружного интенданта, учреждение новых и закрытие существующих продовольственных магазинов, а равно перечисление их из одного класса в другой" 44 . Отсутствие в структуре управления военно-окружного совета привело к возложению его функций на главного начальника войск: "Обязанности и права военно-окружного совета, по предметам, касающимся до хозяйственной части, возложены на командующего войсками" 45.

В период с 1884 по 1899 г. должность командующего войсками Иркутского военного округа занимали: 14 июля 1884 г.-1 января 1885 г.- генерал-лейтенант Д.Г.Анучин 46;4 января 1885 г. - 13 мая 1889 г. - генерал-майор, с 1886 г. - генерал-лейтенант А.П.Игнатьев 47; 26 мая 1889 г. - 30 июня 1899 г. - генерал-лейтенант, с 1893 г. - генерал от инфантерии А.Д.Горемыкин 48. Местом расположения командующего войсками являлась резиденция генерал-губернатора, т. е. "Белый дом". На столь высокий и ответственный пост назначались люди, прошедшие суровую жизненную школу, имевшие опыт как военной службы, так и солидную практику взаимодействия с гражданскими властями.

С 1899 г. по 1906 г. войска, учреждения и заведения бывшего Иркутского военного округа подчинялись командующему войсками Сибирского военного округа, каковыми в то время являлись: 1 июля 1899 г. - 11 июля 1900 г. - генерал от кавалерии М.А.Таубе49; 12 июля 1900 г. - 13 апреля 1901 гг. - Временно командующий генерал-лейтенант А.Ф.Карпов 50; 14 апреля 1901 г. - 24 апреля 1906 г. - генерал-лейтенант Н.Н.Сухотин 51. После повторного учреждения в 1906 г. Иркутского военного округа его главными начальниками были: 25 апреля 1906 г. - 21 июля 1910 г. - генерал-лейтенант, с 1907 г. генерал от инфантерии А.Н.Селиванов52; 10 августа 1910 г. - 10 марта 1911 г. - генерал-лейтенант, с 6 декабря 1910 г. генерал от инфантерии А.В.Брилевич 53. Генерал от инфантерии А.Н.Селиванов был последним командующим войсками округа, который одновременно являлся Иркутским генерал-губернатором. Его последователи сосредоточивали в своих руках только власть главного начальника войск. Изменилось место резиденции первого лица - теперь им стал особняк нерчинского купца М.Д.Бутина (в настоящее время - Дом актера). В последующие годы командующими войсками были: 11 марта 1911 г. - 13 июня 1912 г. - генерал от артиллерии В.Н.Никитин 54; 19 июня 1912 г. - 11 августа 1914 г. - генерал от инфантерии А.Е.Эверт55; до ноября обязанности временно командующего исполнял генерал от артиллерии А.Н.Нищенков; 10 ноября 1914 г. - 30 ноября 1915 г. - генерал от инфантерии В.Е.Бухольц 56; 7 октября 1915 г. - 7 марта 1917 г. - генерал от инфантерии Я.Ф.Шкинский 57; в марте временно командующим войсками был назначен полковник П.Г.Фелицын, в апреле ему было присвоено звание генерал-майора, в этом же месяце П.Г.Фелицын назначен командующим. Последний приказ им подписан 15 июля 1917 г.58 В отсутствие генерал-майора П.Г.Фелицына его обязанности исполнял начальник Иркутской местной бригады генерал-майор Н.П.Наперстков 59 . До сентября функции временно командующего исполнял поручик А.А.Краковецкий, замененный генерал-майором С.Н.Самариным, являвшимся командующим войсками округа60 .

Главным начальникам округа приходилось решать разнообразные задачи, среди которых важное значение имели: комплектование войск округа офицерским составом, совершенствование организационно-штатной структуры военно-окружного управления, боевая подготовка войск, внедрение новой техники. В силу ряда обстоятельств (отдаленность округа от центра, бытовая неустроенность, суровость климата) войска Восточно-Сибирского, а впоследствии и Иркутского военного округа испытывали нехватку офицерских кадров. Эта злободневная проблема являлась предметом постоянного внимания генерал-губернаторов - командующих войсками округа. Приказом по военному ведомству № 161 в 1872 г. учреждается Иркутское юнкерское училище. Инициатором его учреждения был генерал-губернатор Восточной Сибири и командующий войсками Восточно-Сибирского военного округа в 1871-1874 гг. генерал от кавалерии Н.П.Синельников, который, ходатайствуя об открытии училища указывал на некомплект офицеров в частях округа и на громадные расходы государства, связанные с командированием из этих частей вольноопределяющихся в Казанское юнкерское училище 61. Училище готовило кадры не только для армейских частей, но и для казачьих формирований округа. По окончании русско-японской войны 1904-1905 гг. значительная часть войск, выводившаяся с театра военных действий была размещена в Иркутском и Приамурском военных округах. Вновь обострился вопрос с офицерскими кадрами. Командующий войсками Иркутского военного округа генерал от инфантерии А.Н.Селиванов 28 апреля 1908 г. рапортом за № 8479 обратился в Военное министерство с ходатайством об увеличении штата училища до 200 юнкеров. В течение 1907-1908 гг. была проведена работа по расширению учебного заведения путем надстройки существующих зданий и возведения некоторых новых построек. 14 июля 1910 г. последовал приказ по военному ведомству № 341, которым штат училища доводился до 200 юнкеров 62 .

Другим важным вопросом, к решению которого приступил А.Н.Селиванов, был вопрос, связанные с реорганизацией Иркутской приготовительной школы Омского кадетского корпуса в Иркутский кадетский корпус. В начале столетия назрел вопрос об образовании в Иркутске своего кадетского корпуса. Приказом войскам Иркутского военного округа № 29 от 19 января 1908 г. была назначена комиссия "для выбора в городе Иркутске места под здание кадетского корпуса"63. Последователям генерала Селиванова удалось успешно решить вопрос с выбором территории под кадетский корпус, а также под военное училище и их строительстве на Архиерейской горе. Ныне здания бывшего кадетского корпуса и военного училища являются составной частью учебного комплекса Иркутского военного авиационного инженерного ордена Красной Звезды института.

Среди разнообразных и в то же время неотложных вопросов военного управления были вопросы совершенствования организационно-штатной структуры . Дело в том, что с разделением Восточно-Сибирского военного округа на Иркутский и Приамурский военные округа последнему как округу с большим числом войск были приданы все отделы военно-окружного управления ликвидированного округа. Нагрузка же на штаб Иркутского округа оказалась чрезмерной. На нем лежало решение ряда хозяйственных вопросов ввиду отсутствия военно-окружного совета, а также делопроизводство, связанное с военно-учебными заведениями и т.д. В 1886 г. за подписью командующего войсками округа генерал-лейтенанта графа А.П.Игнатьева и начальника штаба генерал-майора Н.В.Левицкого военному министру был подготовлен доклад об увеличении штатов окружного штаба. В нем указывалось: "Сравнивая делопроизводство Иркутского окружного штаба по отношению к таковому же в бывшем Восточно-Сибирском штабе видно, что на долю первого выпадает входящих бумаг 58,8%, исходящих бумаг, телеграмм и приказов 77%, или всего вместе 64% прежнего делопроизводства, что по отношению состава чинов должно соответствовать 11,5 человекам офицерских и классных чинов, тогда как их состоит только 6" 64 . Усилия главного начальника округа достигли определенного результата - количество офицеров и классных чиновников по штату было увеличено до 10 человек65.

Важным направлением деятельности командующего являлась забота о поддержании боеготовности войск. Серьезной помехой в этом являлась большая загруженность их несением караульной службы. Командующий войсками ИВО генерал от инфантерии А.Д.Горемыкин в "Заключении по годовым отчетам о состоянии и занятости войск Иркутского военного округа за 1897 год" прямо указывал: "Караульная и конвойная служба составляют главнейшую обязанность округа"66 . Необходимость, вследствие ветхости тюремных сооружений и недостаточной гражданской охраны этих заведений, значительно отвлекать войска на выполнение требований гражданского ведомства, недостаточное количество войск, размещение в округе только пехоты и двух казачьих сотен накладывало негативный отпечаток на подготовку войск. "Артиллерии в Иркутском военном округе не имеется; и не только нижние чины, но и большинство офицеров не имеют ясного представления о силе и значении ее боевого влияния. Нежелательно, чтобы нашим войскам пришлось впервые знакомиться с артиллерийским огнем в действительном бою"67. Положение заметно изменилось на рубеже столетий и особенно значительные сдвиги произошли после войны с Японией. В ИВО в 1906 г. были размещены два Сибирских армейских корпуса, имевшие в своем составе части различных родов оружия. В это время в округе активно практиковалась такая форма боевой подготовки как полевая поездка офицеров. Приказом командующего войсками генерала от инфантерии А.Н.Селиванова № 312 от 22 июня 1909 г. были организованы полевые поездки строевых офицеров продолжительностью 10 суток в следующих районах: " 2-го Сибирского армейского корпуса - на китайской границе в районе Нового-Цурухайтуя и 3-го Сибирского армейского корпуса двумя партиями: 1) на Якутском тракте в районе с. Усть-Ордынского и 2) на Енисейском тракте между селом Шилинским и Кантатской почтовой станцией"68 .

Время между окончанием русско-японской войны и началом первой мировой войны некоторые авторы справедливо называют "военным ренессансом". Армии ведущих государств мира усиленно переоснащались, на их вооружение поступала новая техника. Одним из таких новшеств были автомобили. Командующий войсками ИВО прилагал усилия к тому, чтобы внедрить новый вид транспорта в округе. Это стремление определялось не только выгодами, возникающими при замене живой тяги механической, но, главным образом, особыми местными условиями, затруднявшими использование войск в ряде мест , особенно в восточном Забайкалье, вследствие больших пространств, лишенных воды. В рапорте генерала от инфантерии Селиванова на имя начальника Генерального штаба Е.А.Гернгросса от 16 февраля 1910 г. говорилось: "Безводные полосы достигают иногда 60-100 верст ширины, движение обозов в такой полосе возможно только при заранее вырытых колодцах, где в большинстве случаев будет горько-соленая вода. Грузовые автомобили сократят эти расстояния и значительно облегчат снабжение войск, курсируя независимо от пунктов, обильных водою. Грузовые автомобили подвозом воды облегчат операции малых отрядов в безводной полосе"69 .

Положение с внедрением автомобилей в войска было сложным. К 1910 г. во всей армии насчитывалось всего 24 автомобиля. Но с этого года ситуация начала постепенно изменяться. В феврале 1910 г. было подано представление в Военный Совет за № 37, согласно которому "к железнодорожным батальонам Европейской России и Кавказа проектировано придать 5-е роты, наименованные автомобильными"70.

Значительные должностные полномочия имелись и у начальников служб рангом ниже. При этом необходимо всегда помнить, что серьезнейшим обстоятельством, повлиявшим на формирование специфичной структуры управления, было незначительное количество войск в округе. Однако они постоянно требовали решения вопросов, связанных с интендантским, военно-медицинским, артиллерийским, инженерным довольствием. Это и породило феномен, заключавшийся в том, что начальники незначительных по штатной численности служб пользовались правами начальников окружных управлений. Окружное интендантское управление Иркутского округа насчитывало 18 человек, тогда, как в окружном интендантском управлении Приамурского округа числилось по штату 63 человека71. Тем не менее лицо, возглавлявшее окружное интендантское управление Иркутского округа пользовалось с небольшими ограничениями правами окружного интенданта. Однако небольшое количество войск в округе и связанная с этим ограниченность интендантских операций нашли свое выражение в том, что лицо, возглавлявшее окружное интендантское управление именовалось не "окружным интендантом", а "заведывающим интендантской частью округа" (он же главный смотритель Иркутского вещевого склада), а также в жалованьи, которое ему полагалось. Окружному интенданту по штату полагалось 1700 руб. основного жалованья, в то время как заведывающему интендантской частью Иркутского округа - 1500 руб.72 По исполнению финансовых смет, хозяйственной и строительной частям правами окружных: начальника артиллерии, начальника инженеров, военно-медицинского инспектора в Иркутском округе пользовались: начальник артиллерийского склада , производитель инженерных работ (возглавлял управление отдельного производителя работ) и окружной военно-медицинский инспектор. Очевидно, что денежное содержание названных должностных лиц было ниже чем у действительных начальников окружных управлений. Так, окружному военно-медицинскому инспектору Иркутского округа полагалось 663 руб. основного жалованья, тогда как в других округах окружному военно-медицинскому инспектору полагалось 846 руб. 73

В 1897 г. началась разработка вопроса о реорганизации азиатских военных округов: "Вместо существующих ныне 4-х округов и Закаспийской области предположено образовать всего 3: Приамурский, Сибирский и Туркестанский, с упразднением Иркутского и со включением в состав Туркестанского военного округа Семиречеснской и Закаспийской областей" 74 . Впредь же до окончательной разработки вопроса должен был сохраняться прежний порядок управления в названных местностях. В следующем 1898 г. эта работа, порученная азиатской части Главного штаба, была продолжена, разрабатывались проекты изменений в организации войск, а также в штатах военного и гражданского управления. В основных чертах предложения, подготовленные для внесения на рассмотрение Военного совета и касавшиеся ИВО, сводились к следующему: "Иркутское окружное управление упраздняется и все войска, расположенные в губерниях сего округа, подчиняются командующему войсками Сибирского военного округа 75 . От предстоящего преобразования двух сибирских округов ожидалась ежегодная экономия денежных средств в размере 49. 863 руб. 34 коп.76 Конкретные мероприятия по преобразованию Омского и Иркутского военных округов в Сибирский военный округ предполагалось свести к следующему: 1) В целях исключения дублирования следовало ликвидировать управленческие структуры в Иркутском округе: "Упразднить военно-окружное управление Иркутского округа" 77 . 2) Учитывая значительные расстояния и невозможность эффективного управления войсками, учреждениями и заведениями, размещенными на территории бывшего Иркутского округа, необходимо было создать небольшой по штату орган военного руководства: "Учредить Управление Иркутской местной бригады, по штату управления Омской местной бригады, подчинив начальнику сей бригады, на правах начальника дивизии, расположенные в губерниях Енисейской и Иркутской и Якутской области Красноярский и Иркутский резервные пехотные батальоны, местные и конвойные команды, Иркутскую дисциплинарную роту и находящиеся в пределах бригады казачьи части, управления воинских начальников и местные лазареты" 78. Кроме управления Иркутской местной бригады предполагалось учреждение Управления интендантской части по денежному довольствию войск Иркутской местной бригады 79 . 3) Переподчинить ряд заведений командованию нового округа: "Иркутская приготовительная школа Сибирского кадетского корпуса и Иркутское юнкерское училище поступают в ведение командующего войсками Сибирского военного округа" 80 . 4) Ряд заведений в целях исключения дублирования выполняемых функций следовало ликвидировать:"Иркутский окружной артиллерийский склад упраздняется"81.

Приказом по военному ведомству № 161 от 18 июня 1899 г. был образован Сибирский военный округ путем объединения Омского военного округа, за исключением Семиреченской области, и Иркутского военного округа. Приказ придавал силу всем вышеизложенным основам реорганизации сибирских округов. Новым в этом приказе были два момента: один связан с включением находившихся в штабе Иркутского округа топографов в штат военно-топографического отдела Сибирского округа, а другой - с переименованием находившегося в г. Иркутске Управления отдельного производителя работ в Иркутскую инженерную дистанцию 2-го класса с сохранением штата этого управления, но присвоением начальнику управления прав и наименования начальника дистанции 82 .

Все новые положения вступали в силу с 1 июля 1899 г. 30 июня 1899 г. командующий войсками ИВО генерал от инфантерии А.Д.Горемыкин в приказе по войскам за № 86, объявляя о предстоящей реорганизации, обратился со словами благодарности к личному составу: "Сегодня, в последний раз по званию командующего войсками, считаю обязанностью засвидетельствовать о их всегда усердной и преданной долгу службе и высказать мою искреннюю благодарность всем начальствующим лицам, гг. офицерам и чиновникам, а нижним чинам прошу передать мое сердечное спасибо"83 .

К отделам военно-окружного управления, как отмечалось выше, относился военно-окружной суд. Система военного судопроизводства включала в себя три ступени: полковой суд, военно-окружной суд и главный военный суд. Если на полковые и военно-окружные суды возлагалась задача разрешения дел по существу, то главный военный суд, "не решая дел по существу и вине или невиновности подсудимого, наблюдает за охранением силы закона и за единообразным его исполнением военными судами"84 .

Полковые суды рассматривали дела нижних чинов, совершивших преступления и проступки, за которые по закону полагались исправительные наказания, не связанные с потерей прав и преимуществ. Если же командир полка был не согласен с решением полкового суда, то дело направлялось в военно-окружной суд. Военно-окружные суды были учреждены военно-судебным уставом 1867 г. по одному на каждый военный округ и открывались по мере введения военно-судебного устава в действие. Иркутский военно-окружной суд был открыт 1 октября 1889 г. 85 и просуществовал до 1899 г., когда ИВО вошел в состав Сибирского военного округа. В период с 1899 г. по 1906 г. в г. Иркутске функционировал временный военный суд, продолжавший свою деятельность и в 1907 г. В 1906 г. в связи с восстановлением Иркутского военного округа, возобновил свою работу военно-окружной суд. Он просуществовал до 1918 г., когда в ходе развернувшегося советского строительства были упразднены все структуры военно-окружного управления, однако с приходом в г. Иркутск сил белых, суд вновь был открыт и функционировал до 1920 г.

Первоначально военно-судебная юрисдикция распространялась только на армию. С 1878 г. военно-окружные суды стали судить и гражданских лиц по некоторым категориям преступлений.

Военно-окружной суд состоял из председателя, военных судей (от 3 до 9) и чинов канцелярии (секретарь, его помощники); для участия в рассмотрении дел в военно-окружной суд командировались от войск 4 временных члена (2 штаб-офицера и 2 обер-офицера) и один запасной член (штаб-офицер), которые заменялись новыми каждые четыре месяца. Председатель и постоянные члены суда назначались военным министром, а временные - командующим войсками округа. В аппарат суда входили старший следователь и следователь по особо важным делам 86. В непосредственном подчинении суду находились также военные следователи уездов и следственных участков округа. При военно-окружном суде состоял военно-прокурорский надзор. Прокурорский надзор в округе вверялся окружному прокурору и его помощникам, на которых возлагалась обязанность проверки поступавших материалов: "Военный прокурор обязан иметь наблюдение за возможно скорым рассмотрением дел, поступающих из полковых судов, для проверки правильности их решения" 87 . Численность аппарата военно-прокурорского надзора Иркутского военно-окружного суда на 1 января 1899 г. составляла 7 чел. 88

Военно-окружному суду были подведомственны дела: а) о генералах, штаб и обер-офицерах, чиновниках военного ведомства, кандидатах на классную должность; б) о нижних чинах, обвинявшихся в преступлениях, за которые по закону полагались наказания, связанные с лишением прав состояния или их отданием в дисциплинарный батальон (оскорбление офицера словами, оскорбление начальника из нижних чинов действием, неповиновение, ропот на тягость службы, соглашение с целью противодействовать начальству, уклонение от службы посредством обмана, членовредительство); в) о лицах гражданских, обвиняемых в участии вместе с военнослужащими в совершении преступных деяний, относящихся до нарушения дисциплины и обязанностей военной службы. В местностях, объявленных состоящими на военном положении и на положении усиленной или чрезвычайной охраны, на рассмотрение военно-окружных судов передавались дела о наиболее тяжких преступлениях гражданских лиц, причем к виновным применялись наказания, установленные для военного времени 89. В Иркутском военном округе военному суду подлежали лица гражданского ведомства, виновные в краже оружия и боеприпасов.

Для решения дел в пунктах, отдаленных от г. Иркутска, по распоряжению командующего войсками округа образовывались временные военные суды, которые открывались периодически от одного до четырех раз в год. На территории округа временные военные суды создавались в следующих городах: Ачинске, Березовке, Верхнеудинске, Канске, Красноярске, Песчанке, Чите. В состав временного военного суда командировались из военно-окружного суда военный судья, в качестве председательствующего, помощник секретаря и от ближайших к месту суда воинских частей 4 временных члена и 1 запасной; для исполнения прокурорских обязанностей командировался помощник военного прокурора, а для защиты подсудимых - кандидат на военно-судебные должности. Приговоры военно-окружных временных военных судов считались окончательными и могли пересматриваться главным военным судом по кассационным и частным протестам и жалобам участвовавших в деле лиц.

Формально большинство заседаний военно-окружного суда и временных военных судов должно было проходить публично. Однако военные власти широко пользовались правом проведения заседаний судов за закрытыми дверями под предлогом необходимости сохранять религиозные чувства, требования нравственности, общественный порядок, а также "достоинство государственной власти".

По закону заседания военного суда должны были проходить в виде состязательного процесса между защитой и обвинением, в ходе которого как военный прокурор или частный обвинитель, так и подсудимый и его адвокат имели одинаковые права: приводить доказательства, отводить на законном основании свидетелей, делать замечания, давать объяснения, опровергать доводы противоположной стороны, однако зачастую прокурор и военные судьи выступали единым лагерем, а вся дискуссия сводилась лишь к определению степени виновности и наказания подсудимых.

Для исполнения приговора военный суд направлял осужденного соответствующим гражданским или военным властям. Например, приговоренные к ссылке на каторгу, поселение или заключение в исправительные арестантские отделения гражданского ведомства передавались в ведение губернского правления, а само исполнение приговора возлагалось на полицейские органы. Смертные приговоры гражданским лицам приводились в исполнение совместно органами гражданского и военного ведомств. Все осужденные военнослужащие передавались для исполнения приговоров военному начальству. Для лиц, осужденных к церковному покаянию, его срок определялся духовными властями. За порядком и сроками исполнения приговоров следил военные прокурор.

В период после первой русской революции военные суды крайне пристрастно рассматривали дела членов политических партий и организаций. Это объяснялось ростом влияния ряда политических партий среди народных масс и опасением правительства, что широкая агитационно-пропагандистская, организационная и боевая работа ряда организаций приведет к всеобщему вооруженному восстанию в стране.

24 августа - 3 сентября 1909 г. Иркутский военно-окружной суд рассматривал дело группы членов местной организации РСДРП. 6 человек за активную революционную деятельность (участие в партийных собраниях, сбор членских взносов, хранение и распространение нелегальной литературы) были приговорены к ссылке на поселение 90.

В Чите действовал Забайкальский комитет Всероссийского военного союза. Он выпустил прокламацию "Наше начальство" и организовал 2 июля 1908 г. солдатскую сходку, на которой раздавалась эсеровская политическая литература. Командование округа ответило на деятельность комитета ужесточением репрессий. При обыске у солдат Читинского артиллерийского склада были изъяты печать комитета и несколько революционных брошюр. 3 солдата из команды склада были преданы военному суду 91.

С помощью военных судов правительство расправлялось с участниками профсоюзного движения. В Иркутском военно-окружном суде с 19 по 21 мая 1909 г. проходил процесс о "революционных организациях на Забайкальской железной дороге в 1905-1906 гг." В результате 3 профсоюзных активиста были приговорены к различным срокам тюремного заключения (от 1 года и 2 месяцев до 4,5 лет), 4 человека - к ссылке на поселение 92 .

Особенно сурово Иркутский военно-окружной суд разбирал дела о вооруженных выступлениях. 10 апреля 1908 г. при подавлении выступления нескольких сот заключенных Александровского каторжного централа были использованы воинские формирования. Во время столкновения в тюрьме были убиты и ранены несколько арестантов и надзирателей. Из 19 бежавших заключенных 17 вскоре были задержаны и 1 убит. Иркутский военно-окружной суд приговорил 15 зачинщиков выступления в тюрьме к смертной казни, которая в последний момент была заменена пожизненной или длительной каторгой 93 .

В Государственном архиве Иркутской области в фонде "Военного прокурора Иркутского военно-окружного суда" содержатся документы, которые позволяют сделать выводы относительно роли прокурорского надзора в обеспечении законности и правопорядка.

В 1918-1919 гг. в производстве находилось дело полковника А.В.Элерц-Усова, занимавшего должность командующего войсками Иркутского военного округа. Суть дела сводилась к тому, что полковник А.В.Элерц-Усов формально без санкции Сибирского временного правительства произвел в августе 1918 г. мобилизацию молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет с образовательным цензом в армию 94. Обращает на себя внимание такая деталь: в телеграмме военному прокурору ИВО, подписанной временно управляющим Военным министерством генералом Менде заранее определялась мера пресечения за содеянное - устранение от должности. В ходе следствия были выяснены обстоятельства, заставившие А.В.Элерц-Усова произвести мобилизацию в округе: 1) отсутствие необходимого количества войск для охраны складов и военного имущества в г. Иркутске; 2) нехватка войск для охраны военнопленных. На 15 августа 1918 г. в округе насчитывалось 3578 солдат, офицеров и классных чинов. В тоже время в округе находилось 4324 военнопленных офицера и 14607 военнопленных солдат 95; 3) нехватка войск для обеспечения общественного порядка на территории Иркутской губернии; 4) нехватка войск на фронте и требование командующего фронтом генерала Р.Гайда о посылке войск.

Учитывая перечисленные обстоятельства, а также решение Верховного правителя никого к личной ответственности по этому делу не привлекать, военно-прокурорским надзором 11. 06. 1919 было принято решение дело дальнейшим производством прекратить.

Показательным является дело по обвинению подполковника Иванова в выдаче большевикам под угрозой расстрела некоторых членов военной организации. 13-14 июня 1918 г. в г. Иркутске произошло выступление Иркутской военной организации, которое было подавлено, а ряд членов военной организации был арестован и расстрелян. В неудачах выступления был обвинен подполковник Иванов, считавшийся руководителем военной организации 96. Военно-прокурорский надзор, опираясь на материалы проведенного следствия и учитывая, что сам факт выдачи большевикам членов военной организации является сомнительным и, что если бы этот факт имел место, то поступок подполковника Иванова, назвавшего под угрозой немедленного расстрела нескольких членов военной организации, не является уголовно наказуемым, принял решение дело дальнейшим производством прекратить. Решение военно-прокурорского надзора опиралось на соответствующие материалы. Однако впоследствии по делу были выяснены новые сведения, которые заставили пересмотреть принятое решение. Ввиду приближения чехословаков к Иркутску, заключенные и в том числе подполковник Иванов были эвакуированы в Читу. В Читинской тюрьме к Иванову приходил командир советского полка Румшевич, который путем шантажа пытался заставить Иванова защищать Румшевича в случае возможного переворота. После переворота подполковником Ивановым был сформирован отряд, с которым он занял здание, где хранились дела политических заключенных и приказал сжечь эти дела. Учитывая, что проведенное по делу следствие не представляется достаточно полным и не дает еще оснований для определенного заключения о наличии или об отсутствии в действиях подполковника Иванова состава преступления, суд принял решение о дополнении следствия необходимыми материалами.

Охват рассматриваемых прокурорским надзором материалов был достаточно широк. В ряде дел разбирались злоупотребления военно-хозяйственного порядка. Некоторые из них неполные, некоторые, в связи с обстоятельствами гражданской войны, незакончены производством, однако все они свидетельствуют о реакции прокурорского надзора даже на незначительные злоупотребления, о тщательном изучении обстоятельств дел.

Прокурорский надзор Иркутского военно-окружного суда сыграл позитивную роль в обеспечении законности и правопорядка. Он был призван решать комплекс задач, среди которых следует выделить: 1) принятие мер к предупреждению правонарушений; 2) контроль за правильным применением законов на территории военного округа, своевременное принятие предусмотренных мер к устранению нарушений законов; 3) применение мер к предупреждению правонарушений и устранению причин их порождающих.

В этих целях военный прокурор округа осуществлял надзор за соответствием приказов законам, за исполнением законов военнослужащими.

Неудачный исход русско-японской войны 1904-1905 гг. существенным образом ухудшил военно-стратегическую обстановку на восточных рубежах России. Военно-политическое руководство страны было вынуждено принимать кардинальные меры по организации военных сил на востоке страны. Одним из шагов в этом направлении явилось воссоздание Иркутского округа.

В соответствии с высочайшим повелением от 17 марта приказом по военному ведомству № 292 от 12 мая 1906 г. был образован Иркутский военный округ в составе Иркутской, Енисейской губерний, Якутской и Забайкальской областей 97. Территория вновь образованного округа значительно расширялась - из Приамурского генерал-губернаторства выделялась Забайкальская область и включалась в состав Иркутского генерал-губернаторства.

При повторном учреждении Иркутского округа его военно-окружное управление претерпело по сравнению с предшествующим периодом значительные изменения. Эти изменения выразились, во-первых, в том, что в округе формировались все отделы управления, а, во-вторых, окружной штаб создавался на основе "Положения о штабах пограничных округов". В 1907 г. были утверждены дополнительные статьи к положениям о Заамурском округе и Заамурской железнодорожной бригаде пограничной стражи, в соответствии с которыми на командующего войсками ИВО возлагались обязанности следить за строевой и боевой подготовкой Заамурского округа пограничной стражи. Он мог привлекать офицеров этого округа для участия в полевых поездках, военных играх и маневрах 98 .

В 1909 г. разрабатывался проект преобразования сибирских военных округов. Предполагалось вместо трех образовать два военных округа. На базе Омского и Иркутского округов планировалось учредить Западно-Сибирский военный округ, а на базе Приамурского - Восточно-Сибирский военный округ 99. Первоначально предполагалось центром Западно-Сибирского округа сделать Омск, а военно-окружное управление ИВО упразднить. Этот план натолкнулся на твердую позицию командующего войсками Иркутского военного округа генерала от инфантерии А.Н.Селиванова, который предлагал в рамках Восточно-Сибирского военного округа объединить Иркутский и Приамурский военные округа. В письме на имя начальника Главного штаба от 22.06.1909 г. генерал от инфантерии А.Н.Селиванов писал, что для обеспечения Восточно-Сибирскому округу полной самостоятельности в состав его должны войти те районы и области, в которых можно было бы организовать устройство вполне безопасной и мощной базы, могущей обслужить все нужды армии. Такому условию, по мнению А.Н.Селиванова, удовлетворяла лишь Иркутская губерния, которая поэтому и должна была включена в состав Восточно-Сибирского округа. Наиболее подходящим местом для размещения пункта управления нового округа А.Н.Селиванов считал Иркутск. Хабаровск, по его мнению, как находившийся в сфере самого близкого влияния противника, совершенно не удовлетворял этому назначению. Присоединение Иркутской губернии к Восточно-Сибирскому округу уничтожало бы изолированное положение Якутской области, так как связь с этой областью поддерживалась через Иркутск 100 . Военный министр генерал от кавалерии В.А.Сухомлинов оставил без изменения прежний план включения Иркутской губернии в состав Западно-Сибирского военного округа, однако центром управления нового округа должен был стать Иркутск 101. Экономическое развитие Иркутской губернии, удобное размещение в географическом отношении (со стороны вероятного противника Иркутская губерния была закрыта озером Байкал и хребтом Хамар-Дабан), наличие развитого культурного центра - все это выдвигало Иркутск на роль центра управления Западно-Сибирским военным округом. Реализация плана реформирования сибирских округов затянулась, а в 1914 г. началась первая мировая война. В этой обстановке военному руководству было не до реформирования восточных округов.

Составным элементом военно-окружного управления вновь образованного Иркутского округа являлся военно-окружной совет, предназначавшийся для разрешения вопросов военного хозяйства и открывший свою деятельность 20 ноября 1906 г. 102 В состав совета входили: председатель-командующий войсками округа и члены: "помощник главного начальника военного округа, начальник окружного штаба, окружной интендант, начальник артиллерии округа, начальник инженеров округа, окружной военно-медицинский инспектор и член, назначаемый по избранию военного министра; сверх того, по вопросам, относящимся до ветеринарной части в округе, к участию в заседаниях совета, по распоряжению главного начальника округа, привлекается, с правом голоса, окружной военно-ветеринарный инспектор 103. Всего, таким образом, в состав военно-окружного совета должно было входить девять человек.

В зависимости от существа рассматриваемых вопросов на заседания могли приглашаться начальники войск, а также гражданские лица (владельцы фабрик и заводов, крупные торговцы) для получения от них соответствующих разъяснений. Кроме того, для осуществления всей процедуры заседания командующим назначался делопроизводитель 104.

Основными задачами, подлежавшими рассмотрению военно-окружным советом, были следующие: годовые сметные расчеты о доходах и расходах управлений округа, потребности в кредитах сверх сметы, отчеты о произведенных заготовках, дела о претензиях частных лиц к казне и по искам казны с частных лиц, отчеты о деятельности отделов военно-окружного управления, а также случаи, требовавшие дополнения, исправления или отмены действовавших законов и положений 105.

Важной особенностью функционирования военно-окружного совета Иркутского округа, существенно отличавшей его от советов военных округов, расположенных в европейской России, была большая самостоятельность в решении ряда финансово-хозяйственных вопросов. Так, если в западных округах разрешалось отпускать различных материалов учреждениям военного и гражданского ведомств на сумму не свыше 5000 руб., то в Иркутском округе разрешали производить подобные операции на сумму до 200.000 руб. 106

Дела в совете решались большинством голосов. Если же мнение большинства шло вразрез с мнением главного начальника округа, он мог предписать к исполнению свое предложение, доведя об этом факте до сведения военного министра 107.

Журналы военно-окружного совета ИВО свидетельствуют, что на заседания выносились насущные финансово-хозяйственные вопросы. Так, 20 ноября 1906 г. среди прочих были рассмотрены следующие вопросы: "... Об отпуске окружному артиллерийскому управлению Иркутского военного округа 1641р. 50 к. на заведение постельных принадлежностей и предметов хозяйственного обихода для команды нижних чинов управления... О выдаче войскам, расположенным в Иркутской и Енисейской губерниях и Якутской области теплой одежды и денег на заведение таковой" 108.

Военно-окружной совет был полномочен в случае возникновения необходимости принимать решения о покрытии недостающих сумм для хозяйственных нужд по одним статьям за счет свободных средств, предназначавшихся для других целей. В таком духе было принято решение, когда возникла потребность изменения потолков одного из зданий юнкерского училища. Суть решения, состоявшегося 19 декабря 1906 г., сводилась к следующему: "Предоставить выполнение работ по отеплению потолков манежа на сумму 200 руб. начальнику Иркутского юнкерского училища,... но в виду неимения прямого ассигнования на означенную работу, расход этот отнести на остаток от 7000 рублей, ассигнованных по  12 ст. 3 сметы Главного инженерного управления 1906 г., на устройство железных решеток к окнам в зданиях бывших 5-го и 6-го запасных госпиталей, приспосабливаемых под вещевой склад "109.

В зависимости от того, какие проблемы выносились на заседание совета, решался вопрос о составе приглашенных. Если необходимо было разрешить задачи, связанные с материальным обеспечением войск, к работе привлекались начальники подразделений и частей. Именно об этом говорит список присутствовавших на заседании военно-окружного совета 7 января 1915 г. Среди приглашенных были: командир 7-го ополченского корпуса генерал-лейтенант Рагозин, начальник 2-й Сибирской стрелковой запасной бригады генерал-майор Наперстков, исполняющий дела начальника Иркутской местной бригады полковник Кошкаров 110. Периодичность заседаний военно-окружного совета Иркутского округа находилась в зависимости от необходимости разрешать возникавшие военно-хозяйственные вопросы и колебалась в пределах пяти-шести раз в месяц.

Таким образом,необходимо признать,что военно-окружное управление Иркутского военного округа имело ряд особенностей. В период 1884-1899 гг. незначительное количество войск решающим образом отразилось на формировании управления в ограниченном виде. В нём отсутствовали отделы, характерные для типовой структуры: военно-окружной совет и довольствующие управления- инженерное, артиллерийское и медицинское. Это повлекло расширение полномочий ряда высших должностных лиц-командующего войсками и начальников служб,выполнявших обязанности начальников управлений.Расширенные полномочия-характерная черта отделов и должностных лиц управления. При повторном учреждении округа в 1906 г. военно-окружной совет в силу отдалённости от центра, а также необходимости оперативного принятия решений получил больше полномочий нежели имели аналогичные отделы в других округах.