Еще до начала первой мировой войны было ясно, что существовавшие военные училища не смогут обеспечить армию офицерами в полной мере. Подготовка военно-учебных заведений к деятельности в условиях ведения крупномасштабной войны началась в России задолго до начала боевых действий. В 1910 г. по приказу военного министра при ГУВУЗ было образовано секретное особое совещание с участием представителей ГУГШ. Совещание выработало план ускоренной подготовки офицеров в военных училищах на время войны. В соответствии с ним, после объявления мобилизации юнкера, переведенные в старший класс, должны были пройти курс по сокращенной программе за 4 месяца. Одновременно в каждом училище должны были быть организованы восьмимесячные курсы для ускоренной подготовки офицеров 107.
8 октября 1912 г. Николай II утвердил "Положение об ускоренных выпусках при мобилизации армии из Пажеского е.и.в. корпуса, военных и специальных училищ". Это положение содержало лишь самые общие указания о порядке производства ускоренных выпусков в военных училищах применительно к началу мобилизации весной или осенью. Предполагалось, что план, разработанный особым совещанием, должен был детально воплотиься в жизнь в Положении об ускоренных выпусках. Однако, как обнаружилось незадолго до начала войны, этот план, согласованный в свое время с ГУГШ , так и не был утвержден императором, так как ГУГШ столкнулось с затруднениями по его осуществлению. Руководство ГУГШ намеревалось представить этот план на высочайшее утверждение в зависимости от результатов проведения мобилизации 108.
Вопрос о дальнейшем развитии всего комплекса военно-учебных заведений решался в тесной связи с большой программой усиления армии, утвержденной Николаем II 6 марта 1913 г. 109 Мероприятия, предусмотренные этой программой, разрабатывались в течение 1913 г. и в начале 1914 г. были внесены на рассмотрение Совета Министров 110. С начала 1914-1915 учебного года были учреждены новые пехотные училища - 2-е Киевское и Ташкентское. Одновременно был увеличен штат Иркутского военного училища 111. В скором времени штатное число юнкеров было увеличено во всех военных училищах и, кроме того, был допущен десятипроцентный сверхкомплект юнкеров 112.
Большие потери офицерского состава в ходе начавшейся войны, особенно в пехоте, расширение масштабов боевых действий и необходимость в связи с этим формирования новых соединений и частей потребовали значительного увеличения численности офицерского корпуса. Для этого была начата в широких масштабах подготовка офицеров военного времени - прапорщиков - путем перевода военных училищ на ускоренный курс обучения и открытия школ подготовки прапорщиков.
19 июня 1914 г. военный министр генерал от кавалерии В.А.Сухомлинов отношением № 3831 на имя начальника ГУВУЗ предписал безотлагательно приступить к подготовке ускоренных выпусков из военно-учебных заведений на основании положения, утвержденного 8 октября 1912 г. Первый ускоренный выпуск следовало произвести 1 октября 1914 г. 113 Поскольку это положение не могло служить детальным планом ускоренной подготовки офицеров, 20 июля 1914 г. временно исполняющий дела начальника ГУВУЗ генерал-лейтенант Г.М.Яковлев в докладе военному министру предложил организовать ускоренную двухмесячную подготовку пажей старшего класса Пажеского корпуса и юнкеров старшего класса военных училищ, а с 1 августа открыть при Пажеском корпусе и во всех военных училищах восьмимесячные курсы "по программе, выработанной ГУВУЗ и известной заведениям 114. В этой связи Г.М.Яковлев предлагал испросить высочайшее соизволение на производство офицерских экзаменов при военных училищах осенью (обычно они производились весной, раз в году). 21 июля В.А.Сухомлинов наложил резолюцию "Согласен", а 22-го Г.М.Яковлев распорядился о приведении предложенных им мероприятий в исполнение 115.
Секретное предписание ГУВУЗ от 26 июля 1914 г. военным училищам предоставляло широкий простор в организации учебного процесса, чтении лекций, распределении учебных часов. Экзамены не предусматривались, а должны были проводиться лишь контрольные занятия по всем предметам курса с оценками 116.
Ускоренная подготовка офицеров в восьмимесячный срок так и не была организована. 28 июля 1914 г. в своем отношении № 5016 на имя начальника ГУВУЗ В.А.Сухомлинов обратил внимание Г.М.Яковлева на то, что после приема в военные училища 1 августа ближайшее производство в офицеры сможет состояться не ранее 1 апреля 1915 г. Находя такое положение дел недопустимым, военный министр предлагал представить ему соображения о подготовке офицеров в течение четырех месяцев 117. 30 июля Г.М.Яковлев донес ему о возможности четырехмесячной подготовки только в пехотных училищах. Четырехмесячную подготовку в кавалерийских и казачьих училищах он считал недостаточной 118.
В мирное время юнкера выпускались из училищ с чином подпоручика. С введением ускоренных курсов стало очевидным, что уровень подготовки молодых офицеров не будет соответствовать подготовке подпоручиков довоенных выпусков. 18 августа 1914 г. начальник 2-го Киевского военного училища генерал-майор Гаврилов в письме на имя начальника ГУВУЗ сообщал: "В обществе уже носится молва, что юнкера будут выпущены не офицерами, а унтер-офицерами или зауряд-прапорщиками, в лучшем случае, прапорщиками. Молва питается тем соображением, понятным для всякого, что за 4 месяца нельзя выработать того же, что и за 2 года." Не имея директив из ГУВУЗ, Гаврилов на все вопросы отвечал, что юнкера будут выпускаться подпоручиками119. 28 августа 1914 г. последовало предписание ГУВУЗ № 20 992 о выпуске юнкеров из военных училищ прапорщиками120. Последний выпуск подпоручиков состоялся 1 декабря 1914 г. 121.
Необходимость скорейшего укомплектования армии офицерами сразу после начала войны заставила ГУВУЗ осенью 1914 г. произвести при военных училищах офицерские экзамены для прапорщиков запаса, вольноопределяющихся из войск и нижних чинов 122. В последующем такие экзамены проводились дважды в год 123.
Дальнейший порядок ускоренной подготовки офицеров в военных училищах был определен приказом по военному ведомству № 689 от 20 октября 1914 г. В соответствии с ним вводилось в действие "Положение об ускоренной подготовке офицеров в военное время в военно-учебных заведениях с четырехмесячным ускоренным курсом". Согласно ему Пажеский корпус, пехотные, кавалерийские и казачьи училища реорганизовывались в заведения, готовившие офицеров в четырехмесячный срок. На оставшуюся часть 1914 г. устанавливались два срока приема в училища - 1 октября и 1 декабря. Учебный курс определялся начальником ГУВУЗ 124. Нужно отметить, что он был существенно упрощен. В программах по ускоренному выпуску юнкеров, прилагавшихся к одному из секретных предписаний ГУВУЗ военным училищам, преподавание Закона Божьего, русского и иностранных языков отменялось 125. Приказом по военному ведомству № 787 от 15 декабря 1914 г. действия положения было распространено на всех, кто был принят в военные училища с четырехмесячным курсом 1 августа 1914 г. 126
Практика ускоренной подготовки офицеров в военных училищах продолжалась и в последующие годы, но сроки подготовки неоднократно менялись. В 1915 г. первый выпуск офицеров с ускоренных курсов пехотных, кавалерийских и казачьих училищ состоялся 1 февраля. 18 февраля 1915 г. был издан приказ № 81 по военному ведомству, в соответствии с которым Пажеский корпус, пехотные и казачьи училища продолжали готовить офицеров в четырехмесячный срок. В апреле 1915 г. был продлен на месяц до 1 мая курс пехотных и казачьих училищ, а также курс пехотного отделения Пажеского корпуса "в целях дать юнкерам возможность посвятить некоторое время полевым практическим занятиям" 127. После 1 февраля 1915 г. выпуски из пехотных и казачьих училищ состоялись 1 мая, 1 июня, 1 сентября и 1 октября.
Приказом по военному ведомству № 311 от 17 июня 1916 г. было предписано производить прием молодых людей в военно-учебные заведения с четырехмесячным ускоренным курсом и в специальные заведения с восьмимесячным курсом " во все остальное время текущей войны, предоставив право определения сроков приемов военному министру" 128.
В ходе войны наиболее распространенным типом военно-учебных заведений, по своим задачам непосредственно примыкающим к военным училищам, стали школы подготовки прапорщиков. Впервые о них упоминалось в секретном предписании ГУВУЗ начальникам всех пехотных училищ № 257 от 1912 г. В предписании говорилось, что наряду с ускоренными курсами в военных училищах, "в целях пополнения во время войны убыли в действующих армиях офицерского состава, Главное управление Генерального штаба, в ряду предпринимаемых для сего мер, предполагает привлечь одновременно с объявлением мобилизации, различные контингенты молодых людей с определенным образованием к прохождению сокращенного курса в формируемых для этой цели особых школах при запасных пехотных бригадах..." 129. Курс обучения в таких школах предполагался восьмимесячным 130.
30 сентября 1914 г. было издано "Положение об ускоренной подготовке офицеров в военное время в школах при запасных пехотных бригадах" 131. Школы готовили офицеров в трехмесячный срок. Они подчинялись начальникам запасных пехотных бригад, которые в свою очередь были подчинены начальникам штабов военных округов. Общее заведование всеми школами округа могло быть поручено и специально для этого назначенному офицеру. Приказом № 647 по военному ведомству предписывалось открыть 4 такие школы в Петрограде, Москве и Киеве на 200 обучающихся каждую. Первый прием в школы назначался на 1 октября 1914 г.
19 ноября 1914 г. приказом по военному ведомству было объявлено новое "Положение об ускоренной подготовке офицеров в военное время в школах при запасных пехотных бригадах". Оно уточняло, что в каждой школе могло быть от 200 до 400 обучающихся. В целом новое положение мало чем отличалось от предыдущего.
Вслед за этим начали открываться школы при запасных пехотных бригадах в различных городах страны. В декабре 1914 г. были открыты школы в Иркутске и Тифлисе 132. С 1 мая 1915 г. максимальное количество юнкеров в школах могло достигать 500 человек 133. С 27 августа - до 600 человек 134. Какие требования предъявлялись к лицам, изъявившим желание обучаться в школе подготовки прапорщиков пехоты в Иркутске. Прежде всего эти требования касались образовательного уровня поступавших. Они должны были предварительно пройти курс учебной команды и иметь образовательную подготовку не ниже 4 классов гимназии, кадетских корпусов, реальных, духовных, уездных училищ или иметь свидетельство о сдаче экзамена на первый классный чин или вольноопределяющегося второго разряда 135. Поступавший в школу должен был представить документы: "Свидетельство об образовании, послужной список или документ заменяющий его, метрическое свидетельство, подписка о несудимости и от лиц, добровольно поступивших на военную службу и не достигших призывного возраста, - свидетельство о приписке к призывному участку" 136. Прием осуществлялся вскоре после выпуска, который в 1917 г. в трёх Иркутских школах состоялся: "из 1-й школы 22-го июля, 2 и 3-й школы 16 и 27 июля" 137.
С 7 июля 1915 г. школы при запасных пехотных бригадах стали официально называться школами подготовки прапорщиков 138. К концу 1915 г. было открыто 32 школы. Столь быстрое увеличение их количества потребовало издания нового "Положения о школах подготовки прапорщиков пехоты", введенного в действие 13 февраля 1916 г. Положением устанавливалось, что школы открываются для подготовки нижних чинов в прапорщики. Школы подчинялись начальнику Генерального штаба, а общее руководство ими осуществлялось начальниками штабов военных округов. При образовании в округе нескольких школ руководство ими могло объединяться в руках назначенных для этого заведующих, подчиненных начальникам штабов. Все обучавшиеся именовались юнкерами 139. Поскольку в каждом из военных округов уже находилось по несколько школ, начиная с февраля 1916 г. в округах стали создаваться управления заведующих школами подготовки прапорщиков пехоты. Первыми такие управления были созданы в Петроградском и Киевском военных округа 140. Затем были учреждены такие же управления в Одессе, Москве, Тифлисе, Иркутске, Казани 141.
В Управлении Заведующего школами подготовки прапорщиков пехоты в Иркутском военном округе в октябре 1917 г. по списку числилось 3 офицера:
"1. Генерал-майор Наперстков - Вр. и. д. Заведывающего школами, он же начальник местной бригады. 2.Поручик Агапьев - Адъютант Управления, командированный в распоряжение исполнительного комитета общественных организаций города Иркутска. 3. Прапорщик Агеев - Вр. и. д. Адъютанта управления" 142. Размещалось управление с мая 1917 г. на углу Медведниковской и Толкучей улиц в здании штаба округа 143.
Основными школами подготовки прапорщиков были пехотные. Ни для кавалерии, ни для артиллерии этот тип военно-учебных заведений не был принят, да и подобные вопросы не поднимались. К 1 января 1917 г. в России насчитывалось 38 школ подготовки прапорщиков на 18 970 юнкеров 144.
В ходе войны был положительно решен вопрос о призыве студентов для обучения в военно-учебных заведениях. 2 марта 1915 г. военный министр В.А.Сухомлинов получил право призывать их в войска, а 6 марта были опубликованы правила призыва 145. Число подлежащих призыву определялось численностью вакансий, остававшихся в военно-учебных заведениях после приема других категорий поступающих. В первую очередь призыву на учебу подлежали студенты-первокурсники, достигшие 20-летнего возраста, затем второкурсники и третьекурсники. Студенты старших курсов, а также студенты-медики, ветеринары, семейные, призыву не подлежали. Вместе с тем, круг молодых людей, имевших право на поступление в военно-учебные заведения с ускоренным курсом по инициативе нового военного министра А.А.Поливанова был существенно расширен. 15 августа 1915 г. во все учебные заведения империи любой подведомственности Советом Министров было разрешено принимать детей служивших в действующей армии и участников войны "без различия национальностей или вероисповедания вне конкурса и не считаясь с существующими иными ограничениями 146. 2 сентября 1915 г. Николай II разрешил принимать в военно-учебные заведения с ускоренным курсом выпускников частных средних учебных заведений, учительских институтов, семинарий и школ, городских училищ 147. Студентами комплектовались не только военные училища, но и школы подготовки прапорщиков. 30 марта 1916 г. был издан приказ по военному ведомству о переформировании ряда школ подготовки прапорщиков пехоты и в том числе 2-й Иркутской в школы с четырехмесячным ускоренным курсом для укомплектования их студентами на тех же основаниях 148.
Состояние учебно-воспитательной работы в школах подготовки прапорщиков пехоты находилось в числе приоритетных вопросов командующих войсками округов и в том числе Иркутского округа. 9 ноября 1916 г. командующий войсками округа генерал от инфантерии Я.Ф.Шкинский посетил 2-ю Иркутскую школу подготовки прапорщиков пехоты. Результаты этого посещения нашли отражение в приказе по войскам ИВО № 187 от 12 ноября 1916 г. Посещенные теоретические занятия с юнкерами старшего курса по тактике, артиллерии, топографии оставили у командующего благоприятное впечатление: "Предметы эти читают курсовые офицеры достаточно обстоятельно" 149. Замечания со стороны командующего были сделаны в отношении воинского воспитания юнкеров, соблюдения ими строевой выправки, умения действовать в строю и управлять строем. Посетив строевые занятия юнкеров старшего курса на Тихвинской площади, командующий обратил внимание на следующие обстоятельства: "Юнкер-фельдфебель, командовавший ротой, подавал команды тихо, вяло и несноровисто; Ружейные приемы, повороты, вздваивание и выстраивание рядов юнкера делали нечисто; Перестроения колонн, как на месте, так и на ходу исполнялись нечисто" 150.
Представляется целесообразным рассмотреть состав школ прапорщиков ИВО. На 1 октября 1917 г. во 2-й Иркутской школе подготовки прапорщиков пехоты числилось по списку 3 штаб-офицера, 25 обер-офицеров, 2 врача, 2 военных чиновника, 113 солдат и 495 юнкеров 151. Чины и занимаемые должности распределялись следующим образом: 1) Из 3 штаб-офицеров один был полковником - начальник школы Хилковский и двое были подполковниками - командирами рот. Следовательно в организационном отношении школа подразделялась на две роты. 2) Из 25 обер-офицеров двенадцать были курсовыми офицерами (2 капитана, 7 штабс-капитанов, 2 поручика, 1 подпоручик), десять были помощниками курсовых офицеров (прапорщики), один прапорщик - адъютант школы, один прапорщик - заведующий обмундировальной мастерской школы и один прапорщик был командирован в Управление Заведывающего школами подготовки прапорщиков пехоты в Иркутском военном округе. 3) 2 зауряд - врача. 4) Из 2 чиновников военного времени один был заведующим хозяйством, а другой казначеем. 5) Из 113 солдат считались прикомандированными к школе 83 чел.152 Таким образом, списочная численность постоянного состава школы (без 83 прикомандированных солдат) составляла 62 чел., а списочная численность переменного состава (юнкеров) - 495 чел. Кроме того, для обслуживания хозяйственных и иных нужд школы в ней числилось 9 обозных лошадей 153.
В 1-й Иркутской школе подготовки прапорщиков пехоты на 10 июля 1917 г. по списку состояло: 1 начальник школы (полковник); 2 ротных командира (капитаны); 8 курсовых офицеров (4 штабс-капитана и 4 поручика);18 помощников курсовых офицеров (прапорщики);1 заведующий хозяйством (прапорщик);1 адъютант школы (прапорщик);1 врач (не имел чина);1 казначей и делопроизводитель; 374 юнкера (1 зауряд - прапорщик, 8 подпрапорщиков, 7 фельдфебелей, 24 старших унтер-офицера, 333 младших унтер-офицера, 1 рядовой); 88 солдат команды (3 нестроевых старшего разряда, 10 писарей, 51 нестроевых, 1 старший унтер-офицер, 4 младших унтер-офицера, 4 ефрейтора, 12 рядовых, 3 фельдшера); 7 лошадей 154. Обращает на себя состав юнкеров - из 374 обучавшихся только один был в звании рядового. В основной своей массе это были унтер-офицеры.
Кандидаты для поступления в школы подготовки прапорщиков пехоты, размещавшиеся в Иркутске, направлялись не только из подразделений и частей Иркутского военного округа, но и из других военных округов, включая Европейскую Россию, а также из действующей армии.
В "Ведомости 3-й Иркутской школы подготовки прапорщиков пехоты о зачислении юнкеров в начале 4-го курса" приведены следующие сведения о количестве командированных для поступления в школу: Из Приамурского военного округа был направлен 21 кандидат, из Казанского - 195, из Минского - 113, из Двинского - 32, из действующей армии - 3 кандидата 155.
Не все прибывшие для поступления выдерживали приемные испытания. Так в феврале 1917 г. в 3-й школе подготовки прапорщиков пехоты на четвертый выпуск при штатной численности переменного состава в 550 юнкеров было набрано 498 человек. В это число вошли 71 чел., не бывших в учебной команде и 50 человек, прошедших подготовительные команды для поступления в школы прапорщиков 156. Следует еще раз подчеркнуть, что одним из требований к поступавшим в школы подготовки прапорщиков пехоты было то, что они должны пройти через учебные команды. Какие же причины помешали этому?: "1) Не назначались по болезненному состоянию здоровья, 2) по сравнительно короткому пребыванию в строю,3) за нахождением на театре военных действий, 4) из дружин - за неимением учебных команд в этих частях, 5) просто не были назначены командирами частей по неизвестным причинам" 157. При рассмотрении документов кандидатов для поступления выяснилось, что часть из них не имеет соответствующего образовательного ценза, а часть кандидатов - нестроевые, которые не были к тому же в боях 158. Такие кандидаты даже не вызывались для приемных испытаний.
Вызванные же из частей войск Иркутского и Приамурского военных округов, командированные из западных округов были подвергнуты медицинскому осмотру, вступительному экзамену, после чего 77 человек были откомандированы обратно 159.
На 1 августа 1917 г. в 3-й Иркутской школе подготовки прапорщиков пехоты, расположенной на станции Иннокентьевская, по штату полагалось иметь: 1 начальник школы (полковник); 2 ротных командира (капитаны); 13 курсовых офицеров и их помощников (обер-офицеры); 1 адъютант (обер-офицер); 1 заведующий хозяйством (военный чиновник, но мог быть офицер); 1 делопроизводитель (военный чиновник, но мог быть офицер); 1 врач; 550 юнкеров; 51 солдат команды ; 7 лошадей 160.
По списку же в школе состояло: 1 начальник школы (подполковник); 2 ротных командира (подполковники); 13 курсовых офицеров и 15 помощников курсовых офицеров; 1 адъютант; 1 заведующий хозяйством (обер-офицер); 1 врач; 421 юнкер; 106 солдат команды ;9 лошадей 161.
Как видно существенная разница имелась между штатной и списочной численностью по двум позициям: 1) Численность юнкеров - 550 и 421 чел.; 2) солдат обслуживающей школу команды - 51 и 106 чел. Повторяется та же ситуация, что и во 2-й школе подготовки прапорщиков пехоты - списочный состав солдат команды превышает их штатную численность.
Укомплектованность офицерами в частях различных родов войск была неодинаковой. Это было связано с тем, что с начала войны в первую очередь ставилась задача пополнения офицерами пехотных частей. Качественный уровень вновь подготовленных офицеров был недостаточно высоким.
28 сентября 1917 г. комиссар Северного фронта В.Б.Станкевич отмечал, что "... на фронте громадный сверхкомплект офицеров. Мало офицеров, знающих и любящих военное дело. Из училищ и школ подготовки прапорщиков офицеры выходят с крайне низким уровнем знаний. В виду этого считал бы необходимым выпускать из училищ и школ кандидатами на офицерский чин с тем, чтобы производство в офицерский чин давалось в частях и на фронте, если строевое начальство сочтет кандидата достойным этого" 162. Начальник штаба главнокомандующего армиями Западного фронта Р. - К.Ф.Вальтер доносил 2 октября 1917 г. дежурному генералу в ставку, что после расформирования 11 третьеочередных дивизий на фронте образовался сверхкомплект младших офицеров пехоты в количестве 7 040 чел" 163. На Юго-Западном фронте к 1 декабря 1917 г. только в действовавших армиях фронта сверхкомплект офицеров пехоты составлял 3 403 чел., а вместе с офицерами запасных частей и 12 расформировываемых дивизий он достигал 9 147 чел 164. Низкий уровень подготовки молодых офицеров был проблемой и на Кавказе. 27 сентября 1917 г. совещание представителей штаба Кавказского фронта, комиссариата фронта и Краевого Совета Кавказской армии телеграфировало начальнику штаба верховного главнокомандующего Н.Н.Духонину о своем решении выпускать из училищ и школ подготовки прапорщиков кандидатов на офицерский чин с производством в офицеры на фронте, по представлению начальства 165.
Как видим, в ходе первой мировой войны в результате интенсивной деятельности военно-учебных заведений по подготовке командного состава для действующей армии, образовался значительный сверхкомплект офицеров, общая численность которого к 1 сентября 1917 г. составила 17323 чел., при штатной численности - 132510 чел.166.
После февральской революции процесс разложения русской армии, состоявшей в значительной степени из крестьян, ускорился и принял необратимый характер. Солдаты надеялись на скорый мир, проведение в стране аграрной реформы и, в связи с этим, не желали продолжать войну. Обычным явлением стали отказы солдат повиноваться приказам своих начальников. Имели место расправы солдат с офицерами. В этих условиях Временное правительство нуждалось в надежных войсковых частях, которые можно было бы использовать как на внешнем, так и на внутреннем фронтах.
В июне 1917 г. военный министр разрешил для подъема наступательного духа армии сформировать из юнкеров военных училищ и школ прапорщиков, путем призыва добровольцев, несколько ударных батальонов. Эти батальоны предполагалось использовать в июньском наступлении Русской армии на Юго-Западном фронте, поскольку батальоны должны были формироваться именно там. Число добровольцев в каждом военно-учебном заведении не должно было превышать 15% численности юнкеров 167.
Согласно предписанию ГУВУЗ № 265 от 9 июня 1917 г. и его циркулярной телеграмме № 23184 от 26 июля 1917 г. все юнкера, вызвавшиеся ехать добровольцами в ударные части, принимавшие участие в боях, должны были производится в прапорщики со старшинством со дня боя. Юнкера, не успевшие побывать в боях, но проучившиеся в военных училищах более 2-х месяцев, представлялись к производству со старшинством с 1 августа 1917 г. - дня выпуска из училищ их сверстников. Представления к производству делались начальниками дивизий или штабами армий 168.
Из юнкеров школ прапорщиков Иркутского военного округа был сформирован ударный батальон под командованием подполковника Шестоперева, в котором насчитывался 201 доброволец 169.
Организация ударных батальонов из юнкеров оказалась кратковременной кампанией, так как июньское наступление оказалось неудачным, и 29 июля 1917 г. военный министр приказал прекратить их формирование и задержать отправку добровольцев на фронт 170.
Внутри страны юнкера, в качестве надежной военной силы, использовались в течение всего межреволюционного периода. В отношении ГУВУЗ Главному штабу от 29 мая 1917 г. по этому поводу отмечалось, что "... в настоящее время, благодаря усиленной учебно-воспитательной работе в училищах, юнкера являются оплотом поколебавшегося порядка. Чрезвычайно важно всемерно сохранять столь благоприятное настроение юнкеров, не давая поводов к его нарушению, которое неизбежно внесет расстройство в ряды армии... и в жизнь училищ..." 171.
Низкое качество выпускаемых офицеров, образование большого их сверхкомплекта в пехотных частях действующей армии, а также усиливающееся брожение среди юнкеров, лишавшее их ценности наиболее надежных войсковых частей - все это в конечном счете послужило причиной решения о ликвидации этого типа военно-учебных заведений.
Сверхкомплект офицеров в пехоте сделал возможным увеличить срок обучения в пехотных военных училищах. 31 августа 1917 г. последовала директива ГУВУЗ о введении в них восьмимесячного курса. На практике это привело к возникновению курьезной ситуации в Иркутском военном училище. Как отмечалось в протоколе заседания училищного комитета от 16 сентября 1917 г., "...юнкера при поступлении в ...училище, зная о 4-месячном курсе, строили свои расчеты в связи со своим материальным и семейным положением, исходя именно из срока пребывания в училище 4 месяца" 172. Комитет решил просить начальника училища, командующего войсками и комиссара при штабе ИВО ходатайствовать перед ГУВУЗ о сохранении 4-месячного курса.
Перепроизводство младших офицеров привело к тому, что уже 3 февраля 1917 г. временно исполняющий дела начальника Генерального штаба приказал прекратить прием в школы прапорщиков сверх комплекта юнкеров 173. 7 июня 1917 г. ГУГШ направило командующему войсками Казанского военного округа телеграмму № 23165 о том, что военный министр приказал оставить в пехотных частях округа только такое количество вольноопределяющихся, которое гарантировало бы комплектование школ прапорщиков до 1 сентября 174. Однако 25 августа 1917 г. последовала телеграмма начальника Мобилизационного отдела ГУГШ полковника Гильбиха, в которой говорилось, что "вопроса о расформировании школ подготовки прапорщиков в ГУГШ не возникало". Смыл телеграммы № 23165 толковался как предстоящее комплектование школ солдатами, прослужившими определенный срок в действующей армии 175.
Тем не менее, 6 сентября 1917 г. командующим войсками военных округов была разослана телеграмма генерала В.В.Марушевского № 42639 о прекращении приема в школы прапорщиков ввиду значительного сверхкомплекта офицеров на фронте и в тылу. Школы предписывалось закрыть. Впредь офицеров должны были готовить только военные училища, куда могли поступать лица с образованием I разряда 176.
История школ подготовки прапорщиков на этом не закончилась, и в октябре 1917 г. они не были ликвидированы. 15 октября 1917 г., командующий войсками Иркутского военного округа генерал Самарин писал в ГУГШ: "Ходатайствую школы прапорщиков не закрывать, а преобразовать их в солдатские школы... Просвещение - лучшее средство против анархии" 177.
6 ноября 1917 г. Н.В.Крыленко подписал постановление, в котором говорилось, что "ввиду предрешенного упразднения специальных военно-учебных заведений, юнкерских училищ, школ прапорщиков, корпусов кадетских и морских и в видах урегулирования создавшегося положения в связи с контрреволюционным движением юнкеров", народные комиссары по военным делам постановили не производить выпуск юнкеров в офицеры 1 ноября, а самих юнкеров отправить в запасные полки, снабдив их свидетельствами об окончании курса с правом производства по представлению солдатских организаций на общих основаниях с солдатами. Новый прием в военно-учебные заведения не планировался, а для комплектования армии командным составом было решено предложить полковым комитетам фронтовых частей рекомендовать солдат с боевым опытом для зачисления на краткосрочные командные курсы, положение о которых еще предстояло выработать 178. В приказе № 4 Главного комиссара военно-учебных заведений И.Л.Дзевялтовского от 22 ноября 1917 г. была опубликована "Инструкция ликвидационным комиссиям военно-учебных заведений и школ подготовки прапорщиков Российской республики". Комиссии формировались под председательством комиссаров заведений, при участии 2-х представителей ВРК заведения, начальника и заведующего хозяйственной частью 179.
Гимназии военного ведомства расформированию не подлежали. Расформировывались только военные училища и школы подготовки прапорщиков. Дальнейшая судьба военно-учебных заведений складывалась в зависимости от того, на чьей территории они оказывались в годы гражданской войны. Часть из них была использована для создания на их базе командных курсов по подготовке красных командиров. Другие задействовались для подготовки офицерских кадров белых армий. В конце 1918 г. в Иркутск было эвакуировано Оренбургское казачье училище. В рассматриваемое время в училище находилось 75 кавалерийских юнкеров, 75 казачьих, 100 пехотных, 40 артиллерийских и 30 инженерных 180.
Управление заведывающего школами подготовки прапорщиков пехоты в Иркутском военном округе просуществовало до начала марта 1918 г. 27 февраля 1918 г. был отдан приказ по войскам округа № 154 в соответствии с которым Управление ликвидировалось. Несколько дней ушло на передачу в ликвидационную комиссию соответствующих материалов и 2 марта 1918 г. по управлению был отдан приказ № 6, в котором говорилось: "Вверенное мне Управление, сдавшее дела, книги и остаток денежных сумм в Ликвидационную комиссию Ирк. шк. пр. и военного училища, с сего числа считать расформированным" 181.
Итак, начавшаяся в 1914 г. первая мировая война поставила вопрос о необходимости восполнения потерь, которые нёс офицерский корпус Русской армии. Для решения этой проблемы было признано целесообразным перейти к ускоренной подготовке офицеров военного времени - прапорщиков. Эта работа развернулась по всей стране и охватила военно-учебные заведения Иркутского военного округа. Перевод военных училищ на четырёхмесячный курс не решил окончательно стоявшей проблемы, поэтому в округах стали создаваться школы подготовки прапорщиков пехоты. Образованные в Иркутске 1-я, 2-я и 3-я школы внесли свой вклад в создание резерва военных специалистов. За время войны численность обучавшихся неуклонно возрастала, что в конечном итоге привело к перепроизводству офицеров.
Таким образом, учреждение в Иркутском военном округе военно-учебных заведений находилось в тесной связи с потребностями в офицерском поплнении войск, учреждений и заведений, расположенных в первую очередь в Сибири. Некомплект офицеров в войсках Восточно- Сибирского округа заставил пойти на создание в Иркутске юнкерского училища - единственного военно-учебного заведения в обширном регионе. Училище имело уникальную структурную организацию. Наличие в округе значительных сил казаков повлекло создание в учебном заведении казачьего отдела, в котором могли обучаться урядники Иркутской и Красноярской сотен, Забайкальского. Амурского и Уссурийского войск. Коллективом училища была проделана значителная работа по пополнению сибирских регулярных и казачьих частей знающими специалистами. Участие выпускников в боевых действих в ходе похода в Китай в 1900-1901 гг., русско-японской и первой мировой войн свидетельствует о высоком профессионализме и мужестве питомцев училища.
Ухудшение внешнеполитической ситуации на рубеже XIX-XX вв. на Дальнем Востоке вызвало к жизни тенденцию роста числа обучаемых. Особенно ускорился этот процесс накануне и в ходе первой мировой войны, когда в связи с большими потерями в офицерском корпусе резко обострилась проблема пополнения частей подготовленными специалистами. Училище было переведено на ускоренный курс, а в округе дополнтельно были созданы три школы подготовки прапорщиков пехоты. Учебно-воспитательная деятельность названных заведений сыграла положительную роль в пополнении действующей армии, подразделений округа офицерами.