Савельева Л.П
Иркутский государственный университет

ИСТОКИ СИБИРСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ, ИЛИ О КОНСТРУИРОВАНИИ ВООБРАЖАЕМОЙ РЕАЛЬНОСТИ1

Исследование современной этнополитической ситуации в Прибайкалье неизбежно приводит к размышлениям об истоках и социокультурных константах сибирского переселенческого общества. Подобные общества, возникшие на основе миграционных процессов, демонстрируют особый набор отличающих их социотипических черт. Ядром данной социальной модели является поселенец ("насельник"), с конца XIX в. - переселенец (изменение термина обусловлено изменением характера колонизационного процесса), по определению несущий в своем сознании черты дуализма. Идентифицируя себя с метаэтнической российской общностью, конкретизировавшейся в сознании до определенного культурного поля, откуда вышел каждый переселенец, в тоже время он, с той или иной долей уверенности, начинал ассоциировать себя с неким региональным сообществом - "мы - сибиряки". Хочется напомнить, возможно небесспорное утверждение известного социоантрополога Б.Андерсона: "На самом деле, все сообщества крупнее первобытных деревень, объединенных контактом лицом-к-лицу (а, может быть, даже и они), - воображаемые. Сообщества следует различать не по их ложности/подлинности, а по тому стилю, в котором они воображаются" 2 . "Стиль" такой социальной общности как переселенческое общество требует создания собственного мифа, построенного на окутанной ореолом героики и подвижничества культурно-исторической традиции. Основными образными "реперами" этой конструкции являются: землепроходцы-подвижники, декабристы (олицетворение гражданского долга, человеческой совести и благородства) как связующее звено, обеспечивающее преемственность общечеловеческих ценностей, сибирские реформаторы и гонимые властью заступники народа. Со временем живые люди превращаются в некие клише, стереотипически осмысленное "просветляющее начало", играющее важную роль в процессе адаптации к новым жестким социокультурным реалиям.

Колонизация в России (в том числе сибирская), по мнению А.А.Кауфмана, известного на рубеже XIX-XX веков специалиста по вопросам переселенческой политики, всегда оставалась "явлением внутреннего быта", поскольку "новые территории, приобретаемые русскими, являются в полном смысле слова продолжением России" 3 . Бегство от государства и поиски воли в Сибири часто завершалось для беглецов установлением государственной юрисдикции на обжитые территории. При этом поселенцы ощущали себя исполнителями важной государственной функции, что до какой-то степени снижало глубину интеграции территории за Уралом и не влекло разрыва с российской государственностью. Эту специфику российского колонизационного процесса отмечают многие исследователи как XIX в., так и современные. Самоидентификация поселенцев с Россией поддерживалась и через эсхатологическую идею "Москва - третий Рим", что предполагало территориальную экспансию православия на Восток. Носители этой идеи - поселенцы в Сибири, по мнению некоторых исследователей, ощущали себя не этнической общностью - славянами, а православными христианами, что создавало условия для "культурной гомогенизации всей государственной территории" 4 .Сами по себе напрашиваются исторические параллели с колонистами Британской империи, одержимыми идеей "бремени белого человека" по отношению к аборигенам. Осознание того, что Сибирь есть продолжение России, явилось фактором, удерживающим последнюю в составе империи, не позволившим ей отделиться от Родины-матери, подобно переселенческим колониям Британии. Сибирь осталась дочерью России, разделив ее судьбу.

Однако, в сибирском обществе XIX в. постепенно зрели идеи, формировавшие новый региональный мир. Процесс перестройки сознания на "мы - сибиряки" был сложным и многоуровневым. Можно выделить некоторые наиболее существенные факторы, рождавшие идею региональной идентичности.

  1. Противоречия между старожилами (пионерами колонизации), олицетворяющими трудолюбие, рачительность, укорененность на новых землях и т.д., и вновь прибывшими в период массовой колонизации переселенцами, которые воспринимались как ленивые и алчные временщики. Старожилы инициировали идею ограничения подобных новоселов через становление сибирской автономии, подчас в самых невероятных вариантах. Один из путешественников XIX в. заметил: "Сибиряки, когда дело идет об их родине, всегда немного гасконцы".
  2. Бюрократическо-чиновничий беспредел, царивший в Сибири, как определенный импульс для укоренения в сознании идеи сибирского сепаратизма.

    Применительно к Сибири (как, впрочем, и к другим включенным в состав Российской империи территориям) трудно говорить о какой-либо самоидентификации (социальной, политической, культурной и т.д.) иначе, как в государственном ключе. Поскольку нигде созидающая функция государства не имеет такого всепоглощающего значения, как в России, анализ влияния сибирской бюрократии на складывание региональной идентичности представляет особый интерес.

    До начала XIX в. государство не выработало самостоятельной стратегии по отношению к Сибири, и его позиция всецело определялась сиюминутной политической конъюнктурой, являлась способом упрочения российского господства в Азии. Для этого создавались линии укрепленных пунктов и центры административно-фискального управления. Постепенно Сибирь наводнялась многочисленным военным и гражданским служилым людом, составлявшим значительную прослойку в развивающихся городах и определявших его социокультурный облик. Известно, что в Сибири первенствующее сословие - дворянство - имело особое юридическое положение, чрезвычайно запутанное и неопределенное. Как заявил в Сенате в 1746 г. депутат от Ярославского благородного дворянства князь Щербаков, "сибирский дворянин не есть звание, а чин" 5 . Сибирские дворяне не получали земли, не имел и крестьянских душ, поэтому из их среды составлялась административная элита в губерниях, равно как и из отправляемых в Сибирь проштрафившихся российских. Таким образом, сибирское чиновничество было сложным по социальному составу - от разночинцев до детей боярских и дворян. Местным сообществом оно воспринималось двойственно: как представители государственной власти, которым необходимо повиноваться, и как шайка казнокрадов, взяточников и самодуров, с которыми следует бороться ради физического и морально-нравственного выживания, пусть даже с помощью доносов и "ябед". Находясь "за пределами досягаемости" (по выражению одного из чиновников) центральной власти бюрократия стремилась к наживе всеми возможными способами, тем более инструкции воеводам и губернаторам дозволяли "делати по тамошнему делу и по своему высмотру как пригоже и как бог вразумит". Многие из сибирских воевод и губернаторов заканчивали свою карьеру отрешением от должности, судом и наказанием (вплоть до смертной казни). "Редкий иркутский воевода, - сообщает летописец, - благополучно заканчивал карьеру. Обычным финалом было предание его суду". Иркутский воевода Л.Ракитин был казнен в Петербурге в 1717 г., та же участь постигла вице-губернатора Желобова в 1736 г. Предстали перед судом наместник Иркутского генерал-губернаторства Якоби, затем его преемник Леццано, далее генерал-губернатор Селифонтов, а сменивший его Пестель был "отрешен от должности". Он писал: "Ни один губернатор не прослужил в Иркутске долее 3 лет, не попав под суд и не лишившись места" 6 . Интересно, что по государевой инструкции каждый новый воевода, а затем генерал-губернатор должен был собрать всех служилых людей в съезжей избе и "поносить своего предшественника", также поступали и с ним его преемники. Этот своеобразный обычай должен был демонстрировать недремлющее государево око и убеждать, что монарх есть символ совести народа: он все видит и все знает. Поэтому, несмотря ни на что, в общественном сознании укреплялось мнение, что Сибирь есть продолжение России, коль государь здесь правит и вершит справедливый суд. Это еще раз доказывает, что в России (и в Сибири тоже) массовое сознание было (и, возможно, остается до сих пор) ориентированным на справедливость, в то время как на Западе (для примера) на право. Продолжая исторические параллели, стоит обратиться к мнению Б.Н.Флори, который считает, что по мере становления в России единого государства стереотипом отношения к государю становится холопство. На Западе же феодальная этика вырабатывает представление о служении, не без помощи которого формировалось европейское правосознание 7 . В Сибири чиновничье холопство проявлялось в разнообразных формах: лесть, доносы, боязнь наказания влекла суициды, душевные расстройства и т.д., о чем живописуют многочисленные воспоминания современников и художественная литература (например, повесть из сибирской чиновничьей жизни XIX в. Я. Вакселя "Темное дело"). По выражению сибирского мемуариста И.Т.Калашникова "Сибирь носила на себе иго времен Иоанна Грозного" 8 . Олицетворением этого "ига" в общественном сознании, этаким "сибирским помпадуром" стал губернатор Иркутска Трескин, фигура противоречивая, одиозная и запечатленная практически во всех мемуарно-публицистических произведениях XIX в. Один из современников писал, что "Трескин был типично русским бюрократом и отличался всеми присущими нашим администраторам свойствами" 9 . В процессе сотворения и осознания картины мира новой сибирской общностью Трескин был включен как некий символ старого, обветшалого времени, диких нравов и самодурства. Однако создаваемая картина мира была бы неполноценной без образа просветляющего, избавителя народа, коим и стал реформатор М.М.Сперанский, сменивший на посту генерал-губернатора Пестеля и сместивший Трескина, отдавав его под суд. "Так рассеялась буря, свирепствовавшая над Сибирью 13 тяжелых и страшных годов!" - писал И.Т.Калашников 10 . Справедливость в глазах сибиряков восторжествовала. Началась новая эпоха сибирской истории - эпоха реформ, идеализированная и воспетая не одним поколением историков-сибиряков, заложивших мощную основу в фундамент регионального самосознания, конструируя и персонифицируя акт творения.

  3. Роль идеологии областничества, как и факт ее возникновения в конце XIX - начале XX столетия можно рассматривать в качестве определенного этапа перестройки сознания и (или) побуждения к ней населения Сибири культурной элитой. Вопрос о формировании в Сибири новой этнокультурной общности широко обсуждался на страницах российской (а не только сибирской) прессы и в научных кругах. При этом сам механизм ее возникновения глубоко не исследовался. Интересно, что именно Прибайкалье определял ось той контактной зоной, своеобразным "сибирским фронтиром", где процесс рождения нового этноса ("сибиряки") шел наиболее интенсивно. Вот замечание одного из путешественников: "... вступив в Иркутскую губернию и еще более приближаясь к Иркутску, встречаете новый тип. Преобладание черных волос перед русыми, черные или карие с томным I выражением глаза, значительно выдающиеся скулы, широкий нос - все эти признаки явно указывают на примесь монголоидной расы" 11 . Как известно, областники всерьез размышляли о рождении в Сибири нового этноса, а не о самосознании населения края. Вносила сумятицу в умы просвещенных сибиряков и полемика о судьбе Сибири между экономистами народнического и марксистского направлений, выплеснувшаяся на страницы российской прессы.
  4. Для осмысления идеи "сибирской самодостаточности"! нельзя забывать о роли геополитических устремлений Сибири (и Прибайкалья как самостоятельного торгово-экономического региона) на восток.
  5. Особый интерес представляет самосознание старообрядческого населения, вносившего весомый вклад в укрепление идеи отъединения Сибири от российского государства. По словам автора, поместившего статью о "семейских" Забайкалья в "Вестнике Европы" (1882 г.), они себя к сибирякам не причисляли, считая последних людьми без корней и ленивыми, хуже которых были только обурятившиеся казаки 12 .

    Очевидно, что роль стереотипов может быть достаточно активной: они часто предопределяют оценки событий. Более того, стереотипы, как некие формы воображаемого, способны творить реальность, ту реальность, которая и сегодня определяет горизонт непростого диалога между центром и регионом. Круг обозначенных вопросов не исчерпывает столь сложную тему как рождение новой социокультурной общности и самосознания ее членов. От опрометчивых выводов предостерегает мысль Б.Андерсона, уверенного, что общество в одно и то же время является и социальной структурой и искусственным плодом воображения.

Примечания

    1. Доклад является частью работы, выполняемой в рамках научного проекта "Этнополитическая ситуация в Восточной Сибири: мониторинг и анализ", осуществляемого в Иркутском государственном университете при содействии Фонда Форда.
    2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. М., 2001. С.31. 3. Кауфман А.А. Переселение и колонизация. СПб., 1905. С.56.
    4. ЛурьеС.В. Историческая этнология. М., 1997. С.276.
    5. Ватин В.А. Восточная Сибирь в начале XIX века // Сибирский архив. 1916, № 3-4. С. 113.
    6 Там же. С. 122.
    7. Михина Е.Н. Размышляя о семинаре. Субъективные заметки//Одиссей. 1993. М., 1994. С.306.
    8. Калашников И.Т. Записки иркутского жителя // Записки иркутских жителей. Иркутск, 1990. С.305.
    9. Ватин В.А.Указ.соч. С.127.
    10 Калашников И.Т. Указ. соч. С.321.
    11 Петри Э.Ю. Сибирь как колония // Сибирский сборник. Вып.П. Иркутск, 1886. С.92.
    12. Благовещенский. Записки о Сибири // Вестник Европы. 1882.Т.5.С.323.