Курас Л.В.,Цыремпилова И.С.
ВСГАКиИ,г.Улан-Удэ

ПОЛОЖЕНИЕ БУДДИЙСКОГО ДУХОВЕНСТВА В БУРЯТИИ В 1920-Е ГОДЫ

Актуальность изучения ламского вопроса в Бурятии в 1920-е годы бесспорна. Проблема нашла определенное отражение в современной отечественной историографии 1 , но имеющаяся документальная база позволяет нам рассмотреть ее более углубленно.

Среди религиозных конфессий Бурятии буддийской принадлежало первенство по количеству служителей культа, в среднем на одного ламу приходилось по десять верующих. Православный архиепископ Гавриил Асташевский в докладе "О состоянии религиозных общин в Бурятии" за 1925 год указывал, что "по количеству лам Бурятия занимает первое место в СССР и 3 место в мире" 2. Однако, в структурах государственной власти и у спецслужб отсутствовали критерии определения принадлежности к ламству. Поэтому зачастую в категорию священнослужителей попадали обыкновенные монахи-ремесленники, степные ламы.

Серьезным испытанием для страны стал голод 1921-22 гг., охвативший районы Поволжья, Украины, Казахстана, Урала. В 1922-23 гг. аймаки Бурятии переживали тяжелый хозяйственный кризис, вызванный засухой и падежом скота. В этот трудный период ламство проявило активность в оказании помощи нуждающимся. Помощь осуществлялась в виде сбора денежных средств по подписным листам, добровольных пожертвований. Причем, сборы приурочивались к моменту больших празднеств и ежемесячных хуралов 3. Это было высоко оценено государственными органами 4.

После образования Бурят-Монгольской АССР политика местных властей по отношению к буддийской конфессии определялась общими установками центра по антирелигиозной борьбе, но с учетом особенностей региона. В качестве способов и методов борьбы с ламаизмом предлагалось: запретить поступление в хувараки детям до 18 лет, недопустимость открытия школ советского типа в дацанах, комбинирование тибетской медицины с европейской 5.

Следующим шагом государства в деле ликвидации церкви была попытка осуществления церковного раскола с помощью обновленчества. В основе раскола на обновленцев и консерваторов среди буддийского духовенства лежало не только отношение к советской власти, но и модернизация религиозных догматов, стремление приспособить религию к изменившейся идеологии. После принятия в БМАССР в 1925 г. Декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" борьба между двумя течениями среди буддийского духовенства обострилась. Так, отмечалось на заседании антирелигиозной комиссии Буробкома:" Взаимоотношения настолько обострились, что доходят до столкновений (рукопашные схватки, избиения, нападения, всякие хулиганства отдельных групп, доходящие до вооружения)" 6.

Самым болезненным вопросом среди комплекса антицерковных мероприятий было налогообложение. Учитывая количественное преимущество буддийского духовенства по сравнению со служителями культа других вероисповеданий, по отношению к нему 1 июля 1925 года была утверждена специальная инструкция "О порядке взимания подоходного налога со служителей буддийского религиозного культа (лам) в пределах Бурреспублики". Размер налога колебался от иерархического положения лам 7. С 1926 г. порядок уплаты подоходного налога был установлен исключительно по декларациям, подаваемым самими плательщиками. В качестве административных мер по отношению к ламам - неплательщикам предусматривались штрафные санкции 8.

Проведение комбинированных мероприятий по отношению к буддийскому духовенству явилось причиной призыва ламства к миграции. Результатом стало создание в 1925 году самостоятельной административной национальной единицы - сомона "Новая Заря" с непосредственным подчинением Дальне-Восточному центру Забайкальской губернии. В агитации ламства основными аргументами были: "Сомон - "обетованная земля" для бурят", "большие льготы при обложении налогами", "в религиозном отношении полная свобода и никаких ограничений" 9. Миграционное движение можно рассматривать как способ выражения протеста духовенства против усиления антирелигиозной борьбы в БМАССР.

В 1925-27 гг. законодательными актами БМАССР решались вопросы об избирательных правах и призыве лам на военную службу, а также о правахлам на землепользование. 1 февраля 1926 г. было принято постановление о предоставлении избирательных прав только хуваракам, достигших 22-летнего возраста. С 22 лет они подлежали призыву в армию на общих основаниях. Ламы лишались избирательного права 10. Вопрос о землепользовании нашел воплощение в постановлениях ЦИК и СНК БМАССР за № 501, 502 "О правахлам на землепользование" и "О порядке и условиях пользования земельными наделами буддийским духовенством и монастырскими землями". Ламы и хувараки, живущие при дацанах, не имели права на пользование землей, как порвавшие связи с хозяйством. Земля под дацанами не относилась к разряду земель трудового пользования, а сдавалась общинам верующих в арендное пользование 11.

Следующим законодательным актом, направленным на ужесточение борьбы с ламством, стала инструкция ЦИК БМАССР от 10 августа 1928 г. по проведению комбинированной системы мероприятий на местах. В ней предусматривались экономические ограничения ламства в следующих формах: подоходный налог, военный налог, сбор с лам, не имеющих права быть сомон-ными исполнителями, самообложения, сельхозналог, лесной сбор, арендная плата задацанские земли и т.д. 12 Таким комплексом мер государство стремилось в первую очередь подорвать экономическое положение буддийской церкви.

Таким образом, в 20-е годы XX века ламский вопрос являлся наиболее важным в Бурятии и от его решения во многом зависела политическая стабильность в республике.

Примечания:

  1. Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. 84-хтомах. - Улан-Удэ, 2000; ЦыремпиловаИ.С. Религия и власть в Республике Бурятия: история взаимоотношений (1917- 1940 гг.). - Улан-Удэ, 2000; Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX век. Сборник документов. - Улан-Удэ, 2001 и др.
  2. ГАИО, ф.485, оп.2, д. 114, л.З.
  3. ГАЧО,ф.1039,оп.1,д.106,л.63.
  4. ГАЧО,ф.1039,опЛ,д.136,л.19.
  5. НАРБ, ф. 1-п, оп. 1, д.247, л.27.
  6. НАРБ, ф.1-п, оп.1, д.955, л. 18.
  7. НАРБ, ф.р-248, оп.1, д. 189, лл. 14-21.
  8. НАРБ, ф. 1-п, оп. 1, д. 1396, л. 1.
  9. НАРБ, ф. 1 -п, оп. 1, д.955, л.30.
  10. НАРБ, ф.р -248, оп. 1, д. 189, л.34.
  11. НАРБ, ф.1-п, оп.1, д.955, л.207.
  12. НАРБ, ф.р-248, оп.1, д.262,л.22.