О.В. Бураева
Институт монголоведения, буддологии
и тибетологии СО РАН

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В БУРЯТИИ

С конца 1980-х гг. все более заметную роль в жизни общества стала играть религия. За 5-7 лет в стране в несколько раз увеличилось количество церковных приходов, возникли десятки религиозно-политических партий и церковно-общественных движений. Отношения государства и религиозных объединений строятся сейчас на принципиально иной правовой основе. В то же время возник ряд проблем, с которыми государство до сих пор не сталкивалось. Эти проблемы связаны как с передачей культовых зданий религиозным организациям, так и деятельностью новых религиозных движений, затронувшей интересы многих российских граждан. В 1990 г. был принят закон "О свободе вероисповедания". В 1991-1996 гг. в Бурятии произошло резкое изменение этноконфессиональной ситуации. На 1 января 1994 г. в республике было зарегистрировано 56 религиозных общин. На начало 1995 г. было зарегистрировано 81 религиозное объединение, представлявшее 9 конфессий. В периоде 1 января 1991 г. по I января 1998 г. их было зарегистрировано 113.

В Республике Бурятия исторически сложившимися конфессиями являются шаманизм, буддизм, православие и древлепра-вославие. После революции 1917 г. и в годы советской власти наблюдался упадок религий, т.к. все они были признаны антинародными и реакционными. Со второй половины 1980-х гг. шаманизм начинает активно возрождаться. Восстанавливается практика проведения тайлаганов, оботахилга, жертвоприношения как индивидуальные, так и коллективные, гадание и лечение у шаманов, посещение святых мест, посвящение в шаманы. Шаманская конфессия "Боо Мургэл" (ранее называвшаяся объединением шаманов "Хэсэ хэнгэрэг") была зарегистрирована в Министерстве юстиции РБ в 1997 г. и объединила в своих рядах более 50 человек. В состав правления конфессии и совета шаманов вошли шаманы с высокими степенями посвящения, практикующие свою деятельность не один десяток лет 1. С 1998 г. ассоциация возобновила практику общественных тайлаганов в г. Улан-Удэ. Различные земляческие группы устраивают свои тайлаганы. Проявление шаманизма наблюдается вТунке, Байкале-Кударе, Баргузине, в Улан-Удэ (у бурят западнобурятского происхождения), в других районах он смешан с буддизмом.

Ламы и хувараки, как и представители других конфессий в России, подверглись в годы советской власти гонениям и репрессиям. Дацаны были закрыты и разграблены. Только в 1946 г. было разрешено строительство буддийской церкви. До недавнего времени в Забайкалье функционировало только два дацана: Иволгинский - в Бурятии и Агинский - в Читинской области. Возрождение в Бурятии буддизма началось в 1980-е гг. В настоящее время в Бурятии зарегистрированы Буддийская традиционная Сангха России (6 общин и дацанов), Центральная религиозная буддийская организация РБ (община "Майдар", г. Улан-Удэ), 8 самостоятельных общин и дацанов - община "Ламрим" (г. Улан-Удэ), дацаны "Пунцынамдоллинг" (с. Орлик), Хойморский дацан "Бодхидхарма" (с. Аршан), "Тушита" (с. Кырен), Ацагатс-кий дацан "Гандандаржалинг" (с. Ацагат), Сартул-гэгэтуйский дацан "Дамба Брейбуменг" (с. Гэгэтуй), община религиозной организации дзогчен "Кундроллинг" (г. Улан-Удэ), община традиции ньингмапа "Палбарлинг" (г. Улан-Удэ) 2. Буддизм становится одним из факторов национальной консолидации и духов-ного возрождения бурят. Но необходимо отметить, что в руководящих кругах буддийского духовенства существуют серьезные разногласия, которые чреваты отрицательными последствиями не только для буддистов, но и для общества.

В конце 1980-х гг. в г. Улан-Удэ было создано православное общество "Спасение", которое выступало за принятие нового законодательства о свободе совести, за возрождение православной веры. А в апреле 1994 г. решением Священного Синода РП Ц была создана Читинская и Забайкальская епархия, выделенная из Иркутской и Читинской. В марте 1994 г. по указу Преосвященного Вадима (Лазебного), епископа Иркутского и Читинского, было образовано Бурятское Благочиние в рамках Республики Бурятия. На 9 августа 2000 г. прошли перерегистрацию 44 православные общины 3. Со стороны государства оказана помощь в реставрации Успенской и Воскресенской церквей в г. Кяхта, Свято-Троицкой церкви в г. Улан-Удэ, Спасо-Преображенской церкви в с. Баргузин, Христо-Рождественской церкви в с. Читкан, Благовещенской церкви в с. Байкале-Кудара, Спасской церкви в с. Турунтаево.

Древлеправославие (старообрядчество) , как особое направление в христианстве, оформилось после церковной реформы патриарха Никона в XVII в. В 1971 г. Поместный собор Русской Православной Церкви снял обвинения со старообрядцев и подтвердил святость их веры и книг 4. Носителями идей этой религии являются семейские (потомки старообрядцев, сосланных в Забайкалье в конце XVIII в.). В период с 1 января по 1 января 1998 г, на территории Бурятии было зарегистрировано 9 старообрядческих религиозных организаций. На 9 августа 2000 г. прошли перерегистрацию 4 древлеправославных прихода, входящие в структуру Древлеправославной Архиепископии Новозыбковской, Московской и Всея Руси (резиденция в г. Новозыбково): приход в честь Христова Николы в с. Тарбагатай, приход в честь рождества Христова в г. Улан-Удэ, приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Бичура; религиозная организация "Хасуртайская старообрядческая община" (самостоятельная); Верхнеудин-ская старообрядческая община, входящая в структуру Русской Православной старообрядческой церкви 5.

Байкальский регион не остался не замеченным представителями новых религиозных культов, движений и организаций.

Вера Евангельская (пятидесятники). В Бурятии в период с 1 января 1991 г. по 1 января 1998 г. было зарегистрировано 23 религиозные организации. Из них на 9 августа 2000 г. прошли перерегистрацию 13. В структуру Российского объединенного Союза церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) вошли 6 христианских церквей, первоначально зарегистрированных как самостоятельные организации христианского вероисповедания: Церковь евангельских христиан "Любовь Христа" (п. Баргузин); Церковь евангельских христиан (п. Усть-Баргузин); Христианская церковь "Свет мира" (г. Улан-Удэ); религиозная община "Полное Евангелие" (г. Улан-Удэ); поместная христианская церковь "Слово жизни" (г. Улан-Удэ); евангельско-христианская церковь "Благая весть" (с. Горхон). Зарегистрировано 10 вновь созданных организаций, входящих в Российский Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской (пятидесятников): церковь "Возрождение" (г. Кяхта), церковь "Спасение" (п. Горхон), церковь "Святой троицы" (г. Нижнеангарск), церковь "Спасение во Христе" (г. Северобайкальск), церковь "Еммануил" (г. Гусиноо-зерск), церковь "Добрая весть" (г. Улан-Удэ); учреждение профессионального религиозного образования "Байкальская библейская школа" (п. Усть-Баргузин), церковь "Благодать" (п. Селен-гинск), церковь "Благая весть" (п. Новоильинск), церковь"Виф-леем" (с. Оймур), входящие в Союз церквей Христиан Веры евангельской пятидесятников Бурятии 6.

Евангельские христиане-баптисты. Из 4 зарегистрированных религиозных организаций до 1 января 1998 г. перерегистрацию прошли 2 организации - церковь евангельских христиан-баптистов "Благовестие" (г. Улан-Удэ) и церковь евангельских христиан-баптистов (п. Усть-Баргузин). 24декабря 1999 г. прошла пере-гистрацию только церковь Евангельских христиан-баптистов "Примирение" в г. Закаменске 7.

Евангелическое христианство. 28 декабря 1999 г. зарегистрирована Христианская Евангелическая церковь господа Иисуса Христа (с. Петропавловка) 8.

Пресвитерианство. Христианская пресвитерианская церковь (г. Улан-Удэ) входит в Союз Христианских Пресвитерианских Церквей Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) 9.

Апостольская православная вера. В Бурятии в периоде 1 янва ря 1991 г. по 1 января 1998 г. было зарегистрировано 6 религиозных организаций. Из них прошли перерегистрацию в 1999 г. 3 апостольские православные общины, расположенные в г. Севе-робайкальске и п. Новый Уоян Северобайкальского района, в п. Таксимо Муйского района республики. На 9 августа 2000 г. прошла регистрацию только Новоапостольская община (г. Улан-Удэ), входящая в структуру Дальневосточного регионального управленческого центра Новоапостольской церкви 10.

Официальную регистрацию община Веры бахаи прошла в январе 1993 г. (первая регистрация была в 1990 г.). 28 декабря 1999 г. в Бурятии прошла перерегистрацию "Община последователей веры Бахай" в г. Улан-Удэ, входящая в структуру централизованной организации "Община последователей Веры Бахай в России" 11. Община интернациональна по своему составу, значител ь-ная часть которого имеет высшее или незаконченное высшее образование.

Вайшнавизм (Сознание Кришны). В России оно возникло в 1971 г., но официально было зарегистрировано 17 мая 1988г. На территории Бурятии общество прошло регистрацию в январе 1992 г. как Бурятский проповеднический центр "Харе Кришна" и Республиканское благотворительное общество "Пища жизни". На 9 августа 2000 г. зарегистрирована одна организация, входящая в "Центр обществ сознания Кришны в России" - Улан-Удэн-ское общество сознания Кришны 12.

Свидетели Иеговы. Религиозная организация "Свидетели Иеговы" входит в структуру "Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России" (г. Гусиноозерск) 13.

Иудаизм. Местная религиозная организация "Еврейская община" входит в структуру централизованной организации Хасидов Ха Бад "Федерация еврейских общин России".

Католицизм. Местная религиозная организация "Приход Святейшего Сердца Иисуса Христа" входит в структуру Римско-Католической администратуры в Новосибирске католиков латинского обряда Азиатской части РФ 14. Группа выходцев из Польши и Германии (общество польской культуры и центр немецкой культуры) отождествляют католицизм со своей национальной культурой.

Мусульманство. Осенью 1998 г. в г. Улан-Удэ состоялась закладка первого камня в фундамент мусульманской мечети. Но Председатель Высшего координационного центра духовных управлений мусульман России шейх Н. Аширов выступил с обви-нением в адрес организаторов строительства мечети в желании создать "осиное гнездо" ваххабизма в Сибири. Местные религиозные организации входят в структуру Духовного управления мусульман России (г. Гусиноозерск, п. Старый Онохой) 15.

Мормоны. Местная организация "Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней" входит в структуру религиозной ассоциации Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны), расположенной в г. Солт-Лейк-Сити, штат Юта (США).

Примечания:

  1. Базаров Б.Д. Таинства и практика шаманизма. Кн. 1. Улан-Удэ: Буряад унэн, 1999. С. 42.
  2. Сведения о религиозных объединениях, прошедших перерегистрацию в Министерстве юстиции Республики Бурятия по состоянию на 9 августа 2000 г. // Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX век. Сб. документов. Улан-Удэ, 2001. С. 249-250.
  3. Там же. С. 250-253.
  4. Бураева О.В. Взгляды А.П. Щапова на внутреннее развитие старообрядческой общины в XVII- первой половине XVIII в. // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи. Улан-Удэ, 2001. С. 22.
  5. Сведения о религиозных объединениях... С. 253-254.
  6. Там же. -С. 254-255.
  7. Там же. - С. 255.
  8. Там же.
  9. Там же.-С. 256.
  10. Там же.
  11. Там же.
  12. Там же.
  13. Там же.
  14. Там же. - С. 255.
  15. Там же.- С. 254.