Куклина В.В.
Институт географии СО РАН г. Иркутск

АДАПТАЦИЯ БУРЯТСКОЙ ОБЩИНЫ К СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ПРИМЕРЕ СЁЛ НУКУТСКОГО РАЙОНА

Нукутский район расположен на северо-западе Усть-Ордынского бурятского автономного округа. На северз он граничит с Зиминским и Балаганским районами, на западе - с Заларинс-ким, на юге - с Аларским. Восточную границу образует река Ангара. Наиболее близкие к району соседи на том берегу Ангары - это Осинский и Боханский районы. В среднем расстояние от района до Иркутска составляет около 200 км. Процессы, происходящие здесь, пожалуй, можно отметить и в других сёлах округа и области. В данном случае нас интересуют изменения, произошедшие в 90-х гг.

К началу 1990-х гг. роль традиций в жизни бурятских общин в сёлах Нукутского района, пожалуй, ненамного превышала присущую вообще сельским жителям. Перестройка, переход к рыночным отношениям, множество перемен, сопряжённых с ним, тяжело воспринимается не только пожилыми людьми. Участились кражи, обычными явлениями становятся алкоголизм и безработица. Если раньше можно было попросить какие-то продукты у соседей, ничего не давая взамен, то сейчас легко эти продукты продают по цене, чуть ниже рыночной. Хотя, в зависимости от близости отношений, встречается и то, что всё так же безвозмездно дают молоко, особенно семьям с маленькими детьми. Люди не знают, что можно ожидать от завтрашнего дня, помогают нуждающимся сегодня, так как могут оказаться на их месте завтра. Никто не застрахован от падежа скота или каких-нибудь иных несчастий.

Наиболее удобной формой приспособления к действительности оказывается возврат к традиционным отношениям. Так, например, большие затраты во время свадеб и похорон или иных крупных семейных мероприятий трудно осилить одной семье, поэтому обязательно должны помогать родственники и друзья. Также намного выгоднее нескольким семьям, объединившись, вывозить мясо на рынок - высокие расходы на бензин не окупаются, если вывозят на продажу одну тушу. Приспосабливаясь к рыночным условиям, сельские жители выращивают скот на продажу, увеличивают огороды, собирают ягоды и грибы, занимаются охотой, стремясь к наиболее полному самообеспечению.

В современной социально-экономической ситуации, жители села больше начинают обращаться к традиционным обычаям и обрядам. Так, в село Куйта в 2001 г. приезжала одна известная шаманка. В честь её приезда устраивались вечера, многие её приглашали в гости. Один вечер организовывали общую встречу с ней, которая длилась с обеда до поздней ночи. Шаманка рассказывала об обрядах и обычаях, правилах проведения отдельных обрядов и ритуалов. На встречу пришли не только старики, но и представители молодёжи. Задавалось множество вопросов о том, как правильно совершать тот или иной ритуал - многие из современных стариков уже не знают о них, так как они родились в советский период. Интересно, что при опросе стариков села Ей многие из тех, кому уже за 70 лет, называли себя молодыми и говорили о том, что все старые уже умерли. Под этим подразумевалось их незнание своей родословной, традиций, которые традиционно связывались с молодёжью. Таким образом, старики прошлого для них - как некий идеальный образец, которому они уже не могут соответствовать.

Желание соблюдать традиционные обряды и ритуалы сочетается с нежеланием возвращения ктрадиционному образу жизни. Жители села Куйта против обучения в школе по бурятской национальной программе, так как в таком случае детям было бы труднее продолжить образование в различных вузах, бурятский язык преподаётся в часы факультативных занятий.

В современных условиях очень важным оказывается ощущение преемственности поколений, которое придавало бы человеку осмысленность его существования. Отсюда, наверное, преувеличенная забота о детях, которым посвящают свою жизнь взрослые. Например, в селе Ей не осуждают матерей-одиночек, так как на передний план выходит забота о детях. Родители стараются дать детям образование, готовы оплачивать платное высшее образование, для этого они содержат большие домашние хозяйства. Другой вопрос, что многим детям трудно оторваться от привычного окружения, часто они возвращаются, недоучившись, даже если нет трудностей с учёбой.

Ещё одной опорой для людей, пожалуй, служит сама родная земля. Буряты, происходящие родом из изучаемых сёл Куйта и Ей, часто приезжают на родину специально для того, чтобы поклониться духам своих предков к местам, где когда-то находился их дом, хотя порой они раньше никогда там не были. Возможно, таким образом они стараются поддерживать связь с предыдущими поколениями, которые являлись бы для них некими ориентирами в постоянно изменяющемся мире.