Замула И. Ю
Институт монголоведения,
буддологии и тибетологии СО РАН

НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УЛАН-УДЭ - СТОЛИЦЫ БУРЯТИИ)

Система местного самоуправления в Республике Бурятия представлена 23 муниципальными образованиями на уровне районов и городов Улан-Удэ и Северобайкальска, а также 255 сомонными и поселковыми администрациями.

Местное самоуправление в Улан-Удэ развивалось и развивается как целостное явление в соответствии с общероссийскими тенденциями. Уровень и интенсивность этого развития определяются рядом географических, экономических факторов. Сочетание разумных интересов общества и каждого гражданина, налаживание контакта между властью и горожанами позволяет городу Улан-Удэ избегать заметных социальных стрессов, обострения политической и общественной ситуации, межэтнических, национальных отношений. В этом заключается главная задача городских властей.

Основные проблемы, с которыми сталкивается сегодня местное самоуправление в Бурятии и в целом по России, связаны с кризисным состоянием общества. Речь идет о трудностях формирования всех составляющих экономической базы местного самоуправления. Бюджетный дефицит, характерный для всех уровней территориального управления, особо затрагивает местное самоуправление. Перекладывание на места бремени социальных расходов без соответствующего перераспределения финансовых ресурсов государства снижает финансовые возможности местного самоуправления.

Среди совокупности условий и факторов, определяющих эффективную деятельность местного самоуправления, ведущее место отводится социальным ресурсам. Они составляют ядро развития и жизненности местного самоуправления. Именно через органы местного самоуправления в значительной мере осуществляются социальные гарантии, закрепленные в Конституции России. Из местных бюджетов финансируются почти на 100% расходы на образование, на 85% - здравоохранение, на 60% - содержание детских садов, коммунальные услуги и жилье 1.

Муниципальная социальная сфера города Улан-Удэ - это 190 образовательных учреждений, 24 лечебных учреждения, 16 аптек, 7 из которых - социальные, 49 учреждений культуры, в том числе детских школ искусств и детская художественная школа.

При формировании социальной бюджетной политики города используются различные информационные ресурсы, учитывающие количество льготников, виды льгот, малообеспеченные категории населения, инвалидов и т. д. При этом, анализ бюджета за 1998-2000 гг. городов Иркутска, Читы и Улан-Удэ свидетельствует о том, что при росте доли бюджетных ассигнований на социальную сферу в г.Улан-Удэ с 33 до 40,85%, этот показатель ниже, чем в г.Иркутске (49%) и г.Чите (51%). При непрерывном росте финансирования образования в г. Улан-Удэ, этот показатель тоже несколько ниже, чем у соседей, в Иркутске - 23%, в Чите -28% 2.

Общая численность работающих в образовании в г.Улан-Удэ -13 350 чел, обучающихся - 70 тыс. Первоочередными задачами развития муниципального управления образованием является формирование его целостной системы, построение рациональной школьной сети, совершенствование качества образования. 72% выпускников школ 2001 учебного года поступили в высшие учебные заведения, 317 учащихся окончили школы с медалями. Эти результаты обусловлены внедрением и развитием инновационной деятельности в системе образования города. Актуальным для городских властей продолжает оставаться вопрос по недопущению отсева из школ детей до 15 лет, выявление и возвращение в школы необучающихся детей. Печальным остается факт, что только 10% городских школ имеют компьютерные классы, с уже морально устаревшим оборудованием. Школы, расположенные на окраинах города находятся в плачевном состоянии.

С ростом экономики и улучшением благосостояния населения все актуальнее становится проблема нехватки детских садов, брошенных не так давно на произвол судьбы, численность которых была резко сокращена в 90-е годы. В 1990 г. город располагал 140 детскими дошкольными заведениями, сегодня их - 62 и 14 ведомственных. На начало 2002 г. число горожан, желающих получить место в детском саду перешло за 2 тысячи человек.

По инициативе городского Совета депутатов и администрации города 2001 год был объявлен Годом молодежи. К нему проявили интерес российские и международные средства массовой информации, но многие проблемы молодежной политики были только обозначены и требуют дальнейшей целенаправленной работы. Для оказания содействия в реализации проектов по духовному оздоровлению детей и подростков, по созданию условий и гарантий для самореализации детей, по укреплению семьи администрацией города объявлен конкурс на соискание гранта "Будущее созидается сегодня". Разработана и начата реализация целевой программы "Молодежь г.Улан-Удэ в XXI век", рассчитанной на 2002-2005 гг.

2002 год по инициативе городского консультативного Совета женщин объявлен в городе Годом ребенка, что позволяет надеяться на разрешение острейших проблем безнадзорности детей, которых выявлено более трехсот человек. В Улан-Удэ нет городского приюта, а республиканский социально - реабилитационный центр всегда переполнен. Потребность в открытии приюта давно назрела. Несмотря на ряд принятых законов, регулирующих становление института приемной семьи и первые шаги в этом направлении, необходимы разработка и принятие дополнительных нормативно - правовых актов по предотвращению социального сиротства; законов, регулирующих вопросы охраны прав детства.

Приоритетной статьей расходов городского бюджета в 2002 г. в области культуры определено улучшение материальной базы учреждений культуры.

Защиту здоровья населения города обеспечивают 5 536 медицинских работников. В городских органах социальной защиты на учете состоят 79 930 пенсионеров.

Новым направлением социальной деятельности городского самоуправления является создание модельных территорий с целью объединения усилий, возможностей различных ведомств,организаций, учебных заведений, комиссий по делам несовершеннолетних на решение социальных проблем с учетом специфики микрорайонов. Улучшение инфраструктуры отдаленных от центра города поселков и решение их острых социально-экономических проблем - одна из стратегических задач мэрии на 2002 г.

Потенциал местного самоуправления используется при решении важнейших задач в области образования, культуры и социального обеспечения. Следует учесть, что город обладает достаточно высоким для роста экономики социально-трудовым потенциалом. Рынок труда охватывает практически все специальности, необходимые для промышленности. Достаточно высок уровень образования в городе. 15% населения имеют высшее образование, 2,5% - незаконченное высшее, 17,1% - среднее специальное образование. Такой уровень образования и квалификации населения в трудовом возрасте является одним из главных факторов, определяющих возможности роста экономики.

Важным инструментом реализации программ социально-экономического развития города являются муниципальные финансы, которые формируются из государственных средств, передаваемых в местный бюджет из республиканского бюджета; собственных средств муниципального образования и заемных средств или муниципального кредита.

Соотношение этих трех основных источников городских финансов определяет самостоятельность местного самоуправления, поскольку преимущество в структуре финансов первой и третьей группы рождает зависимость от государства или кредитных учреждений, ограничивая тем самым целевое направление средств на нужды населения муниципального образования. К сожалению, в настоящее время наблюдается процесс сужения налоговой базы населения муниципального образования, что уменьшает самостоятельность местного самоуправления 3.

Возрождение местного самоуправления как важнейшего института демократии является актуальной проблемой современного развития России, т.к. в сегодняшних условиях необходимо создать инициативную, предприимчивую нацию, обеспечив тем самым высокие социальные стандарты общества.

Примечания:

  1. Дугин Е.Я Социальные ресурсы местного самоуправления //Законодательное регулирование деятельности органов местного самоуправления: опыт, проблемы, перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦСО РАН, 2001. С.25.
  2. Цыбенова Н.Е.Медведева Н.А К вопросу о применении информационных технологий в службе социальной защиты //Социальная защита: история и современность Материалы научно-практической конференции (Улан-Удэ, 2001 г.) - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2001. С.41-42.
  3. Айдаев Г.А. .Финансово-экономические основы местного самоуправления (на примере г.Улан-Удэ) // Законодательное регулирование ... С.45-46.