Арбатская М.Н.
Администрация Иркутской области

ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ КОДИРОВАНИЕ РЕГИОНА И МАРКИРОВКА ЕГО МЕСТА В ГЕОХРОНОПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Как правило, политическая наука абстрагируется от проблем, связанных с воздействием ресурсных и пространственно-географических факторов на эволюцию политических процессов. В рамках политической географии такое обращение уместно и выполнимо. При этом терминология геополитического кодирования используется при изучении политических систем в рамках геоэкономического направления научного анализа, главным образом определяющим политическое через систему организации и мобилизации ресурсов для достижения цели. В данной статье пойдет речь об определении геополитического кода региона, ограниченного рамками двух смежных субъектов РФ: Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, его (кода) трансформации, происходящей в настоящее время, и оценке доминантного направления движения трансформы.

Долгое время считалось, что географические факторы какой-либо территории присутствуют в ее характеристике как нечто постоянное и неизменное. Действительно, физико-географический фон - наиболее консервативно меняющаяся во времени характеристика. Однако, как показывает история освоения территории Сибири хотя бы в советский период, происходят изменения, кардинально меняющие географический ландшафт и даже климат. Применительно к территории Иркутской области речь идет о строительстве трех мощных гидроэлектростанций ангарского каскада, а также открытии богатейших запасов золота и углеводородного сырья. Все это кардинально поменяло традиционный облик территории и внесло существенные коррективы в геополитическое представление о регионе. Кроме того, постоянно изменяется и "политико-географическое наполнение пространства" 1. Таким образом, то, что было введено в научный оборот геополитики времен холодной войны (А. Джордж, Д. Гэддис, Д.Эгнью, С. Корбридж,) как операциональный, стратегический код, а в конце 80-х - начале 90-х годовXX века П. Тэйлором как геополитический код, трансформируется на протяжении времени. Геополитический код применительно к стране в целом подразумевается каксущностные характеристики и "географические особенности её внешней политики" 2. Применительно к региону термин трактуется на более низком, локальном понятийном уровне, и определяется географическим, экономическим, идеологическим, историке-культурным и другими факторами, определяющими картину мира и способы взаимодействия с ним данной территории. С учетом перечисленного выше горизонтального набора становится понятен вертикальный принцип построения геополитического кода: отбор стратегически важных территорий и их соответствующее ранжирование. Принимая во внимание сверхбольшую территорию нашей страны, множество составляющих её субъектов, и перенося это на региональный уровень Иркутской области, отмечаются факторы, в совокупности позволяющие отнести данный субъект РФ к стратегически важным, и, одновременно, сопряженным с геополитическим риском регионам 3. Факторами риска при этом определены:

- уникальное приграничное (на стыке российской, китайской и монгольской культур) географическое положение,

- структура природно-ресурсного потенциала, включающая стратегические запасы планетарного уровня некоторых видов ресурсов человеческого жизнеобеспечения, как, например, пресной воды и углеводородного сырья;

- национальный состав населения с исторически сложившейся дихотомией "пришлые-аборигены", потенциально готовый (при определенных обстоятельствах) к развитию массовых национал-сепаратистских настроений.

Толкотт Парсонс использовал важное понятие, которое необходимо учитывать при изучении политической характеристики и геополитического кода региона - субъекта РФ. Речь идет о системе мобилизации ресурсов как о специфическом механизме, опосредующем "...влияние ... природных и культурных факторов на функционирование политических систем" 4. Ряд факторов, а именно:

- действие на региональном уровне "глобального" процесса мобилизации материальных ресурсов,

- особенности видовой структуры ресурсов региона,

- возможности местной банковской системы как инструмента мобилизации финансовых ресурсов населения и хозяйствующих субъектов,

- классификацию городов и районов в системе перераспределения бюджетных ресурсов (ось "доноры - реципиенты"), необходимо обязательно учитывать в ряду других системообразую-щих факторов, покуда "...современная практика мирового развития заставляет рассматривать политику и экономику не изолированно, а в их теснейшем взаимодействии как между собой, так и с характеристиками географической среды" 5.

Системообразующими в этом контексте являются: географический, демографический, административный, историко-психо-логический, миграционный, конфессиональный, национальный, электоральный и экономический факторы.

Резюмируя сказанное, можно отметить, что концепт регионального геополитического кода - это интегральный образ, включающий в себя географическое положение региона, структуру его ресурсов и факторы, характеризующие систему их мобилизации на основе особенностей регионального этоса, или образ, место района в геополитической системе.

Кроме того, "...значимыми элементами глобальной системы являются не только "большие пространства", но и небольшие территории, играющие роль геополитических ключей, зон разломов, межнациональных конфликтов и пр." 6. Как Иркутская область имеет свой геополитический код и является одним из ключей России, так и на территории области имеются свои локальные геополитические "ключи" - территории, на которых активно или латентно (потенциально) действуют один либо несколько перечисленных выше факторов геополитического риска, то есть наиболее чувствительное, слабое звено системы, своеобразный геополитический "фитиль", посредством которого можно "взорвать" ситуацию в регионе в целом.

Таким образом, геополитический код и ключ "маркируют" регион как в общем электоральном и геополитическом пространстве страны, так и пространстве северо-западной части АТР, простейшими элементами которых являются Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.

При рассмотрении триады президентских выборов с точки зрения территориального выражения предпочтений населения, отданных победителю выборов, а также социальной динамики территорий "политического центра" (с наибольшим удельным весом голосов, отданных победителю выборов) отмечается, что при смене Президентов произошло перемещение такого символического "центра". При Ельцине он находился в областном административном центре и двух близлежащих промышленных городах, в зоне достаточной материальной обеспеченности основной массы населения. При ныне действующем Президенте-пе-реместился в сельскую зону с невысокой плотностью и дихотомическим (русские-буряты) национальным составом населения -Ольхонский район, электоральная активность населения которого по меркам Иркутской области велика и почти по всему ряду электоральных событий достигает областного максимума. Практически такая же электоральная картина наблюдается и в соседнем, Баяндаевском районе автономного округа. Сходство их социального положения также велико. Идентичность электорального поведения вышеназванных районов, имеющих почти симметричную структуру национального состава, свидетельствует о том, что искусственность произведенного несколько десятковлет назад разделения территории традиционного расселения бурят на различные административные единицы, относящиеся в настоящее время даже к разным субъектам федерации, заметно ощутима и сейчас. Описанные выше сюжеты укладываются в общую схему того, что общность и глубину этнических корней и культурных традиций местного населения не могла сколько-нибудь заметно изменить административная сетка, по политическим мотивам нанесенная в советский период на ареал расселения аборигенов Сибири.

В целом на территории, которая в настоящее время является основным местом проживания бурят (Баяндаевский, Нукутский, Осинский, Эх.-Булагатский и Ольхонский районы), выделяется своеобразная политическая культура, отличающаяся от культуры других поселений области и автономии без дихотомии "русские-буряты" высокой электоральной активностью и формальной лояльностью существующей власти, выраженным аграрным направлением голосования, при очень невысоком уровне жизни местного населения.

Подробный анализ трансформации содержательных факторов регионального геополитического кода на общеобластном уровне, с привлечением информации об объемах продовольственной гуманитарной помощи, сведений о влиянии процесса глобализации на региональный экономический уровень, теневой миграции, мультиконфессиональной деятельности в регионе, характеристика банковской системы и др. зафиксировал:

доминантные социетальные процессы, закрепляющие функционирование новых социохозяйственных структур,

трансформацию геополитического кода региона в сторону усиления дестабилизирующей группы факторов в составе: географического, демографического, этно-миграционного, конфессионального, ресурсного - финансового, трудового, сырьевого; институционально-экономического как способствующего оттоку ресурсов в силу того, что центры вертикальной интеграции находятся вне региона.

Список использованной литературы:

  1. Туровский Р. Политическая география. Москва-Смоленск, 1999. С.55.
  2. Там же. С. 66.
  3. Туровский Р. Основы и перспективы региональных политических исследований. // Полис, 2001, № 1.С. 140,143.
  4. Цит. по: Лапкин В., Пантин В. Геоэкономическая политика: предмет и понятия. // Полис, 1999, № 4. С.55.
  5. Там же. С. 43.
  6. Туровский Р. Политическая география...С.62.