ЗатеевВ.И.
Бурятский государственный университет

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ

Сегодня в этнонациональных структурах многих (особенно полиэтничных) государств мира заметное место занимают национальные (этнические) меньшинства. Их возникновение -объективный процесс, связанный со сложным взаимодействием и трансформацией государств, изменениями их границ, миграциями, насильственными переселениями населения и т.д., когда вне пределов своего отечества (в "чужом" государстве - в инонациональном окружении) оказываются более или менее значительные части народов, оторвавшиеся от основного этноса (нации). Исторически меньшинства (религиозные, языковые, этнические и т. д.) известны со времен античности и средневековья. Однако как социальная, глобальная по масштабам проблема - существование национальных меньшинств становится в истекшем столетии, особенно после первой и второй мировых войн. Последние существенно изменили конфигурацию политической карты мира, в результате чего многие народы оказались территориально разобщенными между разными государствами. Конечно, возникновение большого количества национальных меньшинств, кроме войн, было обусловлено и многими другими факторами (распадом колониальной системы, развитием революционного процесса, миграциями, распадом государств и т.д.)

Проблема национальных меньшинств имеет глобальное значение не только по масштабам, но и по своей природе, отличается особой сложностью, социальной остротой, международным характером. Ее социальные корни лежат, главным образом, в несовершенстве организации, отсутствии подлинного единства современного общества, расколотого на противостоящие друг другу "части" (капитализм - социализм, "золотой миллиард" - остальные, "запад" - "восток" и т.д.)

Существо проблемы национальных меньшинств заключается не в численности последних, не в их этнической специфике, а главным образом в особенностях их статусного положения в государствах проживания, прежде всего в политической, культурной, языковой дискриминации, которой они подвергаются во многих государствах.

Общеизвестно, что в значительной части стран мира этнические и национальные меньшинства не обладают на территории государства проживания всей полнотой политических и гражданских прав, являются дискриминируемыми по культурным, религиозным и языковым основаниями. Как правило, такие группы ущемляются при трудоустройстве, в выборах и т.д. Например, в странах Балтии лишение русскоязычного населения основных прав человека закреплено законодательно. Так в Эстонии 1/3 населения (русскоязычных) не принимают участия в выборах; в парламенте республики нет ни одного русского.

После второй мировой войны проблема национальных меньшинств исключительно актуализировалась во всех странах, в том числе после распада СССР в постсоветской России. Большое внимание данной проблеме начали уделять международные организации (ООН, СБСЕ и т.д.), а также национальные государственные учреждения (в России - Госдума, Правительство, Президент). Под эгидой ООН и СБСЕ стали работать группы научных экспертов по изучению состояния проблемы нацменьшинств в различных странах, подготовке документов для международного осуществления мер по защите прав национальных меньшинств (принят ряд важных на этот счет документов).

Сложность и острота проблемы национальных меньшинств, потребности ее практического решения уже давно обусловили необходимость разработки теоретических вопросов данной проблемы, прежде всего адекватного определения самого феномена "национальные меньшинства". Выяснением сущности данного явления уже в начале века стали заниматься западная социология, политология и некоторые другие общественные науки. Отечественные (главным образом советские) исследователи включились в эту работу несколько позднее с марксистских позиций (руководствуясь, прежде всего, идеями В. И.Ленина и партийными документами 20-х годов).

Не касаясь конкретных этапов и деталей теоретической разработки данной проблемы, отметим лишь основные пункты, к которым пришли отечественные ученые разных идеологических и методологических ориентации. При этом необходимо учитывать и существующие разночтения в рассмотрении проблемы. Так, одни авторы понимают под национальными меньшинствами части населения государств, численно значительно меньше по сравнению с основным, коренным населением, другие - малые народы (этнические группы), оставшиеся на этапе родопле-менной организации, традиционного уклада, третьи - любую часть нации (народности, иной этнической общности), проживающую среди инонационального населения. Высказывались и иные толкования.

Ныне практически общепризнано, национальные меньшинства не всегда маленькие группы инонационального населения; иногда их численность может составлять сотни тысяч и даже несколько миллионов человек (например, евреи, греки, немцы, болгары, корейцы и д.р. в разных странах мира). Категорию "национальные меньшинства" не следует отождествлять с понятиями "малые народности", "этнические группы", которые являются автохромными наследниками данного государства (например, эвенки, чукчи, нанайцы и др. в РФ, индейцы - в США и т.д.). Национальными меньшинствами не являются и народы, которые составляют меньшинство в республиках, где они являются титульными, государствообразующими народами (буряты, якуты, карелы, башкиры и д.р. в соответствующих республиках РФ). В итоге можно предложить следующее определение национальных меньшинств. Это - части народов, проживающие в инонациональной среде за пределами своих национально-государственных образований (если таковые есть) и не имеющие своей этнической территории, но продолжающие сохранять национально-самобытную культуру - язык, традиции, обычаи и другие этнические особенности этого народа.

В существующей литературе разными авторами даются различные определения нацменьшинств. Неоднозначные определения данного понятия содержатся и в ряде соответствующих документах ООН, СБСЕ и других международных организаций. Не касаясь их конкретного содержания, отметим лишь то, что, по нашему мнению, специалистами ООН за все годы ее существования так и не было создано общепринятого официального определения национального меньшинства, зато употребляются различные неофициальные определении данного понятия (например, определение Ф. Капоторта). Заметим, что в документах СБСЕ (1991 г.), по нашему мнению, проявился более (хотя и не во всем), обоснованный подход к выработке данного понятия. И, тем не менее, предложенное экспертами СБСЕ определение нацменьшинств не согласуется ни с фактами, ни с соответствующими разработками советско-российских исследователей. Согласно определению, выработанному Женевским совещанием экспертов СБСЕ (1991), в Российской Федерации все этносы, кроме русских, будут считаться национальными меньшинствами. Это совершенно неверно, если учесть вышеназванные критерии нацменьшинств.

Сибирь, в частности Бурятия, представляют собой полиэтнич-ные регионы, где в национально-этнической структуре имеется немало национальный меньшинств. Это - части различных этносов (за исключением "коренных" народов; в Бурятии - бурят, русских, эвенков), которые в основной массе живут в своих национально-государственных образованиях. В условиях Республики Бурятия их можно разбить на три группы:

  1. выходцы из "дальнего" зарубежья (немцы, поляки, корейцы и д.р.);
  2. выходцы из "ближнего" зарубежья (украинцы, белорусы и др.);
  3. выходцы из других республик РФ (татары, якуты, мордва, тувинцы и др.)

Литература:

  1. Документы ООН по теориям нацменьшинств (сборник). - Л., 1993.
  2. Жамбаев Б. Ш., Затеев В.И. Проблема национальных меньшинств: теория и практика. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000 г.
  3. Калинина К.В. Национальные меньшинства в России. - М.,1993.
  4. Кузнецов А.И. Малые народы и национальные меньшинства (к постановке проблемы) // Расы и народы. - М., 1984.
  5. Малиновский А. Национальные меньшинства: теория и практика.//Коммунист, 1990, №10.
  6. Полтенкова Л.Ф. Интернационализм в действии. - М., Мысль, 1988.
  7. Чаба Т. Современные проблемы защиты прав меньшинств в их международном аспекте (ротапринт). - М., 1994.