С.В.Бобышев
Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В 20-Е ГГ.

Революционные потрясения в 1917 г. и гражданская война поставили народы Севера на грань выживания. Сложившиеся, хотя и незначительно, хозяйственные связи коренных жителей со скупщиками пушнины и частными предпринимателями были прерваны. Оказавшись без какой-либо поддержки, предоставленные сами себе хозяйства "туземцев" с трудом сохраняли свою жизнедеятельность.

Советское правительство принимало ряд мер по оказанию помощи малочисленным народам. Созданный в 1922 г. при Наркомнаце Полярный подотдел, должен был заниматься вопросами улучшения жизни аборигенов. Однако он состоял всего из двух ученых и одного делопроизводителя и не располагал достаточной материальной базой. В целом, мероприятия государства по оказанию помощи коренному населению в условиях чрезвычайно тяжелого положения страны, при почти полном отсутствии налаженных торговых и хозяйственных контактов, транспорта, связи и нехватки финансовых средств носили бессистемный разовый характер и не могли оказать заметного влияния на их хозяйство и быт.

К середине 20-х годов перед правительством встала необходимость организации системной, целенаправленной политики. Это нашло свое выражение в формировании соответствующих центральных и местных государственных структур, а именно - Комитета Севера при Президиуме ВЦИК (1924 г.) и региональных органов в Сибири и на Дальнем Востоке (1924-1925 гг.).

Основной задачей комитетов содействия в начальный период стало укрепление хозяйства малочисленных народов. Одним из важнейших рычагов воздействия на население стала налоговая политика. Целенаправленная деятельность комитетов Севера в этом направлении привела к принятию правительством СССР в октябре 1925 г. решения о частичном освобождении северных народов от налогов, дополненном в марте 1928 г. постановлением

"О налоговых льготах племенам, населяющим северные окраины Союза ССР". С началом индустриализации Президиум ВЦИК РСФСР осенью 1930 г. отменил льготы для северных народов и ввел общесоюзный подоходный налог.

Традиционной формой экономической связи и одним из основных способов товарообмена на Севере являлось кредитование хозяйств аборигенов под будущие результаты промыслов. В первой половине 20-х гг. ведущие позиции в этой сфере принадлежали частным предпринимателям. С усилением деятельности правительства по освоению региона политика в отношении частной торговли стала ужесточаться. Местные комитеты Севера стали отводить кредитованию существенную роль, считая эту форму экономической связи важнейшим фактором политического и экономического влияния на коренное население. В сентябре 1925 г. правительство приняло постановление о регулировании торговли и защите малочисленных народов от эксплуатации частного капитала, по которому за деятельностью частных торговцев вводился контроль со стороны местных комитетов Севера и органов власти. Центральный Комитет Севера получил право представлять на утверждение правительства перечни районов, в которых запрещалась деятельность частных предпринимателей. На смену экономическим методам вытеснения частника пришли административные - запреты, конфискации, выселения. Кредитование и снабжение малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока перешло к государственным и кооперативным торговым организациям.

Однако неимущие семьи были не в состоянии рационально распорхчдиться кредитом. Попытки кредитопроводящих организаций, пытавшихся более выгодно использовать средства, наталкивались на давление партийных органов, которые, идеологизируя кредитную политику, настойчиво боролись за проведение классовой линии. Нередко кредитным организациям приходилось терпеть убытки. Жесткое ограничение рамок возвращения кредитов не позволяло рационально воспользоваться ими и делало их невыгодными для населения. При отсутствии должного контроля значительные суммы, отпускаемые для аборигенного населения, просто исчезали, никак не отражаясь в финансовых отчетах. В итоге, кредитование хозяйств аборигенов практически не дало результатов.

Значительная роль в укреплении хозяйства коренного населения отводилось кооперированию. Первые кооперативы часто имели интегральный характер - они объединяли следующие функции: потребительские, заготовительные и кредитные. В их задачи входило организация снабжения и сбыта продукции, содействие промыслу, обслуживание кредитом. Система интегральных кооперативов способствовала укреплению хозяйства тем, что концентрировала средства в одних руках и, таким образом, препятствовала их распылению. Деятельность интегральных кооперативов также вошла в сферу интересов и контроля местных комитетов Севера, Они решали такие задачи, как укрепление существующих кооперативов путем организации отделений, специальных экспедиций и развозного торга; открытие кооперативных курсов для аборигенов и проведения предварительной подготовки в школах; обеспечение сбыта населением продуктов своего промысла и производства; культурно - просветительная работа и т.п. Работа комитетов в этом направлении давала свои результаты, выразившиеся в ускорении кооперирования коренных народов Сибири и Дальнего Востока во второй половине 20-х гг. Если в 1928 г. на Дальнем Востоке насчитывалось 33 "туземных" кооперативов, то в 1929 г. - 45. Но количественные показатели не всегда отражали реальную картину. Так называемые "туземные" кооперативы не обладали достаточными основными капиталами и оборотными средствами, а их "вывеской" и льготами нередко пользовалось и некоренное население. В целом деятельность национальной кооперации не давала ожидаемых результатов.

Важным фактором экономического влияния правительства на малочисленные народы стала организация снабжения. В начале 20-х гг. значительную роль в снабжении национальных районов Сибири и Дальнего Востока играл частник, деятельность которого вызывала крайне негативную оценку со стороны советских и государственных органов власти. В ряде случаев она была обоснованной. По инициативе Комитетов Севера с середины 20-х гг. началось создание снабженческой системы в виде хлебозапасных магазинов. ХЗМ должны были снабжать население товарами первой необходимости, оказывать помощь при стихийных бедствиях и непромысловые годы, вести кредитную работу посредством выдачи возвратных ссуд маломощным хозяйствам.

Государственная политика, направленная на ликвидацию частной торговли, не привела к качественному улучшению снабжения малочисленных народов. Просчеты, допущенные в организации снабжения государственными торговыми организациями, не способствовали развитию хозяйства аборигенов. К тому же методы ведения дел кооперативными и государственными организациями не отличались от методов, на которых основывалась частная торговля. Хотя во второй половине 20-х гг. правительство предоставило определенные льготы торговым организациям, осуществляющим свою деятельность в северных районах, но проблемы, связанные со снабжением аборигенных народов остались. Типичная ситуация была констатирована на заседании Дальневосточного Комитета Севера весной 1932 г., где отмечалось, что хотя в 1931 г. план завоза в северные районы был выполнен на 110,7%, однако в снабжении имелись крупные недостатки: планы по снабжению значительно урезались, так как заявки с мест сокращались краевыми и центральными учреждениями и ведомствами; ассортимент завозимых товаров не соответствовал спросу и нуждам населения; цены на товары крайне завышались.

Вместе с тем, необходимо учесть и объективные препятствия организации снабжения: удаленность районов проживания малочисленных народов от промышленно развитых областей России, ограниченность транспортных средств, отсутствие связи, территориальная распыленность национальных меньшинств. Особенно сложно проходило снабжение Камчатки и Охотского побережья. Краткость навигации, невозможность регулярных заходов пароходов из-за льдов и штормов, трудность переброски в глубинные пункты из-за отсутствия инфраструктуры не позволило обеспечить стабильное снабжение региона ни в 20-е, ни в 30-е гг.

В 20-е гг. несмотря на противоречивый характер проводимых мероприятий, Комитеты Севера начали закладывать основы системы регулирования экономической и социальной сфер жизни малочисленных народов.