Гедвкло Г. В.
Администрация города Иркутска
Постановка проблемы в таком контексте неслучайна. Это позволяет сузить проблему межнациональных отношений, рассмотреть ее более детально. Опыт показывает, что этнические конфликты чаще всего произрастают из местных проблем, что через расширение прав, ресурсов и инициатив местных сообществ может решаться значительная часть проблем межнациональных отношений, а также задачи сохранения культурных традиций и многообразия (1, с. 11).
Национальные отношения в муниципальном образовании - это не только проблемы удовлетворения национально-культурных потребностей представителей разных этнических групп. Это система отношений, изначально противоречивых, конфликтных, формирующаяся из многих составляющих. Она может рассматриваться в разных аспектах - этнографическом, культурологическом, историческом, экономическом, социальном, общественном, политическом, международном.
Ситуация в Иркутске интересна для исследователей не только потому, что это город областного масштаба - столица Восточной Сибири. Пример Иркутска демонстрирует/представляет ситуацию в провинции, которая имеет принципиальное отличие от центральной (столичной). Значимость изучения проблемы на таком уровне очевидна.
Иркутск - город-реципиент. Через него проходят крупные миграционные потоки. Здесь также наиболее активная общественность (в том числе и национальная). Зачастую "иркутскими" примерами комментируют/ представляют ситуацию во всей области. Все это задает определенный тон в отношении властей города к проблеме межэтнического взаимодействия.
У автора имеется возможность посмотреть на проблему с нескольких точек зрения: как представителя одного из объектов исследования - работника администрации города, и как исследователя. Двухлетняя работа специалистом городской администрации по вопросам национальных отношений подвела ктому, чтобы поставить весьма актуальные на сегодня вопросы и попытаться на них ответить:
- в формировании диаспоры,
- во взаимоотношениях с властью.
- пребывание мигрантов (экономических, вынужденных) в городе, их обустройство на новых местах,
- регулирование рынка труда,
- расселение мигрантов, их жилищные условия,
- медицинское обеспечение мигрантов,
- обучение детей,
- межэтническая напряженность- как результат нерешенности или слабой организации всех вышеперечисленных проблем.
Поэтому справедливым будет вопрос: Как решать эти вопросы, какой нормативной базой пользоваться? И это при том, что национальная риторика (возможно по привычке) употребляется лишь в контексте проблем развития и сохранения национальных культур, удовлетворения национально-культурных потребностей.
Один из способов, признанный сегодня многими экспертами, как наиболее эффективный - диалог, попытка установить обратную связь.
Пока имеется единственная форма взаимодействия власти и национальной общественности - через создание национально-культурных обществ, автономий (НКО, НКА). Таких официальных объединений по национальному признаку на территории Иркутска действует 23. Все они создаются в соответствии с Законом "О национально-культурной автономии" и Концепцией национальной политики РФ, регулирующие деятельность Н КО, их взаимодействие с властью лишь в направлении развития и сохранения культуры. Это изначально и предопределяет основные темы диалога.
Во второй половине 90-х гг. обнаружились следующие тенденции: в деятельности (даже существовании) национально-культурных обществ нуждаются самые разные структуры, социальные группы/страты города. Интерес управлений культуры - это по определению - их прямая обязанность привлекать, находить подобного рода инициативы. Журналисты стали стремиться напрямую выходить на лидеров национальных общественных организаций за комментариями по поводу самых разных событий: от народного праздника, до вооруженных нападений на предпринимателей соответствующих национальностей. Активно с национально-культурными обществами стали общаться сотрудники МВД.
Таким образом, национально-культурное общество становится посредником между властью и обществом, представителями своей национальности. Здесь, однако, возникает вопрос - насколько верен такой подход - "отвечать за всех". Нередко можно услышать: "А почему они говорят и от моего имени тоже. Я в их организацию не вступал и их позиции не разделяю". Нередко в общественной организации возникают трения вокруг деятельности председателя (в определенный момент деятельности организации возникают представления, что председатель работает только на себя). Однако опыт показывает, что в ответственный момент, именно подобный институт становится тем связующим звеном, которое способствует консолидации представителей одной национальности, с помощью которого можно наладить обратную связь, так необходимую для бесконфликтного управления, который, наконец, влияет на формирование в среде своих участников отношение к власти.