Шманкевич Т.Ю., Шманкевич А.В.
Усольский городской молодежный социологический центр

ТАДЖИКИ В УСОЛЬЕ: ЕСТЬ ЛИ ОНИ В ГОРОДЕ?

На Круглом столе "Пути национального согласия" (05.11.1999) отмечалось, что в Иркутской области 1 находилось не менее 10 тыс. таджиков. В Иркутске было создано одно из первых в России тад-жикистанскихторговых представительств. Сформировалось национально-культурное общество для защиты интересов таджиков, развития национальной культуры.

Усолье-Сибирское от Иркутска отделяет менее ста километров. Но проблема таджиков здесь оборачивается совершенно иной стороной - таджики в городе есть, и их вроде как нет.

По мнению усольчан, таджики и узбеки не только потеснили китайцев на рынках, они всё чаще встречаются на городских улицах, активно организуют свой бизнес. Таджикские строители вносят свой колорит в облик возводимых ими зданий, постепенно преображая сам город. Таким образом, на взгляд стороннего наблюдателя, таджики в Усолье есть, и деятельность их весьма активна.

Но вот анализ официальных бумаг показал, что таджиков в Усолье нет. Паспорт города при характеристике населения вообще не учитывает показателя национальности. Из статьи мэра Усо-лье-Сибирского, написанной ко дню города, можно узнать, что из 104 тыс. населения города 91% - русские, 3,1% - украинцы, 2% - татары, 1,1% - белорусы, 0,8% - буряты, проживают также чуваши, немцы, мордва, поляки и евреи. О таджиках упоминания нет.

Первые официальные данные мы нашли в городском Паспортном столе, где на 04.09.2001 г. официально зарегистрировано 65 таджиков и 35 узбеков. При этом работники Паспортного стола отметили, что на самом деле их значительно больше. Доказательством тому служат рейды, которые проводят раз в 2 недели на рынках с целью выявления незарегистрированных. Торговцы предпочитают уплатить штраф в 50 рублей, нежели чем пройти регистрацию.

Ответ на вопрос "Почему?" попытались найти в экономическом отделе городской администрации. Начальник отдела выразился в том смысле, что таджики как бы растворяются в воздухе: в налоговой инспекции на учёте не состоят, официально нигде не регистрируются. Как пример, было показано письмо из миграционной службы, требующее подтвердить, что двое задержанных таджиков являются работниками частных предприятий. На запрос городских властей последние ответили отрицательно, не подтвердив факт работы таджиков, у которых, как оказалось, не было гражданства. В противном случае работодателям непременно грозили бы неприятности, связанные с нарушением визовой дисциплины. Более того, последующая затем официальная проверка одной из указанных фирм, известной в области как таджикская фирма, показала, что официально ни одного таджика там не работает.

То же самое можно сказать о таджиках- торговцах, которые за последнее время заметно потеснили китайцев. "Китайский" рынок, по сути, стал "таджикским", но официально это нигде не зарегистрировано. Так называемая "Китайка" находится на территории швейной фабрики. Сейчас эта территория является собственностью частного предпринимателя, что зарегистрировано комитетом по управлению имуществом, отделом по заключению договоров на землю. Официальных данных по таджикам-торговцам от предпринимателя не поступало.

Перспектива массового появления переселенцев из Средней Азии обусловлена не только внешними, но и внутренними факторами: трудоспособного мужского населения в городе остается всё меньше, причем, все чаще встречается официальный диагноз смерти от передозировки наркотиков "воспаление лёгких". Возрастает спрос на частное строительство и такие качества мигрантов, кактрудолюбие, мастерство, дисциплинированность, религиозность, делающие их ценными работниками. Проблемы местного трудового рынка - незанятость и нежелание многих молодых людей работать.

В этих условиях важной проблемой становится регулирование отношений между мигрантами и городскими властями. В качестве эксперта по проблеме согласился выступить заместитель мэра Ляховчук М.А. отметивший, что выходцы из Средней Азии весьма заметны в Усолье-Сибирском. Это, в первую очередь, городские рынки и сезонные работы. Примерная оценка их численности - несколько сотен человек. В отношении перспективы массового появления в городе мигрантов эксперт считает необходимым осуществлять контроль над процессом, поскольку у него есть как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, трудолюбие и малая притязательность создают конкуренцию, помогают выходцам из Средней Азии завоёвывать трудовой рынок, что оценивается как положительный момент в экономическом развитии. С другой стороны, по мнению эксперта, налицо явные предпосылки формирования преступной этнической группировки, связанной с наркобизнесом. Итак, со стороны властных структур нам была продемонстрирована понимающая и принимающая позиция при известной трезвости и осторожности подхода. Но где же тогда эти самые трудолюбивые, исполнительные таджики, теряющиеся в официальных документах?

Директор Центра занятости проблему видит в том, что мигранты из Средней Азии в Центр почти не обращаются, попросту не доходят до него. Они становятся как бы заложниками формирующихся этническихдиаспор, часто на положении рабов, у которых забирают все документы, которые не знают никаких прав, получают минимальную зарплату, большая часть которой достаётся контролирующим структурам. Причём такой грабёж продолжается всю обратную дорогу до дома, та к что после возвращения у "труженика" порой ничего не остаётся от заработка. Это характерно для представителей различных национальностей, в том числе и таджиков, которых отличает настоящая феодальная кла-новость, жёсткая иерархия, культ старшего. Такая замкнутость усиливается ещё и тем фактором, что за последние годы таджикский народ сильно изменился, молодые таджики почти не владеют русским языком, не знают законов, и это способствует их зависимости от старшего клана. В ответ на вопрос: "Заметны ли выходцы из Средней Азии в городе?" эксперт ответил: "Конечно. Прежде всего, по их внешним типовым признакам, которые их резко отличают от местных жителей". Отношение горожан к выходцам из Средней Азии эксперт охарактеризовала как настороженное в связи с террактами, но по мере общения настороженность уменьшается, учитывая нежелание таджиков вступать в конфликт, кроме тех случаев, когда в целях защиты своих прав они вынуждены обращаться к своим криминальным структурам.

Как оценивают ситуацию сами таджики, проживающие в городе? Участниками Усольского городского молодежного социологического центра в ходе проекта "Свои - чужие" 2 были опрошены 2 строительные бригады таджиков и взято интервью у семи таджиков-торговцев. В отличие от таджиков - торговцев, уже имеющих солидный опыт общения с русскими покупателями, таджики-строители держались гораздо более замкнуто, было видно, что они гораздо хуже владеют русским языком, и к интервьюерам относятся с настороженным недоверием. Почти все опрошенные не имеют образования, что подтверждает мнение эксперта из Центра занятости. Исключением оказался строитель - таджик, единственный из бригады согласившийся на интервью. Но и он к вопросу об образовании отнёсся недоверчиво: не издеваются ли. Причинами, заставившими приехать наших респондентов в город Усолье-Сибирское, стали экономические трудности: "Безработица, нехватка денег в семье", "Деньги нужны", "Сына обучить надо", "Нечем кормить своих детей" и т.д. Все опрощенные оказались сезонниками, причем не зарегистрированными. Кто-то говорил об этом прямо, как о ненужной помехе, кто-то вопрос об отношениях с властями старался проговорить скороговоркой, кто-то тут же помрачнел и вообще отказался отвечать.

Жильё все снимают, живут вместе большими группами, но опять-таки нелегально, квартиросъёмщиками не числятся. Строители вообще живут в вагончиках рядом с местом работы в тёплый сезон, а "дальше как получится". Все опрошенные работают на частных лиц, никакого официального оформления на работу не имеют. Поэтому они абсолютно не защищены в своих правах: ненормированный рабочий день, почти нет выходных, низкая заработная плата, жестокая экономия на жилье, питании, с тем, чтобы отложить денег, скопитьсумму, которую надеются отправить жене и детям. Но вряд ли этих заработков надолго хватит: "привезённые деньги дадут возможность какое-то время сводить концы с концами. А потом снова приеду работать". Возникает необходимость новых поездок на заработки. Несмотря на трудности дома, никто не захотел остаться в России. Хотя реакция различна: от спокойного "наверное, нет" до агрессивного "конечно, нет" и почти панического ужаса "не хотелось бы, потому что здесь нарушаются наши права и дом далеко".

И снова немного статистики. На 1 сентября 2001 г. среди учащихся 17 усольских школ зарегистрировано всего 4 детей таджиков (и только 2 узбеков). За 6 последних лет (1996-2001) в Усолье-Сибирском заключено всего 5 браков между таджиком и русскими (данные на 24.09.2001 г.). Но, как прозвучало от работницы ЗАГСа, "девок наших портят куда больше, настоящее монго-ло-татарское иго в новом обличие".

Надо сказать, что такая образная формулировка проблемы не раз звучала, когда заходил разговор о выходцах из Средней Азии. Этот негатив находит разные подкрепления. Так начальникУГРО города твёрдо уверен, что с какой бы целью таджик ни приехал в наш город, он обязательно везёт для сбыта наркотики, что усугубляет и без того тяжёлую криминогенную обстановку. Возмущение "нашествием азиатов" можно услышать в автобусе, который проходит мимо новостроек, выполненных в мусульманском духе. Особое недовольство вызывают таджики в связи с проблемами безработицы в городе. И хотя они берутся часто за ту работу, от которой местные отказываются, выполняют её за меньшую сумму, образ конкурента уже создан. Таким образом, хотя фобия не стала всеобщей, она существует.

Примечания:

  1. Из материалов круглого стола "Пути национального согласия", проведенного информационным агенством "Телеинформ" 05.09.1999.
  2. Проект "Свои - чужие" Усольского городского молодежного социологического центра был организован при сотрудничестве с исследовательскоим проектом "Этнополитическая ситуация в Байкальском регионе: мониторинг и анализ" (осуществляемого Иркутским Государственным Университетом при содействии Фонда Форда).