Кузнецова Я.Л.
Бурятский государственный университет

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ В УЛАН-УДЭ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

В течение 90-х гг. этническая карта Бурятия претерпевала значительные изменения. По последней переписи 1989 г., в республике проживали представители более 120 народов. Сейчас это число сократилось до 113. Среди них коренными считаются два многочисленных этноса (русских и бурят) и два малочисленных (сойтов и эвенков) 1. За 90-е гг. выехало значительное число прибал-тов, украинцев, белорусов, а также евреев и немцев. Но постоянно увеличивается численность выходцев с Кавказа. За 1997-2000 гг., по официальным данным, количество азербайджанцев выросло с 1679 до 7000 человек, армян - с 2000 до более 3000 человек 2.

Представители азербайджанской и армянской диаспор открыли в Улан-Удэ свои национально-культурные центры, начинают активно участвовать в общественной жизни города. Всего же в городе действует 18 национально-культурных центров (НКЦ): немецкий, польский, еврейский, корейский, татарский, азербайджанский, армянский, русский этнокультурный центр, эвенкийский и др. Изучение их истории и деятельности и является предметом нашего изучения.

Несмотря на внешнее сходство (одинаковость провозглашенных целей и задач, однотипность Уставов, примерно совпадающее время создания), существуют серьезные отличия в направлениях и формах их реальной деятельности. Основная причина этого - реальные различия представляемых ими групп. Можно предположить, что реальные цели и задачи условно говоря "старых" и "новых" диаспор могут различаться, что сказывается на деятельности НКЦ. Важно также наличие (или отсутствие) государственности на исторической родине, существование у него интереса кдиаспоре. Поэтому мы попытались сравнить деятельность немецкого и польского НКЦ, с одной стороны, и азербайджанского и армянского, с другой.

По сравнению с польской и немецкой общинами, численность которых фактически остается прежней, быстрая адаптация и высокая степень мобильности выходцев с Кавказа обеспечивает постоянный их притоке Бурятию и пополнение здесь азербайджанской и армянской диаспор. Создание ими НКЦ служит механизмом более успешной их адаптации в республики. Но национально-культурный центр - это прежде всего общественная организация, призванная удовлетворять и совершенствовать культурные духовные потребности определенной этнической общности.

В начале 90-х гг. в г. Улан-Удэ были зарегистрированы центр немецкой культуры (1991 г.) и центр польской культуры Надзея (1993 г.). Ихсоздание проходило в условиях демократизации общества, на волне национального, культурного возрождения народов РФ. Азербайджанский центр Ватан и армянский культурный центр возникли позднее - в 1997 и 1998 гг., соответственно. Информации о них фактически нет. Лишь в последние годы они стали заявлять о себе на местном радио и телевидении, а в местной прессе было опубликовано только две статьи, вышедшие через два года после их создания (возможно, чтолишь с этого времени центры стали заниматься серьезной деятельностью) 3.

Среди основных причин создания кавказских центров, были названы такие: изменить мнение о себе, поднять авторитет своей нации среди населения - "мы должны показать себя, что мы не какие-нибудь черные" (из интервью председателя армянского НКЦ), а также объединить этнические группы, проживающие в разных районах республики в единую сплоченную общину.

В Уставе азербайджанского центра были указаны следующие цели и задачи: содействие в совершенствовании национальных и межнациональных отношений, содействие в защите и реализации гражданских прав и социального, культурного развития азербайджанцев. По всей видимости, межнациональная обстановка и правовое положение в Бурятии является, по их мнению, не совсем благоприятным (это же мнение высказали два члена этого центра, хотя в целом, по сравнению с началом 90-х г., на их взгляд, обстановка изменилась в лучшую сторону).

Основной костяк армянской и азербайджанской организаций, включая председателей - это люди 30-40 лет, проживающие в Бурятии примерно с 80-х-90-х гг., занимающиеся коммерческой деятельностью. То есть, в данных центрах почти нет деятелей культуры или науки, что ставит Под вопрос, как члены этих центров могут удовлетворить культурные, духовные запросы своих диаспор. Возьмем важнейшие, согласно Уставам, направлений деятельности центров культуры: работа по возрождению и сохранению национального языка, популяризация национальной культуры, сохранение национальных традиций, художественное творчество и научно-поисковая работа и рассмотрим их на примере изучаемых нами центров. Одно из главных направлений всех центров - это изучение национального языка и организация воскресной школы. Если в армянском центре эта задача начинает реализовываться (воскресная школа была создана в 2000г., но пока работа ее приостановлена), то в азербайджанском центре есть только желание, да и то не у многих.

Польский и немецкий центры культуры имеют серьезную поддержку со стороны министерства образования республики, а главное, финансовую и материальную помощь Польши и Германии для эффективного изучения языка. В популяризации и пропаганде национальной культуры больших сложностей нет. Все центры участвуют в днях национальной культуры, отмечают свои национальные праздники. Работа центров по сохранению национальных традиций непосредственно связана с художественным творчеством. В немецком центре культуры действует фольклорный ансамбль немецкой и танца. В армянском культурном центре с 2000г. действует ансамбль народного танца и песни Рафа-элла, который принимает участие во многих общественных мероприятиях города (за короткий срок ансамбль приобрел хорошую известность в городе). В азербайджанском центре говорить о национальном творчестве не приходится. По словам вице-председателя НКЦ, "финансовых проблем в этом деле нет, было бы желание, а его, к сожалению, у наших людей пока нет".

В некотором смысле сохранению и распространению национальных традиций у азербайджанцев и армян способствует их заметное участие в ресторанном бизнесе города. На сегодняшний день, число ресторанов и кафе, открытых кавказцами, постоянно увеличивается: кафе "Баку", кафе "Набережная", диско-бар "Экспресс" (принадлежат азербайджанцам и имеют в меню традиционные национальные блюда), популярные у населения кафе "Армянская кухня", "Спитак" и другие. В целом же, конечно, каждый из центров старается представлять улан-удэнцам свою национальную кухню, но пока это успешно удается только кавказцам.

Национальная культура каждого народа не посредственно с вязана и с его историей, поэтому центры национальной культуры должны содействовать научно-исследовательской работе в области изучения истории, этнографии. В отличие от немецкого и польского центров, уделяющих большое внимание исследованиям, азербайджанский и армянский центры такого направления работы не имеют. В целом необходимо отметить, что кавказские центры г. Улан-Удэ не имеют такой финансовой поддержки как польский и немецкий центры, и им приходится рассчитывать только на свои силы (на постоянную помощь правительства республики рассчитывать не приходиться).

Хотя, с другой точки зрения, столь пассивная работа и сам состав кавказских центров говорит о том, что они, возможно, ставят перед собой задачи несколько иного плана, которые связаны больше с экономическими, либо юридическими вопросами (они остаются для кавказских диаспор жизненно важными), нежели с культурными.

Примечания:

  1. Насников В. Большая и малая родина // Правда Бурятии. 2000, 18 октября.
  2. Найдаков В.Ц. Проблемы национально-культурного развития народов РБ//Бурятия. 1997, 10 апреля; Содномов Б-Д. "Кавказский фактор" в Бурятии// Бизнес Олзо. 2001, № 20.
  3. Анготкин А. Азербайджанцы в Бурятии // Информ Полис.

* Статья выполнена в рамках исследовательского проекта "Этнополитическая ситуация в Байкальском регионе: мониторинг и анализ", осуществляемого в Иркутском Государственном Университете при содействии Фонда Форда.