Гельбрас В.Г.
Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М. В.Ломоносова

КИТАЙСКИЕ ЗЕМЛЯЧЕСТВА В МОСКВЕ

Наше исследование находится на начальном этапе развития, поэтому позволю себе остановиться только на некоторых его вопросах, основываясь на реальной ситуации в Москве.

Китайские землячества возникли почти во всех центрах областей, краев и республик России. Несмотря на то, что ни в одном из них не существует компактного поселения китайцев (чайна-таунов), их землячества отличаются чрезвычайно тесными и разносторонними внутренними связями, разветвленной системой самообслуживания, постоянными контактами с Китаем. В землячествах сформировались ассоциации предпринимателей, студентов, в Москве существует и ассоциация китайских женщин. Стали издаваться китайские газеты. Возникли фирмы, специализирующиеся на торговых, финансовых, юридических, информационных, транспортных, медицинских, образовательных и прочих услугах, существуют игорные дома и сексуальные притоны. Особую роль играют фирмы, занимающиеся оформлением приглашений, разовых и многократных виз, регистрацией фирм и отдельных мигрантов. По сути дела, они обеспечивают легитимный характер роста китайской миграции, обеспечения её всеми необходимыми документами.

Главная сфера предпринимательской деятельности - торговля и ресторанный бизнес. То и другое в значительной мере, а в ряде областей преимущественно проходит в сфере "теневой" экономики.

До 2001 г. китайские землячества складывались во многом стихийно по мере увеличения численности китайских мигрантов и расширения их предпринимательской деятельности. С 2000-2001 гг. положение стало существенно меняться. В связи с переходом к наступательной внешнеэкономической стратегии Пекин резко интенсифицировал становление постоянных связей между китайскими землячествами в разных странах мира и привлечение их к решению задач внешнеэкономической стратегии страны.

Похоже, что наступил новый этап в глобальной китайской миграции и жизни китайских землячеств. Она стала обретать организованный характер. В 2001 г. Пекине прошел форум китайских предпринимателей и китайских мигрантов из всех стран мира, в Брюсселе - конгресс Европейской ассоциации китайских предпринимателей и китайских мигрантов. В 2002 г. прошли аналогичные встречи в Нью-Йорке, Токио и других городах. В их работе приняли участие представители официальных властей КНР. В 2001 г. в России китайские фирмы начали публично заниматься созданием китайских землячеств в российских городах, где раньше их не существовало (например, в Пятигорске и Казани).

Новая внешнеэкономическая стратегия Пекина, получившая девиз "идти вовне", ориентирована, в частности, на обеспечение Китая различными видами сырьевых ресурсов, заимствованием научно-технических разработок, созданных в других странах, продвижением китайских товаров на зарубежные рынки. В связи с этим намечено ускорить образование китайских транснациональных корпораций и развивать их предпринимательскую деятельность во всех странах мира. Китайские землячества в России уже действуют в этих направлениях. Не будет ничего удивительного, если использование китайцами "теневых" и "чёрных" схем при закупках леса, рыбы и морепродуктов, цветных металлов, дикоросов и т.д. получит еще больший размах. Анализ туристического бизнеса, получившего необычный разворот в 2000-2001 гг., позволяет сделать вывод о том, что он строится на основах "теневого" бизнеса, наносящего заметный ущерб и России, и Китаю.

Изучение туристического бизнеса позволяет, в частности, выдвинуть гипотезу, согласно которой предпринимательская деятельность китайских землячеств будет играть двойственную роль в реализации новой внешнеэкономической стратегии Китая. С одной стороны, они будут способствовать её реализации. В этой связи, прежде всего, надо говорить о крупных китайских предпринимателях в России. В их среде открыто говорится о завершении процесса первоначального накопления капитала и с 2000 г. впервые началось открытое обсуждение вопросов, связанных с определением наиболее выгодных сфер вложения капитала в России. С ней же тесно связана и другая тема - честного бизнеса. Видимо, крупному китайскому капиталу потребовался образ респектабельных участников делового сообщества. Однако крупный китайский капитал явно не торопится переходить к цивилизованному бизнесу. Впрочем, вполне возможно, что в положительном образе крупных китайских предпринимателей заинтересованы не столько сами бизнесмены, сколько официальные представители правительства КНР. Так или иначе, китайцы уже ведут тщательны и анализ экономической ситуации в России, её научно-технического потенциала, результатов НИОКР. Они являются важным звеном в работе по привлечению российских научных коллективов к осуществлению исследовательских программ, одобренных правительством Китая и академиями наук этой страны, отбору российских специалистов для последующей работы в Китае.

С другой стороны, китайские предприниматели и китайские мигранты препятствуют реализации наступательной внешнеэкономической стратегии Пекина.

Представляя в большинстве своём сообщество мелких и средних предпринимателей, тесно связанных с мелкой, по преимуществу деревенской промышленностью, они фактически заняли российский рынок и блокируют проникновение на российский рынок продукции крупной китайской промышленности. В Москве и других городах продается высококачественная китайская продукция, изготовленная по заказам западных фирм, отмеченная их товарными знаками и соответствующими ценами. Покупатели, как правило, даже не представляют, что товары, приобретаемые ими в магазинах западных фирм, на самом деле произведены в КНР. Чтобы эта высококачественная продукция поступила на российский рынок под китайскими марками, её производителям предстоит завоевать авторитет у покупателя, осуществить массированную рекламную кампанию и обеспечить существенное снижение цен, способное сделать китайские товары привлекательнее аналогичных товаров известных западных фирм. В большинстве случаев, как свидетельствуют результаты опроса китайских предпринимателей, осуществить подобные меры крупные китайские фирмы пока не в состоянии.

Осуществленное исследование позволяет сделать вывод о том, что изучение китайских землячеств в России становится одним из важнейших направлений анализа китайской миграции и возможных перспектив ее использования в целях восполнения грядущего дефицита трудовых ресурсов в России.