Степанова Т.А.
Иркутский государственный университет

КИТАЙСКАЯ ИММИГРАЦИЯ НА НАУРУ (XIX - ПЕРВАЯ ПОЛ. XX ВВ.)

Изучение китайской иммиграции в Океании представляет интерес для исследователей, а материалы Германского Рейха, отчеты колониальной администрации, документы Лиги Наций и ООН позволяют в полной мере нарисовать картину иммиграционных процессов в этом регионе. Более ярко выраженное это явление прослеживается на острове Науру, где добывались фосфориты и использовалась, преимущественно, иностранная рабочая сила, основной составляющей которой стали китайцы.

Истоки китайской иммиграции следует искать во второй половине XIX в., когда после установления протектората над Маршалловыми островами 2 октября 1889 г., Германия захватила Науру, объявив его колонией. В 1898 году на острове были обнаружены запасы фосфоритов и концессия на их разработку передана германским правительством компании "Ялуит".

С этого момента колониальная администрация должна была заниматься поисками источников рабочей силы. Туземное население, переживавшее период трансформации общинных отношений, оказалось физически не готовым к изнурительному, тяжелому труду в рудниках и фосфатной пыли, часто болело и умирало. Вожди требовали от германской администрации прекращения использования аборигенов в качестве рудокопов. Тогда для работы в карьере компания стала доставлять жителей Каролинских островов, но и это не решило проблемы нехватки рабочей силы. Выход был найден, и в 1900 году колониальная администрация ввезла первых китайских кули из Гонконга. Ими оказались "150 молодых, выносливых, высокорослых мужчин в возрасте 20-30 лет" 1 , заключавших контракт на 3 года, и получавших незначительную заработную плату. Селилисьони изолированно от аборигенов, им запрещалось вступать в контакты с ними, тем более заключать браки с местными женщинами. Ежегодно число китайских рабочих увеличивалось. С 1905 г. австралийская "тихоокеанская фосфатная компания" получила разрешение германской администрации на разработку фосфоритов, а равно и ввоз рабочей силы из Гонконга, численность которой "достигла 350 человек, а к 1909 г. - 428 человек" 2. Китайцев селили в бараках по 20-30 человек. В свободное от работы время им запрещалось передвигаться за пределы небольшой зоны. Они не имели статуса науруанцев, тем более европейцев, что делало их совершенно бесправными.

По окончании контракта некоторые из них возвращались на родину, но большинство продолжало трудиться в рудниках, получая "13 фунтов стерлингов в месяц" 3 и надеясь еще что-нибудь заработать. Часть китайцев, утратившая иллюзии о высоких заработках, сменила сферу деятельности, направив свои усилия на обработку земли. Это стало возможным, благодаря бракам с местными женщинами. Совет науруанских вождей поощрял браки только в том случае, если не было мужчин в семьях. Предприимчивые китайцы выращивали томаты, пряные травки, пользующиеся спросом у местных жителей. Однако основные доходы приносила копра, сдаваемая колониальной администрации и оцениваемая довольно высоко. Таким образом, можно было не только выжить, но и существовать вполне безбедно. Правда, колониальная администрация старалась влиять на этот процесс, издавая документы, запрещающие смешанные браки, но это оказалось ей не под силу. Создавались семьи науруанок с китайцами и возникало еще больше проблем, теперь уже социального характера. Для детей, рожденных от таких браков, не было места в школах, они не пользовались правами науруанцев. Им запрещалось заниматься торговлей и предпринимательством, что привело к обострению отношений с чиновниками колониальной администрации.

Но среди китайских кули были те, кто приехал на Науру на основе свободного найма, пытаясь подзаработать и вернуться на родину. Однако, иллюзии о больших заработках скоро исчезли, ибо плата в месяц составляла к "1910 году всего 14 фунтов стерлингов" 4. Однако, упорство, трудолюбие и желание открыть свое дело доминировали. Некоторым удалось все-таки накопить определенную сумму.. наняться торговлей, хотя это оказалось крайне сложным.

В начале первой мировой войны произошли некоторые перемены. Австралийское правительство послало для захвата острова небольшое воинское подразделение, переброшенное на судне, принадлежащем "Австралийской фосфатной компании", явно заинтересованной в сохранении здесь своих позиций. Причем, Австралия наращивала добычу фосфоритов, "составлявшую к 1919 г. 11 630 тонн" 5. Но для этого фосфатной компании пришлось не только сохранить иностранную рабочую силу, но и увеличить ее численность. По-прежнему рудокопами являлись китайцы, привозимые из Гонконга, а также репатриированные с Западного Самоа, по договору с Новой Зеландией, составившие к 1919г. свыше 450 человек из 2 100" 6. "Австралийская колониальная администрация объявила даже об увеличении их заработной платы, достигавшей теперь 20 фунтов стерлингов в месяц, и превышавшей оплату труда аборигенов в два раза. Чиновники считали, что этого достаточно для проживания на Науру. Если учесть, что многие китайцы имели семьи и навсегда связали жизнь с островитянками, то возможно были удовлетворены заработной платой.

Тем не менее, им приходилось заниматься еще обработкой земли, приносившей кое-какие доходы. Правда, помощь оказывала китайская община, не утратившая связи с родиной и поддержавшая соотечественников.

В 1919 г. Великобритания, Австралия и Новая Зеландия получили мандат на совместное управление Науру, но формирование администрации стало прерогативой Австралии. Для разработки минеральных богатств страны-мандатарии создали совместную "Британскую фосфатную колонию, которая занималась и наймом рабочей силы, интенсивно используемый в рудниках. Китайцы ощущали на себе теперь тройной прессинг. Великобритания, Австралия и Новая Зеландия ежегодно увеличивали экспорт фосфоритов, возросший со 182 тыс. тонн в 1922 г. до 932 тыс. тонн к 1939 г. 7 Причем, Великобритания и Австралия получали по 42 %, а Новая Зеландия 16 % продукции, что вызывало недовольство последней. К 1942 г. квота изменилась и Новая Зеландия стала получать 25 % от экспорта фосфоритов.

Коренное население получало не только ничтожную плату за землю, богатую фосфоритами, но фактически было лишено политических прав. Функции науруанского Совета вождей, состоявшего из 9 человек, были ограничены. Его члены имели только право совещательного голоса, что привело к противостоянию администрации и Совета.

Китайское же население, составлявшее "к 1939 г. 1 512 человек" 8 , испытывало на себе постоянное давление властей. Статус этих людей не менялся. Они по-прежнему не обладали правами науруанцев. Заработная плата оставалась прежней.

Все надежды возлагались на те перемены, которые произошли после второй мировой войны с созданием системы опеки. Так в 1951 году представители китайской колонии обратились с петицией в Совет по опеке, высказывая пожелание навсегда остаться на Науру и потребовав при этом отменить ряд ограничений. "Во-первых, предоставить им право гражданства, во-вторых, разрешить браки с науруанскими женщинами, в-третьих, выдать лицензию на открытие собственных предприятий, наконец, учредить школы для китайских детей и полукровок" 9. Несомненно, от удовлетворения этих требований зависела их равноправная жизнь на архипелаге.

Совет по опеке, рассмотрев на 8-й сессии эту петицию и приняв к сведению замечания выездной миссии, поддержал намерения китайцев остаться на острове. Было заявлено, что отныне будут сняты все ограничения, применяемые ранее. Китайцы получают право на свободное передвижение, на открытие собственных предприятий и торговлю, учреждение школ, приобретение статуса науруанцевлибо европейцев.

В течение десяти лет действительно произошли существенные изменения в положении китайских иммигрантов. Отчет выездной миссии Совета по опеке за 1961 год свидетельствует о том, что китайское население составляло "1600 человек, по сравнению с местным населением, насчитывавшим 2 467 человек" 10. Среди китайских иммигрантов можно было четко выделить определенные группы. Большую их часть составляли рудокопы. - 600 человек, набираемые фосфатной компанией по договору, 500 человек по свободному найму. Среди них появилась новая категория людей - служащие, занимающие разные должности в администрации и приезжающие на Науру, с женами и детьми из Гонконга, а их число составляло 60 человек.

Довольно значительной являлась прослойка торговцев - 440 человек, доставивших много неприятностей науруанцам. Их предприятия разорялись, не выдерживая конкуренции с китайцами. Скажем, если доходы Британской фосфатной компании в 1961 г. составляли "1 008 942 фунтов стерлингов, Кооперативного общества Науру - 63 202 фунтов стерлингов, то китайского торгового общества - 127 470 фунтов стерлингов" 11. Китайские предприниматели привозили из Гонконга разнообразные товары, пользующиеся спросом: радиоаппаратуру, часы, одежду, обувь и многое другое, постепенно вытесняя с рынка местных жителей.

Так шаг за шагом китайцы обретали права, занявшие свою нишу в науруанском обществе и став его равноправными членами. Но решение всех проблем стало лишь вопросом времени.

Примечания:

  1. Das Deutsche Kolonialreich. Leipzig. 1914. Bd.2, t.3, S.475.
  2. Ibid. S.486.
  3. The Pacifiv Islands Yearbook. Sydney, 1935. P.93.
  4. Das Deutsche Kolonialreich. Leipzig. 1914. Bd.2, t.3, S.476.
  5. Mandates System. Geneva. 1942. P.109.
  6. Ibid.
  7. Ibid.
  8. Ibid.
  9. Доклад выездной Миссии Совета по опеке ООН. Нью-Йорк. 1951,с.1.
  10. Отчет выездной Миссии Совета по опеке ООН. Нью-Йорк. 19б1,ч.2,с.2.
  11. Там же, с.48.