Дорохов Ю. Н.
Иркутский государственный университет

ЯПОНСКАЯ ОБЩИНА В ИРКУТСКЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Японцы впервые появляются в Иркутске в середине XVIII в. Это были бывшие купцы и моряки, преподаватели японского языка в навигацкой школе. Их было всего несколько человек. В начале XIX в. школа была закрыта, их дети быстро растворились в среде иркутян. Затем японцы появляются в Иркутске в конце XIX в. Это были, в основном, путешественники по Сибири. В мае 1872 г. проезжает Эномото Такэаки, бывший посол в России. В июне 1883 г. город посещает целая делегация японских путешественников, которые накупили географических карт Забайкалья и уехал и. В 1886г. проезжал министр граф Куродо. В декабре 1892 г. город посетил известный путешественник, военный атташе в Берлине Фукусима Ясумаса, отмеченный в иркутской печати как "майор Фукушима", который, по заданию японского генштаба, проезжал через Сибирь. Посетили Иркутски два принца- 1 августа 1903 г. Комацуномия, а 5 сентября 1916г. - принц Кан-ин.

Сложно сказать, когда в Иркутске появился первый горожанин-японец. Среди японских историков распространена точка зрения, что это был Косаидзи, прибывший в Иркутск в феврале 1900 г. Он был "молодым ронином" 1 , выпускником "Школы русского языка" в Саппоро, возглавлял которую Макано Дзиро, сам проехавший через Россию с разведывательной миссией в 1897 г. На рубеже веков в Японии существовало много подобных организаций, созданных на волне шовинистического подъема 1880-90 гг. для подготовки шпионов со знанием китайского, корейского и русского языков, боевых искусств, навыков разведчика. Самыми известными из числа проводивших разведывательную деятельность в России были Гэнъёся,Тоадобункай, Кокурюкай.

Члены подобных организаций составляли немалую долю представителей японской диаспоры в городах Сибири. Выпускники разведшкол путешествовали по странам Востока, создавали агентурные сети, опорные пункты, часто маскировавшиеся под вывеской фотографий. Косандзи намеревался учиться фотографии у известного тогда иркутского фотографа Милевского, у которого проработал год 2. "Фотографом" был и руководитель группы, в которую первоначально входил Косандзи, господин Ивао Саку, "пьяница и скандалист", по определению Косандзи. Первоначально он был резидентом в Чите, его характер стал причиной конфликта, распада разведывательной группы и переезда Косаи-дзи в Иркутск 3. В 1901 г. иркутская пресса сообщает: "В городе за последнее время появилось много японцев. Некоторые из них уже открыли здесытрачечные, другие хтюпочуг об открытии здесь фотографий..." 4.

Возрастание интереса японцев к Иркутску совпало с началом работ по строительству Кругобайкальской железной дороги. Японцы в России охотно нанимались на строительные железнодорожные работы. Еще при сооружении дороги на Дальнем Востоке там работало несколько тысяч японцев. Они поражали местное население своей выправкой и дисциплинированностью. Многие объясняли эти черты простых строителей тем, что "кадры рабочих этих образованы из запасных солдат, а десятники их - запасные урядники армии". 5 Когда подрядчики А.В. Бонди и В.М. Бржезоески набирали строителей для Кругобайкальской дороги, к ним завербовалось более 200 японцев. Вместе со многими приезжал и семьи, и если в начале 1901 года в Иркутске жило три японца, то в 1903г. более 20, а к 1916г. их количество выросло в 10 раз 6. Приехал и уже известный нам господин Саку, поселившийся в Иркутске под именем Ивана Николаевича Саку и открывший здесь свою фотографию 7.

Разумеется, далеко не все были членами тайных обществ. Японцы работали часовыми мастерами, прачками, парикмахерами, держали два галантерейных магазина, были практиковавший дантист, однако "специализация" японской общины была иной. Три четверти японской общины составляли проститутки них, "если можно так выразиться, менеджеры" 8. Жила японская община достаточно обособленно, не конфликтуя с населением города., но и не особенно участвуя в городской жизни.

В отличие от владивостокских японцев, в спешке распродававших за бесценок свое имущество и эвакуировавшихся на родину после начала русско-японской войны 9 , иркутские японцы не успели уехать, и вынуждены были добираться на родину через страны Европы, хотя многие предпочли остаться в Сибири.

После заключения мира японская община города снова возрастает. Отмечаются браки между русскими и японцами (чаще иркутяне женились на японках), многие японки приехали в Иркутск со своими мужьями-корейцами или китайцами или выш ли замуж уже в Иркутске; они оставались в городе всю войну. Японцы, женившиеся на иркутянках, принимали православие и меняли свои имена на русские. Остались в Иркутске и некоторые военнопленные. Жизнью иркутской общины интересуются на родине и в 1909 г. Иркутск посещает редактор газеты "Осака майнити" Никоити Мотояма, который знакомится здесь с условиями жизни. Устанавливаются контакты представителей иркутской и японской научной общественности. В 1912 г. Иркутск посещает профессор геологии Токийского университета Котора Джимбо (ДзимбоТ), который встречается с представителями Географического общества. 10

После Февральской революции японцы начали играть в жизни города особую роль. Японские консулы и вице-консулы вмешиваются в политическую жизнь города, выступают в защиту живущих в Иркутске японцев (один из вице-консулов, г. Суги-но, был арестован в апреле 1918 г. за шпионаж). Потрясения в жизни страны негативно отразились на условиях жизни общины и в апреле 1918г. Иркутск покидают около 100 японских семей. 11

Жизнь общины налаживается после установления колчаков-ского режима. В городе появляются японские войска, представители японской администрации. Японская община публично празднует японские национальные праздники, что привлекало внимание горожан. В Иркутске квартируют части 3-й японской дивизии, приезжают японские коммивояжеры, продающие галантерею и бумагу, предприниматели 12. Город посещают члены японского парламента 13 , ученые. Так, в 1919г. недавно образовавшийся Иркутский государственный университет (Иргосун) посетил делегат японского общества изучения России г. Оссэ. Общество надеялось завязать контакты с иркутскими учеными, но они не получили развития 14. К сожалению, основная масса японцев оставила в памяти иркутян негативные воспоминания. Представители японской военщины в России вели себя достаточно беспардонно и высокомерно, случались конфликты солдат и офицеров с горожанами. Когда власть перешла к Полит-центру, японцы взяли под свой контроль вокзал и железнодорожные пути. Наступление 5-й Армии способствовало установлению в Иркутске Советской власти, и большинство японцев покинули город вслед за японскими войсками.

Примечание:

    1. Ронин - самурай без сюзерена, молодые ронины - "тесно связанные с военными и политиками особого рода политические деятели, действовавшие в качестве авангарда агрессии японского империализма в Азии". - Нихон си дзитэн (Японский исторический словарь). Токио, 1979, С. 558
    2. Като К. Сибирь в сердце японца. - Новосибирск: Наука, 1992. С.35.
    3.Там же. С. 31
    4.Иркутские губернские ведомости. 26 июня 1901 .
    5. Восточное обозрение. 30 июня 1896
    6. Като К., Ук. соч., С. 44.
    7.Иркутские губернские ведомости. 27 июля 1901
    8. Там же.
    9.Восточное обозрение. 27 января 1904.
    10. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924гг. Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. С. 172
    11.Там же, С. 286.
    12.Уорд Дж. Союзная интервенция в Сибири.- М.- Петроград, 1923. С. 54
    13. Романов Н.С. Указ. соч. С. 353
    14. ГАИО, ф. 71., оп. 1, д. 41., л. 79 об.