Гавристова Т.М.
Ярославский государственный университет

К ВОПРОСУ ОБ АНГАЖИРОВАННОСТИ АФРИКАНСКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ ЗА ПРЕДЕЛАМИ АФРИКИ

Отличительной чертой второй половины XX века стали массовые миграции населения, с их важнейшей составляющей - интеллектуалами, в том числе африканцами. Их можно рассматривать как одно из звеньев мирового сообщества - небольшой по численности группы людей, обладающих общим этосом, для которых образование, эрудиция, способность к генерированию идей, интегрированность в мир интеллектуальных (творческих) профессий оказались гораздо важнее расовых, этнонациональных, конфессиональных и прочих характеристик, не способствующих консолидации в планетарном масштабе.

Интеллектуалы "африканского зарубежья", хотя оно никогда не представляло собой единого целого и было разбросано по странам и континентам, образовали некий социум, внутри которого действуют характерные (центробежные и центростремительные) связи, способствующие закреплению их уникального положения на рынке труда, сходного с положением "слуги двух господ". Используя свою бинарность (принадлежность к двум "мирам" - западному и африканскому), интеллектуалы "африканского зарубежья" преумножали материальные и духовные ценности и интегрировали их в мир современных знаний и находили применение в мире универсальных профессий (в области образования, медицины, права, компьютерных технологий) и в рамках африканских (образовательных, научных, просветительских) программ.

Их ангажированность в сфере интеллектуального труда зависела от многих факторов объективного и субъективного характера и, прежде всего, от политической, социально-экономической, демографической ситуации в мире и регионах, от иммиграционной политики и стратегии в области образования, науки и культуры, от особенностей личностных и социально-психологических характеристик и сферы творческой активности и ряда других.

К концу XX века изменилась атмосфера интеллектуальной жизни. Очевидным стал процесс ее интернационализации. "Сливки" интеллектуальной элиты трудятся в лучших университетах мира, в крупнейших музеях, издательствах, во всемирно-известных компаниях, на радио и телевидении. Африканцы представлены в академической и литературно-художественной среде, в ряду лауреатов Нобелевской, Букеровской, Гонкуровской и других, не менее престижных, премий, в числе "отцов церкви", канонизированных Ватиканом. В их числе преобладают эмигранты, "граждане мира", волею судеб оказавшиеся за пределами Африки.

Во второй половине XX века эмиграция рассматривалась как путь от несвободы к свободе, от нестабильности к стабильности, от бедности к богатству, от невежества к знанию, от безвестности к славе. Интеллектуалы "болели" Европой. Великобритания и Франция рассматривались ими как "второй дом". США воспринимались как "страна великих возможностей".

Механизм интеграции в западное общество был отработан многими поколениями африканских интеллектуалов. "Пятидесятников" и "шестидесятников", подверженных мании интеграции, мучило желание стать "невидимыми". Они хотели стать, как все. Однако, в отличие от "пятидесятников", которые стремились укрыться под "белыми масками", "шестидесятники" под воздействием идей "африканской исключительности" (в целях реабилитации) реанимировали свою "черноту", стремясь доказать всему миру, что африканцы - такие же люди, как европейцы и американцы, а африканская культура является неотъемлемой частью мировой.

"Семидесятники" и "восьмидесятники" избрали иной - универсальный путь к успеху. Они демонстрировали свою исключительность на личностном уровне - в рамках профессии, в сфере интеллектуального труда. И, если в 50-60-х годах исходным критерием идентичности было принято считать "линию цвета": этно-расовые признаки ("черный британец", "черный француз", "новый негр"), в 70-90-х годах главным стал признак ангажированности (востребованности), которую можно рассматривать как некий социально обусловленный результат, как "ответную реакцию" на "вызов", тождественный желанию преуспеть.

Создание собирательного образа интеллектуала "африканского зарубежья" позволяет вывести некую "формулу успеха". Главными ее составляющими можно считать происхождение, воспитание, образование, профессию, талант и этос. Наиболее значимыми в среде интеллектуалов оказались мускулинные ценности: ориентация на славу и деньги. В настоящее время среди наиболее преуспевших интеллектуалов "африканского зарубежья" преобладают мужчины, христиане, выходцы из стран Западной Африки, ученые и писатели, получившие гуманитарное образование в лучших европейских и американских университетах, специалисты в области междисциплинарных исследований, совмещающие творчество с педагогической деятельностью, обладатели энциклопедических знаний, имеющие стабильные доходы и недвижимость, активно продвигающие себя на рынке интеллектуального труда. Для них не существует ни расовых, ни этнических, ни языковых барьеров. Они обладают планетарным мышлением. Его важнейшими составляющими являются не только конформизм и космополитизм, едва ли не главные факторы на пути интеграции в иную социокультурную среду, но и ответственность за будущее Африки и всего мира.