Метелкина Л.Н.
Иркутский государственный университет
Рассмотрев предложенную чешским исследователем М.Хрохом для анализа национальных движений Европы трехфазную классификацию (интерес небольшой группы образованных людей к языку, истории и фольклору определенной этнической группы - развитием национальной агитации - массовое движения, когда большая часть общества охвачена идеями национального самосознания, и стремится к такой цели, как политическая автономия), А.Каппелер пришел к выводу о возможности применения ее - с определенными ограничениями - для исследования развития национальных движений в Российской империи в XIX - начале XX веков.
Характеризуя уровень развития национальных движений в Сибири, А.Каппелер пришел к выводу, что к 1905 г. "большинство малых народностей Сибири еще почти не были охвачены национальным движением" и лишь отдельные этносы - например, якуты, - находились на пороге фазы "Б" 1.
В этой связи примечательным представляется факт весьма ограниченного участия учащихся - представителей коренных народов Восточной Сибири - в национальном движении. Тем более, что в начале XX века учащиеся являлись более чем значительной частью национальной интеллигенции соответствующих этносов (особенно если учесть, что, согласно переписи населения 1897 г., удельный вес владеющих грамотой был достаточно низок: 0,9% - у якутов, 9,1% - у бурят, однако здесь большая часть грамотных приходилась на долю духовенства.
Анализ общественно-политического движения учащихся Восточной Сибири с 1900 по февраль 1917г. позволяет выделить следующие организационные формы: самообразовательные, литературные, культурно-просветительные кружки; массовые объединения учащихся - Союзы и Кассы взаимопомощи учащихся и т. д.; местные отделения всероссийских ученических организаций; национальные организации учащихся.
При этом к организациям последнего типа с полной уверенностью можно отнести лишь существовавшие в Якутске в 1913-1916 гг. объединения: созданный в 1913 г. кружок учащихся-якутов, целью которого было воспитать "литературный молодняк из воспитанников городского 4-х классного училища", позднее преобразованный в организацию якутов-старшеклассников всех учебных заведений Якутска, выпускающий свой рукописный журнал, а также созданные при открытой в 1914г. учительской семинарии землячества, преследующие цели "общего развития" и выпускающие рукописный журнал "Дитя" 2.
В литературе и архивных материалах встречаются упоминания о созданном при партии "прогрессивных бурят" в 1906 г. Союзе учащихся 3 , однако никаких конкретных сведений о его деятельности не обнаружено.
Значительно более активно учащиеся буряты и якуты участвовали в политическом движении, работая при местных партийных организациях и содействуя пропаганде и агитации революционных идей среди местного населения, переводя на бурятский и якутский языки партийную литературу - такой деятельностью занимались старшеклассники Иркутска, Якутска, Читы. Верхнеудинска 4. В 1913-1916 гг. известны случаи одновременного участия учащихся бурят и якутов в деятельности ученических организаций социал-демократического или эсеровского направления и национальных организаций - чисто ученических или общедоступных 5.
В целом движение учащихся Восточной Сибири в начале XX века было достаточно политизировано - на сегодняшний день известно о существовании здесь в 1900 - начале 1917 гг. минимум о 15 ученических организациях социал-демократического направлений и не менее чем 8 эсеровских. И для молодых бурят и якутов социал-демократические и эсеровские идеи, по-видимому, представлялись значительно более привлекательными, что объясняет их скромный участие в собственно национальном движении.