Комаров А. В.
Иркутский государственный университет

ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ АЗИАТСКОЙ РОССИЕЙ: ОТ СИБИРСКОГО ПРИКАЗА ДО I СИБИРСКОГО КОМИТЕТА

"По мере распространения русского племени в Сибирском крае двигается на Восток и строй управления Московского государства", писал в своей книге "Сибирские окраины" С. Прутченко 1. Соглашаясь с этим угверждением, следует выделять и другую сторону процесса освоения Сибири - органам управления Российского государства следовало не только трансформировать Сибирь по своему усмотрению, но и изменять некоторые элементы центрального управления с тем, чтобы наиболее эффективно распоряжаться огромными сибирскими территориями.

Исследователи отмечают, что практически до начала XIX в. верховная власть в России не имела четко очерченной программы действий в отношении Сибири 2. Соответственно, менялась система местного управления в Сибири и менялись центральные учреждения, занимающиеся вопросами сибирского управления. Посольский и Четвертной приказ, приказ Казанского Дворца и, наконец, Сибирский приказ, выделившийся в 1637 г. в самостоятельную структуру из состава приказа Казанского дворца - эти учреждения ведали делами Сибири в допетровскую эпоху. Нельзя говорить, что данные структуры рассматривали Сибирь как полноценную часть Российского государства и вникали в сибирскую действительность самым глубочайшим образом. Как замечает Н.М.Ядринцев, до начала XVIII в. Сибирь считалась звероловной колонией 3 , именно колонией, из которой следует извлекать как можно больший доход и обеспечивать военное присутствие, не занимаясь глубинным переустройством. Сибирский приказ в данном случае выступал как "род колониального департамента". Следует, однако, заметить, что сам факт создания особого Сибирского приказа свидетельствует, по крайней мере, о понимании масштаба задач, стоящих перед властью Московского государства в связи с присоединением сибирских территорий. По сравнению с прочими московскими приказами Сибирский приказ имел куда более значительную территориальную спецификацию.

В период реформ Петра I полномочия Сибирского приказа фактически отошли к сибирскому губернатору и его канцелярии в Тобольске. Через некоторое время приказ был восстановлен в ведении генерал-прокурора П. И. Ягужинского и просуществовал до 1763 г., занимаясь финансовыми вопросами, назначением сибирских воевод, (исключая тобольского воеводу), применением санкций в отношении провинившихся сибирских управителей и судом приезжих сибиряков. В целом же, на протяжении XVIII в. сохранялся механистичный подход центральной администрации к управлению Сибирью, хотя появляются и примеры изменения воззрений высших российских сановников на Сибирь. Так, Б. К. Миних, по-видимому, для Петра III разработал проект учреждения для Сибири Генеральной Директории - высшего руководящего органа с довольно широким кругом полномочий 4.

Проект этот так и не был претворен в жизнь, а ликвидация Сибирского приказа привела к смещению властных полномочий в сторону местного управления.

К началу XIX в. Россия уже достаточно прочно закрепилась в Сибири, превратившись, таким образом, вевроазиатскую империю. Процесс строительства имперского государственного организма неизбежно должен был выразиться в стремлении ко все большей централизации и освоении территории государства не только "вширь", но и в "глубь". Значительные размеры территории Сибири, большое количество населяющих ее народов и малочисленное русское население - все эти обстоятельства могли способствовать появлению в Сибири сепаратистских тенденций. Н.М.Ядринцев замечал: "Все, что мы видим в истории управления края, это постоянную борьбу центральной власти с нарастающими наместническими наклонностями" 5. Действительно, в силу удаленности от центра и необходимости быстро и эффективно решать массу различных вопросов, воеводы, а впоследствии и губернаторы, направляемые в Сибирь, получали полномочия большие, чем у чиновников в Европейской России. Часто значительная мера власти обращалась в самовластие - об этом пишут многие авторы книг по истории Сибири.

Таким образом, перед высшей администрацией стояла противоречивая задача - улучшить управление Сибирью, не прибегая к практикуемому ранее усилению власти губернатора. Действовать нужно было не механически, а с учетом специфики края.

В 1819 г. в Сибирь для проведения ревизии был отправлен М. М. Сперанский. Для рассмотрения его отчета 28 июля 1821 г. был учрежден особый комитет, вошедший в историю под названием Сибирский комитет6. В его состав вошли высшие чиновники царской администрации: Д. А. Гурьев, А. Н. Голицын, Б. Б. Кампенгаузен, А.А.Аракчеев и М.М.Сперанский. Комитету предстояло не только рассмотреть отчет Сперанского, но и следить за претворением в жизнь теоретических положений "Сибирских учреждений" 1822 г. От множества создаваемых в XIX в. специальных правительственных комитетов Сибирский комитет отличался рядом черт: комитет имел относительно стабильный состав, действовал длительное время, его существование было оформлено законодательно, комитет имел собственную канцелярию. Самое главное отличие Сибирского комитета от прочих узкоспециализированных комитетов состояло в том, что вето ведении находился широчайший круг вопросов, связанных с управлением Сибирью. Комитет рассматривал законопроекты по Сибири, принимал всеподданнейшие отчеты сибирских губернаторов, занимался вопросами сибирской экономики, ссылки и т.п. Таким образом, деятельность Сибирского комитета выходила за рамки деятельности обычного специализированного правительственного комитета. Фактически, вошедшие в Сибирский комитет сановники составили особое сибирское правительство, действующее на коллегиальных основаниях, а не по принципу единоличной власти.

В начале XIX в. была предпринята попытка разрешить накопившиеся проблемы посредством законодательной регламентации деятельности местного сибирского управления. Работу сибирских чиновников вновь попытались поставить под контроль центрального правительственного органа, Сибирского комитета, строившего свою работу по принципам, отличным от тех которыми в свое время руководствовался Сибирский приказ. Комитету предстояло за длительное время обстоятельно вникнуть во все вопросы управления Сибирью и улучшить это управление не посредством мер внешнего характера, а принципиально. По существу, создание в 1821 г. Сибирского комитета отражало изменение положения Сибири в составе Российской империи.

Примечания:

    1. Прутченко С.Сибирские окраины.. СПб.: Типография А.С.Суворина, 1899.- С.1
    2.Ремнев А.В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика в первой половине XIX в. Омск: Изд-во Омского унта, 1995. С. 16
    3.Ядринцев Н.М.Сибирь как колония. - С-Пб.: Типография Н.М.Стасюлевича, 1882. С. 318
    4.Прутченко С. Указ. соч. С. 69
    5.Ядринцев Н.М. Указ. соч. С.362
    6.Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917 гг. Т. 1: Высшие государственные учреждения. - СПб.: Наука, 1998. С. 72