Черемных Е.А.
Иркутский государственный педагогический университет

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В АЗИАТСКОЙ РОССИИ В XVIII СТОЛЕТИИ

Изучение правительственной политики в Азиатской России в XVIII в. даёт ценный материал к характеристике главных тенденций в развитии местного управления Российской империи, особенностей формирования бюрократического аппарата на окраинах. Во взаимоотношениях Центра и Сибири всегда существовали проблемы, вызванные расхождением интересов, как общегосударственных, так и региональных. В первую очередь центральные органы государственной власти решали вопросы, касающиеся административного управления Азиатским регионом, а не какие-нибудь другие.

Исключительное внимание к проблеме со стороны правительственных органов было закономерным. В силу российской специфики и традиции именно состояние органов администрации в центре и на местах служило организационной предпосылкой, условием и гарантом проведения правительственной политики вжизнь. По этим причинам характер, компетенция, структура и кадровое наполнение органов государственного управления территориями каждый раз претерпевали изменения по причинам корректировки или отмены прежнего правительственного курса, разработки или принятия решения о проведении новой политики в регионе 1.

Что касается областных учреждений, то, по мнению Ю. В. Готье, в сфере административной деятельности они приводили в жизнь предписания центрального правительства и являлись "агентами примитивной власти" 2 , которая заботится только о своих интересах. Административная деятельность местной власти могла быть охарактеризована с внешней стороны таким образом: элементарная полицейская деятельность, много обязанностей по сословным повинностям различных групп населения и мало забот о процветании подвластной территории и её обитателей. С внутренней стороны она характеризуется полным подчинением центральному правительству, полным отсутствием инициативы, а иногда и бессилием, обнаруживавшимся в самые критические и важные моменты. Таким образом, система областного управления, созданная ещё в начале XVIII столетия петровскими реформами, была упрощена контрреформой 1727-1728 гг., ликвидировав те местные учреждения, которые показали себя малоэффективными. В результате этой реформы вся власть на местах была объединена в руках губернаторов и воевод и установлено трёхстепенное административно-территориальное деление, просуществовавшее без значительных изменений почти до конца XVIII века.

Это время отмечено возросшей ролью губернатора в системе местного управления. Общая тенденция усиления власти губернаторов приобрела именно в Азиатской России наиболее яркое выражение в связи с отдалённостью её от центра. Предоставление права свободно распоряжаться финансами, подчинение ранее неподведомственных ему учреждений, передача функций ликвидированного Сибирского приказа и особое право выполнять только те правительственные распоряжения, которые он считал приемлемыми для Сибири,-всё это свидетельствовало о том, что сибирский губернатор был наделён более широкими полномочиями, по сравнению с другими 3.

В XVIII в. была сделана первая попытка унифицировать управление Сибирью с управлением европейской частью страны. На Азиатскую Россию были распространены нормы, применявшиеся по отношению к внутренним губерниям государства. Всё это дополнялось влиянием личных интересов и амбиций политических деятелей - как столичных, так и сибирских, одни из которых претендовали на роль теоретиков местного развития, другие - жаждали непосредственно взять на себя бразды государственного управления Сибирью. Всё это приводило к отсутствию должного единства, последовательности и преемственности в правительственной политике, отрицательно складывалось на её эффективности и мало благоприятствовало развитию огромного региона.

Анализ административной политики и практики органов государственной власти в Сибири позволяет исследователям приблизиться к решению ряда других важных проблем. Это вопросы, касающиеся реального содержания и сущности правительственной политики в Сибири, соотношения государственного и общественных компонентов в освоении и развитии Азиатского региона, его месте в составе Российской империи на разных этапах её развития.

Примечания

    1. Шишкин В. И. Государственное управление Сибирью в ХVII-ХIХ веках: основные особенности организации и функционирования // Проблемы истории местного управления Сибири к. XVI- нач. XX вв. Новосибирск, 1998.
    2. Готье Ю. В. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. Т. 2. М. - Л., 1941.
    3.Рафиенко Л. С. Управление Сибирью в 20-80 гг. XVIII в. Новосибирск,1968.