Сигов В. И.
Гимназия №44г. Иркутска

АДМИНИСТРАЦИЯ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПЕТЕРБУРГ - О СТАТУСЕ СЛУЖАЩИХ НА ПОГРАНИЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ АЗИАТСКОЙ ЧАСТИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 50-Х ГГ. XIX В.

В 1850-х гг. в Восточной Сибири под влиянием планов энергичного генерал-губернатора Н.Н. Муравьева шла активная подготовка к присоединению и освоению территорий по реке Амуру. В этих условиях было очень важно, чтобы служащие в регионе чиновники имели четкое мнение о собственной роли и обязанностях. Особенно это касалось тех, кто непосредственно вступал во взаимодействие с пограничными властями Китая. Поэтому были проведены некоторые преобразования. Одним из первых правительственных мероприятий было создание в 1851 г. Кях-тинского градоначальства - особой территории, явно не вписывавшейся в распространенное в Восточной Сибири административное деление. Избранный по соглашению министра финансов, министра иностранных дел и министра внутреннихдел, местный градоначальник назначался на свою должность самим императором 1. Престиж его должности повышался из-за высокого чина (IV класс - действительный статский советник), соответственно - повышалось мнение о себе служивших в Кяхте чиновников. Но дать чиновникам на границах России некоторые отличия по сравнению с их коллегами из других (внутренних) территорий было недостаточно. Важно было придать им такой статус, чтобы они пользовались уважением по ту сторону границы - у китайских чиновников. Обе задачи стремились решить сами чиновники приграничной территории.

В январе 1853 г. кяхтинский градоначальник Ребиндер поставил перед генерал-губернатором два вопроса. Первый - о том, кто должен замещать его в случае отпуска или болезни. Назначать чиновника каждый раз из Иркутска казалось ему неудобным. Он предлагал выработать правило, по которому поручать исполнение обязанностей градоначальника директору Кяхтинской таможни. Последняя оставлялась на попечение старшего таможенного чиновника 2. Причем Ребиндер считал необходимым изменить расписание должностей, дав директору таможни вместо имевшегося у него чина VI класса (коллежского советника) чин V класса (статского советника). Последний чин даровал его обладателю права потомственного дворянства 3. По мнению Ребиндера, должность директора таможни привлекла бы более образованных людей, которые могли использовать свои личные качества для развития в местных купцах "лучших чувств и понятий" 4. Генерал-губернатор согласился с Ребиндером. В декабре 1856 г. были высочайше утверждены новые штаты управления Восточной Сибири, где директору Кяхтинской таможни поручалось при необходимости замещать тамошнего градоначальника 5. Однако о повышении чина директора таможни ничего не говорилось.

Второй вопрос Ребиндера генерал-губернатору касался должности пограничного комиссара. Она была "весьма важной" в политическом отношении, т.к. предполагала влияние не только на пограничные, но и на торговые дела. Внушение китайцам уважения к русским и русскому правительству зависело от пограничного начальника, т.к. он постоянно имел контакты со своим коллегой на территории Китая - цзаргучеем. Последний мог как поддержать, так и воспрепятствовать в торговле русским купцам 6. Кяхтинский градоначальник констатировал, что до его прибытия в Кяхту китайцы не оказывали уважения русским и русскому правительству. Причина крылась в несоответствии значения должности русского пограничного начальника понятиям китайцев о достоинстве правительственных лиц: во-первых - цзаргучей при хорошей службе (в течение трех лет) назначался правителем области, а пограничный начальник не мог рассчитывать на подобную карьеру в России; во-вторых - по классу должности пограничный начальник был гораздо ниже директора Кяхтинской таможни, что воспринималось китайцами как нарушение разумной чиновной иерархии. Ребиндер предложил устранить диспропорции, "возвысив" пограничного начальника до чина VI класса 7. Согласно новым штатам 1856 г., это было сделано 8.

Итак, мы видим, что в Петербурге по-разному относились к двум инициативам, исходящим от кяхтинского градоначальника Ребиндера. Первая получила поддержку только наполовину. Замещение должности градоначальника ввиду близости китайской границы должно было происходить четко, оперативно и по инструкции. В столице сочли нецелесообразным повысить привлекательность для претендентов должности директора Кяхтинской таможни: там больше ценили бюрократический опыт, нежели образованность; к тому же выгоднее было промежуточное положение должности для достижения статуса потомственного дворянства. Вторая инициатива Ребиндера получила у царского правительства полное одобрение. Очевидно, что среди министров возобладало мнение о приведении должностной иерархии русского пограничного чиновничества в соответствие с представлениями о власти китайского чиновничества, имевшего более логичную иерархическую структуру. Таким образом укреплялось влияние России в регионе.

Примечания.

1. Ремнев А.В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика второй половины XIX-начала XX веков. Омск, 1997. - С. 73.
2. ГАИО. Ф 24. Оп. 1.К. 1022. Д. 8. Л. 1.
3. Корелин А.П. Дворянство пореформенной России. 1861-1904. М., 1979.-С. 26.
4. ГАИО. Ф. 24. Оп. 1. К. 1022. Д. 8. Л. 2.
5. Там же. Л. 6.
6. Там же. Л. 2.
7. Там же. Л. 2-3.
8. Там же. Л.6.