А.В.Алепко
Хабаровский военный институт
Федеральной пограничной службы России.

НАЧАЛА ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

Отношение российского правительства к экономическому проникновению иностранцев вXVIII в. всецело зависело от внешнеэкономической стратегии, которая менялась от строгих мер протекционистского характера до умеренного фритредерства. К 1790-м гг. в европейской части страны была создана таможенная стража, и проникновение иностранного капитала через западные границы России носило в целом регулируемый характер.

Однако на почти безлюдных тихоокеанских границах империи экономическую деятельность иностранцев правительство России было не в состоянии контролировать. Поэтому их появление здесь не могло не вызывать беспокойства. Уже в 1799 г. при учреждении РАК, которой на 20 лет даровались по сути дела неограниченные привилегии на занятие торгово-промышленной деятельностью в тихоокеанском регионе страны, правительство России определило свое отношение к участию иностранцев в делах компании. Иностранцы со своими капиталами могли участвовать в РАК, но только при условии принятия "в вечное Российское подданство" и строгого исполнения ими положений устава компании. Создание единой и сильной организации влице РАК, с одной стороны, позволяло российскому правительству эффективнее решать вопросы налогового обложения и расширения торгово-промышленной деятельности российского купечества на далёкой окраине. Другой стороной этого закона, было противодействие иностранным конкурентам на берегах Тихого океана, что соответствовало желаниям русских купцов.

Появление первых законов по регулированию экономической деятельности иностранцев на российском Дальнем Востоке связано с 1812г., когда в Петропавловск прибыли два торговых судна с товарами американского купца Т.Добеля. Товары были быстро раскуплены местными жителями, т.к. имели невысокие цены. Учтя этот опыт, Комитет министров по представлению министра финансов составил проект закона, который был доложен Александру I. 24 июля 1813 г. царь утвердил его. Так в Охотско-Камчатском крае была впервые разрешена беспошлинная торговля.

В 1817 г. в Охотский порт прибыло английское купеческое судно "Бродерс". Его суперкарго Гордон организовал торговлю и намеревался её продолжить в 1818 г. в Охотске и Петропавловске. После получения донесения по этому вопросу от Сибирского генерал-губернатора, министр финансов обратился в Комитет министров. Он предлагал разрешить беспошлинный ввоз в дальневосточные порты продовольствия, медикаментов и лекарств и I астрономических инструментов. Остальные иностранные товары, по его мнению, должны были облагаться таможенными пошлинами-от 25 до 30%. При этом министр финансов предлагал [ запретить ввоз вещей и предметов роскоши.

Записка министра финансов была рассмотрена на заседании [Комитета министров 23 марта 1818 г. При её обсуждении граф А.А.Аракчеев доложил мнение Александра I. Император указал включить в перечень иностранных товаров, разрешенных к беспошлинному ввозу в Охотский и Петропавловский порты, все виды мяса, масла, зелени употребляемой в пищу, а также сахар. А при утверждении решения правительства, император указал, что если у администрации Охотского порта и Камчатки возникнет необходимость для изменения таможенного тарифа, то они могут отправить с вой "представления на высочайшее имя".

26 августа 1818г. Александр I утвердил положение Комитета министров "О правилах по коим с 1819г. дозволяется привоз в Охотский порт и полуостров Камчатский и вывоз оттуда товаров". В соответствие с ним, командир Охотского порта и начальник Камчатки по прибытии для торговли иностранных судов должны были составлять ведомости привезенных товаров. Одни, на товары, разрешенные к беспошлинному ввозу, другие - на облагаемые пошлинами. Цена на привозимые товары для жителей Камчатки и Охотека, должна была устанавливаться одинаковой. По мнению Н.В.Слюнина, этот закон был необходимой мерой для края после эпидемии сибирской язвы 1816-1817 гг., вызвавшей падёж скота и голод.

Однако решение правительства обеспокоило акционеров РАК, увидевших в нем угрозу монополии. На официальном уровне они открыто выступили против беспошлинной торговли иностранцев, направив в 1818г. в департамент внутренней торговли свои ходатайства, указав на возможные территориальные притязания иностранцев.

Активность англичан в Охотском порту и ходатайства правления РАК заставили правительство России принять ограничительные меры. В 1820 г. министр финансов обратился с докладом к Александру I, в котором высказал мнение о запрещении иностранцам вступать в гильдейское купечество и селиться на Камчатке и в Охотске, торговать и приставать к портам Восточной Сибири. А привоз иностранных товаров на дальневосточное побережье он предложил "дозволить" только РАК. Император утвердил предложения министра финансов и с 31 марта 1920 г. они приобрели силу закона.

В сентябре 1821 г., при активном лоббировании Главного правления РАК последовал очередной императорский указ, согласно которого право торговли и морских промыслов вдоль тихоокеанского побережья России в Азии и Америке предоставлялось только российским подданным. Иностранным судам не только запрещалось приставать, но и приближаться к российскому побережью и островам на расстояние не менее 100 итальянских миль. В случае не выполнения этих требований зарубежные суда подлежали конфискации вместе с перевозимыми грузами.

Этот закон породил множество дипломатических проблем и до предела обострил продовольственное положение Русской Америки, т. к. основная часть продовольствия поступала от иностранных торговцев. Лишь экстренные закупки продуктов в Калифорнии и на Гавайских островах спасли колонии РАК от голода. Экономическая нецелесообразность и дипломатическое давление со стороны США и Великобритании вынудили правительство России отказаться от принятого в 1821 г. закона. Более того, в апреле 1824 г. в Санкт-Петербурге между Россией и США была заключена конвенция, разрешившая американским подданным в течение 10 лет "пользоваться беспрепятственно с полною свободою мореплаванием, производством рыбной ловли, и правом приставать к таким берегам, которые ещё не заняты, для торговли" с аборигенами, на всем побережье Тихого океана. Однако при этом запрещалась продажа оружия и спиртных напитков туземцам. В феврале 1825 г. подобная конвенция была заключена Россией с Великобританией.

Против торговой монополии РАК на побережье Восточной Сибири и за разрешение в крае иностранной торговли активно выступил начальник Камчатки П.И. Рикорд. Весной 1824 г. он прибыл в Санкт-Петербург и обратился к министру финансов по вопросу обеспечения продовольствием населения Камчатки. Одним из вариантов решения этого вопроса П.И.Рикорд видел доставку хлеба из Калифорнии, а соли с Гавайских островов. Его доводы основывались на более дешевой стоимости заграничных товаров и более коротком пути их доставки в Петропавловский порт. На основании его ходатайства министр финансов обратился с положением в Сибирский комитет, в котором высказался за разрешение иностранной торговли в Камчатке. Но предложение министра финансов не было поддержано. Тем не менее, министр иностранных дел, заявил, что "политические отношения наши не могут воспрепятствовать открыть нам торговлю с иностранцами, коль такая мера будет признана совместною с выгодами". Запрещение беспошлинного ввоза иностранных товаров в порты Восточной Сибири в эти годы отвечало общей тенденции внешнеэкономической стратегии правительства, заключавшейся в протекционизме.