Нацуко Ока
Научный сотрудник Отдела региональных исследований Института развивающихся экономик, Чива (Япония).

КОРЕЙЦЫ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНЕ:СТРАТЕГИЯ ВЫЖИВАНИЯ В РОЛИ ЭТНИЧЕСКОГО МЕНЬШИНСТВА

Начну с описания одного примечательного с точки зрения нашей темы события. Третьего июня 2000 г. Ассоциация корейцев Казахстана (АКК) праздновала во Дворце Республики в Алма-Ате десятилетие со дня своего основания. Большой зал был набит до отказа: пришло три тысячи корейцев, в том числе дети и старики. Среди почетных гостей присутствовали высокопоставленные казахстанские чиновники, лидеры национальных культурных центров, а также иностранные послы и другие члены дипломатического корпуса. Прибыли делегации областных отделений АКК и лидеры корейских общин России, Узбекистана и Киргизии. Половина трехчасовой церемонии была посвящена официальным выступлениям и чествованию "ветеранов" - пожилых активистов, многое отдавших делу возрождения корейской культуры, традиций и языка.

Впечатлял список поздравительных посланий - казахстанских корейцев приветствовали высшие должностные лица страны. А. Байменов, заместитель председателя Ассамблеи народов Казахстана, зачитал послание от президента Н. Назарбаева, а А. Сарсенбаев, министр культуры, информации и общественного согласия - от премьер-министра К. Токаева. Прислал свои поздравления и Ж. Туякбай, председатель Мажилиса1.

В своем выступлении президент АКК Ю. Цхай, генеральный спонсор и организатор юбилея, от лица всех корейцев выразил благодарность правительству, парламенту и особенно президенту республики. Он призвал корейцев Казахстана "всегда помнить, кто в тяжелое время протянул руку помощи нашим отцам и дедам". Ю. Цхай завершил свою речь следующими словами: "Мы готовы, со всеми живущими здесь народами,строить наш общий дом, который называется Казахстан". Вице-президент АКК Г. Хан подчеркнул, что корейцы добились огромных успехов "потому, что мы оказались на древней казахской земле среди гостеприимного казахского народа". От имени своих соотечественников Г. Хан изобразил на сцене "настоящий корейский низкий поклон", став на колени и положив руки на пол перед собой.

Юбилей АКК ясно продемонстрировал официальную стратегию корейской диаспоры. Принимая свой диаспоральный статус и подчеркивая то, что они никогда не забудут казахское гостеприимство, корейцы намерены продолжать жить на "земле казахов". Они поддерживают президента Н. Назарбаева и всячески превозносят его стремление к стабильности и миру в полиэтничном обществе. Внешнюю же ориентацию АКК проясняют такие факты, как выступление на юбилее посла Южной Кореи Чэ Сынхо, выставка в фойе товаров южнокорейской фирмы LG (одного из спонсоров церемонии) вместе с местными фирмами, а также отсутствие каких-либо признаков существования КНДР.

Вполне возможно, что немало корейцев, особенно старшего поколения, искренне верят в то, что казахи заслуживают подобной благодарности. Но почему же лидеры диаспоры так настойчиво подчеркивают свои чувства? Потому ли, что они считают себя обязанными делать это? Или такое поведение обусловлено тем, что корейцы не являются коренным населением страны? Почему они поддерживают Н. Назарбаева и его национальную политику? Что думают обычные корейцы о стратегии АКК? Наконец, как корейцы Казахстана хотели бы строить отношения со своей "исторической родиной"? Вот некоторые из вопросов, на которые я попытаюсь ответить в этой статье.

Национализирующийся Казахстан и его политика в отношении этнических меньшинств

Продолжающаяся казахизация

По данным первой переписи населения независимого Казахстана (1999 г.), в республике проживало 99665 корейцев. Они оказались в Казахстане в результате депортации 1937 г. По указанию И. Сталина, 172 тыс. корейцев были насильственно переселены из российского Дальнего Востока в Узбекистан и Казахстан2. Последний стал родиной и для других депортированных народов - немцев, поляков, греков, курдов, карачаевцев, балкарцев, ингушей, чеченцев, калмыков, крымских татар и др.3.

К моменту прибытия корейских переселенцев численность казахов уже сильно сократилась. Голод, насильственная коллективизация и массовые репрессии унесли огромное количество жизней. Кроме того, многие откочевали за пределы Казахстана. Между тем численность "европейского" населения, в основном русских и украинцев, увеличивалась за счет потоков людей, направляемых на работу в народном хозяйстве республики. Депортации также усиливали полиэтничность местного общества. Снижение доли казахов прекратилось лишь в 60-х гг., но до распада СССР эта доля не превышала 40% (по переписи 1989 г.). При таком составе населения и в условиях проводимой Москвой русификаторской политики не только для малочисленных народов, но и для определенной части городских казахов русский язык стал де-факто родным.

В постсоветском же Казахстане все чаще стало звучать слово "казахизация". Речь идет в основном о доминировании представителей титульного этноса во властных структурах и о защите их языка и культуры. Хотя за рубежом этот термин употребляется в научных статьях4, в Казахстане его публичное употребление все же наталкивается на психологические барьеры. Здесь я не ставлю перед собой задачу провести всесторонний анализ казахизации, а ограничусь лишь упоминанием некоторых ее аспектов, волнующих сегодня корейскую диаспору.

Во-первых, в последнее время на официальном уровне подчеркивается, что Казахстан является землей казахов. Как отметил С. Панарин5, в преамбуле нынешней Конституции написано, что народ Казахстана созидает государственность "на исконной казахской земле". Кроме того, в "Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан"6.отмечается, что современные границы страны "полностью соответствуют исторически сложившемуся ареалу расселения казахского народа... Этническим центром казахов является Казахстан. Нигде в мире они не обладают другой государственностью, которая проявляла бы заботу о сохранении и развитии казахов как этноса, об их культуре, образе жизни, языке, традициях". Данная точка зрения отражена и в официальном толковании отечественной истории в школьных/университетских программах. Что это означает для различных населяющих Казахстан народов? В отличие, например, от русских (особенно казаков в северных районах) или узбеков пограничных с Узбекистаном территорий, корейские лидеры сами подчеркивают, что они живут не на "своей" земле. Но все же внедрение понятия "казахская земля" не может не влиять на психологическое состояние корейцев.

Во-вторых, отметим языковую политику. Как известно, Конституция Республики Казахстан гласит, что государственным является казахский язык (пункт 1, ст. 7), но "в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык" (пункт 2, ст. 7)7. Таким образом, русский язык де-факто обладает статусом официального, хотя авторы Конституции уклонились от четкого объявления его таковым8. Согласно Закону о языках, принятому в июле 1997 г., "государственный язык - язык государственного управления, законодательства, судопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории государства" (ст. 4). Закон также гласит, что "долгом каждого гражданина Республики Казахстан является овладение государственным языком, являющимся важнейшим фактором консолидации народа Казахстана"9.

На самом деле казахский язык является основным далеко не во всех сферах казахстанского общества. Русский язык до сих пор доминирует, особенно в городах. Реальная проблема заключается не в вытеснении последнего, а в воздействии языкового фактора на возможности трудоустройства10. Что касается других языков, то, как записано в Конституции страны, "государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана" (пункт 3, ст. 7). Всем известно, что этот пункт носит скорее декларативный характер. Поскольку большинство казахстанских корейцев являются русскоязычными, их больше волнует статус этого языка, нежели забота государства о языке их этнической группы.

В-третьих, немаловажен кадровый вопрос. На официальном уровне открыто не афишируется, что казахи должны доминировать в государственных структурах, но сегодня сами они признают, что представителей титульного этноса там большинство. Например, в правительстве, в которое входили премьер-министр, пять его заместителей, 15 министров и один руководитель канцелярии, по состоянию на январь 2001 г. русских было всего двое 11. А в администрации президента из 27 руководящих постов русские занимали лишь три. Хотя по фамилии не всегда можно определить национальность, ясно, что почти все остальные являются казахами 12. Корейцы и в советское время негласно ограничивались в продвижении на руководящие должности (как сказал мне один из них - "разве корейцам раньше было легко?"). Тем не менее, на конференциях и в частных беседах они выражают неудовольствие тем, что теперь почти нет корейцев в высших эшелонах власти.

Таблица 1
"Национальная структура населения Казахстана" (1989-1999 гг.)

Этнические группы 1989г.(чел.) 1989г.(%) 1990г.(чел) 1990г.(%) 1993г.(чел) 1993г.(%) 1995г.(чел) 1995г.(%) 1999г.(чел) 1999г.(%)
Казахи 6534616 39,7 6700363 40,3 7287635 43,1 7636205 46,0 7985039 53,4
Русские 6227549 37,8 6241930 37,6 6168740 36,5 5769711 34,7 4479620 30,0
Украинцы 896240 5,4 893780 5,4 875434 5,2 820871 4,9 547054 3,7
Немцы 957518 5,8 917485 5,5 696042 4,1 507 199 3,1 353441 2,4
Узбеки 332017 2,0 340532 2,0 364159 2,2 378811 2,3 370663 2,5
Татары 327982 2,0 333412 2,0 335514 2,0 319592 1,9 248954 1,7
Уйгуры 185301 1,1 - - - - - - 210365 1,4
Белорусы 182601 1,1 182814 1,1 181 486 1,1 171716 1,0 111927 0,7
Корейцы 103315 0,6 - - - - - - 99665 0,7
Другие национальности 717325 4,4 1007997 6,1 1004743 5,9 1002986 6,0 546398 3,7
Всего 16464464 100,0 16618313 100,0 16913753 100,0 16607091 100,0 14953126 100,0

Источники: Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 г. (CD-ROM). East View Publication, 1996; Демофафический ежегодник Казахстана. Алма-Ата, 1996. С. 56-58; Итоги переписи населения 1999 г. в Республике Казахстан. Том I. Национальный состав населения Республики Казахстан. Алма-Ата, 2000. С. 6-8.

Все вышеизложенное происходит на фоне значимых демографических сдвигов - доля казахов в населении страны постепенно увеличивается (см. табл. 1). Как известно, это происходит в основном за счет эмиграции "европейцев", большинство которых составляют русские и немцы (см. табл. 2). Почему они уезжают - вопрос сложный; на мой взгляд, действуют экономические, психологические и другие факторы. Кроме того, темпы естественного прироста у казахов выше, чем, например, у русских. Сейчас также поощряется иммиграция казахов из-за рубежа, но это пока не сильно влияет на изменение национального состава населения13.

Было бы неверным констатировать, что в Казахстане представители нетитульных этнических групп подвергается вытеснению, как пишут некоторые журналисты и аналитики. Современная политическая элита, состоящая в большинстве своем из казахов, "далеко не всегда... преследует цель принизить и потеснить русскоязычных" 14. При этом необходимо отметить, что простые казахи не обладают реальными привилегиями титульной нации, и их жизненный уровень в целом не лучше, чем у других. Важно другое: представители неказахской части населения чувствуют, что у них меньше прав и возможностей, и именно это ощущение (пусть оно не всегда объективно) может вызвать напряженность, и даже конфликты на этнической почве.

Ассамблея народов Казахстана

Власти Казахстана гордятся Ассамблеей (АНК) как примером успешной национальной политики. Эта организация была создана указом президента от 1 марта 1995 г. как совещательный орган при президенте "в целях укрепления общественной стабильности и межнационального согласия". Согласно указу, главная цель АНК - выработка практических рекомендаций, обеспечивающих консолидацию общества, а также оказание содействия президенту как гаранту соблюдения прав и свобод граждан независимо от их национальной принадлежности. Ассамблея формируется главой государства из числа представителей национально-культурных центров, советов ветеранов и других лиц, с учетом их авторитета среди населения. В то же время в каждой области (и в двух столицах) действуют малые ассамблеи народов при главах областных (и городских) администраций15. Первая сессия АНК состоялась 24 марта 1995 г.

Таблица 2
Казахстан: национальный состав мигрантов в 1997 и 1998 гг.

1997 1998
чел. % чел. %
прибыло выбыло сальдо прибывших выбывших прибыло выбыло сальдо прибывших выбывших
всего всего 38067 299455 -261,388 100,0 100,0 40624 243663 -203,039 100,0 100,0
русские 17154 174616 -157,462 45,1 58,3 19874 144369 -124,494 48,9 59,2
немцы 1410 49505 -48,095 3,7 16,5 14,93 39953 -38,460 3,7 16,4
украинцы 2349 29080 -26,731 6,2 9,7 2545 22788 -20,243 6,3 9,4
казахи 11582 11759 -177 30,4 3,9 10955 9270 1,685 27,0 3,8
белорусы 386 5900 -5,514 1,0 2,0 427 5282 -4,855 1,1 2,2
корейцы 512 1156 -644 1,3 0,4 555 1025 -470 1,4 0,4
другие национальности 4674 27439 -22,765 12,3 9,2 4774 20976 -16,202 11,8 8,6
миграционный обмен со странами СНГ всего 35936 239441 -203,505 100,0 100,0 38340 193866 -155,526 100,0 100,0
русские 16904 162373 -145,469 49,0 67,8 19571 133243 -113,672 51,0 68,7
немцы 1098 8578 -7,480 3,1 3,6 1128 7361 -6,233 2,9 3,8
украинцы 2329 26572 -24,243 6,5 11,1 2503 20635 -18,132 6,5 10,6
казахи 10621 11204 -583 29,6 4,7 9958 8759 1,199 26,0 4,5
белорусы 381 5517 -5,136 1,1 2,3 421 4880 -4,459 1,1 2,5
корейцы 476 1070 -594 1,3 0,4 540 929 -389 1,4 0,5
другие национальности 4127 24127 -20,000 11,5 10,1 4219 18059 -13,840 11,0 9,3
миграционный обмен с иными странами всего 2131 60014 -57,883 100,0 100,0 2284 49797 -47,513 100,0 100,
русские 250 12243 -11,993 11,7 20,4 304 11126 -10,822 13,3 22,3
немцы 312 40927 -40,615 14.6 68,2 365 32592 -32,227 16,0 65,4
украинцы 20 2508 -2,488 0,9 4,2 42 2153 -2,111 1,8 4,3
казахи 961 55 406 45,1 0,9 997 511 486 43,7 1,0
белорусы 5 383 -378 0,2 0,6 6 402 -396 0,3 0,8
корейцы 36 86 -50 1,7 0,1 15 96 -81 0,7 0,2
другие национальности 547 3312 -2,765 25,7 5,5 555 2917 -2,36 24.3 5,9
Источники: Статистический ежегодник Казахстана 1999. Алма-Ата, 1999. С. 25; Статистический ежегодник Казахстана 1994-1997. Алма-Ата, 1998. С. 58-59.

На политический характер Ассамблеи указывает время ее создания. 6 марта 1995 г., вскоре после принятия президентского указа об АНК, Верховный Совет был распущен по предписанию Конституционного Суда, обосновавшего свое решение тем, что выборы в Верховный Совет в марте 1994 г. были проведены с нарушением Конституции. Таким образом, до следующих выборов в декабре 1995 г. в Казахстане не существовало органов законодательной власти. Во время этого парламентского "простоя" Н. Назарбаев принял, одно за другим, несколько важных решений, используя имеющиеся у него полномочия. Так, следуя единогласно принятой на первой сессии АНК резолюции, содержащей предложение провести референдум о продлении президентского срока до декабря 2000 г.16, 25 марта 1995 г. Н. Назарбаев издал указ об организации такого референдума уже в апреле 17. АНК, по существу, дала ему возможность легально избежать президентских выборов. В августе того же 1995 г. состоялся другой референдум, опять же инициированный Ассамблеей и касающийся принятия новой конституции, расширяющей полномочия президента. Оба решения были одобрены подавляющим большинством населения страны.

Конституционный Закон о Первом Президенте Республики Казахстан, принятый в парламенте и подписанный самим Н. Назарбаевым в июле 2000 г., тоже показывает, что АНК является исполнителем политической воли последнего. Закон, якобы обеспечивающий преемственность основных направлений внутренней и внешней политики страны, гарантирует Н. Назарбаеву политические и материальные привилегии после отставки. Первому президенту пожизненно принадлежит право обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам, а также выступать перед парламентом и на заседа-ниях правительства. Кроме того, Н. Назарбаев пожизненно входит в состав Конституционного совета и Совета Безопасности, а также возглавляет Ассамблею народов Казахстана 18.

В то же время было бы неверным утверждать, что АНК всего лишь инструмент в руках президента. Ассамблея функционирует как пространство общения разных этнических групп, населяющих Казахстан; по ее инициативе проводились опросы общественного мнения по проблемам межнациональных отношений, на основе которых были представлены рекомендации властям. Ассоциация корейцев Казахстана принимает активное участие в деятельности АНК. По словам Г. Ни, первого вице-президента АКК, корейцы являются самой активной диаспорой среди 26 этнических групп - членов АНК. Три члена президиума АКК входили в Совет Ассамблеи (в июне 1999г.)19.

Стратегии корейской диаспоры

Социально-экономический фон

Численность корейцев в Казахстане за последние десять лет несколько уменьшилась с 100739 человек в 1989 г. до 99665 человек в 1999 г. (см. табл. 3), однако их доля в общем, населении слегка выросла - с 0,62 % до 0,67%. Корейцев стало существенно меньше в двух южных областях - Кзыл-Ординской и Южно- Казахстанской, но явно больше - в Алма-Ате и Астане. Как можно объяснить эту внутреннюю миграцию?

По данным официальной статистики, средний месячный заработок в стране (1998 г.) составлял 9683 тенге, но при этом Южно-Казахстанская область (бывш. Чимкентская) демонстрирует самый низкий уровень - 6160 тенге, а Алма-Ата на втором месте (после Мангистауской - бывш. Мангышлакской - области) - 12 923 тенге, и почти на таком же уровне столичная Астана ( 1 2 886 тенге). В то же время в Кзыл-Ординской области средняя зарплата немного превышала общереспубликанскую - 9755 тенге. Из других экономически отсталых областей, таких как Джамбульская (6925) и Акмолинская (6394), оттока корейцев почти не наблюдалось20. Таким образом, экономические факторы повлияли на их внутренние перемещения, но лишь частично.

Можно предположить, что значимым моментом является также национальный состав местного населения - корейцы уезжают из регионов с численным преобладанием казахов туда, где их меньше. Если казахи составляли 53,4% населения республики ( 1999 г.), то в Кзыл-Ординской области их доля достигала 94,2%, в Южно-Казахстанской - 67,8%, зато в Алма-Ате и Астане - 38,5% и 41,8% соответственно. Но опять-таки, Джамбульская область, с достаточно высокой долей казахского на-селения (64,8%), выглядит исключением из общего правила21.

Таблица 3
Численность казахстанских корейцев по областям, 1989-1999 гг.

Области 1999г.(чел) 1999г.(%) 1989г.(чел) 1989г.(%) 1999г. в % к 1989г. Удельный вес корейцев в общей численности населения в % в 1999г. Удельный вес корейцев в % в 1989г.
Всего 99665 100,0 100739 100,0 98,9 0,67 0,62
Акмолинская 1489 1,5 1382 1,4 107,7 0,18 0,13
Актюбинская 1383 1,4 1350 1,3 102,4 0,20 ,18
'Алмаатинская 17488 17,5 18483 18,3 94,6 1,12 1,13
Атырауская 2600 2,6 3000 3,0 86,7 0,59 0,71
Восточно-Казахстанская 1574 1.6 1553 1,5 101,4 0,10 0,09
Джамбульская 14000 14,0 13360 13,3 104,8 1,42 1,29
Западно-Казахстанская 731 0,7 631 0,6 115,8 0,12 0,10
Карагандинская 14097 14,1 14672 14,6 96,1 1,00 0,84
Кустанайская 4160 4,2 4085 4,1 101,8 0,41 0,33
Кзыл-Ординская 8982 9,0 12047 12,0 74,6 1,51 2,10
Мангистауская 716 0,7 816 0,8 87,7 0,23 0,25
Павлодарская 1013 0,1 924 0,9 109,6 0,13 0,9
Северо-Казахстанская 534 0,5 746 0,7 71,6 0,07 0,08
Южно-Казахстанская 9780 9,8 11430 11,4 85,6 0,49 0,63
Город Астана 2028 2,0 1329 1,3 152,0 0,64 0,47
Город Алма-Ата 19090 19,2 14931 14,8 127,9 1,69 1,39
Источник: Итоги переписи населения 1999 г. в Республике Казахстан. Том I. Национальный состав населения Республики Казахстан. Алма-Ата, 2000.

Э.Огай, президент Кзыл-Ординского филиала АКК, объ-ясняет корейскую эмиграцию из области экономическими трудностями: "Корейцы первыми едут туда, где лучше жизнь"22. Он бегло говорил по-казахски и уверял меня, что это не редкость среди членов местной общины. И действительно, я встретила там нескольких владеющих казахским корейцев, что, например, для Алма-Аты довольно необычно. В период депортации именно в Кзыл-Ординскую область была переселена самая большая группа корейцев. Там сначала размещались и корейский театр, и редакция газеты "Ленин кичи" ("Ленинское знамя"), которые позднее переехали в Алма-Ату.

По материалам АКК, 62% корейцев, проживающих в Ка-захстане, родились там же; 21,5 - в России (2/3 из них в Приморском крае); 11,4 - в Узбекистане и 5% являются выходцами из других республик бывшего СССР23. По данным Р. Цоя, заместителя председателя Алмаатинского областного культурного центра АКК, десятки корейских семей бежали в одноименную область из Таджикистана, от гражданской войны и социальной нестабильности. В поселке Талгар на окраине Алма-Аты, где живет Р. Цой, поселились, по крайней мере, пятьдесят корейских семей из Таджикистана, которые, как он полагает, не были зафиксированы переписью 1999 г. В Алма-Ате я часто встречала и корейцев, недавно переехавших из Узбекистана. Обычно их к этому толкает тяжелая экономическая ситуация и явно выраженный узбекский национализм, но для корейцев-христиан значимо также отсутствие в Узбекистане религиозной свободы. Правда, Р. Цой утверждал, что корейцы из Узбекистана чаще едут на российский Дальний Восток, чем в Казахстан24.

Что касается внешних миграций, то выезд превышает въезд, хотя в целом корейцев уехало меньше, чем представите-лей других национальностей. Причем, в отличие от славян, немцев и евреев, корейцы не стремятся возвратиться на свою "историческую родину" - число уехавших в дальнее зарубежье крайне невелико (см. табл. 2). Активную репатриацию немцев и евреев в Германию и Израиль можно объяснить этнически ориентированной иммиграционной политикой, а также высоким уровнем жизни в этих государствах. Если Южная Корея будет проводить подобную политику в отношении корейцев за рубежом (что сейчас маловероятно), то некоторые из них, если не многие, могут предпочесть уехать туда (см. приведенные ниже данные опроса).Они знают, что им тяжело будет жить, т. к. большинство не знает корейского языка, да и менталитет их существенно отличается от южнокорейского (то же самое можно сказать о немцах и евреях Казахстана). Однако в поисках лучшей жизни корейцы могут пойти на риск. Некоторые уезжа-ют на Дальний Восток, но тяжелое экономическое положение региона снижает его привлекательность для переселенияОни знают, что им тяжело будет жить, т. к. большинство не знает корейского языка, да и менталитет их существенно отличается от южнокорейского (то же самое можно сказать о немцах и евреях Казахстана). Однако в поисках лучшей жизни корейцы могут пойти на риск. Некоторые уезжа-ют на Дальний Восток, но тяжелое экономическое положение региона снижает его привлекательность для переселения25.

Таблица 4
Языковая компетентность казахстанских корейцев, 1989-1999 гг

Языки 1999г.(чел) 1999г.(%) 1989г.(чел.) 1989г.(%)
Русский 97394 97,7 98131 97,4
Корейский 25709 25,8 53,420 53,0
Казахский (хорошо владеют) 28693 28,8 11,57 1,2
Казахский (плохо владеют) 19850 19,9
Всего населения 99665 100,0 100739 100,0
Источники: Итоги переписи населения 1999 г. в Республике Казахстан. Том 1. Национальный состав населения Республики Казахстан. Алма-Ата, 2000. Том П. Население Республики Казахстан по национальностям и владению языками. Алма-Ата, 2000. С. 9, 33; Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 г. (CD-Rom), East View Publication, 1996.

По данным последней переписи, почти все корейцы (97,7%) знают русский; что касается корейского, то им владеют 25,8% опрошенных, а государственным языком - 28,8% (см. табл. 4). Данные по корейскому и казахскому языкам всякому, кто общался с корейцами в стране, покажутся странными. В высшей степени сомнительно, чтобы каждый четвертый кореец бегло говорил на языке своей исторической родины. Скорее, большинство опрошенных лишь немного его знают. А чтобы получить точные данные о знании казахского языка, следует, на мой взгляд, вычесть из вышеприведенной цифры 19,9% - это те, кто оценил свое владение государственным языком как "слабое"26.

В переписи 1989 г. вопрос о языках звучал следующим образом: "Родной язык. Указать также другой язык народов СССР, которым свободно владеет". В рамках такой формулировки не могло быть лиц, которые свободно владели бы "язы-ком своей национальности" как вторым языком народов СССР. Это значит, что те корейцы, которые считали родным языком русский, не знали корейского языка. Поэтому для удобства я сложила две цифры (число тех, кто считал родным языком русский - 49 604, и тех, кто ответил, что владеет им как вторым языком - 48 527) для того, чтобы получить число корейцев, владевших в 1989 г. русским. Число тех, кто считал родным языком корейский, использовано как индикатор численности владеющих корейским. Что касается казахского языка, я также сложила две цифры - количество свободно владевших казахским языком (1006) и тех, кто считал его родным языком (151).

Рассматривая языковую компетенцию, мы должны быть осторожны при сравнении данных переписей 1989 г. и 1999 г. Что касается знания корейского, вполне вероятно, что даже не владевшие или слабо владевшие им корейцы считали его все равно своим родным языком. Данные 1989 г. по казахскому языку (около 1 %) я считаю надежными, т. к. вопрос ставился о "свободном владении вторым языком народов СССР" (выделено мной. - Н. О. ). К тому же в 1989 г. корейцы не чувствовали, что им необходимо специально демонстрировать знание казахского, в отличие от ситуации 1999 г. в независимом Казахстане, когда от переписчиков, видимо, требовалось несколько "раздуть" число владеющих государственным языком.

Важную роль в жизни многих корейцев Казахстана начала играть религия. После падения "железного занавеса" множество корейских священников и миссионеров устремились в бывший СССР; стали открываться церкви в России и других республиках, особенно в местах массового расселения корейцев. Сначала советские корейцы посещали церковь в основном ради контактов со своими соотечественниками, а также из-за стремления выучить корейский язык, но вскоре многие из них стали истинными верующими. К сожалению, по кон-фессиональной принадлежности населения официальная статистика отсутствует, но, если судить лишь по одной Алма-Ате, в ней есть десятки церквей, основанных выходцами из Южной Кореи и других развитых стран, в частности, из США. Южно-корейские миссионеры едут даже в такие города, как Павлодар, где корейцев очень мало. А. Пак, председатель павлодарского филиала АКК, показала мне новое здание церкви и рядом с ней зал для занятий таэквондо, построенные южнокорейским пастором. Эта женщина не только посещает церковь, но и помогает священнику общаться с прихожанами, выполняя функцию переводчика27.

Р. Цой, бывший член КПСС, сейчас ревностный христианин, считает, что христианство играет важную роль в жизни корейской диаспоры. Как и представители других национальностей, корейцы страдают от идеологического вакуума, образовавшегося после распада СССР. Р. Цой озабочен утратой традиционных корейских ценностей и трудовой этики. Число наркоманов на душу населения среди корейцев - одно из самых больших по республике. Он верит, что религиозные ценности будут способствовать духовному возрождению корейского народа. Он также сказал мне, что корейцев, несмотря на их высокий образовательный уровень и экономический потенциал, воспринимают как граждан второго сорта, и во многом благодаря Богу они могут переносить это унижение. Мой вопрос, является ли это его личным мнением или позицией алмаатинского областного культурного центра АКК, остался без ответа; Р. Цой лишь заметил, что вера помогает ему работать в АКК, и там много людей, преданных церкви28.

Р. Кан, президент организации "Котонрен" (подр. см. ни-же), выразил озабоченность религиозной деятельностью корейцев. Хотя ему понятны причины роста числа верующих, это, по его мнению, может привести к конфликтам с казахами-мусульманами: "Один аксакал спросил меня - почему корейские церкви приглашают наших казахов? Я попытался объяснить, что, во-первых, не все церкви корейские, а во-вторых, они не могут отказывать казахам, которые приходят в церковь. Но я понимаю его обеспокоенность"29.

Ассоциация корейцев Казахстана

Эта организация была основана в октябре 1995 г. на базе Республиканской Ассоциации корейских культурных центров Казахстана, существовавшей с марта 1990 г. Казахстанские корейцы консолидированы заметно лучше своих соотечественников из других республик бывшего СССР. В Узбекистане и России, где проживает больше всего корейцев (соответственно, первое и второе место среди стран СНГ), корейская диаспора расколота на несколько конкурирующих структур, в то время как АКК, напротив, смогла объединить практически всех корейцев Казахстана и, таким образом, представлять корейскую диаспору в республике и за ее пределами.

Политическую стратегию АКК можно охарактеризовать как лояльную к режиму. В частности, ее президент Ю. Цхай - ревностный сторонник Н. Назарбаева. Б январе 1999 г., незадолго до президентских выборов, АКК организовала культурную акцию "Назарбаев - наш президент". Ю. Цхай так объясняет эту инициативу: в 1997 г. президент посетил торжественный вечер, посвященный 60-летию проживания корейцев в Казахстане, и сказал много хороших и теплых слов в адрес корейцев. У стариков были слезы на глазах, и потом они обратились к Ю. Цхаю с предложением организовать акцию в поддержку Н. Назарбаева31. В октябре 1999 г. Ю. Цхай баллотировался в Мажилис по партийному списку от партии "Отан" ("Отчизна"), самой большой пропрезидентской партии в Казахстане. Хотя у него не было никаких серьезных шансов быть избранным (он стоял в списке двенадцатым)32, этот пример показывает его тесные отношения с партией и президентом.

Периодически русские и немцы Казахстана ставят вопрос о создании автономии на территории республики. Корейцы таких требований не выдвигают, по крайней мере сейчас33. Не было и массовой эмиграции, сравнимой с выездом русских и немцев. Как сказал вице-президент АКК Г. Хан на сессии Ассамблеи народов Казахстана, "мы не разделяем и не поддерживаем идею миграции казахстанских корейцев на Дальний Восток. Казахстан стал для нас Родиной" 34. АКК успешно лоббирует свои интересы в Уштобе, центре Каратальского района бывшей Талды-Курганской области (в 1997 г. она вошла в состав Алма-атинской области). В Уштобе первый состав с депортированными корейцами прибыл в 1937 г., и даже сейчас они составляют 15% населения города. Президенту АКК уда-лось заручиться поддержкой 3. Нуркадирова, акима Алма-атинской области, и самого Н. Назарбаева и добиться назначения корейца Р. Кима акимом Каратальского района35.

Большинство корейцев, как и прочие казахстанцы, равнодушны к политике. Многие полагают, что от их голоса ничего не изменится, однако они часто выражают недовольство тем, что, в отличие от практики советских времен, корейцы практически отсутствуют в органах законодательной и исполни-тельной власти на республиканском уровне. На мой вопрос:"Что Вы сделаете, если корейский депутат не защищает или не может защитить интересы диаспоры?", большинство отвечает, что несмотря ни на что, важно иметь "своих" в парламенте. Судя по всему, Ассоциация уже готова работать ради реализации этих чаяний. Вскоре после парламентских выборов, на VI съезде АКК, Ю. Цхай сказал: "Надо подумать о том, чтобы в будущем мы выдвинули от нашей организации своего единого кандидата в парламент страны и чтобы все корейцы поддержали его..."36.

На экономическом фронте, АКК придает особое значение Каратальскому району. Был успешно заключен контракт на поставку в Москву лука, выращенного местными корейскими фермерами37. Проект осуществляется компанией "Достар", возглавляемой Ю. Цхаем38. Благодаря АКК корейцы Казахстана контактируют со своими соотечественниками за рубежом, в том числе и с бизнесменами (этническими корейцами) из Южной Кореи, США и других стран.

Результаты опроса казахстанских корейцев

В 1996 г. Центр мониторинга межэтнических отношений провел исследование "Мониторинг прав этнических меньшинств в Казахстане"39. Было опрошено 878 человек: 193 немца, 334 уйгура и 335 корейцев (200 из Алма-Аты и 135 из Уштобе). Приведем некоторые из результатов, хотя по ним хорошо видно, как зависит реакция респондентов от конкретной формулировки вопроса.

На вопрос: "Изменились ли отношения между людьми разных национальностей по сравнению с советским временем?", 46,6% корейцев ответили, что они "остались прежними", 41,5% - "стали хуже", 3,9% - "стали совсем плохими" и, наконец, 7,2% выбрали опцию "стали лучше". Около 76% корейцев озабочены тем, что межэтнические отношения могут ухудшиться40. Свыше половины опрошенных посчитали, что их этническая принадлежность является препятствием для продвижения по службе; 24,8% - для устройства на работу; 18,8% - для получения образования и 14,6% - для обретения материального благополучия.

Как мы видим, корейцы не исключают возможного ухудшения межнациональных отношений, и многие из них полагают, что могут подвергнуться дискриминации, в частности, при желании сделать карьеру. Однако на более конкретный и адресный вопрос: "Испытываете ли Вы или Ваша семья какое-либо ущемление по национальному признаку?", подавляющее большинство (79,7%) корейцев ответили отрицательно. По мнению 77,9% опрошенных, "больше всего беспокоит этнические меньшинства Казахстана" экономическая ситуация; 37,3% полагают, что это социально-политическая обстановка, а 16,1% - возможность получения и качество образования в республике. Национальные проблемы вызывали гораздо меньшую озабоченность корейских респондентов41.

Большинство из них не согласились с тем, что именно из-за казахов ухудшилась межэтническая ситуация - только 4,5% корейцев обвинили в этом представителей титульного этноса; 37,9% ответили, что виноваты националисты, но без указания нации42. Чтобы снять опасность межэтнического конфликта на государственном уровне, 61,8% опрошенных считают необходимым провести реальные экономические и правовые реформы, 43,0% - обеспечить пропорциональное кадровое представительство лиц разных национальностей в органах власти, 33,4% - сделать русский язык государственным, 24,2% - принять конституцию, отвечающую концепции прав человека, 21,5% - обеспечить честные и представительные выборы в парламент.

Задавался также вопрос - Что Вы считаете жизненно необходимым для выживания Вашей этнической группы в Казахстане". Подавляющее большинство корейцев (79,9%) указали на сохранение языка, поэтому неудивительно, что почти все они (90,1%) считают, что должны знать корейский язык. По поводу государственного языка 76,7% респондентов ответили, что народы Казахстана должны знать и изучать казахский язык. Далее, 39,7% корейцев считают жизненно необходимыми государственные гарантии защиты прав этнических меньшинств, 17,9% - представительство меньшинств в органах власти, 16,1% - деятельность национально-культурных центров. Лишь для 3,0% стратегией выживания является массовый выезд на историческую родину и столько же опрошенных указали на получение автономии.

Посмотрим, как распределились мнения при ответе на вопрос: "Кто, по Вашему мнению, может быть гарантом стабильности межэтнических отношений в Казахстане?". Чуть более 62% выбрали опцию "президент". Корейцы доверяют последнему больше, чем немцы и уйгуры (37,3% и 51,8% соответственно). Комментируя оценки деятельности президента, правительства, парламента и местных властей по решению национальных проблем, Н. Масанов отмечает большую лояльность и толерантность корейских респондентов. Как он пи-шет, "может быть, ...различия порождены разной стратегией выживания... этносов? Миграционной стратегией немцев и стратегией укоренения корейцев"43.

Для 46,3% корейцев родиной является место их рождения, для 37,9% - Казахстан, 13,1% - Советский Союз, для 7,2% - вся планета, для 6,6% - земля предков и, наконец, 6,0% назвали историческую Родину (причем землей предков может быть и Дальний Восток, и Корейский полуостров). Отвечая на связанный с предыдущим вопрос - "Кого Вы считаете коренными жителями страны?", почти половина респондентов-корейцев (49,3%) посчитала таковыми всех уроженцев Казахстана и лишь 7,5% - казахов. При этом 42,7% высказали мнение, что надо отказаться от деления на коренных и некоренных.

Как отмечалось выше, корейцы не уезжают из Казахстана в массовом порядке. Лидеры АКК также заявляют, что корейцы намерены жить в республике. Однако официальная линия не вполне адекватна общественным настроениям. Так, напри-мер, задавался вопрос "Что бы Вы сделали, если бы у Вас была возможность уехать из Казахстана?", и 31,9% респондентов-корейцев ответили "задумались бы"; 16,7% - "уехали бы не задумываясь", 11,3% - "учли бы пожелания детей", и 8,4% "посоветовались бы с родителями". Только для 30,7% "очевидно, что они - никуда бы не поехали". Это, правда, не означает, что казахстанские корейцы мечтают уехать именно в Корею. Как мы видели, лишь 3,0% из них считают массовый выезд на историческую родину главным способом выживания этноса.

Отношения с двумя Кореями

Перед распадом СССР большинство корейских культурных центров, в том числе Республиканская ассоциация корейских культурных центров Казахстана (предшественница АКК) объединились во Всесоюзную ассоциацию советских корейцев (BACK). Когда советско-южнокорейские отношения начали динамично развиваться (что завершилось возобновлением дипломатических отношений в 1990 г.), контакты между советскими корейцами и жителями Южной Кореи также резко оживились. Последние очень заинтересовались своими соотечественниками в СССР, людьми для них тогда совершенно неизвестными, и начали активно действовать, выдвигая разнообразные культурные, экономические, религиозные и прочие инициативы. Советские корейцы, в свою очередь, испытывали удивление и одновременно гордость по поводу выдающихся экономических успехов Южной Кореи, продемонстрированных во время Олимпийских игр 1988 г. в Сеуле. Северная Корея, напротив, находилась в глубоком экономическом кризисе и не могла себе позволить такие мероприятия. Однако Пхеньяну удалось найти группу сторонников в СССР, которые организовали Ассоциацию по содействию объединению Кореи (АСОК) в Ташкенте. Она тесно сотрудничала с Северной Кореей, предпринимая безуспешные попытки объединить BACK и АСОК.

В постсоветском Казахстане Республиканская ассоциация корейских культурных центров Казахстана самостоятельноначала действовать на международном уровне после того, как всесоюзные организации прекратили свое существование. Ее южнокорейская ориентация стала еще более явной. Сейчас АКК снимает здание, собственник которого - Алма-атинский центр просвещения Республики Корея, занимающийся культурной и образовательной деятельностью, в том числе преподаванием корейского языка. Сам этот факт показывает тесную связь АКК с Южной Кореей. Некоторые местные корейцы признают, что Сеул настаивает на такой односторонней ориентации, считая это условием продолжения своей деятельности по поддержке диаспоры.

В то же время линию АСОК в Казахстане продолжает другая организация. Президент "Котонрен" Р. Кан включился в корейское движение в конце 80-х гг. Он организовал многочисленные концерты и другие культурные мероприятия с участием корейских артистов из СССР, Южной и Северной Кореи, которые прошли и в Союзе, и на "историческое родине". В начале 1994 г. активисты АСОК Ташкента попросили его снова открыть ранее распущенное отделение организации в Алма-Ате. Первоначально она называлась Казахстанская корейская ассоциация "Единство", но в декабре 1997 г. была переименована в Корейскую ассоциацию "Котонрен" (в отличие от АКК, у нее нет региональных отделений).

По словам Р. Кана, Ким Ир Сен очень интересовался жизнью соотечественников, и по каналам Комитета по поддержке и оказанию помощи корейцам, живущим за рубежом, Пхеньян активно сотрудничал с диаспорами по всему миру. Однако между Москвой и Пхеньяном существовала "секретная договоренность" о том, что Северная Корея не будет касаться проблем советских корейцев. Только с 1989 г. они получили возможность поддерживать контакты с КНДР.

Главные цели Комитета - возрождение корейского языка, знакомство соотечественников с Северной Кореей, приглашение их в Пхеньян и распространение идей "чучхе". По словам Р. Кана, он отказался работать ради реализации четвертой цели. Что касается других видов деятельности, то 15 этнических корейцев из стран СНГ (среди них трое из Казахстана) сейчас обучаются в университете им. Ким Ир Сена. Налажен культур-ный обмен артистами. Когда казахстанские корейцы едут в КНДР, то билет они покупают сами, а ее правительство оплачивает им пребывание в стране.

Р. Кан поддерживает усилия АКК по возрождению языка и традиций, но не одобряет политическую линию Ассоциации. Во-первых, он критикует тесные контакты АКК с Н. Назарбаевым, полагая, что президент когда-нибудь уйдет, а межнациональная ситуация зависит не от президента, а от людей, в частности, от того, как складываются отношения с казахами. Что же касается контактов с "исторической родиной", то АКК, по словам Р. Кана, не только игнорирует Пхеньян, но не проявляет никакой инициативы в деле корейского объединения, даже после исторического саммита президентов двух стран в июне 2000 г. А вот "Котонрен", с гордостью заявил Р. Кан, отправила поздравительные письма и в Сеул, и в Пхеньян44.

И все же АКК и "Котонрен" не находятся в состоянии конфронтации друг с другом. Многие корейцы посещают культур-ные мероприятия вне зависимости от того, кто их организовал. Сам Р. Кан имел в свое время тесные контакты со штаб-квартирой BACK в Москве, хотя формально в ней не состоял. Начавшийся межкорейский диалог, потепление межгосудар-ственных отношений ощущаются и в Казахстане. 28 августа 2000 г. усилиями "Котонрен" в Алма-Ате открылась выставка культуры КНДР. Не обошлось, конечно, без "традиционного" возложения цветов к портретам ее великих руководителей. Но произошло и нечто новое: посол Южной Кореи посетил выставку и оживленно беседовал с делегацией Пхеньяна,Корейская диаспора Казахстана намеревается и дальше жить "на гостеприимной казахской земле". Лидеры АКК не устают вспоминать о том, как казахи помогли их отцам и дедам. Многие корейцы, особенно первого поколения переселенцев, искренне благодарны казахам и стараются передать это чувство своим детям. Но в современном этнократическом Казахстане подобное поведение еще и "политически корректно": на казахов должно смотреть как на первых среди равных, поскольку Казахстан - "их" земля.

Большинство корейцев понимает необходимость выражать благодарность казахам. Но есть и те, кому кажутся излишними постоянные "реверансы". Один кореец средних лет сказал мне: "Мы признательны казахам, которые действительно помогли нам после депортации. Но за что благодарить тех, кто сейчас у власти? Они не только не содействовали развитию страны, они ее развалили. Напротив, нам должны быть благодарны за то, что мы делаем для республики".

АКК, уверенно руководимая Ю. Цхаем, горячо поддерживает Н. Назарбаева. Скорее всего, цель такой стратегии - обеспечить защищенность корейской диаспоры, поддерживая хорошие отношения с самым влиятельным человеком страны. По сравнению с русскими, корейцев Казахстана очень мало, а их "историческая родина"(будь-то КНДР или Южная Корея) не может играть для Казахстана ту же роль, какую играет Россия. Однако, судя по всему, у Ю. Цхая есть и свои личные причины поддерживать президента.

Еще в 1993 г. В. Хан утверждал, что корейцам, бывшим в СССР единой этнической общностью, угрожает теперь распад на маленькие обособленные группы и последующая ассими-ляция. Таким образом, развитие политического сознания и защита национальных интересов являются для корейцев более актуальными задачами, чем возрождение языка и традиций45. Сейчас АКК поднимает этот вопрос. Президент Ю. Цхай настаивает на том, что "наша Ассоциация уже выросла из прежних штанишек, когда мы занимались только изучением языка и народных традиций. Мы хотим активно участвовать и в по-литической жизни страны"46. Однако, при сложившейся сейчас в Казахстане политической ситуации, чиновник-кореец в правительстве или депутат-кореец в парламенте в одиночку не смогут изменить что-либо в интересах диаспоры.

Что же касается отношения к АКК простых корейцев, то большинство из них, как и другие казахстанцы, озабочены проблемами выживания, и им не до изучения языка и традиций. Другие считают, что АКК излишне ориентирована на предпринимательскую деятельность, хотя и понимают, что без денег сложно что-либо сделать. Ассоциацию критикует и за то, что ее лидеры используют связи с Сеулом в собственных коммерческих интересах47.

Хотя экономические, культурные, религиозные контакты с Южной Кореей продолжают развиваться, многие казахстанские корейцы относятся к соотечественникам из этой страны весьма критически. Видимо, это естественное охлаждение после первоначальной эйфории. Сначала диаспора принимала корейцев из-за рубежа с огромным интересом и необычайным гостеприимством. Сейчас ситуация изменилась, иностранцами уже никого не удивишь. Но во многом смена настроений вызвана ошибочным поведением самих граждан Южной Кореи. Во-первых, многие из них считают, что корейцы по всему миру (неважно, где они живут) должны говорить на корейском языке (причем на его сеульском диалекте), если они считают себя корейцами. И спрашивают казахстанских корейцев в более чем критическом тоне: "Почему вы не говорите по-корейски?". Во-вторых, они обычно считают, что люди в бывшем СССР значительно беднее их. Это не так уж далеко от истины, но есть много исключений. Проблема в том, что приезжие из Южной Кореи часто не стесняются выражать подобные мнения открыто, нередко унижая местных корейцев своими словами и поведением. Но в оправдание иностранцев надо сказать, что среди корейской диаспоры Казахстана, действи-тельно, сильны надежды на финансовую помощь Сеула48.

Теперь, после десяти лет контактов со своими южнокорейскими соотечественниками, корейцы Казахстана поняли, сколь различны их менталитеты. Впрочем, это не означает, что они отказываются взаимодействовать с представителями Южной Кореи, но предпочтение оказывается более практическим отношениям, прежде всего в экономической сфере. С КНДР контакты все еще очень ограничены. Но хочется надеяться, что ослабление напряженности на Корейском полуострове положительно повлияет на связи корейской диаспоры с ее двумя "историческими родинами" - Северной и Южной Кореей.

Хочу искренне поблагодарить Радмира Максимовича Кана, Геннадия Михайловича Ни, Эдуарда Хеновича Огая, Аду Борисовну Пак и Роберта Викторовича Цоя за согласие дать мне интервью, которые оказались очень содержательными. Если сведения, изложенные в этой статье, не совпадают с их точкой зрения, я беру на себя полную ответственность за любые расхождения. Моя поездка в Кзыл-Орду была бы невозможна без Игоря Шека и его родственников, которые гостеприимно приняли меня в своем доме. Я также хотела бы поблагодарить Елену Алексеевну Ким и Вику Ким из Кзыл-Ординского филиала АКК. Моя особая признательность - Герману Николаевичу Киму, Дмитрию Вольбоновичу Мену и Валерию Хану, которые помогли мне идеями, материалами и контактами.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Коре Ильбо (газета). Алма-Ата, 2000, 1 июля.

2. Начиная со второй половины 80-х гг. вышло много книг и статей по истории советских корейцев, в том числе о депортации 1937 г. В Казахстане ученые-корейцы проделали большую работу по изучению истории и современных проблем корейской диаспоры (см., напр.: КанГ. В, История корейцев Казахстана. Алма-Ата, 1995; он же. Корейцы Казахстана: исторический очерк. Алма-Ата, 1994; Ким Г. Н., Мен Д. В. История и культура корейцев Казахстана. Алма-Ата, 1995; Ким Г. Н., Сим Енг Соб. История просвещения корейцев России и Казахстана. Вторая половина XIX в. - 2000 г. Алма-Ата, 2000; История корейцев Казахстана. Сборник архивных документов. Под ред. Сим Енг Соба, Г. Н. Кима. Алма-Ата-Сеул. Том I. 1998; Том II. 1999; Хан Г. Б. Прошлое и настоящее корейцев Казахстана. Алма-Ата, 1997; Черныш П. М., Хан В. Н. Корейцы Кустанайской области. Кустанай, 2000). См. также работу автора данной статьи: Oka N. Deportation of Koreans from the Russian Far East to Central Asia // Migration in Central Asia: Its History and Current Problems (JCAS Symposium Series 9). Ed. by H. Komatsu, C. Obiya & J.S. Schoeberlein. Osaka, the Japan Center for Area Studies (JCAS), National Museum of Ethnology, 2000. P. 127-145.

3. См.: Депортированные в Казахстан народы: время и судьбы. Под ред. А. К. Кекилбаева и др. Алма-Ата, 1998; Кульбаев Т., Хегай А. Депортация. Алма-Ата, 2000.

4. См., напр.: Панарин С. Русскоязычные у внешних границ России: вызовы и ответы (на примере Казахстана) //Диаспоры. М., 1999. - 2-3. С. 136-168; Эшмент Б. Проблемы русских в Казахстане - этничность или политика? // Там же. С. 167-187; Sarsembayev A. Imagined Communities: Kazak Nationalism and Kazakification in the 1990s// Central Asian Survey. L., 1999. Vol. 18. - 3. P. 319-346.

5. Панарин С. Русскоязычные у внешних границ... С. 150.

6. Национальный совет по государственной политике при Президенте Республики Казахстан. Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан. Алма-Ата, 1996. С. 25-26.

7. Конституция Республики Казахстан // Справочная правовая система "ЮРИСТ". CD-ROM, версия 2.1. Алма-Ата, 1999.

8. Н. А. Шайкенов, один из авторов Конституции, в своем выступлении в Японском институте международных отношений (Токио, ноябрь 1997 г.) признал, что это продукт компромисса. По его словам, таким образом и сторонники, и противники придания русскому языку статуса государственного остались "довольны".

9. Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 г. - 151-1 "О языках в Респуб-лике Казахстан" // Справочная правовая система "ЮРИСТ" 2.1. Алма-Ата, 1999.

10. Согласно Закону о языках, "перечень профессий, специальностей и должностей, для которых необходимо знание государственного языка, ...устанавливается законами РК" (ст. 23), поэтому человеку, не владеющему государственным языком, могут отказать в приеме на некоторые должности. Однако в случае с казахами не редкость, что их берут на работу даже без хорошего владения родным языком. Известно, например, что некоторые высокопос-тавленные чиновники-казахи плохо знают казахский язык.

11. Заместитель премьер-министра В. Школьник (по совместительству министр энергетики и минеральных ресурсов) и министр юстиции И. Рогов.

12. Кто есть где в Казахстане. Электронный справочник. Алма-Ата, 2001. Агентство социальных и маркетинговых исследований <Бриф>.

13. См., напр.: Ауэзов М., Жусупов С. и др. Иммиграционная политика в Казахстане на примере репатриантов из дальнего зарубежья. Алма-Ата, 2000.

14. Панарин С. Русскоязычные у внешних границ... С. 156.

15. Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 г. - 2066 <Об образовании Ассамблеи народов Казахстана> // Справочная правовая система <ЮРИСТ> 2.1. Алма-Ата, 1999.

16. Н. Назарбаев был избран первым президентом в апреле 1990 г., потом это произошло снова в декабре 1991 г., незадолго до провозглашения Казахстаном независимости. Согласно принятой в 1993 г. Конституции, президентские выборы должны были состояться в 1995 г.

17. Джунусова Ж. X. Республика Казахстан: президент, институты демократии. Алма-Ата, 1996. С. 114-115.

18. Конституционный закон Республики Казахстан от 20 июля 2000 г. - 83-Н <О Первом Президенте Республики Казахстан> // Справочная правовая система <ЮРИСТ>. Алма-Ата, 2000.

19. Интервью автора с Г. Ни, 7 июня 1999 г. См. также: Oka N. Organizing Kazakhstan's Korean Minority: The Association of Koreans in Kazakhstan // Analysis of Current Events. Milwaukee, September/October 1999. Vol. 11. - 7-8. P. 14-15. По состоянию на март 1997г. в АНК было 22 корейца. Подр. о де-ятельности Ассоциации см.: Прошлое и настоящее корейцев Казахстана// Цхай Ю. А. и др. Ассоциации корейцев Казахстана - 10 лет. Алма-Ата, 2000. С. 145.

20. Уровень жизни населения в Казахстане. Статистический сборник. Под ред. Ю. К. Шокаманова. Алма-Ата, 1999 г. С. 51.

21. Итоги переписи населения 1999 года в Республике Казахстан. Статистический сборник. Том I. Национальный состав населения Республики Казахстан. Под ред. А. Смаилова. Алма-Ата, 2000. С. 21, 96, 144, 192,198, 202.

22. Интервью автора с Э. Огаем,18 августа 2000 г.

23. Прошлое и настоящее корейцев Казахстана. // Цхай Ю. А. и др. Ассоциации корейцев Казахстана... С. 144.

24. Интервью автора с Р. Цоем, 19 июля 2000 г.

25. Один из респондентов-корейцев сказал мне, что многие могли бы уехать в Россию (не обязательно на Дальний Восток), если бы там была возможность заниматься фермерством.

26. В переписном листе 1999 г. содержались следующие языковые вопросы: знание государственного языка и какими другими языками, кроме него, свободно владеет респондент/ка. Первый вопрос предполагал четыре варианта ответа: <владею>, <слабо владею>, <не владею> и <изучаю> (см.: Итоги переписи населения 1999 года... Том II. Население Республики Казахстан по национальностям и владению языками. Под. ред. А. Смаилова. Алма-Ата, 2000).

27. Интервью автора с А. Пак, 5 июля 2000 г.

28. Интервью автора с Р. Цоем, 19 июля 2000 г.

29. Интервью автора с Р. Каком, 29 августа 2000 г.

30. Вышеупомянутый референдум продлил президентский срок Н. Назарбаева до декабря 2000 г., но в октябре 1998 г. парламент перенес выборы на январь 1999г.

31. Коре Ильбо, 2000, 1 июня.

32. Во время парламентских выборов 1999 г. было увеличено число депутатов Мажилиса с 67 до 77, и десять депутатов впервые были избраны на основе партийных списков по системе пропорционального представительства в едином общенациональном избирательном округе. Партия <Отан> получи-ла по этой системе четыре места.

33. Мне рассказали, что в советское время появилась идея создания корейской автономии в Кзыл-Ординской области, но, к сожалению, у меня нет информации, подтверждающей данный факт.

34. Выступление на III сессии Ассамблеи народов Казахстана. Тезисы. 29 апреля 1996 г. // Цхай Ю. А. и др. Ассоциации корейцев Казахстана... С. 136.

35. Цхай Ю. <У меня достаточно амбиций...> // Там же. С. 160. В Казахстане губернаторы областей, мэры Астаны и Алма-Аты назначаются президентом, а главы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом президентом (пункт 4, ст. 87 Конституции). До сих пор выборы глав местных исполнительных ор-ганов состоялись только в селе Чемолган Алма-атинской области (родное село Н. Назарбаева).

36. По словам Ю. Цхая, в ходе предвыборной компании 1999 г. 45 корейцев выдвинули свои кандидатуры в депутаты различных уровней, но неизвестно, сколько из них было избрано. По крайней мере, в Мажилисе нет ни одного депутата-корейца (см.: Цхай Ю. А. и др. Ассоциации корейцев Казахстана... С. 169).

37. Там же. С. 167.

38. Коре Ильбо. 2000, 1 июля.

39. Подр. см.: Масонов Н. Положение этнических меньшинств в суверенном Казахстане. Алма-Ата, 1997.

40. Правда, корейцы в Уштобе более пессимистично оценивают состояние межэтнических отношений, чем жители Алма-Аты - 33,3 и 55,5%, соответственно, ответили, что ситуация осталась прежней; а 57,8 и 30,5% сочли ее ухудшившейся. Более 84% корейцев-респондентов в Уштобе и 70,5% в Алма-Ате опасались ухудшения положения в будущем.

41. Так, например, 11,6% респондентов-корейцев указали в ряду своих <беспокойств> возможности сохранения своей национальной культуры и языка; 8,7% - то, как будут развиваться контакты с исторической родиной и лишь 6,0% - национальную политику в отношении этнических меньшинств.

42. По мнению 41,8% корейцев, причиной обострения межнациональных отношений является развал СССР, 26,9% - эгоизм чиновников, 17,0% - объективные обстоятельства, 15,8% - действия правительства, 15,2% - законы о языках и гражданстве, а 11,0% возлагают ответственность на местные власти. Около 8,4% опрошенных полагали, что в ухудшении ситуации виноват президент.

43. Масанов Н. Положение этнических меньшинств... С. 19.

44. Интервью автора с Р. Каком, 29 августа 2000 г.

45. Хан В. С. Парадигмы и проблемы национальных движений: социально-философский анализ // Известия о корееведении в Казахстане и Средней Азии. Вып. 1. Алма-Ата-Хельсинки, 1993. С. 10-13.

46. Цхай Ю. <У меня достаточно амбиций...> // Цхай Ю. А. и др. Ассоциации корейцев Казахстана... С. 163.

47. По данным упомянутого опроса, 43,9% респондентов оценивают деятельность АКК положительно, а 9,0% - отрицательно (47,2% затруднились сответом). Среди тех, кто дал положительную оценку, большинство (66,9%) не смогли объяснить, почему. Видимо, эти люди просто довольны тем, что такая корейская организация существует.

48. Так, 57,3% корейцев считают, что историческая родина должна оказывать экономическую помощь Казахстану с тем, чтобы защитить их права. Хотя корейская диаспора имеет два государства, которые можно считать истори-ческой родиной, судя по ответу на этот вопрос, респонденты, пожалуй, име-ют в виду Южную, а не Северную Корею.

Перевод с англ. А. А. Космарского