В русский период истории Аляски (вторая половина XVIII в. - 1867 г.) в отечественной науке наиболее полно изученными являются межэтнические контакты в хозяйственном и материальном быту. Что же касается контактов русских и коренных народов Америки в духовной сфере, то они до сих пор остаются малоизученными. Настоящая статья обобщает разрозненную и фрагментарную информацию с целью создания, по возможности, целостной картины истории становления образовательной системы в регионе, вводит в научный оборот новые материалы по теме исследования.
Накануне прихода русских традиционные культуры Аляски представляли конкурирующие между собой, жестко адаптированные к окружающей среде структуры. Соперничество за экологические ниши нередко становилось детонатором междоусобных войн. Из-за не прекращавшейся в регионе межплеменной вражды, постоянная готовность к насилию превратилась здесь в фактор выживания. Первые контакты русских с коренными народами Аляски нередко заканчивались боевыми столкновениями, сопровождавшимися жертвами с обеих сторон. Для аборигенов белые пришельцы были очередными конкурентами в борьбе за обладание источниками жизнеобеспечения и поэтому персонифицировались в их представлениях с образом врага, которому нужно давать отпор. Успеха добивались лишь те из русских промышленников, которые смогли наладить контакты с коренными жителями. Адаптируясь в иноэтнической среде, они старались селиться вблизи жилищ аборигенов или устраивались жить непосредственно в них, воспринимали пищу, одежду и некоторые хозяйственные навыки коренных жителей, вступали с ними в кровнородственные связи.
С самого начала члены русских промысловых экспедиций широко применяли для обеспечения собственной безопасности систему взятия заложников (аманатов) из детей местных вождей (тоенов), а также опеку и воспитание мальчиков сирот, что было очень удобно не только для обучения молодых аборигенов русскому языку, но и приобщению их к русским культурным традициям в целом. Первым русским, крестившим и обучившим аборигена, принято считать М. Неводчикова, который привез в 1747 г. на Камчатку из своего плавания на Ближние острова алеутского мальчика по имени Темнак1. Такая практика быстро расширялась. Со временем некоторые из воспитанников промышленников становились тоенами или служили переводчиками, и много делали для того, чтобы наладить взаимопонимание между соплеменниками и русскими.
До середины 80-х гг. XVIII в. в Русской Америке отсутствовали школы. Видимо, промышленники практиковали образование старомосковского типа, когда обучением занимался грамотный член семьи. Учили чтению, письму и счету, используя в качестве учебных пособий Псалтырь, Часослов и "Считание удобное" для "купующих и продающих".
В 1784 г. купцом Г.И. Шелиховым, впоследствии ставшим одним из основателей знаменитой Российско-Американской компании, в гавани Трех Святителей на острове Кадьяк было заложено первое постоянное русское селение на Аляске. Им же была открыта и первая в истории Русской Америки школа. Профессиональными учителями она не располагала. Обязанности преподавателей по назначению Шелихова исполняли грамотные члены его промысловой экспедиции. В школе Шелихова учились 25 мальчиков - дети тоенов и сироты из числа местных жителей острова2 - конягмиутов, известных в русских источниках как "коняги". Образовательная программа школы включала русский язык, чтение и письмо, арифметику и рисование3. Ко времени отъезда Шелихова с острова, некоторые из учеников уже довольно свободно говорили по-русски и работали переводчиками. В гавани Трех Святителей школа находилась до тех пор, пока А.А. Баранов не счел это место неудобным для жизни из-за полного отсутствия здесь леса и не переместил в начале 90-х гг. русское селение в Павловскую Гавань.
Очередная страница в истории образования в Русской Америке открывается с деятельностью членов Первой духовной миссии, прибывшей в Русскую Америку в октябре 1794 г. Г.И. Шелихов лично ходатайствовал перед императрицей Екатериной II об отправке православной миссии в русские колонии в Америке. В состав миссии, сформированной митрополитом Санкт-Петербургским Гавриилом, входили восемь монахов Валаамского монастыря. Шелихов возлагал большие надежды по развитию школьного дела на миссионеров, т.к. перед отъездом в Америку некоторые монахи уверяли его в своем горячем желании стать учителями. Вместе с ними он передавал разнообразную литературу для организации библиотеки, в том числе и учебную. По решению главы миссии архимандрита Иоасафа школа располагалась в доме миссии. Однако надеждам Шелихова на процветание в Русской Америке образования под покровительством миссионеров не суждено было сбыться. Обязанности учителя исполнял только способный самоучка иеродиакон Нектарий4. Остальные миссионеры предпочли другие виды занятий. Так, иеромонах Макарий, в свое время "особливо" изъявлявший Шелихову желание стать учителем, увлекся обращением в христианство алеутов и стал их крестным отцом. К тому же миссионеры взялись обучать гораздо меньшее количество детей, чем было до этого в школе самого Шелихова. В школе Иоасафа учились 15 чел., причем все они были креолами (потомками от смешанных браков местных женщин с русскими), хорошо владевшими русским языком. Чистокровных конягмиутов в школе не было. В программу обучения в миссионерской школе входили Закон Божий, русский язык и основы математики5.
Объяснение малой эффективности деятельности миссионеров на поприще образования коренных кадьякцев, видимо, следует искать в существовавшем языковом барьере. Миссионеры не знали языка конягмиутов и не стремились его изучать. По оценке Ф.П. Врангеля, миссия "не обращала ни малейшего внимания на изучение языка кадьякцев и ожидала все от чудесной силы креста"6. Занятия в школе шли нерегулярно, т.к. часто прерывались из-за болезней Нектария, который так и оставался единственным учителем-миссионером, особенно после гибели во время крушения корабля "Феникс" самого Иоасафа и нескольких членов миссии в мае 1799 г.
В 1802 г. руководство компании отстранило миссионеров и взяло дело образования в Русской Америке в свои руки, назначив школьным учителем промышленного Юдина, который "продолжил обучение детей под присмотром Кадьякской конторы"7.
Новый импульс работе школы был придан иеромонахом Гедеоном, посетившим Русскую Америку в 1804-1807 гг. с целью инспекции деятельности миссии. Гедеон прибыл в составе первой русской кругосветной экспедиции на корабле Ю.Ф. Лисянского "Нева". По указанию Н.П. Резанова компанейскую школу преобразовали в двухклассное училище, чтобы готовить необходимых для жизнеобеспечения колоний и деятельности Российско-Американской компании специалистов разных профилей: бухгалтеров, писарей, мастеровых, низших церковных чинов и пр. Гедеон организовал училище из двух классов. В первом классе учились чтению и письму, осваивали Катехизис; во втором - грамматике русского языка, математике, географии, истории и Священному Писанию8. В свободное от занятий время ребят обучали сапожному делу, выращиванию овощей, ужению по русскому обычаю рыбы.
Первый набор учащихся насчитывал 50 чел. и состоял из креолов и русских, второй - 100, включая коренных кадьякцев и аманатов из племени колошей (индейцев тлинкитов с острова Ситха)9. Благодаря усилиям Гедеона, в школьном деле явственно наметился прогресс: в 1806 г. состоялся первый выпускной экзамен, второй - 1807 г., были подготовлены первые учителя. Ими стали по рекомендации Гедеона выпускники училища Иван Кадьякский, Христофор Прянишников и Алексей Котельников10.
Гедеон первым начал решать проблему адаптации ортодоксального православия к традиционным культурам посредством переводов молитв на языки коренных жителей. Он перевел на язык конягмиутов Молитву Господню, которую и несколько лет спустя после его отъезда из Русской Америки продолжали петь в церкви и изучать в школе. В дальнейшем двуязычие стало фундаментальным принципом образовательной системы в Русской Америке и успешно применялось православными миссионерами (И. Вениаминовым и др.).
Незадолго до своего отъезда Гедеон поручил попечение училища оставшемуся в живых члену миссии о. Герману (впоследствии канонизированному Русской Православной церковью) с наказом сохранять "установленный в оном порядок"11. В качестве персонального переводчика при Германе был оставлен выпускник училища Парамон Чумовицкий, в обязанности которого входило также собирание словаря алеутского языка и составление сокращенной грамматики12. Как показали дальнейшие события, влияние Германа на судьбу училища оказалось минимальным. Известно, что он перебрался на постоянное место жительство на Еловый остров, расположенный недалеко от Кадьяка, где усиленно экспериментировал с адаптацией к холодному климату Аляски сельскохозяйственных культур, вывезенных миссионерами из России. Занимался обучением и воспитанием молодых аборигенов и нескольких алеутских девочек-сирот, приобщая их к грамоте, азам христианства и рукоделию, обучал огородничеству и технике рыбной ловли, заготовке и переработке продуктов, принятым у русских13.
Видимо именно это заведение Германа фигурирует как земледельческая школа на Еловом острове. Однако, история этой школы представляется довольно запутанной. Бесспорно одно: данная школа не располагалась на Кадьяке. По версии В. Петрова, приехавший на Кадьяк в 1805 г. Резанов, заметив агрономические опыты Германа, распорядился отправить к нему на Еловый остров на все летнее время 20 молодых туземцев с тем, чтобы приучить их к занятиям земледелием14. Они стали учениками первой агрономической школы на Аляске. Вернувшись в селения, молодые земледельцы приучили своих односельчан к огородничеству. Согласно информации Ф.П. Врангеля, эта школа появилась в 1805 г. на о-ве Афогнак, где отцы Герман и Афанасий занимались земледелием. Сюда по распоряжению Резанова были направлены 20 мальчиков, часть из которых бросили учебу, "а некоторые хотя и оставались в ней до 1825 г., но не принесли никакой пользы"15. О датах начала и окончания работы школы на Еловом острове в выявленных нами русских источниках не упоминается. Американский исследователь Р. Дауэнхауэр считает датой открытия школы на Еловом 1823 г.16, не называя, впрочем, ее сельскохозяйственной.
После отъезда Н.П. Резанова компания посчитала обременительным для себя содержать несколько десятков учеников в компанейском училище и сократила их число: на 1825 г. в училище на Кадьяке оставались только 17 учеников17. При Главном правителе колоний Н.М. Муравьеве дела училища частично нормализуются. Утверждается его штатное расписание, улучшается финансовое положение, налаживается обеспечение учеников питанием и одеждой за счет компании.
С открытием училища в столице Русской Америки центр образования переносится в г. Ново-Архангельск на острове Ситха. Компанейское училище на Кадьяке перестало быть единственным образовательным учреждением в русских колониях, но на протяжении ряда лет еще сохраняло статус лидера в образовании. В истории Русской Америки училище на Кадьяке оставило заметный след. По признанию современников, многие выпускники училища, преимущественно креолы, работали бухгалтерами, "содержателями магазинов", приказчиками, водили корабли компании, были искусными ремесленниками и отличными мастерами.
В 1802 г. Н.П. Баннер (жена правителя конторы компании на Кадьяке И.И. Баннера) положила начало женскому образованию в Русской Америке, открыв первую женскую школу Павловой Гавани, известную в источниках как "воспитательный дом для девушек". В ней обучались девушки-сироты. Первыми воспитанницами были 10 креолок, которых Н.П. Баннер обучала грамоте и "рукоделиям"18. Врангель отмечал, что без перерыва школа проработала два года19. После смерти Н.П. Баннер в 1804 г. в ее функционировании, похоже, наступает перерыв ("девушки разошлись"), но вскоре школа восстанавливается по инициативе Н.П. Резанова в виде "сиропитательного дома во имя Марии" "для призрения девиц, сирот- креолок на Кадьяке"20. Известно, что на 1825 г. в этом учебном заведении было 6 учениц и штатная смотрительница, содержавшиеся за счет РАК21.
Таким образом, к середине 20-х гг. XIX в. в Русской Америке сформировались основы европейской образовательной системы. Школа была светской, со сложившимся циклом дисциплин учебного курса. В работе учебных заведений уже прослеживается тенденция сочетать общеобразовательные дисциплины с прикладными, привязанными к нуждам жизнеобеспечения колоний. Апробировался билингвистический принцип в обучении. Типичной трудностью тех лет являлся острый дефицит профессиональных преподавательских кадров. Однако, развитие школьного дела шло по возрастающей и поэтому в целом его можно считать достаточно успешным.
Со второй половины 20-х гг., по нашему мнению, в истории развития образования в Русской Америке открывается второй этап. Русское правительство обратило пристальное внимание на состояние колоний в Америке и предписало РАК иметь здесь достаточное количество священников, а также регулярно отпускать необходимые средства на их работу и содержание. Компания начинает практиковать отправку в колонии не монахов, а профессиональных священников из "белого духовенства", набирая их по контракту, который заключался на 5 лет22. В 1824 г. на Уналашку прибывает И. Вениаминов, на Кадьяк Ф. Мордовский и в 1825 г. на Атху - Я. Нецветов23.
В этот период основным принципом обучения и просветительской деятельности миссионеров в целом становится билингвизм. Решающую роль в его распространении и повсеместном утверждении в практике миссионеров сыграл И. Вениаминов, который одним из первых изучил алеутский язык и начал разработку алеутской письменности. Вместе с алеутским вождем И. Паньковым он приспособил церковно-славянский алфавит к лисьевскому диалекту алеутского языка, а в содружестве со священником-креолом Я. Нецветовым - применительно к атхинскому диалекту. Я. Нецветов также сыграл значительную роль в распространении просвещения в Русской Америке. Помимо сотрудничества с И. Вениаминовым, он самостоятельно занимался переводами религиозных текстов, изучал медицину и применял свои знания в практической деятельности, помогая соплеменникам, обучал детей и юношей, многие из которых стали его последователями и связали свои судьбы с Русской Православной церковью. Наиболее известным из них был алеут И. Шаешников - первый священник-абориген, возглавивший в 1848 г. приход на Уналашке.
В 1826-1832 гг. были сделаны первые переводы текстов Катехизиса и Евангелий от Матфея и Луки. В 1834 г. издается первая печатная книга на языке коренных жителей Аляски - алеутский Катехизис24. В 1840-1845 гг. алеуты, благодаря И. Вениаминову и Я. Нецветову, уже имели на своем языке, помимо Катехизиса и Евангелия, Буквари, Священную историю, Деяния апостолов, Псалтырь и специально созданные поучения, а Деяния и Псалтырь стали у них любимыми настольными книгами для чтения25.
В 1845 г. последователи И. Вениаминова Тыжнов, Зырянов и Училищев используют его орфографию для алеутского языка при подготовке переводов Катехизиса и Евангелия от Матфея на язык конягмиутов (юпик залива Аляски), создают словарь этого языка и основные правила его грамматики, а в 1848 г. издают на нем и первые книги26. Шесть лет спустя, в 1854 г., начаты переводы религиозных текстов на тлинкит (язык индейцев тлинкитов) и центральный юпик (эскимосов аглегмютов и р. Квихпак)27.
Отметим, что школы были общедоступными для всех желавших учиться, будь-то аборигены, русские или креолы. Грамотность среди подданных Российско-Американской компании получила довольно широкое распространение. По свидетельству И. Вениаминова, подавляющее большинство алеутов были грамотными28. Можно сказать, что грамотность постепенно превращалась у них в новую культурную традицию.
Отмечается и дальнейший рост образовательной сети, хотя из отрывочных статистических данных, которыми мы располагаем, точное количество учебных заведений в это время установить затруднительно. Согласно данным И. Вениаминова, к 1840 г. в колониях было 8 училищ: 4 для мальчиков, с общим количеством учащихся до 100 чел. и 4 "приюта для бедных девушек" с более чем 50 ученицами29. Предположительно, данные учебные заведения располагались при приходских церквях в Ново-Архангельске, на Кадьяке, а также на Уналашке и Атхе. В пользу нашей версии служит утверждение самого И. Вениаминова о том, что с 1841 г. "при церквях и часовнях имелись и имеются училища, в которых обучались Закону Божьему и грамоте дети прихожан"30. Исходя из того, что на конец 50-х гг. в Русской Америке уже было 9 приходских церквей и 35 часовен31, можно предположить и некоторое увеличение приходских учебных заведений, хотя мы далеки от мысли напрямую увязывать их число с количеством церковных учреждений.
В 1842 г. при содействии Главного правителя колоний К.А. Этолина в Ново-Архангельске открылось первое в Русской Америке духовное училище, в котором занимались 27 мальчиков креолов и аборигенов. Причиной его открытия стал острый дефицит в колониях священников из России, что вынудило руководство компании озаботиться подготовкой священнослужителей непосредственно на месте. В 1844 г., согласно повелению императора Николая I, на базе училища создается духовная семинария в составе 4-х классов. На обучение семинаристов в первых двух классах отводилось по два года, на каждый из двух последних - по три32. Обучение, таким образом, длилось десять лет. В первые четыре года воспитанники изучали цикл общеобразовательных дисциплин уездных и приходских училищ, в последние шесть лет - собственно семинарские дисциплины. Взамен иностранных языков, которые обычно преподавались в семинариях России, изучали языки коренных жителей Русской Америки, осваивали основы медицинских знаний и различных ремесел (столярного, портновского, сапожного и пр.)33. В 1858 г. в связи с переносом архиерейской кафедры из Ново-Архангельска в Якутск, духовная семинария закрылась.
Относительно светских учебных заведений, достоверно известно, что в 40-50-е гг. продолжало работать мужское училище в Ново-Архангельске, фигурирующее в источниках, как "мужская школа". В первой половине 40-х гг. по инициативе М. Этолиной открывается женская школа, ученицы которой осваивали элементарную грамоту, Закон Божий и "разные рукоделия"34. По традиции выпускники мужского училища распределялись на службу в компанию, воспитанниц женской школы, по возможности, выдавали замуж или возвращали родителям. С конца 50-х гг. эти учебные заведения уже позицируются как "мужская и женская школа для воспитания сирот и детей рабочих". Понижение статуса мужского училища, видимо, следует объяснить началом работы в Ново-Архангельске в 1858 г. общеколониального училища для детей служащих компании.
Первоначально это учебное заведение имело статус временного училища для детей служащих. В 1859 г., согласно "высочайшему утверждению", становится "Общим училищем Российско-Американских колоний". По категории оно приравнивалось к уездному, и в таком статусе начало функционировать с 1860 г.35 В общеколониальном училище обучались дети гражданских служащих Российско-Американской компании и дети лиц духовных званий. Цикл преподававшихся общеобразовательных дисциплин включал устный и письменный русский язык, чистописание, математику (арифметику, геометрию и стереометрию), географию, отечественную и всеобщую историю, черчение и рисование, Закон Божий; специализированный цикл - бухгалтерию и коммерцию, расширенный курс математики, мореходную астрономию и навигацию, английский, немецкий языки; для детей духовенства преподавали старославянский язык, церковное пение и расширенный курс Закона Божьего36.
В начале 60-х гг. в отчетах Российско-Американской компании зафиксировано еще одно женское учебное заведение - училище для дочерей служащих РАК, в котором 17 учениц изучали русский язык, арифметику, историю, географию, Закон Божий и традиционные для женских училищ "рукоделия"37. Судя по программе обучения, его статус был выше, чем упомянутой женской школы М. Этолиной.
Во всех церковно-приходских учебных заведениях должности законоучителей исполняли сами приходские священники, они же обучали прихожан начаткам грамоты, преподавали Закон Божий в женских и мужских школах и в общеколониальном училище38. В светских школах общеобразовательные циклы дисциплин читали гражданские преподаватели общеколониального училища. Кадровый потенциал училища состоял из 6 преподавателей и включал лиц духовного звания, кадровых специалистов из ведомства Министерства Народного просвещения и служащих РАК39. Две последние категории составляли большинство.
Таким образом, на данном этапе формирования системы образования в русских колониях в Америке отмечается преемственное продолжение и дальнейшее развитие начинаний предшествующего периода: количественный рост сети учебных заведений, утверждение принципа билингвизма в качестве нормы обучения и нормы культурного развития, адаптация образовательных программ к нуждам жизнеобеспечения колоний. Улучшается кадровое обеспечение образования. Характерной чертой данного периода является доминирование Русской Православной церкви в развитии и функционировании системы образования. Самым блестящим культурным достижением тех лет является создание письменности на языках коренных народов Аляски.
1. Берх В.Н. Хронологическая история открытия американских островов или подвиги российского купечества. С присовокуплением исторического известия о меховой торговле. СПб., 1823. С.10; Ляпунова Р.Г. Алеутя. Очерки этнической истории. М., 1987. С. 59.
2. Федорова С.Г. Женщины в Русской Америке // Русская Америка и Дальний Восток (конец XVIII в. - 1867 г.). Владивосток, 2001. С. 91.
3. К истории Российско-Американской компании. Сб. док-тов. Красноярск, 1957.С.36.
4. Русская Америка в неопубликованных записках К.Т. Хлебникова. Л., 1979. С.246.
5. Русская Америка в неопубликованных записках К.Т. Хлебникова, с.246.
6. Там же, с.243.
7. Там же, с.246.
8. Валаамские миссионеры в Америке (в конце XVIII столетия). СПб., 1900. С.100.
9. Там же, с.100-101.
10. Там же, с.105.
11. Там же.
12. Там же.
13. Там же, с.110.
14. Петров В. Русские в истории Америки. М., 1991. С.81.
15. Русская Америка в неопубликованных записках К.Т. Хлебникова, с. 246.
16. Dauenhauer R.L. Education in Russian America // Russian America The Forgotten Frontier. Washington, 1990. P.158.
17. Русская Америка в неопубликованных записках К.Т. Хлебникова, с. 35, 246; Валаамские миссионеры в Америке, с.101.
18. Федорова С.Г. Женщины в Русской Америке, с.92.
19. Русская Америка в неопубликованных записках К.Т. Хлебникова, с.242.
20. К истории Российско-Американской компании, с.36.
21. Русская Америка в неопубликованных записках К.Т. Хлебникова, с.35, 37.
22. Якимов О.Д. Николай Милитов - игумен кенайской православной миссии // Русская Америка и Дальний Восток, с.209.
23. Вениаминов И. Состояние православной церкви в Российской Америке // Журнал Министерства Народного Просвещения. Ч. XXVI. Отд.V. СПб., 1840. С.24-25.
24. Ляпунова Р.Г. Алеуты, с.132-135.
25. Отчет Российско-Американской компании за 1859 год. СПб., 1860. С.56; Мамышев В.С. Американские владения России // Библиотека для чтения. 1855. Т. XXX. N2. С.257.
26. Краусс М.Э. Языки коренного населения Аляски: прошлое, настоящее и будущее // Традиционные культуры Северной Сибири и Северной Америки. М., 1981. С.157.
27. Отчет Российско-Американской компании за 1859 год, с.51, 56.
28. Там же, с.56.
29. Вениаминов И. Состояние православной церкви в Российской Америке, с.50.
30. Отчет Российско-Американской компании за 1857 год. СПб., 1858. С.52.
31. Там же, с.43.
32. Мамышев В.С. Американские владения России, с.256.
33. Там же, с.257.
34. Отчет Главного правления Российско-Американской компании за один год, по 1 января 1846 г. СПб., 1846. С.4; Отчет Главного правления Российско-Американской компании за один год, по 1 января 1849 г. СПб., 1849. С.30; Мамышев В.С. Американские владения России, с.260.
35. Отчет Российско-Американской компании за 1858 год. СПб., 1859. С.18; Отчет Российско-Американской компании за 1859 год, с.19, 108.
36. Отчет Российско-Американской компании за 1858 год, с.19.
37. Отчет Российско-Американской компании за 1862 год. СПб., 1865. С.31.
38. Отчет Российско-Американской компании за 1859 год, с.52.
39. Отчет Российско-Американской компании за 1862 год, с.29-30.