Имущественное и социальное неравенство - факт современного российского общества. Разрушение экономической, а вместе с ней и ценностной системы советского общества привело к выстраиванию новой шкалы значимых установок и представлений, в контексте которых неравенство, в большей или меньшей степени, воспринимается как социальная норма. Социальная институционализация и общественная легитимация неравенства для разных групп населения проходит в разной мере и с разной успешностью. Разный возраст и жизненный опыт, неодинаковая личностная адаптивность и профессиональная востребованность на новом рынке труда обусловливают не только экономическую дифференциацию, но и ценностную неоднородность общества, ведут к поляризации ценностей по возрастному, поколенческому признаку. С точки зрения сохранения общества целесообразно и необходимо, чтобы наблюдаемая дифференциация не превратилась в выраженную поляризацию, не привела к деструктивным последствиям и расколотости общества.
Признанным фактом является то, что религия, относится к ценностно- и культурообразующим факторам и способна значительно влиять, а возможно, и определять, направлять экономические и социальные изменения. Образуя этическую систему, религия формирует ключевые, базисные представления и моральные императивы, которые, приобретая характер нормативных образцов, накладывают отпечаток не только на характер хозяйственной деятельности, но, входя в институциональную структуру общества, влияют на его тип. Религиозные верования включают мировоззренческий компонент и определяют нормы поведения, которым должен следовать человек. Религия формирует и поддерживает нормы поведения, выступает в качестве духовного стража, канвы, определяющей социальные практики.
Христианство, ставшее господствующей религией сначала в греко-римской империи, а затем в западной и восточной Европе и России сформировало определенное видение мира, в том числе, и его хозяйственного пласта. Внешне не всегда отчетливо проявляющееся, религиозные представления затрагивают, а иногда, жестко детерминируют "глубинные пласты человеческого сознания". Верования значимо влияют на культуру и ее экономические проявления. Есть весомые основания говорить о том, что культура и ментальность российского общества в значительной степени сформированы под влиянием православия.
Иными словами, религия, являясь институтом, участвующим в становлении и социализации личности, формировании ее основных представлений и установок становится фактором, влияющим на экономическую культуру общества, в том числе, на восприятие социального неравенства.
Вместе с тем заметим, что, в разные исторические периоды степень и характер влияния религии на социальную и экономическую жизнь общества не одинаковы. С усложнением общества, появлением и распространением влияния других социальных институтов, возможно изменение роли и уровня влияния религии. Соответственно, несмотря на духовную и содержательную значимость православия, оно, как и любая другая религия, не может быть единственным элементом, обусловливающим характер общества. Такое рассмотрение было бы односторонним и не объективным.
Говоря об отношении христианства к равенству и неравенству необходимо выделить два аспекта. Первый - равенство перед Богом. Позиции разных направлений христианства в этом вопросе отличаются. В православии провозглашается изначальное всеобщее равенство и равноправие - Христос признавал равенство людей, как людей. Перед Богом все равны, равноценны. Протестантизм придерживается принципа предопределения - деления всех людей на избранных и осужденных еще до их рождения.
Второй вид неравенства - социальный - неравенство перед людьми. Христианство признает, что люди неодинаковы по своим физическим и интеллектуальным способностям, имеют разные личностные и духовные качества. Христианские богословы Ш. Матьюс, Хр. Лютардт считают, что Христос вовсе не учит, что люди в настоящем мире физически равны между собою; между ними есть и хромые и слепые. Едва ли можно считать их равными и духовно, потому что есть люди, которым можно поверить лишь один талант, и есть люди, которым можно вручить и пять и десять талантов. Люди братья - это не близнецы своего рода. Признавая социальное неравенство, они исходят из установки, что мир, в котором мы живем есть мир неравенства. Стремиться к установлению здесь равенства, значит стремиться к невозможному. Сама природа человеческих отношений делает это невозможным1.
В период своего становления, не чуждое этических норм греческой философии христианство встало на почву уже существующего и признало рабовладение. Оно много сделало для смягчения и уничтожения рабства, однако не отрицало его законность. Выступая в пользу гуманного обращения, новая религия не отвергала права собственности на рабов. При всем старании христианства поднять личность раба, рабы были и работали в христианских домах. Рядовым, повсюду встречающимся фактом было пойти на рынок и купить раба. И это считалось таким же обычным делом как и всякое другое занятие.
Попытаемся выделить основные положения христианства в отношении к социальному разделению людей.
1. Признается и легитимируется сам факт различия людей. Разное положение людей узаконивается еще в Книгах "Ветхого Завета" - "Богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Господь" (Прит. 22. 2.).
2. Христианство принимает не только различия между людьми, но и то, что человеческое общество иерархично. Апостол Павел провозглашает: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога" (Рим. 13:1)."Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца" (Прит. 22. 7.). "С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо" (Прит. 18. 23.).
Вместе с тем, власть, господство, помимо прав и привилегий накладывает особую ответственность, подразумевает служение. Быть слугою, не означает потерю человеческого достоинства или ущербность в личностном измерении. Христос говорил своим ученикам: "Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом" (Марк, 10. 43,44). Такая смена не носит характер замены игроков, с сохранением правил игры. Смысл в нравственном равенстве людей. Богатство или бедность, высокое социальное положение или низкое сами по себе не делают человека лучше или хуже. Долг каждого христианина смотреть на других как на равных и ближних себе. При этом быть ближним какого-нибудь человека - это не значит принадлежать к одному и тому же обществу, классу, или одной и той же нации; это значит - пренебрегать всеми этими искусственными различиями, и оказывать каждому всякую помощь, в которой он может только нуждаться (Лук. 10. 25-37).
3. Социальное положение человека не является гарантией или предпосылкой особого отношения Бога. Определяющим параметром и критерием служит исполнение заповедей, божественной воли. Христос не был другом ни простого труженика, ни богача. Его не интересовало само по себе беден человек или богат. И в этим подчеркивается общечеловеческая, а не классовая принадлежность Христа.
4. Дифференциация обеспечивает слаженное функционирование общества, лежит в основе общественного устройства. "Пусть те, кои порицают Провидение за неравное разделение будто бы благ земных, пусть рассмотрят устройство общественное, которым утверждается, поддерживается, обезопашивается их благосостояние житейское; - они увидят, что это самое неравенство и есть основание оного устройства"2.
Обосновывается взаимная связь и взаимодополнение разных слоев, в частности богатых и бедных. Такие отношения носят не только и не столько хозяйственный характер, сколько, имеют духовный, нравственный характер. "Бог сотворил одного для другого, - одного, чтобы быть щедроподатливым, другого, чтобы ему быть признательным. Бог хотел, чтобы богатый своими подаяниями помогал бедному в нуждах временных, а бедный своими молитвами вспомогуществовал богатому в нуждах духовных. Богатый должен служить бедному средством к пропитанию; бедный для богатого должен служить средством к спасению. Богатый изливает на бедного блага земли, бедный низводит на богатого милость Неба. Без благодеяний богатого бедный, может быть, пал бы под тяжестью своей бедности; без молитв бедного богатый, может быть, не в состоянии был бы противостоять своим страстям... Неравенство есть цель, связывающая все состояния взаимно, поставляющая одних в зависимость от других. Богатый в зависимости от бедного, чтобы получить от него удобства в жизни; бедный в зависимости от богатого, чтобы доставать себе пропитание. Этою взаимностью нужд и услуг утверждается и сохраняется устройство общественное. Гармония общества проистекает из различия его членов". Аргументируя полезность и необходимость неравенства, христианский автор предупреждает: "Вообразим себе общество, коего члены равны по богатству... Из равенства произошла бы независимость: все захотели бы повелевать, никто не согласился бы повиноваться. Земля, населенная людьми, равными по богатству, была бы зрелищем угнетений, злоупотреблений, неправд, насилий постоянных"3. Имущественное неравенство является стимулом и регулятором хозяйственной активности.
5. Христианство не отрицает возможности противоречий между людьми неравными по своему социальному положению. Но оно выступает за сглаживание неравенства. Способом нивелирования и предупреждения враждебности, носящим в большей степени внутренний, личностный характер является смирение, принятие своего положения как данности, как Божьего промысла. "Да удалится от меня зависть, происходящая от представления выгод, доставляемых богатством, и то чувство враждования, коим бедные силятся как бы отмстить богатым за неравенство счастья... Да удалится от меня и это отчаяние, эти мучительные беспокойства, коим так часто предаются бедные... Я не осуждаю жребий, какой Ты определили мне на земле, слово твое говорит мне, что богатый и бедный равно суть чада твоей любви"4. Другим способом, позволяющим избежать социальной напряженности и гражданского неповиновения, выступает имущественное, материальное перераспределения. В православии таковыми являются милостыня и благотворительность.
Признавая социальное и имущественное неравенство, Евангелие проповедует доброе отношение друг к другу, учит быть терпимыми, учитывать интересы ближних и не злоупотреблять властью и силой, быть милосердным. Это оправдано и с житейской, мирской точки зрения, и с социальных и библейских позиций. "Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся" (Прит. 14. 31.). "Не будь грабителем бедного, потому что он беден; и не притесняй несчастного у ворот; Потому что Господь вступится в дело их, и исхитит душу у грабителей их" (Прит. 22. 22, 23.). "Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет" (Прит. 22. 16.). "Не передвигай межи давней, и на поля сирот не заходи..." (Прит. 22. 10.).
Вражда и зависть к людям, более богатым, занимающим более высокий социальный статус, рассматривается как несогласие, осуждение "премудрых промыслов судьбы". Вне зависимости от своего социального положения, звания каждый человек может спастись, поэтому каждый должен оставаться в том сословии, к которому принадлежит.
Аналогичных позиций придерживается и ислам. В Коране написано: "Кто родился в бедности, пусть умрет в бедности".
Заметим, что радикальные попытки обеспечения продолжительного равенства людей (религиозные общины, израильские кибуцы, коммуны) не достигли успеха и не получили широкого распространения.
Вместе с тем, необходимо отметить, что на социальное неравенство людей, так же как на богатство и бедность, в христианстве присутствуют разные точки зрения. Весомой является оценка социального разделения благ и людей как следствия греховности. О социальном неравенстве говорится как неугодном, идущем во вред и тягость Богу и людям. Начала социального разделения положены сразу после официального принятия христианства императором Константином. Церковь обвиняется в том, что забыв основные принципы, она выдвигает сильных мира сего, делает христианство религией властных и богатых.
Сказать, что бедность необходима и происходит от Божьих законов, значило бы произнести самую гнусную хулу на Бога, считает Г. Джордж. Бедность, с его точки зрения, целиком обусловлена социальными причинами - "бедность происходит от человеческой несправедливости к ближнему" и является преступлением - "бедность есть преступление и преступление не личное, а общественное", за которое "ответственно общество и из-за которого общество должно страдать"5.
Однако Христос не проповедовал разрушения традиционного разделения труда или отказа от социальных различий и условностей. "Он признавал, что при существующих условиях люди необходимо должны разделяться на слуг и господ, на рабочих и нанимателей. Он не сказал ничего такого, что осуждало бы такие отношения"6.
Россия. Существует довольно устойчивое представление о том, что для российского восприятия более свойственно и привычно тяготение к равенству в потреблении и образе жизни, нежели рациональность и стремление к обогащению. Обращение к историческим материалам не позволяет говорить о принципиальном неприятии неравенства и массовом стремлении к упрощенному равенству. Неравенство, с большими или меньшими оговорками, понималось и принималось в разных слоях общества, воспринималась как неотъемлемая часть общественного устройства.
Социальное неравенство, деление на богатых, а значит сильных и бедных, что означало, слабых и зависимых было характерно и для древнерусского общества. Весьма показательно, что в Киевской Руси, славившейся торговлей мехами, торговали и рабами (челядью). Труд рабов был основой благосостояния, источником прибыли и накоплений. Двадцать три статьи древнерусского свода юридических законов "Правды Ярослава", вошедшей в историю под названием "Русской Правды", устанавливают целую систему кредитных отношений, направленных "К охране и защите заимодавца и его прибыли". "Русская правда", - замечает В.О. Ключевский, - есть по преимуществу уложение о капитале". При этом закон более строго наказывает за действия, направленные против собственности, чем за нарушение личной безопасности. Сам человек рассматривается в "Правде" не столько как член общества, сколько "как владетель и производитель капитала". По словам известного российского экономиста конца ХIХ - начала ХХ вв. В.В. Святловского, "Русская Правда" - это "кодекс охраны раннего русского капитализма"7.
С точки зрения древнерусских понятий, богатый человек был в то же время и сильным человеком, он всегда мог нанести обиду людям слабым, т.е. бедным. Расстояние между богатым и бедным оказывалось весьма значительным. Простой человек, по тогдашним понятиям был маломощнее боярина в 225 раз и менее состоятелен, чем староста в 125 раз (расчет на основе известного соответствия налоговой тяготы - С.Г.). Таковое расстояние разделяло богатого и бедного". При этом, как отмечает М.В. Довнар-Запольский, "капиталы, которыми частные лица обладали в древней Руси, представляют собою огромное состояние и количество таких лиц бесспорно было велико"8.
Известный исследователь и общественный деятель И.Т. Посошков наставлял: "У кого пожитку на тысячу рублев есть, тот бы себя не ругал, но благодаря бога, носил бы достойное платье по прыстоинству своему... Во одеждах так бы хорошо устроить, что не то, чтоб по верхнему платью иль исподнему, но и по рубашкам все бы были знатныя, кто какова звания есть"9.
Стремление к социальной справедливости не означает стремления к нивелированию способностей и возможностей разных людей, материальному уравниванию без учета вклада каждого человека в отдельности. Не вдаваясь в тонкости (хотя и очень важные и существенные), отметим, что разные виды труда требуют разной квалификации, подразумевают разную степень ответственности. Логично, если материальная оценка не будет одинаковой. Качественно разный вклад хозяина и простого рабочего дает основание и для разного уровня вознаграждения.
Справедливым считалось стремление к вовсе не равной, но к адекватной оценке и оплате труда. Как отмечает О.А. Платонов для крестьянина считалось безнравственным заплатить равную плату и мастеру и простому работнику. Квалифицированный труд должен вознаграждаться значительно выше. "Работнику полтина, мастеру рубль"10. Иначе говоря, вознаграждение должно быть не одинаковым, а соответствующим затраченными усилиям и имеющимся умениям, т.е. по заслугам.
Личностная разность людей - одна из составляющих разного социального положения. Иначе говоря, личностная неодинаковость, дифференциация является предпосылкой для социального разделения. Стремление к поддержанию имущественной однородности и сведение равенства к чисто внешнему, видимому, демонстрируемому равенству чревато социальными противоречиями и конфликтами. И по сути оно имеет весьма опосредованное отношение к равенству и справедливости как таковым.
На защите социального неравенства как "не только закона существующего человеческого общества", но и "неизменного закона морали" стоял М.И. Туган-Барановский. Бесцельным и вредным считал количественное поравнение имущества А.И. Ильин: "Естественное неравенство человеческих сил, способностей и желаний все равно скоро опять приведет к имущественному неравенству". Невозможным и ненужным, так же как "одинаковая окраска или густота волос" считал имущественное равенство В.С. Соловьев11. Делая акцент на экономической неэффективности равенства, П.А. Сорокин отмечал, что "уравнительное распределение и интенсивное производство - явления несовместимые". Он напоминал о связи, замеченной Шмоллером, "эпохи хозяйственного расцвета обычно совпадают с эпохами роста имущественной дифференциации, эпохи экономического упадка - с периодом ослабления последней, с периодом роста "уравнительного распределения" в той или иной форме12.
Способом сглаживания социальных различий и контрастов помимо милостыни, благотворительности и освобождения себя от зависти, является создание социальных условий, дающих человеку реальную возможность для создания себе обеспеченной жизни, в том числе за счет получения хорошего образования. Стоит отметить, что в дореволюционной России получение высшего образования не являлось привилегией только богатых людей. Помощь, содействие студентам оказывалось в виде многочисленных стипендий и поддержек со стороны обществ, существовавших при университетах.
Некоторые выводы. Как преимущественные взгляды на социальное неравенство в православии, можно представить следующие положения:
1. Социальное неравенство - это следствие неравных индивидуальных способностей и возможностей. В основе социального неравенства - изначальная неодинаковость людей и воля, лежащая вне человеческой компетенции.
2. Социальное неравенство является частью общественного устройства. Часто оно рассматривается как элемент необходимый для слаженного функционирования общества.
3. Богатство или бедность не являются критерием избранности или залогом более благосклонного отношения Творца, в этом смысле все люди равны, равноценны.
4. Социальное равенство не синонимично нивелированию или утрате индивидуальности. При этом последнее в значительной мере подразумевает личностное неравенство.
5. Принципиальным, компенсирующим социальное, мирское неравенство является равенство в высшем измерении - равенство перед Богом. Другим способом восполнения имущественного неравенства является благотворительность, милостыня.
Итак, личностная разность, неодинаковость людей - одна из предпосылок и составляющих разного социального положения. Социальное и материальное уравнивание ведет к нивелированию личностных способностей и утрате индивидуальности, которая, по сути, является "синонимом личного неравенства".
1. Шейлер Матьюс. Социальное учение Христа. С.-Петербург. Бесплатное приложение к духовному журналу "Странник". 1911 г.; Лютардт Хр.. Апология христианства. СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1892.
2. О милостыне. Христианское чтение. 1843.
3. Там же.
4. Чувствование бедного. Христианское чтение. 1836.
5. Генри Джордж. Преступность бедности. Типо-литограф. Т-ва И.Н.Кушнеревъ и Ко. М. 1906.
6. Шейлер Матьюс. Социальное учение Христа.С.-Петербург. Бесплатное приложение к духовному журналу "Странник". 1911 г.
7. Историки экономической мысли России / В.В. Святловский, М.И. Туган-Барановский, В.Я. Железнов; Под ред. М.Г. Покидченко, Е.Н. Калмычковой. - М.: Наука, 2003.
8. М.В.Довнар-Запольский. История русского народного хозяйства. Т.1, Киев - Петербург, 1911.
9. И.Т.Посошков. Книга о скудости и богатстве. М.: Изд-во Академии наук СССР.- 1951.
10. О.А.Платонов. Экономика русской цивилизации / Экономика русской цивилизации. Под ред. О.А. Платонова. М. 1995.
11. М.И.Туган-Барановский. К лучшему будущему; И.А.Ильин. О частной собственности; В.С. Соловьев. Оправдание добра.
12. П.А. Сорокин. Об основных условиях возможности возрождения народного хозяйства.