Православная церковь

Пешкова В.К.

Книжная коллекция иркутского епископа Софрония Кристалевского в фонде научной библиотеки Иркутского государственного университета

Одна из ярких страниц в культурном наследии нашего города принадлежит иркутскому духовенству. Духовенство всегда с большим уважением относилось к книге и библиотеке. Книжное собрание священнослужителей показывает, насколько книга широко бытовала среди духовенства и как тесно она была связана с историей развития края, его культурой. Благодарная память иркутян обращается к именам тех просвещенных епископов, которые оставили значительный след в накоплении бесценных книжных сокровищ.

Одним из приоритетных направлений деятельности Научной библиотеки в рамках программы "История книги и просвещения в России" является выявление и описание книжных коллекций редкого фонда составляющих его основу; сохранения их как памятников книжной культуры, включения в научный оборот, сделав их доступными читателям библиотеки. На сегодняшний день выявлены и описаны коллекции иркутских епископов Иннокентия (Кульчицкого), Иннокентия II (Неруновича) и др., позволяющие судить об их просвещенности и круге интересов.

Научная библиотека ИГУ приступила к выявлению книжного собрания не менее колоритной фигуры, чем святитель Иннокентий, но, к сожалению, менее известной - Софрония Кристалевского, третьего епископа Иркутска, преемника Иннокентия II (Неруновича). Епископ Софроний был причислен к лику святых уже в советское время, в 1918 году.

Чем же славен святитель Софроний, какою святостью отмечена его земная и небесная жизнь, послужившая основанием причислить его к лику святых в самые трагические дни истории Русской церкви?

Святитель Софроний, в миру Стефан Кристалевский, родился в 1703 году на Полтавщине в благочестивой семье. Духовное образование получил в Киевской духовной академии. Софроний был наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в Петербурге, личным духовником Императрицы Елизаветы Петровны.

Софроний был личностью яркой и необычайно талантливой. Как отмечали современники, это был человек "величественной наружности и строгой, исполненной деятельности и благочестия жизни", с проницательным умом, энергичным и целеустремленным. Эти личностные качества архимандрита Софрония не могли не быть незамеченными. И когда возник вопрос о назначении главного епископа Иркутской епархии, которая, имея большую территорию от Енисейска до Камчатки, оставалась вдовствующей около 7 лет, императрица Елизавета Петровна в лице достойного преемника увидела архимандрита Софрония.

По велению императрицы посвящение Софрония во епископа Иркутского и Нерчинского состоялось в Успенском соборе Кремля в присутствии государственных деятелей.

Во время хиротонии Софронию были вручены архиерейские одежды, в том числе великолепный саккос (верхняя одежда, надеваемая архиереем во время службы). Саккос этот вышила серебром, золотом и шелком и украсила Серафимами сама императрица, которая слыла искусной рукодельницей и мастерицей. Приведенный факт говорит о том, каким авторитетом и любовью пользовался преосвещенный Софроний в высших правительственных кругах.

20 марта 1754 года Софроний прибыл в Иркутск. Управлял епархией с 1754 по 1771год. Свое пребывание на Иркутской кафедре Софроний ознаменовал постройкой храмов, снабжением их всем необходимым для проведения служб, заботой о поднятии жизненного уровня монашества, о моральном и нравственном обеспечении духовенства.

Святитель вел большую миссионерскую деятельность. Он посещал язычников, населявших Иркутск, Якутск, Камчатку, Забайкалье, посылал к ним миссионеров, которым давал подробные инструкции, собственноручно написанные. Просвещая язычников, Софроний заботился и об устройстве их быта, развитии у них оседлости, культурных начал земледелия. Он поселял их на монастырских землях, стараясь изолировать от влияния язычества. Святитель устроил за собственный счет и подарил новокрещенным бурятам усадьбу с мельницей, покосами, пашнями и полным хозяйством на реке Китое. Позднее здесь возникло село Архиерейское, где свято чтилось имя святителя Софрония.

При такой активной деятельности владыка вел аскетическую жизнь: спал на полу, постелив овечью или медвежью шкуру, большую часть ночи проводил в молитве, питался строго по-монашески.

Весной 1771 года святитель скончался на 67 году жизни. Тело почившего, облаченное в священные одежды, находилось в Казанском приделе иркутского Богоявленского собора до 8 октября - шесть месяцев и десять дней, пока не получено было распоряжение Святейшего Синода о предании его земле. Все это время тело святителя оставалось нетленным. К нему уже тогда начали обращаться с молитвой о помощи, и многие получали исцеление своих недугов, телесных и духовных.

Жизнь праведника святителя Софрония прошла с верой и книгой.

Какое книжное собрание оставил для нас епископ Софроний и какими путями оно было выявлено? Научная библиотека явилась наследницей книжных богатств, принадлежавших библиотеке Иркутской духовной семинарии. Первоначально ее фонд состоял из так называемых келейных книг первых иркутских владык, которые составили "фундамент" библиотеки.

Очень ценные сведения о библиотеке Иркутской духовной семинарии и ее первых "вкладчиках" содержатся в рукописи зав. отделом редких и старопечатных книг Научной библиотеки Иркутского университета Л.Г.Михалковича.1 В 1934-1937 гг., занимаясь инвентаризацией фонда, он приступил к описанию редкого фонда библиотеки. Но, к сожалению, эта интересная работа осталась незавершенной.

В рукописи Л.Г.Михалкович делает акцент на "библиотечной деятельности" епископа Софрония, понимании им роли и значимости библиотек в развитии просвещения, науки, культуры. Он составил опись книг, оставшихся после смерти епископа Иннокентия I и Иннокентия II. (Неруновича). Именно Свт. Софроний первый положил начало рукописному каталогу библиотеки духовной семинарии, который был впоследствии утерян.

В выявлении книжного собрания Софрония помогли его собственные рукописные владельческие экслибрисы на книгах. Для выявления коллекции и анализа состава книжного собрания Софрония был просмотрен фонд библиотеки духовной семинарии, поступивший в Научную библиотеку в 1920 году.

В книжном собрании епископа Софрония нашли отражение книги религиозно-богословского, историко-канонического содержания, а также научные издания. Это свидетельствует о том, что книги светского содержания необходимы были святителю не как дополнение к религиозной литературе, а для занятий научной и просветительской деятельностью, кроме административной, миссионерской.

Книжное собрание святителя Софрония имеет владельческую надпись:"Из книг Софрония епископа Иркутского и Нерчинского".

Среди книжного собрания святителя Софрония особое, почетное место принадлежит рукописи за его подписью "[Инструкция, выданная иркутской духовной консисторией наместнику Троицкого Селенгинского монастыря иеромонаху Аркадию]. - [Иркутск, вторая половина XVIII века].

Уцелевшая от иркутских пожаров и обгоревшая по краям рукопись, является ценнейшим памятником по истории иркутской епархии. Сохранившийся в Научной библиотеке единственный экземпляр - уникальный. Несмотря на то, что инструкция адресована Троицко-Селенгинскому монастырю, по своему содержанию она имела большое значение и для прочих обителей. Но ни в одном из монастырей Иркутской епархии она не сохранилась, хотя и ссылки на нее имелись. После смерти св. Софрония инструкция была перепечатана.2

Касаясь экономического быта монастырей (до 1764 г.) "Инструкция" была официальным руководящим документом для казенных келей (контор) и обязательной к применению. Это видно по самой ее форме.

На первом листе поставлен N 500. Подписана она после всех пунктов приказным надзирателем канцеляристом Дмитрием Филипповым, по листам скреплена канцеляристом Федором Протопоповым. В 28 пунктах даны святителем правила для управления монастырями. По изложению материала видно, что она написана мудрым, благочестивым и опытным церковным администратором. Св. Софроний отлично знал церковный порядок и таким хотел видеть его в сибирских монастырях.

В книжном собрании Софрония имеются"Месяцесловы" [середина XVIII в.] - церковные календари с указанием праздников и дней памяти святых. Также, как и остальные, они содержат многочисленные записи, пометы прежних владельцев, старавшихся увековечить свое имя.

Приведем описание одного из них."Март - май". Титульный лист не сохранился. Печать в два цвета. Начало: "Месяц март имеяй дний 31 ...". Переплет доски в коже, следы тиснения, застежки. Используются орнаментальные заставки, полоски наборных украшений. Книга имеет записи. На форзаце: "Сия священная книга принадлежит Библиотеке Иркутской Д. Семинарии". На обороте этого же листа "Яко новорождени младенцы словесное и телесное млеко возлюбите" - скоропись конца XVIII века, выполненная карандашом. "От книг Софрония Еп."; "По смерти преосвященного куплена из авциону и надлежит до книг Михаила епископа Иркутского и Нерчинского" - скоропись конца XVIII века. На обороте последнего листа запись "Федор Федоров" - скоропись XIX века. В конце книги имеется переплетенный лист, на котором записано "Из библиотеки Иркутской Семинарии дана для чтения во время мо..." и далее запись, сделанная уже другой рукой "Принадлежит к... Для чтения во время общ. служений 1847 года майя 25 числа". Печатными буквами воспроизведена запись: "Аще хочеши совершен быти - иди продаждь имение твое и купи сию книжицу и имети имяши сокровище на небеси". И последняя запись на обороте гласит: "Иркутской Семинарской библиотеки принадлежит. Из аукциону преосвященного".

Книги исторической тематики открывает"Описание обоих триумфальных ворот, поставленных в честь всепресветлейшей державнийшей великой государыне императрице Елисавете Первой самодержице Всероссийской" (СПб., 1742).

Описываемые триумфальные ворота были поставлены в честь императрицы Елизаветы Петровны, ее торжественного восшествия на престол и в знак увековечения военных побед, свершившихся в годы ее правления.

Во второй части книги приводится изображение фейерверка, который был зажжен 1 января 1740 г. перед Зимним Дворцом в честь ее императорского величества Елизаветы Петровны. Текст дается параллельно на немецком и русском языке.

Конволют"Слово" (сборник, составленный его владельцем из нескольких вышедших в разное время самостоятельно изданных произведений печати, переплетенных в один том) напечатанных в Московской типографии с 1744 по 1747 гг. Конволют включает "Слова", произнесенные разными чинами священнослужителей, посвященных персоналиям, памятным датам. (В честь императриц Екатерины Алексеевны, Елизаветы Петровны; В День торжественного благодарения по свершившемуся заключению вечного мира между империей российскою и короною шведов; В день Благовещения и др.).

Среди книг светского содержания Научная библиотека располагает еще одним редким и очень ценным изданием"Торжества Академии наук" (СПб., 1753). В нем было напечатанное "Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих", прочитанное великим русским ученым М. Ломоносовым на торжественном заседании Российской Академии наук. В этой работе М.В. Ломоносов развивает теорию происхождения атмосферного электричества, защищает науку от нападок реакционеров и церкви. Говоря о научных опытах с электричеством и об устройстве громоотводов, Ломоносов вынужден был доказать, что во всем этом нет ничего греховного, "препятствующего божьему гневу". Просвещенный епископ приобрел книгу вскоре после ее выхода, чтоб познакомиться с достижениями отечественной науки. Так в Иркутск поступило одно из первых прижизненных изданий М. Ломоносова.

Продолжением названного издания может служить, имеющаяся в книжном собрании Софрония,"Речь о новых изобретениях в лунной теории" (СПб., 1753) прочитанная в 1753 году в Академии наук профессором астрономии Н. Поповым, ознакомившим с теорией немецкого астронома Леонарда Эйлера о лунном течении. В качестве наглядного материала в книге приведены чертежи, таблицы, помогающие усвоить теорию лунного течения.

"Краткое руководство к древней географии" (СПб., 1753) - одно из первых классических переводных работ по географии, составленное архивариусом Иваном Стафангагеном на основе "Географии" Клуверия и Христофора Целярия. В книге дается описание стран и народов Европы, Азии и Африки с древними их названиями. В качестве фактографического материала приведен иллюстрированный "Атлас".

Представленная часть коллекции святителя Софрония знакомит с замечательными памятниками письменности и печати, имеющими общенациональное значение (рукописи, старопечатные книги, книги кирилловской печати XVIII века). Их изучение позволяет шире и глубже судить об интересах и разносторонней деятельности архиерея на сибирской земле.


1. Михалкович Л.Г. К истории и содержанию фонда редких и старопечатных книг и рукописей Научной библиотеки при Восточно-Сибирском государственном университете. - Фонд НБ ИГУ. Рук. N 297. "К истории и содержанию фонда редких и старопечатных книг и рукописей Научной библиотеки при Восточносибирском Государственном университете".

2. Инструкция святителя Софрония наместнику Троицкого селенгинского монастыря // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. - 1883. - N 15.