Согласно учению православной церкви, верующий может обрести спасение только в церкви через послушание и церковные таинства - священные действия, при которых верующим невидимо (тайно) передается частица божьей благодати. Всего таких таинств семь: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение (соборование). Первые четыре таинства обязательны для каждого взрослого христианина. Но если крещение и миропомазание верующий принимает один раз в жизни, то причащение и покаяние должны исполняться им регулярно в течение всей жизни. Покаяние состоит из 4-х ступеней: сознания своих грехов, сокрушения о них, решимости бороться с ними и исповеди - признания духовному отцу в своих прегрешениях. После этого священнику предстоит решить, простить от имени Бога или не простить кающемуся его грехи, а также какую меру наказания (епитимию) на него наложить, если грехи серьезны. Очистившись во время покаяния, верующие, если только на них не наложена епитимия, приобщаются святых тайн - вина и хлеба, воплощающих кровь и тело Христа.
Исполнение первых трех ступеней покаяния церковь оставляла верующим, исповедь же и причащение желательно было посещать четыре раза в год, в четыре многодневных поста, особенно людям преклонного возраста и особо благочестивым. Необходимым же и обязательным минимумом церковь признавала пребывание у исповеди и причастия один раз в течение года. Это требование церкви было закреплено законодательно, а его неисполнение считалось преступлением, и соответствующие статьи содержались в Своде законов Российской империи1. Православие имело статус государственной религии. Переход из православия в другое христианское исповедание был затруднен, а уход в раскол, секты, нехристианские исповедания строжайше воспрещен. Регулярное исполнение долга исповеди и причастия рассматривалось светскими и духовными властями как способ проверить приверженность паствы православию и предотвратить охлаждение к нему. (Например, в 1836г. в Иркутске был получен и распространен по епархии указ Св. Синода, в котором сообщалось о перешедшей из православия в католичество жительнице г. Витебска Е. Колковской. Причем переход этот был совершен в 1814г., а местному православному причту стало известно о происшедшем только в 1822г. В связи с этим всему православному духовенству Российской империи предписывалось тщательно следить за исполнением прихожанами долга исповеди и причастия. С нарушителями следовало проводить пастырские беседы, "...над кем же таковыя увещания не будут иметь желаемаго действия, особенно, если заметят, что сие происходит от охлаждения к православию, о таковых неупустительно доносили бы по команде, для принятия мер к удержанию их в православии"2.
Также законодательно родители обязывались приводить детей на исповедь ежегодно, начиная с семилетнего возраста3, в противном случае их ждало "особое внушение от духовнаго и замечание от местнаго гражданскаго начальства"4.
Если судить по российскому законодательству, человеку, ни разу не бывшему на исповеди или не исполнявшему этот долг в течение продолжительного времени, довольно сложно было скрывать этот факт от начальства и вообще жить обычной жизнью в течение нескольких лет. Вопрос о посещении исповеди был одним из первых и обязательных для попавшего под арест5. И даже если речь шла всего лишь об одном свидетельстве, то и здесь человеку, ни разу не бывшему у исповеди и причастия не разрешалось выступать свидетелем ни в гражданских6, ни в уголовных делах7.
Конечно, можно было прожить всю жизнь, не соприкасаясь с гражданскими и уголовными делами. Но и в этом случае вопроса об исповеди было не избежать. При вступлении в брак будущие супруги должны были подать приходскому священнику "ходатайство о повенчании брака" и собрать документы ("брачный обыск"), среди которых были: разрешение родителей, сведения о возрасте, социальном положении, вероисповедании, психическом здоровье брачующихся, о том, не состоят ли они в духовном или кровном родстве, свойстве, а также справка о посещении ими исповеди и причастия.
Государственные учреждения периодически подавали священникам списки работающих у них лиц, а священники отмечали бытие-небытие на исповеди.
Таким образом, исполнение долга исповеди и причастия верующими строго контролировалось и светскими, и церковными властями. Важнейшим элементом этой контролирующей системы были исповедные росписи - поименные списки всех жителей прихода с указанием пола, возраста, сословной принадлежности и отметкой о бытии (или небытии) у исповеди. Впервые такие списки были введены именным указом Петра I (1718г.), по которому приходским священникам предписывалось ежегодно подавать "ведомость о неисповедавшихся" для взыскания с них штрафа. Данное распоряжение было подтверждено еще указом 1722г., а в 1737г. была установлена форма таких списков из 49 граф с 22 заголовками.
Согласно Уставу духовных консисторий, исповедные росписи должны были вестись священниками приходских церквей в двух экземплярах, один из которых оставался в церкви, а второй ежегодно к 1-му октября подавался на ревизию благочинному. Он, в свою очередь, передавал данные исповедных росписей всех подведомственных ему церквей далее в консисторию, где составлялась единая для всей епархии "перечневая ведомость", представлявшаяся в Синод при ежегодном отчете архиерея.
В росписи прихожане были разделены по сословиям, а внутри сословий на следующие графы: "исповедавшиеся и причастившиеся", "исповедавшиеся, но не причастившиеся", "не исповедавшиеся и не причастившиеся". Последняя графа была разделена еще на несколько подразделов, в которых указывались причины пропуска исповеди. В октябре 1846г. Св. Синодом была утверждена новая форма исповедных росписей. В ней в графу "не исповедавшиеся и не причастившиеся" был, в дополнение к уже имеющимся разделам "не исповедавшиеся по малолетству" и "не исповедавшиеся по нерадению", добавлен новый: "не исповедавшиеся по отлучкам и другим препятствиям".
Таким образом, если в исповедных росписях, составленных до 1847г., прихожане, которые не посещали исповедь, были разделены всего на две группы: дети до семи лет (чье небытие у исповеди разрешалось самой церковью) и все остальные, то после появления нового раздела стало возможным отделить действительно нерадивых прихожан от тех, кто из-за поездок, болезней и тому подобных уважительных причин не смог исполнить свой христианский долг.
Священник обязан был хранить тайну исповеди. За ее нарушение он мог лишиться сана, за исключением тех случаев, когда на исповеди кающийся сообщал о намерении совершить преступление против государства. В этом случае следовало проинформировать архиерея о случившемся.
Священнику не позволялось пользоваться исповедью для личных целей, вымогательств и просьб. Плата за исповедь священнику была запрещена и церковными и государственными постановлениями. (Хотя в Иркутске, как и во многих других городах, существовал обычай выставлять во время исповеди на видное место поднос для пожертвований).
Итак, посещение исповеди и причастия было законодательно закрепленной обязанностью каждого православного гражданина Российской империи, начиная с семилетнего возраста. Но насколько полно исполнялась эта обязанность в Иркутске?
Ответ на этот вопрос могут дать епархиальные отчеты и сохранившиеся исповедные росписи иркутских городских церквей8. Наиболее полной информацией располагают архивные фонды Спасо-Преображенского и Борисо-Глебского храмов, хранящие исповедные росписи за продолжительный период XIX в. (с 1818 по 1900 гг., за исключением нескольких лет). По другим приходам сведения отрывочные и относятся, в основном, ко второй половине XIX века.
Согласно сохранившимся епархиальным отчетам, посещаемость исповеди в Иркутске во второй половине XIX в. выглядела следующим образом:9
Год | Исповедалось и причастилось | Исповедалось, но не причастилось | Не исповедалось по отлучкам | Не исповедалось по нерадению | ||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | |
1877 | 9486 | 67,13 | 52 | 0,36 | 491 | 3,77 | 4100 | 29,01 |
1878 | 10794 | 68,16 | 42 | 0,26 | 387 | 2,44 | 4612 | 29,12 |
1899 | 12108 | 69,27 | 31 | 0,17 | 720 | 4,11 | 4618 | 26,42 |
Как видно из таблицы, не менее одной четверти иркутских прихожан в течение второй половины XIX в. игнорировали ежегодное исполнение долга исповеди, а около трех четвертей, наоборот, этот долг исполняли. Причем соотношение это оставалось довольно стабильным на протяжении двух десятков лет.
К сожалению, общегородская исповедная статистика первой половины XIX века не сохранилась, поэтому здесь следует обратиться к данным по отдельным приходам - исповедным росписям иркутских городских церквей. В течение первой половины XIX в. в приходе Преображенской церкви от исповеди уклонялись от 29,8 (1849г.) до 63,6 % (1834г.) подлежащих исповеди и причастию прихожан10. В приходе Спасской церкви ежегодный долг исповеди в 1814г. исполнили 56,7% прихожан, не исполнили 41,6%, а в 1815г. эти цифры составили 60,5% и 38,6% соответственно11. По Борисо-Глебскому приходу процент нерадивых прихожан в среднем составлял 30-35%12.
То есть, насколько можно судить по имеющимся данным, ежегодную исповедь в первой половине XIX века пропускали от 30 до 50 и более процентов прихожан. После введения новой формы исповедной росписи с графой "не исповедавшиеся по отлучкам", а также применения епархиальным начальством некоторых мер по борьбе с прогульщиками (о них - ниже), процент нерадивых прихожан снизился и составил во второй половине XIX века около 25%.
Разумеется, церковное начальство боролось с таким негативным явлением. В начале XIX века в своей борьбе оно руководствовалось указом св. Синода от 26 января 1801г., по которому на виновных за небытие на исповеди и причастии, с ведома епархиальных архиереев, накладывалось наказание в виде публичных земных поклонов в церкви. После появления "Свода законов российской империи" духовное начальство стало основывать свои карательные действия на тех его статьях (из "Уложения о наказаниях"), которые предусматривали меру наказания за неисполнение долга исповеди и святого причастия.
Согласно этим статьям, наказание провинившегося предоставлялось местному духовному начальству. Высшей инстанцией был здесь местный архиерей, а низшей, непосредственно исполнявшей наказание, - духовные отцы нерадивых прихожан: "Преосвященный, чрез приходского священника или чрез других доверенных духовных лиц, или наконец сам, смотря по обстоятельствам и по местной удобности, вразумляет его и мерами убеждения старается возвратить к долгу христианскому, с возложением эпитимии по своему усмотрению, на основании Церковных правил...Эпитимия налагается без отлучения должностных и поселян от домов"13.
Суть епитимии оставалась прежней. В ноябре 1838г. иркутская духовная консистория адресовала иркутскому благочинному протоиерею А. Шергину указ, которым ему следовало руководствоваться при наказании "прогульщиков". Нерадивым предписывалось в течение недели ходить в церковь и класть на каждой службе земные поклоны: за один пропущенный год - 50, за два - 75, за три - 100 и т.д.14
В 40-е гг. XIX века, при архиепископе Ниле Исаковиче, наказания ужесточаются и разделяются на несколько степеней в зависимости от длительности небытия у исповеди и причастия.
По указу духовной консистории от 1845г. не бывшие у исповеди и причастия от 3 до 10 лет обязывались посещать все богослужения в церкви в течение 2-х недель, стоя в притворе на коленях и кладя земные поклоны. Не бывшие на исповеди от 10 до 20 лет отправлялись на шестинедельное содержание в Вознесенский монастырь - мужчины, в Знаменский - женщины, где также обязаны были посещать все богослужения, стоя в притворе церкви на коленях и кладя по 300 земных поклонов15.
Во второй половине XIX века наказания становятся значительно мягче. Так, по указу консистории от 1861г. все нерадивые прихожане, без разделения по срокам провинности, должны были ходить в церковь в воскресные и праздничные дни и, стоя сначала в притворе, а затем в самом храме, класть всего по 10 земных поклонов за каждый пропущенный год16. Указ же от 1874г. и вовсе предписывал для не бывших у исповеди от 1 года до 5 лет в качестве меры воздействия "пастырские увещания". Тем же, кто игнорировал исповедь более пяти лет, полагалось посещать все воскресные и праздничные богослужения и класть на них земные поклоны, количество которых оставлялось на усмотрение священников17.
Вышеперечисленные меры оказали свое воздействие, и процент "не исповедавшихся по нерадению" к концу XIX века сократился. Интересен тот факт, что более суровые наказания, предусматривавшиеся указом консистории 1845г. (300 поклонов, исполнение епитимии в стенах монастыря), имели меньшее влияние на посещение исповеди, чем весьма мягкий указ 1874г. Возможно, свою роль в уменьшении процента не исповедавшихся сыграло, помимо указов консистории о наказаниях, увеличение числа церквей и священнослужителей в г. Иркутске. Также большое значение имело отношение к этому вопросу епархиального начальства, его настойчивость и строгость в борьбе за "улучшение посещаемости".
Ежегодно духовная консистория требовала от приходских священников списки тех, кто не исполнял долг исповеди более двух лет. При сверке одного такого списка, составленного в 1889г. по Крестовоздвиженскому приходу, с исповедной росписью этой церкви нами было обнаружено около 250 человек, пропускавших причастие в течение трех и более лет и не включенных в перечень18. Видимо, в отдельных случаях при составлении таких списков священники либо непреднамеренно ошибались, либо искажали некоторые данные, чтобы представить свой приход, свою исповедную статистику в более выгодном свете.
Помимо количественных показателей подобные списки содержат массу других полезных сведений. Так, священники, как правило, подробно указывали в них причины пропуска исповеди, которые опускались ими при составлении исповедных росписей. Например, в Троицком приходе в1886г. было 30 чел., уклонявшихся от исповеди в течение трех и более лет. Из них "по лености и нерадению - 8, по ослаблению нравственности - 2, по вине родителей - 4, от постоянного пьянства - 6, по слабости здоровья и постоянным работам для содержания - 3, по самонадеянности и заблуждению - 2, по слабости умственной способности - 2, по невнимательности мужа-католика - 3"19.
Интересны характеристики, которые давали священники некоторым своим духовным чадам. К примеру, в приходе Успенской церкви напротив прихожанина, пропускавшего исповедь в течение 12 лет, стоит пометка - "отпетый человек", против другого, срок провинности которого составлял 8 лет: "этот, кажется, не знает как и двери у церкви отворяются"20.
Под списками священники делали отметки о проведенной с провинившимися работе. Чаще всего это было лаконичное "сделано внушение, обещаются говеть", но иногда встречались и более пространные и даже поэтичные слова: "И словом кроткаго убеждения, и указанием бедственных последствий от нерадения, и извещением суда Божия, грядущаго на нераскаянных грешников, привлекаемы были сии заблудшии чада; но всевозможныя убеждения мало повлияли на слушателей оттого, что сердца их загрубели от плотских страстей и похотей"21.
Также очень интересно встречать в таких списках фамилии известных людей. Так, в Воскресенском приходе в 1886г. было всего 5 нерадивых прихожан. Одним из них был надворный советник Всеволод Иванович Вагин, 63 лет, игнорировавший исповедь в течение 6 лет22. В Крестовоздвиженском приходе в 1889г. в число "прогульщиков" попали надворный советник Стефан Стефанов Романов, его жена и дети, среди которых был восемнадцатилетний сын Нит23. В первой половине XIX века нерегулярно исполнял долг исповеди знаменитый иркутский купец-миллионер, меценат Ефим Андреевич Кузнецов. В исповедных росписях Преображенской церкви он периодически показан небывшим: в 1829г. - в течение 4 лет24, в 1846г. - в течение двух лет25.
Вообще же социальный состав не бывших у исповеди и причастия горожан разнообразен - он включал в себя представителей всех слоев иркутского общества. Согласно имеющимся отчетам по епархии, количество не исповедавшихся по нерадению представителей различных сословий г.Иркутска составляло во второй половине XIX века:26
Год | 1877 | 1878 | 1899 | |||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | |
Духовные | 8 | 2,05 | 18 | 4,55 | 15 | 3,23 |
Военные | 674 | 18,01 | 783 | 15,27 | 451 | 13,39 |
Статские | 549 | 38,47 | 497 | 34,32 | 390 | 21,52 |
Купцы и мещане | 2186 | 36,98 | 2237 | 36,67 | 2985 | 36,31 |
Крестьяне | 683 | 25,66 | 1077 | 38,92 | 683 | 22,34 |
Лучше всего ходили на исповедь представители духовенства (что вполне объяснимо). Те же из них, кто все же пренебрегал своей обязанностью, как правило, находились "за штатом", то есть были отстранены от церковной службы по болезни, старости или из-за недостойного поведения, либо принадлежали к "домашним" (то есть родственникам) представителей духовенства. Хуже посещали исповедь военные, большинство которых приводилось к исповеди всем составом своего воинского подразделения. Больше всего "прогульщиков" было среди купцов и мещан, но с ними за первое место могли побороться крестьяне и статские.
Что касается возрастных категорий, то к исповеди ходили чаще дети и люди преклонного возраста, а реже - люди средних лет. Это может отчасти подтвердить и такой подсчет: средний возраст посещавших исповедь и причастие в Преображенском приходе в 1837г. - 33 года, а не бывших у исповеди - 25,8 лет. Бывали случаи пренебрежения первым причастием (из 23 детей семилетнего возраста, живших в 1837г. в приходе Преображенской церкви, у первого причастия было 15 детей, не было, соответственно, 8). Но, как правило, дети ходили в церковь на исповедь даже тогда, когда у исповеди не было их родителей27. Вероятно, об этом заботились другие родственники или крестные.
Посещаемость исповеди была выше среди женщин, чем среди мужчин. Например, во второй половине XIX века исповедались и причастились:28
Год | 1877 | 1878 | 1899 | |||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | |
Мужчины | 4483 | 65,22 | 4699 | 65,34 | 5827 | 67,08 |
Женщины | 5003 | 67,97 | 6095 | 70,51 | 6281 | 71,44 |
Подобные тенденции были также свойственны и другим сибирским епархиям. К такому заключению приходит Островская Л.В., проводившая исследования по Тобольской, Томской, Забайкальской, Камчатской, Якутской и др. сибирским епархиям29. Кроме этого, исследовательница отмечает и общий рост числа исповедавшихся во второй половине XIX - начале XX века, что мы можем также наблюдать в Иркутске в рассматриваемый нами период.
1. Устав Предупреждения Преступлений // Свод законов Российской империи, повелением Государя императора Николая Первого составленный.- СПб., 1857.-Т. 14.-ст. 23, 25, 27. Устав о благоустройстве в казенных селениях // Свод законов...- СПб., 1857. - т.12. - ст. 215.
2. ГАИО, ф. 587,оп. 1,д. 2, л.23.
3. Устав о благоустройстве в казенных селениях // Свод законов... - Т. 12. - ст. 216
4. Свод законов уголовных. Ч. I. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. - СПб., 1885. - ст.209
5. Закон о Судопроизводстве Уголовном // Свод законов...-Т. 15.-ст. 173.
6. Закон о Судопроизводстве Гражданском // Свод законов...-Т. 10.-ст. 362.-п. 6.
7. Закон о Судопроизводстве Уголовном // Свод законов...-Т. 15.-ст. 215.
8. В отчетах содержится обобщенная информация об исполнении долга исповеди и причастия по городу Иркутску, исповедные же росписи предоставляют данные по отдельным приходам.
9. Подсчитано нами по: ГАИО, ф.50, оп.1, д. 8881, д.8969; оп.2, д.84.
10. Подсчитано нами по: ГАИО, ф. 266, оп. 2, д.8, д.17, д.20, д.25, д.26, д.28; оп. 5, д.2, д.3, д.4, д.6, д.7.
11. Подсчитано нами по: ГАИО, ф. 276, оп. 2, д. 11.
12. Подсчитано нами по: ГАИО, ф.273, оп.1, д.3, д.6.
13. Устав Предупреждения Преступлений // Свод законов...-Т. 14.-ст.27.
14. ГАИО, ф. 587, оп.1, д.2, л.137
15. ГАИО, ф. 587,оп. 1,д. 57,л. 2.
16. ГАИО, ф.266, оп.2, д. 32, л.246
17. ГАИО, ф. 275, оп.3, д.9.
18. ГАИО, ф.275, оп.3, д.18.
19. ГАИО, ф.50, оп.8, д.576, л.7
20. Там же, лл.7об.,8
21. Там же, л.7
22. ГАИО, ф.50, оп.8, д.576, л.2
23. ГАИО, ф.275, оп.3, д.18, л.361
24. ГАИО. ф. 266. оп. 5. д. 2. л. 324.
25. ГАИО. ф. 266. оп. 2. д. 26. л. 308.
26. Подсчитано нами по: ГАИО, ф.50, оп.1, д. 8881, д.8969; оп.2, д.84.
27. ГАИО, ф. 266, оп. 5, д. 4, л. 200.
28. Подсчитано нами по: ГАИО, ф.50, оп.1, д. 8881, д.8969; оп.2, д.84
29. Островская Л.В. Источники для изучения отношения сибирских крестьян к исповеди (1861-1904 гг.) // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России (археография и источниковедение Сибири). - Новосибирск, 1984. - С. 131-152.