Старообрядчество

Кушнарева М.Д.

Последние годы жизни "старообрядческого епископа" Мефодия

Основной целью данной публикации является описание последних лет жизни старообрядческого Архиепископа Мефодия, его роли в духовном становлении старообрядческих общин Забайкалья и Якутии II половины XIX-начала XX вв., а также некоторых фактов исторической судьбы его единоверцев.

"За долгий мучительный период времени жестоких гонений в старообрядчестве накопилось много вопросов, требующих в настоящее время разрешения. Сама история старообрядчества ждет своей разработки и освещения беспристрастным и честным исследователем. Новые, полученные старообрядцами права, у одних вызывают сомнение, у других разочарование, третьих вызвали на ложные толки и суждения. Все это требует обдуманного и основательного разъяснения, ответа, указаний... Нужно, что бы при свободной жизни старообрядчество сохранило свою чистоту и благочестие, пребыв во всем верным самому себе"1.

В середине XVII века в истории России произошли коренные, необратимые перемены. Введение на Руси новых обрядов взамен привычных старых происходит после церковных соборов 1654 и 1655 гг. Все сторонники двуперстия в 1656 г. были приравнены к еретикам, отлучены от церкви и преданы проклятию. Раскол преследовали юридическими и полицейскими мерами, что в свою очередь привело к противоположному результату: в старообрядческой общине утверждались крепкая взаимосвязь и взаимовыручка.

В конце XVII- начале XVIII вв. большое количество староверов уходит из центральных районов России на север к поморам, на берега Белого моря, расселяется по долинам рек Печоры, Мезени, переселяется в Сибирь, но особенно много людей бежало в Польшу.

В начале XVIII века в Стародубье и на Ветке, принадлежавшей в то время Польше, сформировалась большая старообрядческая община, члены которой отличались предприимчивостью, трудолюбием.

В 1735 году русское правительство направило в Ветку пять полков под начальством полковника Я.Г. Сытина, с целью вывести раскольников с территории Польши и уничтожить крупнейший старообрядческий населенный пункт. Ветка была сожжена и полностью разорена, но уже через несколько лет восстановлена русскими раскольниками. К этому времени численность польской старообрядческой общины составила около 100 тысяч человек.

В 1764 г. Екатерина II предоставила полномочия по выводу старообрядцев с территории Польши генерал-майору Маслову, который захватил несколько тысяч человек. С 1765 г. начинается их переселение в Сибирь в составе 22 партий под конвоем. Несколько партий повели для поселения на Алтай, в Восточной Казахстан и Забайкалье.

Из Верхотурья, через Тобольск часть партий старообрядцев попала в Забайкалье, где они были поселены на новых местах большими семейными общинами, образовав своеобразную этнографическую группу. За всеми переселенцами закрепилось название "семейские", происходившее от слова семья, так как их переселение происходило не в индивидуальном порядке, а именно семьями. Еще одним названием ссыльных староверов было "поляки", сохранившееся до настоящего времени. В конце XVIII века деятельность старообрядцев в Забайкалье была посвящена освоению земли, развитию хлебопашества. Несмотря на огромную энергию, трудолюбие, которые староверы проявили при освоении горно-таежных земель Забайкалья, они очень долго были ограничены в правах, подвергались преследованию.

В 1851-1852 гг. южнее Охотска был основан новый порт Аян. К нему из Якутска было необходимо проложить тракт. Для обеспечения функционирования тракта, российское правительство принимает решение о заселении старообрядцами территории между Амгинской слободой и Аяном. Переселенцам предоставлялись налоговые льготы, а так же всякая помощь в обустройстве, покровительство царского правительства и казны. С 1852 г. начинается заселение станций Аянского тракта старообрядцами Забайкалья, среди которых были семьи Истефеевых, Матвеевых, Филипповых, Кушнаревых из сел Новая Брянь, большой Куналей, Куйтун, Тарбагатай. Основным занятием переселенцев стало хлебопашество, скотоводство, а так же почтовая гоньба. Еще одним направлением деятельности старообрядцев в период существования Аянского тракта была доставка хлеба Амгинской слободе и станциям Амгинского тракта. Однако, в 1867 г. с прекращением деятельности Русско-Американской компании и установлением морского сообщения с Камчаткой, Аянский тракт был закрыт. Старообрядцам предстояло новое переселение. Часть из них ушло на Амур, часть осела в селениях Усть-Майское и Ново-Покровское, а несколько семей обосновались в селе Павловск, где их земледельческий талант проявился особенное ярко.

В 1853-1855 гг. на берегу реки Лены 25 старообрядческих семей основали село Павловск. Место было выбрано не случайно. Долина реки Лены была благоприятна для развития земледелия и скотоводства. Риск сурового климата мог компенсироваться развитием пушного промысла и рыболовства. В конце XIX века начинается интенсивное развитие хозяйства крестьян села Павловск. Заметную роль в процессе освоения земли и развитии скотоводства Нахаринского наслега сыграла семья крестьянина-старообрядца Михаила Анисимовича Кушнарева, который стал старостой села и всей старообрядческой общины села Павловск. Сбыт продукции животноводства на золотых приисках, пушная торговля в отдаленных улусах Якутской области, торговля спиртом принесли сыну Михаила Кушнарева Акепсиму огромный капитал. С 1871 года А.М. Кушнаревым была создана целая сеть торговых предприятий по всей Якутии. Компаньоном А.М. Кушнарева в торговых делах был П.И. Кушнарев, который уделял большое внимание не только развитию семейного предпринимательства, но и занимался вопросами культуры и образования в крае. П.И. Кушнарев был истинно верующим старообрядцем, знавшим все обряды, грамотным и начитанным человеком. В 1905 г. в с. Павловск им была открыта школа на собственные средства. Основной целью создания школы было распространение начального образования среди местного населения. Учителя приглашались на средства купца из Москвы, Иркутска, Якутска. Свою просветительскую деятельность в школе П.И. Кушнарев основывал на знаниях и использовании книг из библиотеки, подаренной ему старообрядческим епископом Мефодием, с которым купец встречался в забайкальских старообрядческих селах, вел переписку, в период пребывания Мефодия в ссылке в Вилюйске и считал своим духовным наставником. Школа в селе Павловск существует в настоящее время, в 2005 г. будет праздновать свой столетний юбилей.

Судьба старообрядческого епископа Мефодия, жившего в XIX веке, напоминает историю жизни и смерти за веру протопопа Аввакума. Епископ Мефодий был религиозным последователем Аввакума и духовным наставником многих старообрядцев Сибири. До ссылки епископ Мефодий относился к крестьянскому сословию Томской губернии, Бийского округа, Удинской волости. Жизнь и деятельность старообрядческого епископа Мефодия (1824-1898) стала важным этапом духовного становления всех сибирских приверженцев Протопопа Аввакума.

Таким образом, формирование старообрядческой общины в селе Павловск было заключительным этапом переселения раскольников с польской Ветки через Верхотурье в Забайкалье, через освоение Аянского тракта в приленскую низменность. Хозяйственная деятельность старообрядцев, достижение ими высокого уровня развития земледелия и скотоводства в Якутии, твердые позиции в пушной торговле были невозможными без крепкой веры и постоянного духовного совершенствования.

Итак, следует осветить некоторые факты из жизни старообрядческого епископа, с целью выявления и анализа источников духовного развития старообрядцев Забайкалья и Якутии, находившихся в отдалении от русского центра и крупных старообрядческих общин, спасавшихся в уединении и находившихся в религиозно-торжественном настроении.

Делопроизводственная документация Иркутского генерал-губернатора И.Л.Горемыкина содержит сведения о том, что епископ Мефодий был сослан из Томской губернии в Киренский округ Иркутской губернии в 1890-х гг. Затем он переехал на постоянное место жительства в город Иркутск, а в конце сентября 1895 г. в село Куйтун Верхнеудинского округа, где существовала крупнейшая в Забайкалье старообрядческая община.

В Канцелярию Иркутского генерал-губернатора поступили сведения о том, что Мефодий совершал в селе Куйтун архиерейские служения, посвятил в старообрядческие священники крестьянина Борисова, возбуждал местных раскольников против православных миссионеров2. Данные сведения были переданы обер-прокурору Синода К.П.Победоносцеву, который требовал в свою очередь от местных властей принять меры к ограждению православных от вредного влияния "лжеепископа". В ходе расследования по этому вопросу выяснилось, что епископ Мефодий, он же ссыльнопоселенец Михаил Екимов, осужденный Сенатом за отправление богослужения по раскольничьему обряду, был лишен всех прав гражданского состояния и сослан в Сибирь в августе 1894 г. Из Киренского округа он самовольно ушел в с. Усолье Иркутского округа. Архиепископ Иркутский и Верхоленский Тихон обращался в губернское правление с ходатайством о выдворении Мефодия с территории Иркутской губернии ввиду того, что Мефодий совершал разъезды по Иркутской губернии и Забайкальской области, возя с собой походную церковь и отправляя богослужения по обрядам австрийского раскольничьего толка. В 1895 г. Михаил Екимов скрылся из с. Усолья, но был арестован в г. Иркутске. При нем были обнаружены принадлежности раскольничьего богослужения. В декабре 1895 года Екимов был заключен в Иркутскую тюрьму и обвинен в распространении раскола.

Вина Екимова в распространении раскола не была доказана, но на основании ст.442 Устава о ссыльных Т.14, изд. 1890 г., по распоряжению Иркутского Генерал-губернатора от 6 июня 1897 г. N4144, как заподозренный в распространении раскола он вместе с партией арестантов был сослан в Якутск, для поселения в селе Амга. Епископ Мефодий следовал к месту ссылки без оков, но в сопровождении военного караула. 30 июля 1897 г. Мефодий прибыл в Якутск. Старообрядческий епископ Мефодий в списке арестантов был отмечен под номером 20. В Якутске местом его водворения было назначено селение Усть-Майское. В это время Мефодий подает прошение якутскому губернатору Скрипицыну, в котором он указывает на преклонный возраст, болезни и просит поселить его в старообрядческом селении Павловск среди его единоверцев. Тюремный врач отмечает, что общее состояние здоровья 73-летнего человека было неудовлетворительным. Однако, ответ на прошение Мефодия был дан только через несколько месяцев. 30 сентября 1897 г. Епископу Мефодию было отказано в поселении в селе Павловск, а местом ссылки стал город Вилюйск.

Таким образом, по официальным сведениям канцелярии Иркутского генерал-губернатора, епископ Мефодий, в миру Михаил Екимов, в возрасте 73 лет совершал побеги с мест ссылки и являлся опасным возмутителем порядка среди населения Иркутской губернии. Его вина в распространении раскола не была доказана, однако, основанием для новой ссылки Мефодия стало нарушение Устава о ссыльных. На данном этапе роль епископа Мефодия в духовной жизни старообрядцев Сибири заключалась в том, что австрийское течение в старообрядчестве, к которому он относился, как в Забайкалье, так и в Якутии, нуждалось в попах, для выполнения религиозных обрядов. Его появление в старообрядческих общинах Забайкалья принесло верующим огромную пользу. Епископ Мефодий произвел в священнослужители своих единоверцев, позволив тем самым, отправлять богослужения. Благодаря ему старообрядцы Забайкалья независимо от толка, консолидируется не только в рамках своих общин, но на региональном уровне.

Информация, содержащаяся в официальных источниках, может быть дополнена сведениями заседателя Вилюйского округа, который непосредственно участвовал в исполнении предписаний власти относительно Мефодия. Расхождения в датировке некоторых описываемых событий могли быть вызваны несоответствием сроков исполнения указов и распоряжений с теми, которые в них предусматривались, а так же опозданием некоторых ответов на прошения.

Сохранилась записка П.А. Квасникова, заседателя Вилюйского округа, переданная им П.И. Кушнареву, в которой описываются последние месяцы жизни епископа Мефодия. "Владыко Мефодий из Якутска выехал в середине июля 1897 г., верхами с казаком. Дорогой он хворал, на Вилюй приехал в первых числах августа. На квартире в Вилюе жил у Якова Харитонова. Мефодию была отведена одна боковая комната в магазине Якова Харитонова. Обстановка его была самая необходимая. Постель состояла из оленины. Одевался он в подрясник. Вслед за ним из места прежней ссылки переслали ему 600 рублей денег, которые он получил в октябре месяце. Все время жаловался на изнеможение, окончательно слег в постель в начале лета 1898 г. и более месяца совершенно не вставал. Ухода за ним не было никакого. Когда он умер, имущества никакого не осталось, только в подряснике были найдены письма к нему П.И. Кушнарева, 300 рублей денег, просфор пропитанный кровью Христа. Похоронен на кладбище в Вилюйске, над могилой поставлен деревянный крест, четырехконечный, очень тоненький. На табличке сделана надпись карандашом о дне смерти и кто похоронен. Переписка и вещи были отправлены в Областное правление"3.

Последний год своей жизни епископ Мефодий провел в ссылке в городе Вилюйске. Состояние здоровья Мефодия ухудшилось настолько, что он не мог заниматься даже мелкими хозяйственными делами. Но даже в таких условиях, он продолжал свою деятельность. Физической возможности находиться среди своих единоверцев он не имел. Но свои наставления павловской, а затем и забайкальской старообрядческой общине он давал через письма.

Павловская старообрядческая община узнала о смерти епископа Мефодия в 1898 г. Сохранилась рукопись П.И. Кушнарева 1914 г., в которой зафиксированы высказывания членов Павловской общины о данном событии. "В 1898 году, откуда- то через Иркутск, пригнали в Якутск с партией арестантов, в кандалах Святителя Христова Мефодия под именем Михаила Екимова, немедленно было приказано отправить его на Вилюй, что и было исполнено. Почтенного старца, как товар, с надписью не церемонясь, отправили на вьючных лошадях. Но вскоре с Вилюя через Якутскую консисторию пришло известие в село Павловск, что Архиерея схоронили. Поплакали мы, да спрятали слезы, не прятать было опасно, любопытный, если пожелает узнать, за что так поступили с Владыкой Мефодием, ответим, зато за что был сослан Иоанн Златоустый, Филипп Митрополит Московский, Протопоп Аввакум, заморены в Суздальской тюрьме Аркадий Славский, Конон, Алимпий, Геннадий, а, сколько тысяч христиан замучены и сожжены на кострах разного звания старообрядцев. В близком будущем, покамест беспристрастная история"4. Таким образом, епископ Мефодий в глазах своих единоверцев стал великим мучеником, ставшим духовным наставником для многих поколений сибирских старообрядцев. Павловские старообрядцы приняли решение добиться позволения властей на перевоз его тела для перезахоронения на местном кладбище.

Восприятие епископа Мефодия окружным Вилюйским исправником отличалось от такового официальных чиновников Иркутской Губернии и Якутской области. Хотя исправник не был старообрядцем, он описал последний период жизни старца, которого в преклонном возрасте сослали в отдаленное место на основании административного нарушения Устава о ссыльных и по недоказанной вине. Еще более эмоциональной была реакция павловских единоверцев Мефодия на сообщение о его страданиях и смерти в отдаленном северном городе. Духовный подъем среди сибирских старообрядцев в конце XIX века, вызванный деятельностью епископа Мефодия, направленной на объединение разрозненных и разбросанных по всей территории Восточной Сибири старообрядческих общин, сменился неверием русских раскольников, так много сделавших на благо сибирского края, в правдивость и честность русского правительства. С одной стороны, власти поощряли их экономическую деятельность, а с другой - стремились уничтожить все источники духовного становления и возрождения старой веры.

29 мая 1908 г. якутский купец из села Павловск П.И. Кушнарев подал якутскому губернатору Крафту прошение о разрешении перевезти тело почившего старообрядческого епископа Мефодия в с. Павловск. Удостоверение, разрешавшее перезахоронение праха Мефодия, было выдано губернатором Якутской области Крафтом П.И. Кушнареву 30 мая 1908 г. Тело старообрядческого епископа было вырыто из могилы 29 июня 1908 г. в присутствии Вилюйского исправника и передано для перевозки П.И. Кушнареву. Из Вилюйска тело было отправлено на пароходе "Громов" и прибыло в село Павловск 8 июля 1908 г5.

В конце XIX века купцом I гильдии П.А. Кушнаревым в с. Павловск была построена старообрядческая часовня, которая сохранилась до настоящего времени. На территории, прилегающей к часовне, расположено старообрядческое кладбище, на которое был перевезен прах епископа Мефодия. Его могила с медным крестом и мраморным камнем сохранена и оберегается духовными приверженцами Владыки, живущими в Павловске и других близлежащих селениях, а так же приезжающими из различных мест современной России.

Духовное наследие епископа Мефодия состоит не только в его религиозно-патриотической деятельности. Старообрядческий Владыка оставил огромную библиотеку, состоящую из книг религиозной тематики, уникальных текстов старообрядческих церковных песнопений. Часть книг из этой библиотеки была пожертвована старообрядческим храмам Якутска и Москвы. Часть из них использовалась в обучении грамоте детей дореволюционной школы в селе Павловск. Многое было уничтожено в послереволюционные годы. Современное духовное возрождение и возросший научный интерес к проблемам сибирского старообрядчества позволяют по-новому рассмотреть и оценить многие ранее неизвестные исторические факты.


1. Старообрядческий вестник.-1907. - N1.

2. Делопроизводственная документация Канцелярии Иркутского генерал-губернатора. Личный архив автора.

3. Личный архив автора.

4. Личный архив автора.

5. Личный архив автора.