Старообрядчество

Бураева С.В.

Материалы архива УФСБ по республике Бурятия как источник по истории старообрядческой книжности Забайкалья

Проблема отношений с царской властью возникла у старообрядцев сразу после раскола Русской православной церкви и оставалась острой практически постоянно, несмотря на краткие периоды политики веротерпимости на определенных исторических этапах. Отношения же старообрядчества с советской властью были определенно обречены на обострение. Новое государство практически сразу после своего возникновения взяло курс на преследование религии как таковой - всех ее направлений и культов, включая староверие. Дополнительным важным фактором конфронтации старообрядчества и светских властей стала социальная политика последних (насильственная коллективизация, борьба с кулачеством и т.п.).

Учитывая все вышесказанное, неудивительно, что определенное количество архивных документов по истории старообрядчества отложилось в фондах правоохранительных органов как царской, так и советской России. В процессе деятельности этих учреждений сложился специфический комплекс делопроизводственных материалов - отчеты, исторические справки, секретные распоряжения, циркуляры, донесения информаторов, судебно-следственные материалы.

Документы, которые нам удалось проанализировать, относятся к периоду 1920-1930-х гг. Архивные материалы местного ОГПУ подразделяются на три основных группы: делопроизводственная документация, копии частной переписки (т.н. меморандумы с писем), материалы уголовных расследований.

Делопроизводственная документация представлена, прежде всего, значительным массивом всевозможной отчетности - отчеты, справки, информационные сводки, списки и т.п. Интересны для исследователя старообрядческой книжности и "историко-этнографические заметки", а также доклады о семейских 1924-1926 гг., содержащие разнообразные сведения о функционировании и бытовании книг в семейской среде. Так, "тов.Ефремов" в своем докладе 1924 г. отмечает, что "гражданская грамота считалась большим грехом у старообрядцев и вся учеба находилась в руках начетчиков...практика в чтении проводилась по старославянским книгам..."1 В "историко-этнографических заметках" сотрудника ОГПУ К.Гишма упоминается о том, что уже в 1820-х годах старообрядцы выписывали и читали газеты и журналы из Санкт-Петербурга, при этом автор заметок ссылается на описание Мартоса и свидетельство декабриста Беляева2. В 1924 году начальник ОГПУ Берманов в докладе о старообрядцах отмечает, что "с 1840-х годов в царствование Николая I старообрядцы, особенно беглопоповцы, подвергались гонениям... все религиозное имущество (книги и др.) было конфисковано ..." В этом же документе содержатся сведения о различных направлениях в старообрядчестве Забайкалья. Так, например, о темноверцах говорится: "У них нет уставщика, потому, что могут исполняться религиозные обряды всяким, кто по словенски грамотен... У них нет никакого религиозного имущества кроме одних книг ..."3

Следующим специфическим делопроизводственным источником являются информационные сводки и донесения агентуры. Эти материалы существенно расширяют наши знания о лицах, сыгравших важную роль в жизни старообрядчества Забайкалья.

В информационных сводках содержатся сведения о старообрядческих общинах различных направлений и их уставщиках (с указанием фамилии, имени, отчества и возраста)4. Более подробная характеристика на каждого старообрядческого уставщика или священника содержится в индивидуальных справках..

Следующая группа документов - копии частной и служебной переписки старообрядческих церковных деятелей. Основной массив этой документации относится к белокриницкому направлению, очевидно в связи с самой "бурной" деятельностью последнего. В частности, большой интерес представляет переписка А.Федотова с епископом Иосифом, находившимся в Харбине, существенно дополняющая уже известные нам письма из фонда епископа Афанасия. Эти документы выявляют читательскую эрудицию и круг чтения духовных пастырей, уточняют понимание священниками места духовной литературы в системе традиционных ценностей старообрядчества.

Для объяснения своей позиции или доказательства правоты, в письмах священнослужителей неоднократно цитируются Кормчая, Решения Соборов, другие книги Священного Писания. Так, обсуждая спорные моменты в духовной жизни старообрядцев второй половины 1920-х гг. епископ Иосиф пишет отцу Амвросию в апреле 1926 г.: "...Посмотрите в Кормчей Трехтолковой, 6 Собора правило 37 и все прочитайте и тогда увидите все ясно...Возьми Кормчую двухкратного Собора правило 16-е прочитай-ко все хорошенько и там все увидишь..."5 Интересно, что цитаты из духовной литературы или просто ссылки на определенные места в ней помогали священникам завуалировано высказывать свое мнение по поводу происходящих вокруг них событий. Тот же епископ Иосиф пишет: "...и вот, дорогой мой отец духовный о.Амвросий, дожили до какого времени, смотри Апостол, зачало 395-е и в Златоусте смотри в 20-ю неделю слово 98-е лист 279-й, и весьма печально за это..."6. Отметим, что о.Амвросий в своих письмах также постоянно цитирует Св. Писание и богословскую литературу7.

В материалах архивных дел хранится также и копия с заказом Амвросия в московскую редакцию "Вестник Синода" на подписку "Православного календаря" 1925-1926 гг., что свидетельствует о достаточно тесной связи центральными районами страны и использовании синодальных изданий старообрядцами белокриницкого направления8.

О способах создания и распространения собственной литературы этого согласия содержится информация в копии доклада Аввакума Старкова Собору епископов Древле-Православной церкви о поездке в 1927 г. в Бичуру. Описывая поездку священник отмечает: "Заезжал в дом Николаевского священника и натянули его на беседу. Эта беседа прошла для нас благоприятно, по всем 12 вопросам они остались совершенно безответными. Эта беседа у нас описана и два десятка экземпляров отпечатано на машинке и распространено по беглопоповцам..."9

Документы этого архива содержат сведения и о других, кроме белокриницкого, направлениях забайкальского старообрядчества. Так, из материалов текущей документации здесь имеются копии Протоколов заседаний Главного церковного совета Древле-Православных христиан - старообрядцев за 1926-1927 гг. Эти документы были пересланы в с. Никольск местному уставщику беглопоповцев И.Брылеву; здесь же хранится копия конверта с адресом: "из г.Нижнего Новгорода, ул.Острожская 26-2 в село Никольское Забайкальской губернии Верхнеудинского уезда, Брылеву Ипату Ипатовичу"10.

Отдельный и очень важный блок документов представляют собой судебно-следственные материалы. Необходимо отметить, что в настоящее время исследователями других регионов Сибири документация такого рода активно вводится в научный оборот. Материалы следствия содержат порой уникальную информацию о культуре и быте староверов, отражая в судьбах отдельных людей "все перипетии неравной борьбы с государством". Именно так определила исход этой борьбы Н.Д. Зольникова, рассматривая историю нелегальных монастырей часовенного согласия в Красноярском крае по материалам уголовного дела из архива ФСБ11.

В нашем регионе эта группа документов оказалась пока наименее информативной. Нам удалось поработать только с уголовными делами 1930-х гг. Мы предполагали наличие там различных анкетных данных, конфискационных описей, протоколов допросов. Таким образом, появлялась возможность существенно расширить имеющиеся сведения о бытовании духовной литературы в семейской среде первой трети ХХ века. Однако, информации оказалось значительно меньше ожидаемого. Действительно, в уголовных делах имелись анкеты арестованных, описи изъятого имущества и протоколы допросов. Изредка в описях имущества указывается наличие одной или нескольких "церковных книг" (например, в следственных делах хасуртайских уставщиков).

Однако, зачастую описи и другие документы интересующих нас сведений не содержат. Яркий пример - дело Степана Евстигнеевича Шурыгина, "потомственного уставщика" из села Куйтун. В анкете и донесениях подчеркивалось, что и отец и дедушка у обвиняемого были уставщиками, а сам он также "грамотный по церковно-славянски". Однако ни в конфискационной описи, ни в протоколах допросов факт наличия книг у С.Е. Шурыгина вообще не упоминался, хотя очевидно, что они должны были быть и в немалом количестве. Вероятно, потому, что С.Е. Шурыгина арестовали как участника "кулацкого заговора", следователей при составлении описи имущества гораздо больше книг интересовали имеющееся у арестованного оружие, сельскохозяйственный инвентарь, надворные постройки и т.п.

Особое внимание уделялось служителям культа и системе распространения религиозных верований. В архиве УФСБ РФ по Республике Бурятия сохранились различные доклады, историко-этнографические заметки, оперативные сообщения и разработки, информационные сводки по персоналиям, уголовные дела, касающиеся представителей старообрядчества. Естественно, что значительное место в них отводится "книжникам", как наиболее грамотной и, соответственно, наиболее опасной для новой власти части семейских.

Отметим, что тональность документов существенно менялась. Для 1920-х гг. характерна некоторая отстраненность власти от "дел церковных" - органы правопорядка удовлетворялись фиксированием персоналий и отслеживанием их деятельности посредством информационных сводок. Имелись своеобразные "объективки" на каждого уставщика каждого старообрядческого поселения. Помимо этого, большое место в архивах занимали и "меморандумы" с переписки местных старообрядческих деятелей с духовными центрами России (например, с Москвой, Нижним Новгородом и др.).

К концу 1920-х и в 1930-е гг. ситуация кардинально меняется. От констатации фактов и составления различного рода информационных справок и исторических докладов органы правопорядка перешли к разработке специальных операций ("Староверы", "Фанатики" и др.) и массовым уголовным делам.


1. Архив УФСБ по РБ. Ф.3. Оп.6. Д.1. Л.1.

2. Там же. Л 11 об., 21-22..

3. Архив УФСБ по РБ. Ф.3. Оп.6. Д.1. ЛЛ.29,32.

4. Архив УФСБ по РБ. Ф.3. Оп.6. Д.1. ЛЛ.84-85.

5. Архив УФСБ по РБ. Ф.3. Оп.6. Д.2. Л.102.

6. Архив УФСБ по РБ. Ф.3. Оп.6. Д.2. Л.108.

7. Архив УФСБ по РБ. Ф.3. Оп.6. Д.3. Л.27

8. Архив УФСБ по РБ. Ф.3. Оп.6. Д.2. Л.107.

9. Архив УФСБ по РБ. Ф.3. Оп.6. Д.2. Л.28

10. Архив УФСБ по РБ. Ф.3. Оп.6. Д.2. ЛЛ.1-4,35-50.

11. Зольникова Н.Д. Сибирские староверы и власть после революции: судьбы и дороги // Социально-демографические проблемы истории Сибири XVII - XX вв.(Бахрушинские чтения 1995 г.).- Новосибирск, 1996.- С.109-119.