Сибирское старообрядчество было одной из ярких этно-конфессиональных групп сибирского населения. Вобрав в себя основы традиционного русского православия, это явление не только сохранило национальную религию и культуру, но и во многом развило их, подняв на качественно новый уровень. Это развитие шло в ногу со временем, учитывая требования новых политических, экономических, социальных, культурных и географических условий. Последнее утверждение, в силу сложившегося стереотипа, может показаться спорным. Но история знает массу необоснованных стереотипов, вытекающих из незнания или непонимания того или иного явления. Действительно, старообрядчество выступало против "прогресса", обусловленного официальным прозападным путем развития российского общества. Но в то же время, оно предложило свой альтернативный путь прогресса, коренное отличие которого состояло в опоре на национальную традицию (религиозную, культурную, социальную, экономическую, политическую). Результатом этого творчества (в философском понимании этого слова) на традиционной основе стало развитие старообрядческой экономической и социальной инфраструктуры в условиях дореволюционного российского капитализма. Надо сказать, что развитие капиталистических отношений, особенно после отмены крепостного права, стало проверкой на прочность для разных культурных систем, в том числе дворянской (официально-церковной) и крестьянско-купеческой (во многом старообрядческой). В итоге крестьянско-купеческая культурная система оказалась более жизнеспособной, ибо в ней не было ничего "лишнего", она была выработана практикой и проверена столетиями жизни в нередко экстремальных условиях. Поэтому неудивительно, что традиционализм в новых условиях дал положительные результаты. Чтобы лучше понять характер и масштабы тех процессов обратимся к цифрам. В начале XX в. "на одно среднестатистическое старообрядческое крестьянское хозяйство ... приходилось в 5 раз больше купленной земли и в 5 раз больше арендованной"1 чем на среднестатистическое нестарообрядческое хозяйство. Более того, в эпоху развития капитализма "главные русские капиталы скапливаются преимущественно в руках последователей раскола"2 и уже в начале XX в. более половины русского торгово-промышленного класса имело старообрядческое происхождение. В целом же, в начале XX в. в Российской империи удельный вес старообрядцев составлял четверть от всего православного населения страны, то есть более 20 миллионов человек3.
В чем же причины сохранения и столь бурного развития явления в дореволюционный период? Во многом причины этого кроются в старообрядческих идеологии и укладе жизни. В идеологии старообрядцев центральное место занимает религия, которая, кроме прочего, служит для них "фактором передачи нравственных ценностей и укрепления хозяйственной инициативы"4. Уклад жизни - это лаборатория взаимодействия традиций и новаций на религиозно-духовном, культурном и социально-экономическом уровнях. В старообрядческом укладе традиции уделено несравненно больше внимания, чем у новообрядцев. Отсюда определенная стабильность старообрядчества как явления и, в частности, под натиском испытания капитала и капиталом.
Большую роль в старообрядческом укладе жизни играли структурные единицы существования явления - патриархальная семья, старообрядческая община, согласие.
Важным условием сохранения и воспроизводства старообрядческого движения выступает патриархальная семья, ее культ в староверческой среде. Именно в рамках семьи, рода старообрядец с детства усваивал как каноны "древлеправославной веры", так и трудовые, хозяйственные, социальные, культурные традиции присущие его конфессии. Своеобразный характер передаче наследия от поколения к поколению придавало семейное воспитание-образование. Но не только старообрядческая идеология сохранялась благодаря патриархальной семье, тут была и обратная связь. Сама семья была под защитой старообрядческой идеологии. Этому служили такие аспекты религиозно-социальной этики как: почитание родственных уз и в особенности отца с матерью (как, впрочем, и почитание духовных уз, духовной семьи - крестных родителей), уважение к старшим, почитание умерших предков (знание своего рода до 7 колена было обязательным), близкие отношения с дальней родней. Причем пристальное внимание обращалось не только на генеалогию своего рода, но и других (например, на род другой стороны при заключении брака). Уровень уважения к родным и в частности к матери показывает такой пример. Запрет материться обосновывался религиозно-мифологическими причинами - говорили, что, матерясь, человек оскорбляет сразу трех матерей человечества: мать-женщину, мать-Землю и мать-Богородицу. Этот взгляд, восходящий к языческим временам и сохраненный в старообрядческой культуре (как и другие элементы архаического мировоззрения), кроме прочего, показывает и меру уважения женщины-матери, которая превозносилась до уровня Богородицы и Земли (которая, кстати, тоже была священна). Все это говорит о том, что не только старообрядческая патриархальная семья хранила и передавала старообрядческую идеологию, но и что сама старообрядческая идеология способствовала сохранению и укреплению семьи, оберегала ее от разрушения.
Историк российского купечества П.А. Бурышкин отмечал, что на самом деле торгово-промышленных династий в России было не много и что редкое торговое или промышленное предприятие переживало более двух поколений владельцев одной фамилии5. Наряду с этим, многие из существующих предпринимательских династий были старообрядческими6. Однако стоит заметить, что известные старообрядческие роды представляли вершину старообрядческого делового мира. В то время как основную массу этого мира составляли тысячи средних и мелких предпринимателей и их семьи. Ибо на протяжении XIX - нач. XX в. продолжался процесс выделения отдельных предпринимателей и предпринимательских семей в старообрядческих общинах, а в определенных случаях - и из старообрядческих общин при сохранении, однако, теснейшей связи с ними. И если у представителей других конфессий при достижении определенного экономического успеха в сфере торговли и промышленности семейно-родовые традиции часто начинали рушиться, то в среде предпринимателей-староверов этот процесс шел намного медленнее, ибо семья оставалась оплотом веры и традиции и несла черты патриархальности. Поэтому семейное дело переходило по наследству и продолжало развиваться потомками.
Можно сделать вывод, что патриархальная семья не только была одной из главных основ воспроизводства старообрядчества (в демографическом, хозяйственном, идеологическом планах), но и, способствуя экономическому подъему явления, придала свою специфику характеру старообрядческого предпринимательства.
Большую роль в сохранении и развитии старообрядчества сыграла община, которая, наряду с согласием и родом, стала основной структурной единицей этого движения, эго экономической базой. Причем, это была не та крестьянская община, которую застали реформы середины XVII века. Сохраняя многие черты старой организации, старообрядческая община на протяжении II половины XVII и особенно в XVIII вв. выработала некоторые новые формы отношений. Поменялся ее характер, "это была община нового типа, превратившаяся из торгово-промышленной артели единоверцев в религиозно-экономическую общность"7. Характер староверческой общины способствовал как подъему ее членов (прежде всего - в хозяйственно-экономическом отношении), так и подъему самого старообрядчества. "Община выполняла функции катализатора общественного развития старообрядчества и усиления его социально-экономической роли"8. Этому, прежде всего, способствовала относительная стабильность общинной экономики (нередко - как части экономики согласия). Если какой-либо сектор общинной экономики приходил в упадок, то это амортизировалось средствами более удачно развивавшихся секторов общины или согласия. Поэтому община, благодаря разнообразию своих экономических структур и поддержке всего согласия, в определенной степени была застрахована от серьезных последствий экономических неудач. Более того, в старообрядческой общине мобильность капитала подкреплялась и религиозно-нравственным законом. Средства, как считалось принадлежащие не владельцу, а Богу, всегда могли быть привлечены общиной в своих интересах для "Божиих дел". Это позволяло аккумулировать большие средства и направлять их в нужном направлении. Но мобильность не только капитала была присуща староверческой общине, для нее так же была присуща социальная и территориальная мобильность ее членов, что оказало заметное влияние на характер старообрядческого предпринимательства.
Определенную роль в развитии старообрядчества сыграла и присущая ему конфессиональная корпоративность, о немаловажном влиянии которого в создании финансовой, технической, информационной инфраструктуры старообрядческой экономики пишет ряд авторов9. В.В. Керов называет общину регулятором, "главным менеджером" старообрядческого предпринимательства и отмечает, что именно староверские общины уже в первой половине XIX в. создали собственную кредитную систему (в том числе вексельную), сбытовую сеть, систему координации поставок сырья10, то есть развивали внутриконфессиональную корпоративную экономическую инфраструктуру. На протяжении второй половины XIX столетия эти тенденции продолжали существовать и успешно развиваться. Неотъемлемой частью конфессионального корпоративизма, как в более ранние, так и в исследуемый период, была система взаимопомощи членов общины. Это могла быть помощь попавшему в сложную экономическую ситуацию единоверцу (в виде кредита, бессрочной или безвозместной ссуды и т. д.). Могли быть и более сложные схемы финансовой, промышленной, технической, информационной помощи. Нередко средства общины становились источником начального капитала купцов. Как писал во второй половине XIX в. В.В. Андреев: "... многие из главных ... капиталистов получили капиталы, положившие начало их богатству, из кассы раскольничьей общины"11. Примером может служить известный старообрядческий род Гучковых, основой благосостояния которого стали средства из казны Преображенского кладбища Москвы12. Наряду с прочим, так "осуществлялось воспроизводство экономической базы староверия"13.
Кроме организационной, экономической и др., община играла важную воспитательную роль. Структура старообрядческой общины, а также характер внутриобщинных отношений, позволяли вырабатывать, воспитывать у ее членов ряд качеств, необходимых для успешной хозяйственной деятельности и, прежде всего - хозяйственную, экономическую активность. Демократичный характер старообрядческих общин (отмеченный еще А.П. Щаповым) играл большую роль в воспитании членов общины в духе социальной и экономической активности. В сложных условиях существования и при снижении (или исключении) роли священства, функции организации и ведения религиозно-общественной жизни переходили приходу, его активным членам. Помимо прочего, это отразилось и на социально-экономических отношениях внутри общины. Известный автор второй половины XIX в. Н.Аристов, исследуя структуру одной известной старообрядческой общины, писал: "Не обращая внимания на сословность, все члены общества выбирали себе настоятелей, руководствуясь собственным соображением, и выборным мог быть всякий, кто отличался умом, полезной деятельностью и искренней преданностью благу общему. Там и простой крестьянин возвышался до настоятеля общины"14. И хотя уровень демократизма в разных общинах мог быть разным, в целом, он был достаточно высок. Тут необходимо сказать о роли общественного мнения, авторитет которого в староверческой среде всегда был очень высок. При высоком уровне демократизма общественное мнение выступает контролирующим началом. Оно выполняет уравновешивающую функцию по отношению к демократизму и служит стабильности в старообрядческом обществе. В общем, мы можем сделать вывод, что место человека в старообрядческой общине зависело от его личных деловых качеств (и меры его полезности для этой общины), что стимулировало выработку этих качеств у членов общины с детства.
Одной из основных структурных единиц существования старообрядчества, наряду с родом и общиной, выступает согласие. Это своеобразная форма организации старообрядцев, возникшая вследствие разделения в принципе единого движения на ряд течений. Наиболее крупные течения - поповцы и беспоповцы (то есть приемлющие и не приемлющие священство), которые уже и делятся на разные согласия. Причинами этого разделения выступают: разная интерпретация определенных сторон русского древнеправославного вероучения, разные условия формирования и существования согласий, отличие местных традиций в разных областях страны. Эти и другие условия повлияли на ход народного религиозного творчества в старообрядчестве и нашли свое отражение в определенных отличиях его результатов у разных групп старообрядцев. Внутри самого согласия может иметь место несколько разных толков, имеющих в основном схожую религиозную традицию (что и объединяет их в согласие), но имеющие какие-либо свои особенности в воззрениях. Наиболее известные согласия: приемлющих Белокриницкую иерархию, часовенное, поморское, лужковское, диаконово, федосеевское, филипповское, аристово, странническое, спасово и др. Как правило, согласие имело свой центр (которых могло быть несколько или в силу определенных обстоятельств не быть совсем). Центры играли большую идейную, экономическую, координирующую роль в жизни старообрядческих общин и нередко имели большое влияние не только на последователей своего согласия, но и на официальные власти региона, где находились. Наряду с религиозно-культовым обеспечением центр нередко обеспечивал членов своего согласия информационной, сырьевой, товарной, технической, финансовой и другой поддержкой, чем способствовал сохранению и развитию не только своего согласия, но и старообрядчества как явления в целом.
В целом, патриархальная семья, община и согласие наряду с такими религиозно обусловленными элементами староверческой культуры как трудовая этика, уважение к грамотности, трезвость и умеренность в потреблении, традиции колонизации позволили старообрядчеству не только сохраниться на протяжении нескольких веков, но и показать достаточно серьезные результаты в условиях развития капитализма.
1. Поздеева И.В. Возможности и задачи комплексного изучения традиционной культуры русского старообрядчества на современном этапе.// Сб. мат-лов конф. Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи. - Улан-Удэ, 2001. - С. 8
2. Андреев В.В. Раскол и его значение в русской народной истории. - СПб., 1870. - С 163.
3. Дулов А.В. Русское православие: Очерки истории. - Улан-Удэ, 2000. - С. 222.
4. Стадников А.В. Московское старообрядчество в социальной истории России XIX - нач. XX веков. - Дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. - М., 2000. - С. 187.
5. Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М., 1991. - С. 337.
6. Там же. - С. 327.
7. Керов В.В. Роль общины в хозяйственной системе старообрядчества в XVIII - перв. половине XIX в. // Сб. мат. конф. Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи. - Улан-Удэ, 2001. - С. 44.
8. Стадников. Указ. соч. - С. 189.
9. См.: Керов В.В. Рябушинские: династия старообрядцев-предпринимателей. // Сб. Старообрядчество: история, культура, современность. - Вып. 3. - М., 1995. - С. 12; Хохлова Т.А. Указ. соч. - С. 108; и др.
10. Керов В.В. Роль общины в хозяйственной системе старообрядчества в XVIII - перв. половине XIX в. // Сб. мат. конф. Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи. - Улан-Удэ, 2001. - С. 44.
11. Андреев В.В. Указ. соч. - С. 161
12. Бурышкин П.А. - Указ. соч.
13. Керов В.В. - Указ. соч. - С. 43.
14. Аристов Н. Устройство раскольничьих общин. - Библиотека для чтения. - СПб., 1863. - С. 8.