Неправославные конфессии

Константинова Н.А.

Правовое регулирование отдельных аспектов жизни мусульман России в XIX - начале ХХ вв.

Ислам является одним из многочисленных религиозных вероучений, исповедуемых жителями Восточной Сибири. Поэтому, небезынтересно было бы узнать, каким образом регулировались права мусульман, проживавших на территории Восточной Сибири.

Права мусульман в дореволюционной России регулировались особыми законами в рамках общего Российского законодательства, действующего на тот момент - Свода законов Российской империи. Мусульмане, несмотря на то, что они проживали в Сибири и исповедовали неправославную веру, не входили в категорию "сибирских инородцев", и, следовательно, не подчинялись Уставу об управлении инородцами 1822 г. "Сибирские инородцы" - это особая категория населения, включавшая в себя такие народности, как буряты, якуты, тофалары, эвенки, ненцы и др.

Свод законов Российской империи был опубликован в 1832 г. и введен в действие с 1835. Свод законов делился на восемь главных разделов, охватываемых 15 томами. В 1854 г. вышло второе издание Свода законов, а в 1857 - третье. Отдельные тома Свода законов переиздавались в 1876,1883,1885,1886,1887,1889,1890,1892,1893,1896 и др.гг. При переиздании исключались переставшие действовать законы. Свод дополнялся новыми статьями, старые статьи уточнялись, а иногда подвергались и более существенной переработке, как например, в издании Основных государственных законов в 1906 г.

Мы постарались рассмотреть, каким образом отдельные статьи законов Свода законов Российской империи, адресованные мусульманам, регулировали отдельные стороны их жизни. Надо отметить, что законы регламентировали основные аспекты, такие как - вероисповедание, управление, брачно-семейные отношения, положение и строительство мечетей и медресе, а также выезд за границу. Уголовное уложение Свода законов, содержащее в себе нормы о преступлениях и наказаниях, применялось ко всем подданным империи, независимо от их вероисповедания, поэтому распространялось и на мусульман. По этой причине, нормы Уголовного уложения мы не затрагивали. Ограниченные рамками статьи, мы включили в нее лишь основные разделы: вероисповедание, управление мусульманами и брачно-семейные отношения.

Вероисповедание. В законах Российской империи первенствующей и господствующей верой признается Христианская Православная вера (ст. 1 Устава духовных дел иностранных исповеданий XI т. Свода законов 1896 г.). Законы, регулирующие вопросы вероисповедания содержались в основном в этом уставе, а также в первой части I т. Свода законов 1892 г., в основных государственных законах, книге первой.

В Российском государстве свобода вероисповедания признавалась не только для христиан неправославного толка, но и для евреев, мусульман и язычников. В упомянутых законах содержалось несколько статей законов, гарантирующих это право.

Однако, несмотря на столь прогрессивное заявление, Российское правительство было заинтересовано в более однородном, православном составе многочисленного российского общества, и всячески стремилось заинтересовать мусульман в переходе в православную веру. Целый ряд статей в Уставе о земских повинностях (IV т. Свода законов, 1857 г.) и Уставе о прямых налогах (V т. Свода законов, 1893 г.), предоставлял льготы мусульманам, решившим принять христианство. В частности, мусульмане, живущие в Закавказье, а также пришедшие туда из-за границы, принявшие православие, освобождались от повинностей на 6 лет вместе со своими детьми, принявшими Св. Крещение. Язычники или мусульмане, принявшие по собственному желанию Православие, пользовались 3-летней льготой от всех податей.

Помимо того, что Российское правительство способствовало переходу мусульман в христианство различными льготами, оно старательно охраняло их новое положение. Например, постройка новой мечети разрешалась (согласно ст. 156 Устава строительного, XII т. Свода законов, 1900 г.), "в таком только случае, если от построения мечети не может произойти соблазна в вере для живущих вместе с Магометанами христиан и новокрещенных татар".

За отвлечение от православной веры и склонение к исламу, иудаизму, или иной нехристианской вере, виновный приговаривался к наказанию (ст. 184 Уголовного уложения, XV т. Свода законов, 1866 г.), в виде лишения всех прав состояния и к ссылке на каторжную работу, или к тюремному заключению на срок от 8 до 10 лет.

В Уставе о предупреждении и пресечении преступлений (XIV т. Свода законов, 1876 г.) существовал раздел "О предупреждении и пресечении отступления от православной веры новообратившихся к ней язычников, магометан и евреев".

Необходимо было всем новокрещенным "внушать", чтобы ходили в церковь, особенно в воскресенье и торжественные церковные и гражданские дни; чтобы ежегодно исповедовались и приобщались Священному Таинству и "чтобы сколько возможно удалялись от иноверных обычаев". (Ст.43 )

Управление мусульманами. О центральном органе, контролирующем духовную жизнь подданных империи, Департаменте духовных дел иностранных исповеданий, упоминалось в I т. 2 ч. Кн.V ст.365. Департамент состоял из отделений, столов и "особого секретарского стола". Департамент курировал духовную жизнь католиков, протестантов, а также мусульман, иудеев и "ламаитов".

В XI т. "Уставов духовных дел иностранных исповеданий" Свода законов существовал отдельный раздел: книга шестая "Об управлении духовных дел магометан", полностью посвященный мусульманам.

Местное управление духовными делами мусульман принадлежало их приходскому и высшему духовенству. Департаменту духовных дел подчинялись два окружных управления - Таврическое и Оренбургское. Таврическому управлению подчинялись мусульмане, проживающие в Таврической и западных губерниях империи, а Оренбургскому - в восточных, остальных губерниях и областях, за исключением Закавказья. Духовными делами мусульман Сибири заведовало Оренбургское окружное управление.

Оренбургское управление состояло из высшего и приходского духовенства. К высшему духовенству принадлежали муфтий и ахуны, а к приходскому - хатыны (муллы), имамы и маязины (при соборных мечетях), и имамы и маязины (при простых мечетях). Во главе Оренбургского собрания стоял муфтий.

Оренбургское духовенство имело право рассматривать и решать следующие вопросы: о порядке богослужения, об обрядах, о заключении и расторжении браков. Жалобы по этим делам на решения приходского духовенства направлялись Духовному правлению, а на решения Духовного правления - Оренбургскому губернатору. От него дела направлялись в МВД для разрешения их в установленном порядке. Помимо этого, Оренбургское духовенство имело право разрешать споры о частной собственности, возникающие между мусульманами по завещаниям или при разделах наследственного имущества, руководствуясь при этом правилами мусульманской веры.

Оренбургское духовное Собрание состояло, помимо председательствующего муфтия, еще из трех членов. Канцелярию Собрания составляли: секретарь, столоначальники, переводчик, журналист и канцелярские служители. Муфтия назначало Министерство внутренних дел. Членов Духовного Собрания, представленных Оренбургским муфтием, назначал министр внутренних дел, каждого - на три года.

Духовные лица, принадлежащие к Оренбургскому духовному собранию, а также их дети, были освобождены от телесных наказаний. В делах, относящихся к обязанностям духовного звания, они подлежали суду своего духовного начальства, а во всех прочих делах, гражданских и уголовных, подлежали светскому суду и судились по общим законам империи. Духовные лица Оренбургского округа подлежали платежу повинностей, согласно их сословию, но их приходы могли брать этот платеж на себя.

К функциям Оренбургского духовного собрания относилось проводить экзамены на знание основных догм ислама и утверждать в приходской духовной должности избранных обществом лиц. Помимо этого, Оренбургское собрание контролировало деятельность мулл, имело право наложить взыскания за правонарушения, и даже временно отстранить от должности, или совсем снять и лишить духовного звания за поступки, противоречащие духовным обязанностям. Но подобные решения приводились в исполнение только посредством участия Губернского Правления, поскольку именно от него зависело утверждение мулл в приходской должности.

Жалобы на решения Оренбургского собрания направлялись губернатору. Губернатор, потребовав от Собрания необходимые сведения, представлял их на рассмотрение в МВД.

Вопросы в Оренбургском духовном собрании решались большинством голосов. Если голоса разделялись поровну, голос председателя являлся решающим. В отсутствие муфтия его замещал старший при нем член Собрания. Личные решения муфтия не имели силы судебных приговоров и не могли быть приняты к исполнению.

При утверждении на духовную должность учитывались правила об установлении образовательного ценза для духовенства. Они изложены в приложении к статье 1416, того же XI тома. Согласно этим правилам, членами Оренбургского духовного собрания могли быть лица, успешно выдержавшие экзамены по русскому языку в объеме курса городских училищ. На должности высшего приходского духовенства в городах, а также мулл, состоящих при казачьих войсках, определялись лица, которые выдержали испытание по русскому языку в объеме курса одноклассного начального народного училища. От кандидатов на должность сельских мулл и мулл при Оренбургском казачьем войске требовалось представление свидетельства о знании русской разговорной речи и умении читать. Экзамены и выдача свидетельств производилась особыми комиссиями, которые по распоряжению Министерства народного просвещения, учреждались в городах при заведениях ведомства этого Министерства. Такая комиссия под председательством начальника заведения, состояла из двух преподавателей светских предметов. Лица, желающие выдержать экзамен, имели право выбрать место его проведения в одном из городов губернии или области, в которой проживали. Лица же, имеющие свидетельства об окончании курса в одном из высших, средних или низших учебных заведений или же прошли курс четырех первых классов среднего учебного заведения, имели право претендовать на все духовные должности по округу Оренбургского духовного собрания без предварительного испытания.

Что касается муллы или другого приходского духовного лица, то их выбирали в присутствии волостного старшины и сельского старосты. В выборе не могли участвовать люди, не принадлежащие к избирающему обществу, а также младшие члены семейств, то есть сыновья, неотделившиеся от отцов, младшие братья, племянники т.п. Приговор, подписанный всеми избиравшими лицами, представлялся через Волостного старшину в Уездное полицейское Управление. Губернское правление, рассматривая этот приговор, наблюдало, чтоб, "избранные в муллы и имамы были люди в верности надежные и доброго поведения" (ст. 1435), а также следило, чтобы претенденты сдали экзамен в Духовном собрании и были признаны достойными.

Брачно-семейные отношения. Заключение и расторжение браков, регулировалось законами, которые входили в часть первую Законов Гражданских (X т. Св. законов, 1900 г.), книгу первую "О правах и обязанностях семейственных", раздел первый "О союзе брачном", гл. 3 "О браках нехристиан между собой и с христианами".

Мусульмане имели право вступать в брак с лицами христианского исповедания. Брачный возраст был одинаков для всех подданных Российской империи. Для мужчины он составлял 18 лет, для женщины - 16 лет. Исключение составляли жители Закавказья, где брачный возраст был ниже: для жениха - 15 лет, для невесты- 13 лет.

О заключении и расторжении браков записывалось в метрические шнуровые книги по правилам, изложенным в Законах о состояниях (IX т. Свода законов, 1876 г.).

Мусульманин, принявший православие, имел право состоять в браке со своей некрещеной женой без утверждения этого брака венчанием по правилам православной церкви. Если одна из жен мусульманина принимала православие, то ее брак также не нуждался в утверждении венчанием по правилам православной церкви. Однако ее муж, остающийся мусульманином, должен был дать обязательства, что дети, рожденные в их браке, будут крещены в православную веру; он не должен был склонять свою жену и детей к исповеданию ислама; мог состоять в браке только с одной этой женой, отказавшись от других своих жен.

Если новокрещеный мусульманин имел несколько жен раньше, то должен был выбрать только одну, преимущественно православного исповедания.

Если ни одна из жен новокрещеного мусульманина не пожелает жить с ним, и мужчина не изъявит согласия жить с некрещеной, то у него было право вступить в новый брак с православной.

При заключении брака между мусульманином и православной, детей рожденных в этом браке, следовало крестить как православных и воспитывать в соответствии с канонами православной церкви, о чем родители давали подписку. В случае нарушения этого закона, брак расторгался, а виновные подвергались наказанию (ст.186 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, XV т. Свода законов, 1866 г), в виде ссылки на поселение в Сибирь. Законы регламентировали и право мусульман на расторжение брака.

Жены мусульман, отбывающих обязательную военную службу, имели право выйти замуж за другого, если имели необходимые разводные письма от своих мужей. Действительными признавались только те разводные письма, которые были записаны в метрические книги, и подписаны приходским имамом или муллой. Женам мусульман, получившим разводные письма, выдавались и выписки из метрических книг, чтобы они, по истечении срока, указанного в этих письмах, могли объявить ос своем желании вступить в новый брак.

Общий закон о разрешении женам лиц, лишенных всех прав состояния, повторно выходить замуж, распространялся и на мусульман. Для этого им требовалось разрешение со стороны Духовного правления или Духовного собрания, в зависимости от округа.

На жен мусульман также распространялся закон о разрешении супругам лиц, без вести пропавших более 5 лет, вступать в новый брак.

Таким образом, права мусульман регулировались статьями Свода законов Российской империи. Они подробно регламентировали важнейшие аспекты их жизни. Исключение составляли нормы, регулирующие меры наказания за преступления: они были общие для всех подданных Российской империи, независимо от вероисповедания.