В науке уголовного права, криминологии, криминалистике и теории оперативно-розыскной деятельности спор об определении организованной преступности ведется с незапамятных времен. Наименьшей спорностью обладает вопрос о разграничении криминологического и уголовно-правового понятия "организованная преступность". К данной точке зрения склоняется большинство авторов, однако относительно сущности данных аспектов нет единого мнения. Одной из причин такого плюрализма является дискуссия о понятии преступности вообще, которое в зависимости от набора тех или иных признаков и образует понятие "организованная преступность".
Например, в конце 60-х гг. XX столетия Н.Ф. Кузнецова писала: "Преступность, это относительно массовое, исторически изменчивое социальное, имеющее уголовно-правовой характер явление классового общества, слагающееся из совокупности преступлений, совершаемых в соответствующем государстве в определенный период времени"1. Это определение при всем своем несовершенстве не является узким, как, например, определение следующего содержания: "Преступность - общественное явление, которое выражается во всем множестве совершенных и совершаемых преступлений2, либо "преступность - это исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой систему преступлений"3. Данные определения имеют существенный недостаток - они акцентируют внимание на внешней стороне явления, на статистической совокупности совершенных и совершаемых преступлений. Между тем, думается, что такое серьезное социальное явление имеет под собой более глубокие психологические и философские корни. С этой точки зрения наиболее полным представляется определение, данное в 1995 г. авторами учебника "Криминология": "Преступность - это отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущие негативные для общества, людей последствия и требующие специфических и общественных мер контроля за ней"4.
Приведенное определение - безусловно, шаг вперед в истолковании преступности. Представляется, что в числе названных в последнем определении признаков следует указать запрещенность уголовным законодательством конкретной страны, так как ни одно деяние не может быть признано преступлением, если не содержится в соответствующей правовой норме. Кроме того, по нашему мнению, в число субъектов, которым наносится вред, кроме общества и людей, следует отнести учреждения и организации, предприятия и государство, действующих в ряде случаев от своего имени.
Суммируя все вышеизложенное, в данном исследовании под преступностью будет пониматься социально-правовое явление негативного характера, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущие опасные последствия для общества, людей, организаций и государства, требующее специальных мер воздействия и контроля и внешне выражающиеся в совокупности деяний, запрещенных уголовным законодательством.
Насыщая данное определение различными признаками и свойствами, получаем понятие "организованная преступность".
В исследованиях отечественных специалистов выделяются признаки, характерные для организованной преступности. Они отражены во многих определениях, известных из специальных публикаций5. К их числу относятся: организованность либо степень организованности; совокупность преступлений, совершенных организованными группами, объединенных для систематического совершения преступлений в целях извлечения прибыли; создание системы защиты от социального контроля; наличие коррумпированных связей с работниками правоохранительных органов и других органов государственной власти.
Основная цель деятельности организованных преступных структур, как считают многие ученые, это получение максимальной выгоды, прибыли, незаконных сверхдоходов. Отмечается все большая организованность и планомерность совершаемых преступлений, растущая жестокость и противодействие правоохранительным органам. Примеров тому очень много, достаточно взглянуть на сводки о преступлениях в исследуемых регионах.
Известный специалист в этой области А.И. Долгова обозначила "укрупненные" признаки организованной преступности, в числе которых фигурирует "сплочение лиц совершающих преступления; возникновение и функционирование организованных преступных формирований"6.
Обозначились и другие позиции, каждая из которых имеет право на существование7.
Во многих определениях за основу выделения характеризующих признаков берется сама организованная преступность как социальное явление. Признаки характеризуют и организованную преступность, и организованную преступную деятельность, а также направления и формы деятельности. Выделение признаков позволяет охарактеризовать появление и функционирование организованных преступных формирований. За редким исключением организованная преступность характеризуется как система, явление8.
Полагаем, что методологически неправильно смешивать признаки, относящиеся к разным явлениям, поскольку различна не только их сущность, но и значимость, а также правовая оценка.
А.И. Долгова писала: "Организованная преступность - это сложная система организованных преступных формирований с их крупномасштабной преступной деятельностью и созданием для такой деятельности наиболее благоприятных условий, использующая как собственные структуры с управленческими и другими функциями по обслуживанию этих формирований, их деятельности и внешних взаимодействий, так и государственные структуры"9. Можно ли утверждать, что в этом определении присутствуют существенные признаки, образующие содержание данного понятия? Автор, отмечая наиболее важные признаки, тем не менее, указала не все из них, хотя в ранних работах они упоминались (многоуровневость, иерархичность, извлечение наибольшей прибыли, монополизм).
Нам представляется, что, определяя организованную преступность как явление, мы должны констатировать те признаки, которые среди выявленных на данный момент наиболее для нее характерны. Только тогда можно говорить об основных, существенных признаках, которые следует включить в определение. Этими признаками, на наш взгляд, могут быть следующие:
Однако многие из вышеназванных признаков могут означать различные стороны этого явления в процессе его развития и тогда их можно, к примеру, назвать факторами (момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении) либо тенденциями (направление развития, склонность, стремление к чему-либо).
Например, признаками-факторами, характеризующими создание и функционирование организованных форм преступности в стране, можно назвать реакцию на конкретные политико-экономические условия. К этой же категории признаков-факторов можно отнести несовершенство законодательства и неготовность правоохранительных органов к борьбе с организованной преступностью, ошибочность стратегии экономической реформы. Из признаков-факторов сегодня важен первый, поскольку еще не принят закон о борьбе с организованной преступностью, а два последних были характерны для 90-х гг.
В числе признаков-тенденций развития организованной преступности можно отметить расширение сфер деятельности, завоевание и укрепление власти.
Одним из главных признаков современной организованной преступности можно, на наш взгляд, считать возникновение и функционирование организованных преступных формирований. Главная их цель - получение посредством своей незаконной деятельности сверхприбыли за максимально короткий срок.
Можно также констатировать, что организованная преступность разделила криминальные сферы своей деятельности по отраслевому и территориальному принципам, осуществляет контроль над незаконными операциями, удовлетворяет спрос на товары и услуги.
Современная организованная преступность также характеризуется планированием, структурированием, устойчивостью и продолжительностью преступной деятельности, распределением ролей и неучастием главарей в совершении конкретных преступлений. Правоохранительные органы бессильны что-либо сделать в отношении последних, хотя знают их, ведут учет и привлекают к уголовной ответственности за незначительные преступления.
В числе главных признаков следует отметить приспосабливание организованной преступности к изменяющимся условиям, коррумпирование чиновников государственных органов.
Среди условий, облегчающих функционирование организованной преступности, можно выделить следующие: использование последних достижений науки и техники; меры по нейтрализации контроля правоохранительных органов; разведка и контрразведка; вооруженность; меры принуждения и жестокость; жесткая дисциплина и неформальные нормы поведения; сбор и передача информации.
Следующую группу признаков можно обозначить блоком признаков-тенденций развития, характеризующих стремление организованной преступности к саморазвитию. К таким признакам, по нашему мнению можно отнести: общую материальную и финансовую базу; наличие своеобразного социального страхования (многие преступления совершаются в целях пополнения так называемого общака, а также поддержания семей членов преступных структур); принятие мер к пополнению своих рядов; монополизм и отраслевой вид определенной преступной деятельности; расширение сфер незаконной деятельности; осуществление контроля над легальным бизнесом; многоуровневость; иерархичность; разграничение функций; стратегическое планирование; политический подкуп; лоббирование; проникновение в госструктуры; оказание давления на экономику, государственный аппарат и средства массовой информации; завоевание и укрепление власти; "прорыв" на международную арену, установление международных связей; терроризм.
Таким образом, мы обозначили несколько составляющих понятия "организованная преступность" - это организованная преступная деятельность, преступные организованные формирования (структуры), организованные группы, банды, преступные организации и преступные сообщества, а также связи и взаимосвязи (внешние и внутренние), обеспечивающие функционирование преступных структур. Поэтому признаки (черты, свойства, особенности, качества) могут характеризовать как организованную преступность в целом, так и ее составляющие. С познавательных позиций можно указывать бесконечное множество признаков к каждому из этих свойств: с практической - в основном организованной преступной деятельности, с уголовно-правовых позиций - к формам организованной преступности: группе (организованной), банде, группировке, преступной организации, преступному сообществу. С оперативно-розыскных позиций к организационно-тактическим формам противодействия, главным образом агентурного проникновения.
Следует отметить, что некоторые указанные выше признаки могут носить обязательный (в случае если они относятся к характеристике состава преступления или организованной преступной деятельности) и факультативный характер (в случае если мы будем искать отличие организованной преступной группы от преступного сообщества).
Таким образом, под организованной преступностью следует понимать функционирование преступных структур в форме организованных групп (банд), преступных группировок, организаций и преступных сообществ по совершению преступлений, приносящих устойчивую прибыль и сверхдоходы в результате организованной преступной деятельности.
Не претендуя на исчерпывающую полноту данного определения, мы попытались включить в него наиболее важные признаки, присущие этому феномену. Как уже указывалось, существуют и другие определения рассматриваемого социально-негативного явления. Однако наличие различных точек зрения на понятие организованной преступности - явление вполне закономерное. Оно свидетельствует о том, что эта проблема, исследуемая с научных позиций сравнительно недавно, привлекает внимание широкого круга ученых различных стран. Дискуссия, развернувшаяся в специальной и общей литературе, объективно отражает не только важность, но и сложность многих, пока еще недостаточно исследованных вопросов теории и практики. Несмотря на наличие разногласий в работах упомянутых авторов, несомненно, всех их объединяет убежденность в государственной важности, стремление внести свой вклад в разработку этой проблемы и выработку на ее основе мер борьбы с данным явлением. Теоретическая разработка понятий организованной преступности в целом и этнической, в частности, имеет существенное практическое значение.
Во-первых, весьма важную роль они играют в реализации уголовной политики государства, направленной на совершенствование деятельности правоохранительной системы в борьбе с организованной преступностью.
Во-вторых, она необходима для познания и оценки состояния организованной преступности в РФ, ее субъектов и повышения эффективности борьбы оперативно-розыскных служб органов внутренних дел с этим явлением; для прогнозирования изменений, происходящих в преступной среде; принятия упреждающих организационно-управленческих и тактических мер.
В-третьих, разработка проблемы связана с совершенствованием некоторых уголовно-правовых норм, направленных на усиление борьбы с рассматриваемым феноменом.
В-четвертых, она имеет непосредственную связь с разработкой новых и конкретизацией уже используемых форм и методов ОРД по борьбе с преступными формированиями.
В-пятых, выявленные особенности и закономерности деятельности организованных преступных формирований позволяют разработать принципиально новую разведывательно-информационную систему оперативно-розыскных служб органов внутренних дел.
В-шестых, анализируемая проблема может оказать некоторое влияние на дифференцированное применение пенитенциарной политики в отношении различных членов организованных преступных формирований.
Масштабы распространения организованной преступности представляют реальную угрозу нормальному функционированию государственных институтов, экономическому прогрессу и политической стабильности во многих странах.
В нашей стране проблема борьбы с организованной преступностью является особенно актуальной. Любые меры государства по подрыву основы существования организованной преступности - ее финансово-экономической базы - вызывают ожесточенное сопротивление криминальных структур. Для самосохранения и дальнейшего развития преступные сообщества продвигают своих ставленников во власть, используя для этого имеющиеся пробелы в действующем законодательстве, подкуп, шантаж и угрозы. Не останавливаются они и перед убийствами представителей власти, общественных деятелей, журналистов, предпринимателей.
Все это требует осуществления решительных, адекватных, жестких мер со стороны всех ветвей власти для решения одной из наиболее приоритетных задач государства - обуздания вала криминального насилия и организованной преступности.
Состояние преступности в исследуемых регионах в 1998-2003 гг. по-прежнему представляет серьезную тревогу.
На состояние правопорядка, личной и общественной безопасности оказывает негативное влияние ряд региональных криминогенных факторов экономического, социального и политического характера: сложная ситуация в хозяйственно-финансовой сфере; резкое расслоение населения по имущественному признаку; слабая социальная защищенность граждан, низкий уровень жизни; неэквивалентная эксплуатация федеральным центром природных и трудовых ресурсов регионов, возложение на них издержек социального развития и придание некоторым субъектам регионов статуса "регион-донор" без учета местных экономических особенностей; интенсивная миграция и освоение территорий Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов гражданами СНГ, Монголии и Китая; преимущественное переселение населения в города; сосредоточение основной части населения изучаемых регионов в крупных индустриальных центрах; наличие в данных регионах благоприятных климатических условий для выращивания наркотикосодержащих растений и возможностей транзита для наркокурьеров; высокая концентрация спецконтингента, традиционно используемого на освоении территорий и природных ресурсов изучаемых регионов; высокий уровень безработицы.
Кроме того, на состояние криминогенной обстановки также оказывает влияние углубляющийся правовой нигилизм определенной части населения. Отдельные формы противоправного поведения стали рассматриваться в массовом сознании как социально допустимые и даже обыденные.
Одной из ярко выраженных негативных тенденций преступности в исследуемых регионах, прежде всего, является рост преступности как в абсолютных, так и в относительных показателях. Несмотря не некоторое снижение количества зарегистрированных преступлений в 2003 г. (-16,6%), темп прироста преступности в данных регионах в среднем составляет 2,3%, что в абсолютных показателях составляет около 39 тыс. преступлений в год.
Наиболее высокий уровень преступности в 2003 г. зарегистрирован в Республике Бурятия (2221,6), Тыва (2912,9), Хакасия (2695,5), Иркутской области (2392,8). Структурный анализ преступности показывает, что преступления приобретают все более выраженную корыстную направленность. Организованная преступность в изучаемых регионах, как и по стране в целом, становится одним из наиболее опасных факторов, осложняющих оперативную обстановку. Ее доля в общей структуре преступности ежегодно растет. В целом динамика выявленных преступлений групповой направленности выглядит следующим образом.
Отмечается экспансия организованной преступности во все социальные сферы. Также продолжает оставаться напряженной борьба криминальных группировок за передел сфер влияния. В сфере преимущественных криминальных интересов по-прежнему остаются, Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская, Читинская области, Приморский край, на территориях которых расположены крупнейшие промышленно-сырьевые и финансовые центры, энергетические ресурсы и транспортные узлы.
Число зарегистрированных преступлений, совершенных организованными группами и сообществами, по данным статистики, увеличилось за последние пять лет (1998-2003 гг.) в Восточно-Сибирском регионе на 44,3%, Дальневосточном - на 41,3%. В их структуре тяжкие и особо тяжкие преступления составляют более 70 %. За пятилетие количество выявленных преступлений этого вида возросло в Восточно-Сибирском регионе на 156,2%, Дальневосточном - 115,2%. Наиболее распространенными преступлениями, совершенными в составе организованной группы, являются кражи, разбойные нападения, преступления экономической направленности. Последние также имеют тенденцию к росту. Так, за пятилетие количество преступлений экономической направленности, следствие по которым обязательно, совершенных в составе организованных групп в Восточно-Сибирском регионе увеличилось на 178,6%, Дальневосточном на 107,6%.
Рассмотрение вопросов, связанных с понятием "организованная преступность" и ее состоянием позволяет перейти к рассмотрению преступности, связанной с иностранными гражданами. Предполагается, что "этническая преступность - это условный (операционный) термин, охватывающий криминогенную реальность, которая с этническим фактором и проявляется в механизме преступной деятельности, в формировании криминальных объединений и непосредственно в совершении преступлений"10.
Количество преступлений, совершаемых организованными группами иностранных граждан, сформировавшимися на этнической основе, также имеет тенденцию к росту. За изучаемое пятилетие количество преступлений ими совершенных увеличилось на 13,5% в Восточно-Сибирском регионе и на 12,8% - в Дальневосточном. Из них гражданами ближнего зарубежья в 2002 г. было совершено 82% преступлений, дальнего зарубежья, соответственно - 18%. В структурном отношении по национальной принадлежности они представлены следующим образом.
Таблица 1. N п/п Национальный состав групп Доля в % Восточно-Сибирский регион Дальневосточный регион 1 Китайская 34,3 32,2 2 Корейская 5,3 5,8 3 Вьетнамская 12,1 13,1 4 Монгольская 3,0 - 5 Из представителей других
национальностей дальнего зарубежья 45,3 38,0
Состав этнических преступных групп
Как видно из вышеприведенной таблицы китайские организованные преступные группы превалируют в обоих регионах. Исходя из приведенных в табл. 1 данных, дальнейшему изучению будет подвергнуты первые, т.е. китайские организованные преступные группы, поскольку они превалируют в исследуемых регионах, вызывают наибольшее беспокойство у опрошенных оперативных работников органов внутренних дел, осуществляющих борьбу с преступностью, связанной с иностранными гражданами. На это указали 70% опрошенных.
Как показало проведенное исследование, организованные преступные группы из числа китайцев на территории рассматриваемых регионов, применительно к компетенции аппаратов УР, совершают вымогательства в отношении своих соотечественников, в ряде случаев - умышленные убийства с целью завладения имуществом и денежными средствами, а также грабежи и разбои в отношении соотечественников.
За 8 месяцев 2003 г. из 135 преступлений, совершенных организованными преступными группами, сформировавшимися на этнической основе в Восточно-Сибирском регионе 115, т.е. 85,1% было совершено китайцами.
Явно организованный характер преступной деятельности китайцев носит контрабанда и браконьерство природных таежных и морских богатств Дальневосточного региона и Приморья, в частности. В Уссурийской тайге многократно и сотнями задерживают граждан Китая с женьшенем и другими растениями, занесенными в Красную книгу России. У них же в период сезонного сбора обнаруживали десятки тонн кедровых орехов, которые они перерабатываются в Китае на масло, а затем используется в качестве компонентов для изготовления лекарств, предметов парфюмерии. Также незаконно добывается и вывозится десятками килограммов медвежья желчь, струя кабарги.
В 2003 г. гражданами Китая также стал активно осваиваться контрабандный вывоз из России осетровых пород рыб. Здесь сыграло свою роль решение правительства РФ от 25 ноября 1998 г., ужесточающее меры воздействия против незаконного вылова дефицитной рыбы.
Также китайские преступные группировки занимаются контрабандой спирта, производством из него водки. Китайская мафия в Приморье чувствует себя как дома. Основным "общаком" для них уже давно стал г. Уссурийск, который расположен вблизи границы с Китаем. Каждый третий житель Уссурийска - китаец или кореец китайского происхождения. Там же расположены базары "чайн-тауны" с комплексом сервисных услуг для продажи и хранения товаров, постоянного проживания, местами отдыха и развлечений, банями и саунами. Здесь же сотрудниками местного ГУВД задерживаются преступные группы китайцев и корейцев с наркотиками, контрабандным спиртом. Примерно дважды в месяц ими выявляются и уничтожаются мини-заводы по производству фальсифицированной водки. Здесь же они сталкиваются с организованным рэкетом в отношении китайцев, прежде всего, со стороны китайских организованных преступных групп.
Как показывает общеуголовная статистика, удельный вес преступлений экономической направленности из всего количества преступлений, совершенных иностранцами в исследуемых регионах, составляет более 60%, из них более половины - тяжкие и особо тяжкие. Наибольшая часть преступлений совершается гражданами Китая.
В последние годы в исследуемых регионах большой проблемой стал незаконный вывоз китайцами промышленного леса. Для его реализации они покупают у российских лесозаготовителей незаполненные сертификаты и вписывают в них нужные цифры. В результате этого лесоматериал, имеющий на мировом рынке цену 300 долларов за один кубический метр, скупается китайцами за 50-80.
В 2002 г. в производстве оперативных подразделений ОВД в Восточно-Сибирском регионе находилось 250 оперативных дел, заведенных на этнические организованные преступные группы, в том числе на китайские 95 (38%), в Дальневосточном регионе - 210 оперативных дел, из них на китайские - 86 (40,9%).
Исторически сложилось так, что Дальневосточная и Восточно-Сибирская части России всегда являлись многонациональной территорией. Богатые природные ресурсы, дефицит рабочей силы, большая удаленность от центра и соседство со многими азиатскими странами (Китай, Корея, Монголия) привлекали многих иностранных граждан для работы и в дальнейшем для постоянного проживания. Поэтапная миграция населения из стран азиатско-тихоокеанского региона принимала порой такие размеры, что в прессе все чаще звучало словосочетание "желтая преступность".
О "желтой опасности" и "желтой преступности" заговорили в России далеко не сегодня. Еще на рубеже XIX-XX вв. начальник Генерального штаба российской армии А.Н. Куропаткин написал книгу "Русско-китайский вопрос". По его мнению, "без войны Приамурье уже начало подпадать под власть желтой расы и без препятствия окитаянию наших дальневосточных рубежей положение России на Азиатском материке настолько тревожно, что России придется ожидать попыток со стороны Китая отторжения от России всего Приамурья и оттеснении России за Байкал".
Миграция выходцев из Китая носила и экономический, и политический характер.
Интенсивная миграция китайцев на территорию России продолжается и в настоящее время. К примеру, в 1989 г. на Дальнем Востоке России официально проживали 1742 китайцев, в 1990 г. - уже 15 тыс., в 1993 г. - 100 тыс. В настоящее время по данным МВД России на Дальнем Востоке России официально зарегистрировано 237 тыс. китайцев, количество нелегалов колеблется от 400 до 700 тыс. человек11. Точные же данные никто приводить не решается, кто-то говорит о тысячах, кто-то о десятках и сотнях тысяч человек.
Естественно, огромный массив населения неизбежно имеет в своей социологической структуре такой элемент, как преступные формирования. Если в начале века они не носили организованного характера, то сейчас уже с уверенностью можно говорить о функционировании этнических организованных преступных группировок.
Причиной этого явления отчасти (ни в коем случае не претендуем на исчерпывающее раскрытие проблемы) является то, что в настоящее время в стране сложились условия, которые способствуют возникновению этнических преступных группировок и развитию их преступной деятельности. В этом ряду можно назвать отсутствие соответствующей законодательной базы, регламентирующей отношения в области миграционной политики, богатую природоресурсную базу исследуемых регионов.
Немаловажным фактором, который оказывает влияние на состояние оперативной обстановки в рассматриваемых регионах (ни в коем случае не претендуем на рассмотрение внешнеполитических отношений, поскольку это не является предметом статьи), является ярко выраженная внешняя политика стран Азиатско-Тихоокеанского региона, предполагающая миграцию на Дальний Восток и Восточную Сибирь с последующим ее закреплением. В целом данное направление миграции носит характер легального въезда в РФ, только после легального въезда уже следует изменение целей, статуса и превращение части законных мигрантов в незаконных, что позволяет им достаточно длительное время находиться в РФ (но с измененными целями), а затем пытаться продлить эти сроки, либо переходить на полулегальное положение, уклоняясь от своевременного выезда. Отмеченная особенность, прежде всего относится к категориям иностранных граждан (КНР), въезжающих в РФ по каналу безвизового туризма. Нельзя не отметить политику экспансии китайцев на территорию восточных регионов РФ в связи с перенаселенностью в северных провинциях (население в провинциях, граничащих с РФ, насчитывает около 120 млн чел.)12.
Следует также отметить, что мигранты восточно-азиатского направления в значительной степени нелегально трудоустраиваются в сферах торговли, обслуживания населения, строительстве, лесозаготовке, частично пытаясь далее окончательно осесть на территории РФ. Особенно сильно привлекают данную категорию доступность наших природных ресурсов и возможность их вывоза (лес, металл). При этом деловые круги КНР не вкладывают инвестиции в развитие нашей экономики, а стараются использовать территорию исследуемых регионов только как сырьевую базу.
Китай, как известно, является динамично развивающейся страной, занимая уже четвертое место в мире по объему промышленного производства. Безусловно, эта страна остро нуждается в сырье, в том числе и дешевой древесине. Импорт лесопродукции в КНР достигает 9 млн кубометров в год13. Лес поступает зачастую с нарушением таможенных правил или контрабандным путем.
В северной части КНР создана целая лесоперерабатывающая промышленность, работающая на привозном российском лесе. Задействовано в этой отрасли около миллиона китайских граждан. Получая дешевое сырье из России, они перерабатывают его в конечный продукт, например, в высококачественную мебель.
Проблема заключается еще и в том, что вывозная таможенная пошлина на круглый лес в России составляет всего 10%. В денежном выражении за каждый кубометр кругляка у нас взимается 3-5 долларов. В той же Финляндии - в 20 раз больше. Но это еще не все. По данным экспертов, половина всего лесного бизнеса страны является просто криминальной. Недобор таможенных платежей от незаконного вывоза леса в Китай только на участках Забайкальской и Наушкинской таможни составляет 100 тыс. евро ежемесячно.
Не лучшим образом складывается ситуация и в Красноярском крае. Так, из 450 красноярских фирм, занимающихся экспортными операциями, почти половина вывозит именно лес. Причем большинство из них оказывается фирмами-однодневками, созданными для проведения всего лишь одной сделки. Схема довольно проста. На подставное лицо регистрируется фирма. По ее поручению товар вывозится в Китай. Валютная выручка остается на счетах этой компании. Таможенные отчисления при этом не уплачиваются. Начинают оперативники проверять компанию и выясняется, что зарегистрирована она на этнического бомжа или нашего отечественного хронического алкоголика. Что с него возьмешь?
В подтверждение первой категории соответствующих лиц, думается можно привести следующий пример: гражданин КНР, прибывший в Иркутскую область еще в 1996 г. по приглашению Иркутского государственного университета с целью "стажер" и зарегистрированный по ходатайству этого же вуза, прикрываясь учебой, самовольно изменил свой правовой статус. Сразу же после приезда в РФ через Регистрационную палату Иркутска получил свидетельство о государственной регистрации предпринимателя по виду деятельности "торговля", выданное в нарушение требований мэра. Постановление мэра распространяется только на иностранных граждан, имеющих статус "беженца" или "лица без гражданства". Обращения гражданина КНР с ходатайством о получении им убежища на территории РФ в Миграционную службу не было. Далее, так называемый студент, стал генеральным директором "ДЭУ-Электроникс" в Иркутске, занимался вывозом леса. В 2002 г. становится Генеральным директором ООО со 100% инвестиций. Уставной капитал иностранных инвестиций составлял всего лишь 10 тыс. руб., в то время как им приобретается в частную собственность цех Мельниковского ЖБИ за 800 тыс. руб.
В 2003 г. таможенные органы, подчиненные Сибирскому таможенному управлению, инициировали более 950 дел, связанных с незаконным экспортом древесины. За этот же период экспорт древесины из Сибири увеличился на 53%. Причем заявляемая стоимость кубометра древесины для вывоза постоянно снижается. Если в начале 2003 г. фигурировала средняя цифра в 56,1 доллара, то к концу года она уже упала до 50,9. Самая низкая заявленная стоимость была зафиксирована на Забайкальской таможне - всего 20 долларов за кубометр. Мнение экспертов неутешительное - 50% экспортной древесины заготовлено нелегально. В основном подобным "промыслом" занимаются нелегальные фирмы, создаваемые при участии китайских граждан, большинство из которых имеют просроченные туристические визы. Данное обстоятельство влечет определенные криминогенные последствия.
В качестве примера может служить разоблаченная в 1998 г. в Читинской области организованная преступная группа из граждан Китая, на счету которой около 80 грабежей, разбоев и вымогательств. В ходе расследования выяснилось, что преступники действовали "вахтовым" методом - периодически покидая территорию России после совершения ряда преступлений, что позволило им длительное время оставаться безнаказанными14.
Можно предположить, что криминальная ситуация в рассматриваемых регионах по прежнему будет оставаться напряженной.
В сфере экономической деятельности (с точки зрения преступности) сохранится ряд нерешенных проблем и негативных тенденций, к числу которых, на наш взгляд, можно отнести, неоправданно высокий уровень доходно-имущественной дифференциации населения, недостаточность денежных средств, довольно значительные объемы неплатежей и низкий уровень инвестиционной активности.
Будет усиливаться противоправный ввоз потребительских товаров без уплаты таможенных пошлин, в частности, алкогольной и табачной продукции, автотранспорта, аудио-, видеотехники. Об этом свидетельствуют данные криминального характера за предшествующие годы. И это нужно учитывать для определения стратегии и тактики борьбы с преступностью в целом и в рассматриваемой нами плоскости.
1. Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. М., 1969. С. 173.
2. Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб., 1999. С. 44.
3. Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М., 2001. С. 306.
4. Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.Е. Эминова. М., 1995. С. 22.
5. См., напр.: Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. С. 416; Овчинский В.С. Стратегия борьбы с мафией. М., 1990. С. 207; Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М., 1990. С. 207.
6. Организованная преступность. М., 1996. С. 71.
7. См.: Организованная преступность / Под ред. А.П. Долговой, С.В. Дьякова. М., 1993. С.143.
8. См.: Нургалиев Б.М., Татарян В.Г. Основные признаки, определяющие организованную преступность // Российский следователь. 2002. N 10. С. 31.
9. Организованная преступность. М., 1996. С. 20.
10. Чевходзе Р.Г. Этнические аспекты преступности. Дис. ...канд. юрид. наук. Омск, 1999. С.99.
11. См.: Терехов А.М. Некоторые аспекты миграционной политики // Сб. материалов международного научно-практического семинара. Иркутск: ВСИ МВД России, миграционная служба УВД Иркутской области, 2002. С. 20.
12. Там же. С.21.
13. См.: Малик А. Чужой топор и родные щепки: Каждое второе бревно вывозится за рубеж нелегально // Рос. газ. 2004. 10 марта.
14. См.: Уголовное дело N 72381 по обвинению Ли Чин Сань; Ли Сюе Ю; Ян Хой Тхао и др. в преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 33; п. а ч. 3 ст. 161; п. а ч. 3 ст. 162; п. а ч. 3 ст. 163 УК РФ.