Е.И. Лиштованный
Иркутский государственный университет

МОНГОЛИЯ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: ПРОБЛЕМА "ТРЕТЬЕГО СОСЕДА" (ЯПОНИЯ, США ИЛИ ЕВРОПА)

Термин "третий сосед" в лексиконе монгольских и зарубежных политологов и специалистов в области международных отношений появился совсем недавно. Безусловно, он не несет географических характеристик и возник в результате той политики, которую проводит Монголия в последние 10 лет. Напомним лишь три базовых положения ее новой внешнеполитической доктрины:

Что же касается положения "зажатости" между Россией и Китаем, Монголия, трезво оценивая все преимущества и недостатки этого обстоятельства, во главу угла ставит обновление отношений как с северным, так и с южным соседом.

На мой взгляд, современная ситуация в Монголии в чем-то схожа с той, которую описал известный монгольский писатель Л. Тудэв в своем произведении "Первый год республики". В далекие 1920-е годы те же Япония, США и страны Европы, конкурируя между собой, пытались утвердиться на монгольском рынке, что несло и политическое влияние. В первой четверти XX в., то есть до включения Монголии в политическую и экономическую сферу СССР, еще нельзя было вычленить "третьего соседа". Но было ясно, что после русско-японской войны и русско-японского соглашения 1907 г. Монголия перестала быть только объектом русско-китайских отношений. Именно с этого времени следует обратить внимание на формирование в японских правящих кругах политического курса, направленного на методичное проникновение в Монголию. Таким образом, политика Японии здесь была не менее активной, чем в Северном Китае. Но вскоре надежды Японии, США, да и любой современной державы на то, чтобы стать "третьим соседом" Монголии, рухнули - кочевая республика на многие десятилетия стала верным идеологическим и экономическим союзником СССР.

Российское влияние в Монголии резко сократилось по сравнению с советской эпохой. В связи с этим в геополитическом плане перед Монголией, так же как и перед Россией (и прежде всего перед Сибирью), стоит задача устоять перед китайской экспансией, возможными последствиями дезинтеграции Китая, нарушением баланса сил в АТР. Объявив свою территорию безъядерной зоной, более чем вдвое сократив вооруженные силы, Монголия надеется на понимание и поддержку своих инициатив у мирового сообщества. Каков же расклад сил сегодня?

И здесь вновь возникает вопрос о "третьем соседе". Сама Монголия старается проводить равновесную политику, не отдавая предпочтение какой-либо одной стороне. Многоликий "третий сосед" для нее, несомненно, выгоден. И все-таки тенденция какой-то определенности уже просматривается. Вновь напрашивается аналогия XX века. Сегодня по многим позициям сотрудничества с Монголией третью позицию после России и Китая занимает Япония. Вдогонку за Японией достаточно мощно устремилась Южная Корея. В целом это результат поворота самой Монголии лицом к Азии. Страна прилагает значительные усилия для расширения экономических отношений с Китаем, Японией и Южной Кореей. Политические лидеры Монголии не только рассчитывают на получение экономической и финансовой помощи от этих стран, но хотят заимствовать опыт модернизации экономики, ее структурной перестройки. Безусловно, Россия также рассматривается Монголией в качестве одного из ведущих партнеров.

Таким образом, в сохраняющейся по-прежнему многоликости "третьего соседа" Монголии все явственнее проступают его азиатские черты. Вполне возможно, политический лексикон монгольских политологов и зарубежных специалистов вскоре расширится за счет таких терминов, как "первый третий", "второй третий" и т.д.

Lishtovanny Evgeny I.
Irkutsk State University

MONGOLIA IN THE NORTHEAST ASIAN GEO-POLITICAL SPHERE: THE PROBLEM OF "THE THIRD NEIGHBOR" (JAPAN, THE USA OR EUROPE)

Not long ago the term "the third neighbor" appeared in the vocabulary of Mongolian and foreign scholars who specialize in politics and international relations. Undoubtedly, this term refers not to Mongolia's geographical characteristics but to its foreign policy. As Mongolia geographically is squeezed between Russia and China, the term reflects perfectly its relations with a third country.

After the Russian-Japanese War, Mongolia was no longer the object of Russian-Chinese relations, but its third neighbor was still hard to determine. At that time, Japan began its political course aimed at increasing its influence on Mongolian policy. As soon as Mongolia became the USSR's faithful ideological and economical ally, the hope of Japan, the United States, and other countries to become its third neighbor collapsed.

Today, when the influence of Russia compared to that of the USSR has decreased greatly, Mongolia faces the problem of the third neighbor again. According to its new foreign policy, which is aimed at keeping the balance in the region and maximum geographical diversification in its foreign dealings, Mongolia welcomes not а single third neighbor, but a group of countries, each of which can claim to be its third neighbor. One point, however, seems clear: its third neighbor seems to have an Asian face.