Хадеева М.Б.,
ИМБиТ СО РАН, г. Улан-Удэ
Неотъемлемой частью костюмного ансамбля монголоязычных народов является обувь. Она определялась хозяйственной и социальной жизнью народов, подчеркивала национальное своеобразие. Одно из первых описаний бурятской обуви оставил И.Георги: ":обертывают ноги войлошными или шубными лоскутами, и надевают на оныя долгую и широкую, сапогам подобную, с шерстью, или без оной, кожаную обувь (Годогон) с закопчеными подошвами. Летом носят они кожаные чулки, или род сапогов, на босую ногу:" (Георги, 1799, 31).
По покрою обувь бурят подразделялась на: 1) поршневидную; 2) башмаковидную.
К первому типу, называемому дээгуур улатай гутал (буквально "обувь с высоко заходящей подошвой") относят обувь, выкроенную из куска кожи, ровдуги или камуса овальной формы, который по размеру был значительно крупнее ступни и стягивался в носочной и пяточной частях. Голенище присоединялось к поршню посредством союзки или без нее (союзка или ободок - это узкие, различной длины полоски, вставляемые между подошвой и голенищем). Известны несколько видов поршневидой обуви.
1. - олообшо1 - самый архаичный вид обуви - это был кусок кожи с прорезанными отверстиями для ремешка или волосяного шнура, с помощью которых он держался на ноге. Поршень в основном использовался во время покосов. Самый лучший поршень получался из камуса рогатого скота, такой поршень имел высоко загнутые края, стянутые спереди в сборку. Носился он волосом наружу и надевался на чулок из ткани, внутри делали подстилку из травы.
2. - а) духты - поршень и голенище соединены без союзок; к поршню, собранному сзади и спереди в сборки, пришивался прямоугольный кусок кожи в виде чулка, сшитого только в подъеме. Прямое голенище завязывалось на лодыжке и со временем принимало форму ноги. Эту обувь в непогоду носили поверх обычно, для зимы шили из меха и камусов; б) другая разновидность духты, когда поршень соединялся с прямым голенищем посредством союзки, между союзкой и поршнем вставлялась полоска кожи; завязки пришивались на уровне лодыжек.
3. - шудыршэ ("росник") или нооhон годоhон ("шерстяная обувь"). Голенище вязали из овечьей (козьей) шерсти и конского волоса, союзка делалась из конского волоса темного цвета, поршень изготавливался из овального куска кожи. Такая обувь была крепкой и долговечной, использовалась при хозяйственных работах и для ношения в сырую погоду, к началу ХХ века практически перестала существовать.
4. - олод гутаhан - поршень собирается спереди в сборки, образующие тупой приподнятый носок; надпоршневая часть состоит из голенища и носка с мысиком; к пяточной и носочной частям пришивали подковки из кожи. Шили мехом внутрь нитками из сухожилий. К этому же типу можно отнести обувь для малолетних детей мехом внутрь. Прямое голенище со швом сзади пришивалось к круглой подошве, собранной в сборку. Обувь завязывалась под коленом.
Поршневидная обувь из кожи бытовала у бурят Иркутской области вплоть до ХХ века, а также в Тункинском и Баргузинском районах Бурятии. Подобный вид обуви существовал и у забайкальских эвенков, а у телеутов существовала обувь аналогичная бурятской обуви олод гутаhан. Как отмечает Р.Д. Бадмаева обувь поршневидного типа сохранялась в шаманском костюме и это может указывать на древность ее происхождения.
Ко второму типу относится обувь с подошвой выкроенной по форме ступни, голенищем, а также головкой или носком с союзками:
1. - гутал - обувь с выкройной подошвой по форме ступни, прямым голенищем и носком с мысиком. Мысик носка заходил на голенище и его оформление могло быть разным: треугольным острым, прямосрезанным или закругленным. По низу носка и на пяточной части пришивались кожаные союзки, передняя союзка делалась узкой, иногда с острым мысиком посередине, к пяточной части она могла расширяться и плавно соединяться с задней более широкой союзкой. Голенище и носок изготавливался из простеганой на вате ткани или из сукна. Зимние шили из овчины, мужские - из шкуры косули, а нарядные - из бархата;
2. - бойтог - другая разновидность данного типа обуви. Носок из юфти срезался косо к пяточной части, мысик отсутствовал, голенище делалось из сукна. Бойтог относится к одному из древних типов обуви и возможно восходит к обуви типа черок3, состоявшей из носка и подошвы (Бадмаева, 1987, 82);
3. - буряад гутал ("бурятская обувь")- аналогичная по покрою обувь из ткани, овчины, с кожаными союзками. Подобная обувь существовала и у ряда народов Сибири. (У монголов бытовала охотничья обувь бойтог из оленьей или лосиной кожи, а у тяньшанских киргизов были известны кожаные чувяки под названием бойто).
4. - эрмэг гутал - обувь с выкройной подошвой по форме ступни, головки и голенища. Головка выкраивалась двух половинок, с выступом шишечкой на носке. Голенище было широкое высотой до колена, иногда верхний край голенища специально подкраивался плавной изогнутой линией, высокий перед голенища защищал голень, а низкая задняя половина не натирала подколенную часть ноги. Подошва была толстая из стеганого войлока, снизу подшитого кожей. Носок был слегка загнут вверх, каблуки отсутствовали. Запятники, носки и голенища иногда расшивали аппликациями из кожи. Орнаментированная обувь с загнутым носком была распространена в Забайкалье, что объясняется историческими связями бурят этого региона с монголами центральной и восточной части Монголии и была заимствована конными эвенками этого же региона. Распространение данного типа обуви среди бурят связывают с появлением ламаизма в XVII-XVIII вв.
Другое название данной обуви лама гутал ("ламская обувь") определяет ее как часть костюма лам. В XIX веке она привозилась купцами из Монголии и встречалась у мужской знатной части бурятского населения, но уже в конце XIX - начале XX века такие унты, но более упрощенной формы и без орнамента, изготавливались бурятскими женщинами самостоятельно и использовались для ношения в будние дни. Орнамент на унтах с приподнятой вверх подошвой и острым носком, распространенный только в Забайкалье, относится к центральноазиатскому типу орнамента, орнаментика же обуви бурят Предбайкалья была южносибирского типа.
Сапоги отличались друг от друга только размерами, они должны быть по величине такими, чтобы заполнять просвет в стремени и плотно стоять на его нижней опорной части и не выскальзывать из него, если лошадь начнет брыкаться. Эта обувь была приспособлена для верховой езды в седле со стременами, и ходить в ней было тяжело и неудобно. Толстая, простеганая войлочная подошва была не эластичной и связана с появлением стремени, для предохранения голени от стирания о ремень стремени и обеспечения удобства ступне.
Характерно, что монголы на улице всегда бывают обуты. Даже маленький ребенок выбежит во двор скорее не одетым, чем необутым. Эрмэг гутал чаще всего имели лишь три типовых размера, соответствующих размеру стремян мужских, женских и детских седел (Викторова, 1977, 195).
Некоторые исследователи связывают появление бурятской обуви с острым носком с обувью поршневидного типа, у которой носок собирался шишечкой. Такая обувь бытовала у охотников горнотаежных районов и не давала лыжам соскальзывать. Обувь возможно получила дальнейшее развитие у скотоводов-кочевников, и постепенно поршень с выступом шишечкой на носке был заменен кожаной головкой с выкройной шишечкой, образующей острый носок (Бадмаева, 1987, 83). Г.М. Василевич связывает возникновение данного покроя с древним охотничье-рыболовческим населением бассейнов Верхней Оби и Верхнего Енисея (ханты, манси, кеты, селькупы). Распространение данного типа обуви связано с этногенетическими связями этих народов с другими группами Южной Сибири. Сохранение такой обуви объясняется её функциональностью для данного типа хозяйственной деятельности, в частности, лыжной охоте и верховой езде. Такой тип поршневидной обуви с выступом - шишечкой, на котором закреплялся кожаный ремешок для привязывания лыж, до недавнего времени сохранялся среди эвенков Забайкалья.
Среди западных бурят и вышедших из этих районов бурят Забайкалья встречались более легкие унты, изготовленные из плиса, сукна, замши. Подошва изготавливалась из кожи и имела небольшой каблучок.
При изготовлении обуви употребляли небольшое количество инструментов и вспомогательных материалов (несколько видов шильев различного диаметра, иглы разной толщины и размеров и специальный мучной клейстер для проклеивания некоторых деталей).
Технологическая последовательность обработки эрмэг гутал была такова: 1) обработка голенища (тyрии) и союзки (сараг); 2) обработка кожаных рантов (арhан зулаг); 3) соединение голенища (тyрии) с союзкой (сараг); 4) соединение этих двух деталей по заднему срезу; 5) обработка запятника (зуузай); 6) соединение переднего среза с окантовкой (хабшааhан); 7) заготовка подошвы (ула); 8) обработка кромки из ткани (буд зулаг) и кожи (арhан зулаг); 9) соединение заготовки гутал с подошвой (ула).
Данный тип обуви изготовлялся из дымленой овчины и кожи и был характерен не только для бурят и монголов, но и для ряда других народов: тувинцев, хакасов, алтайцев и эвенков Забайкалья. Монголы имели более острый носок и более высоко задранную подошву.
Женская обувь повторяла покрой и назначение мужской и отличалась от неё лишь большей изящностью и легкостью. У состоятельных людей она выделялась материалом и отделкой. Иркутские буряты на носке нарядной обуви из плиса или черного тонкого сукна делали вышивку.
Обувь бурят также является частью прикладного искусства, обладает неповторимым национальным своеобразием. Особенно красиво в старину оформляли женские сапоги, а некоторые образцы праздничной обуви являются подлинными произведениями народного искусства. Как правило, они шились из цветной кожи и украшались по союзкам и голенищу аппликациями из кожи или узорным шитьем шелковыми или шерстяными нитями (Кочешков, 1973, 80). К 20 веку у зажиточных бурят все чаще встречались покупные сапоги из хрома, а у женщин - ботинки с каблуками, сапожки и туфли. Под сапоги надевали носки из войлока, фетра или простеганой на ватной прокладке ткани, также широко были распространены вязаные чулки, ноговицы и наколенники, но они заслуживают отдельного исследования и в данной статье рассматриваться не будут.
Хозяйственная деятельность бурят была разнообразна, что способствовало сохранению наиболее архаичных форм обуви и формированию более поздних видов сложного покроя. Она же определяла и материал изготовления. Поршневидная обувь сохранилась у бурят Предбайкалья в качестве производственной, а в Забайкалье только как детская. Исследователями отмечались идентичность покроя и терминологии поршневидной обуви у бурят и эвенков,что можно рассматривать как результат историко-культурных связей между этими народами. Также поршневидный тип обуви был распространен и у ряда других народов Сибири, в том числе тюркоязычных.
Башмаковидная обувь была распространена у бурят, а также у тюркоязычных народов Сибири - телеутов, качинцев, сагайцев, а сходство терминологии бурятской обуви с названиями монгольской охотничьей обуви и киргизской подтверждает не только историко-культурные связи, но и их этногенетическую близость.
Людям свойственно постоянно заниматься определением семиотического статуса окружающих их вещей. Так, помимо утилитарной функции обувь выполняла ритуальную, магическую функцию3, была вещью-символом и имела высокий семиотический статус4. Рассматривая костюмный комплекс уместно говорить о бинарной оппозиции "верхнее - нижнее" и трехчленной вертикальной модели мира. Обувь семантически связана с низом, с "ущербным", "женским". О связи низа (земли) с женским началом говорят ассоциации типа "мать-земля" и представления, например, чувашей о беременности земли, которую вспахал плуг (т.е. фаллос) [Кузнецов, 1995, 77]. В районах обитания бурят культ Земли и ее почитание имеют широкое распространение. Так, например, считается, что приподнятые носки эрмэгтэй гутал меньше повреждают землю и как загнутые носки обуви населения Балкан и Ближнего Востока являются атавизмом того же табу на "ранение" земли (Кузнецов, 1995,77).
Среди "баятов" Монголии на невесток распространялся запрет появлятся в обществе свекра и других мужчин - родственников мужа с голыми ногами и босиком (Очир, Галданова, 1992,49). Данный запрет существует также и у некоторых других народов. Например, у арабов считается неприличным показывать голые подошвы, что по мнению И.В. Кузнецова указывает на эротический символизм ноги (Кузнецов, 1995, 69).
Также просматривается группа бинарных оппозиций "подвижное -неподвижное", где атрибут жизни - движение, а смерти - покой. Оппозиция данной группы "разрезанное, высвобожденное от пут: связанное" выражает цикличность и наиболее наглядно выступает в обряде "разрезания" ног ребенка. Калмыки, для того, чтобы ребенок научился быстрее ходить символически "разрезали путы", делая движения между колен ребенка, имитирующие движения ножниц и как все монгольские народы придавали большое значение первому шагу ребенка, во время которого полагалось сбить его с ног отцовской шапкой, чтобы в дальнейшем он крепко стоял на ногах и вырос достойным имени деда (Бакаева, Гучинова, 1992, 97).
У монгольских народов существовали представления, что отданная замуж девушка и умерший человек ничем не отличаются. Увозя невесту из родного дома, вырывая из круга родственников, брали ее на руки, чтобы не дать ей наступить на землю, прикоснуться к земле. Также при проводах покойника в последний путь, избегали его прикосновения к земле (Галданова, 1992, 76).
Подводя итоги, можно сказать, что изучение типов бурятской обуви, ареалов ее распространения, взаимопроникновения и сопоставления с обувью других народов Сибири позволит более четко проследить этногенетические, культурно-исторические связи различных групп бурят Предбайкалья и Забайкалья, углубить и расширить знания о прошлом и настоящем народа. И требует дальнейшего изучения и комплексного подхода с привлечением смежных научных дисциплин.