Рус Eng
Иркутский МИОН
Доноры программы МИОН
О проекте

Научная концепция МИОН

Цель создания МИОН - исследование особенностей развития Сибири на региональном, межрегиональном, российском и мировом уровнях, координация деятельности российских и зарубежных ученых, прогнозирование общественно-политических, социальных, в перспективе и экономических процессов в условиях глобализации и динамичного развития сопредельных стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Сибирь - стратегически важный, ключевой суперрегион России, что предопределено его природными богатствами, территорией, геополитическим и геостратегическим положением.

Авторы проекта включают в понятие "Сибирь" не только территорию Сибирского федерального округа, а все огромное пространство к востоку от Урала. Традиционно в рамках этого обширного региона выделяются три области - Западная Сибирь (между Уралом и Енисеем), Восточная Сибирь (восточнее Енисея и до водораздельных хребтов тихоокеанского бассейна) и Дальний Восток. Иногда в качестве особой подобласти выделяют горную часть Южной Сибири (Алтай и Саяны).

Занимая более 2/3 территории России, Сибирь граничит с обширными пространствами Центральной Азии и соединяет Россию с тихоокеанским регионом. Это делает ее геополитическое значение уникальным, т.к. именно благодаря такому положению Россия занимает центральное место в Евразии, контролируя срединную часть Евразийского материка.

Есть все основания полагать, что, в конечном счете, от будущей роли Сибири зависит "траектория" развития России, само ее существование как уникальной евразийской страны.

Геополитическое положение Сибири имеет огромное значение для судеб России, для Азиатско-Тихоокеанской сферы всего мира. Для России Сибирь это:

  1. Ресурсная база реализации альтернативных стратегий развития государства.
  2. Мировая проблема освоения гигантского, уникального по планетарным масштабам пространства. Но ответ на вызов и выбор стратегий развития, наряду с внутренними - национальными приоритетами, опосредован сложными современными (глобализационными и контрглобализационными) тенденциями и процессами мирового развития.

Авторы проекта предполагают опираться на методологию системного и компаративного анализа, достижения отечественного и зарубежного опыта междисциплинарных исследований.

Тематические приоритеты исследований.

  1. Геополитическое и геостратегическое место Сибири в условиях глобализации и формирования миропорядка XXI в.  
  2. Традиционные культуры Сибири, их взаимодействие и модернизация.  
  3. Сибирь - поликультурное общество в становлении: история и перспективы.  
  4. Проблемы российской государственности в контексте особенностей Сибири.  
  5. Информационно-аналитическое направление.

1. Геополитическое и геостратегическое значение Сибири в условиях глобализации и формирования миропорядка XXI в.

В данном блоке предусматривается прежде всего разработка теоретических аспектов международных отношений как "внешней среды" применительно к главному объекту исследований - Сибири, соприкасающейся как с внероссийским постсоветским пространством (Казахстан), так и сопредельными странами АТР (это можно считать первым кругом проблем). Местонахождение в Сибири национальных республик, округов, возрастающее значение этнонациональных процессов в современном общественном развитии предполагают постановку в новом ракурсе вопросов о классическом и традиционном понимании международных отношений, "международности".

Второй круг проблем - исследование процессов и перспектив, определяемых соприкосновением восточных регионов России с экономико-технологической сферой АТР: - Сибирь и внешнеэкономическая стратегия стран Северо - Восточной Азии в XXI в. 

  • геоэкономические предпосылки сотрудничества: Сибирь как "инвестиционное поле"; экономические взаимоотношения с Китаем, Японией, Кореей, Монголией; перспективные проекты; подходы к развитию экономических связей с Россией в странах Северо - Восточной Азии и место Сибири в этих связях - место Сибири в развитии транспортных (авиа и ж/д) сообщений между странами Северо - Восточной Азии ицентральной Россией, Западной и Восточной Европой, перспективы их развития. Российско - китайские отношения: исторический аспект; современные политические, экономические, культурные связи; региональный уровень развития взаимоотношений - реальность и мифология взаимодействия на общественном и личностном уровнях.  
  • особый фактор Монголии в международной среде, прежде всего Восточной Сибири, поскольку изоляция Монголии с ее малой численностью населения и обширным пространством не способствует стабильности и международной безопасности.  
  • геополитические вызовы России на ее азиатских пространствах, динамика социально-экономического, демографического неравенства в соотношении Сибири и Европейской России, Азиатской России и сопредельных стран, риски для международной стабильности и безопасности. В этой связи предполагается проработать гипотезу о превращении "сибирского пояса" в "экономический" мост между Европой и АТР. Существенными представляется вопрос о европейском влиянии на развитие Сибири с точки зрения формирования гражданского общества.

Третий круг международной проблематики - воздействие глобализации как всемирного процесса на Сибирь как часть России - учет его различных проявлений (распространение однородных культурных образцов, практик, ценностей, технологий, стандартов потребления и их влияние на повседневность, само- и мировосприятие; создание единой глобальной экономической системы; формирование виртуального коммуникационного пространства; идеологическая легитимизация глобализации.

Наконец, одним из главных направлений в международной проблематике проекта авторы предполагают (на последующем этапе деятельности МИОН) избрать ее экологическое измерение, в особенности учитывая потенциал природных ресурсов Сибири, запас полезных ископаемых, лесных, энерго и водных ресурсов в сопоставлении их с потребностями динамично развивающихся стран АТР (неравенство в распределении ресурсов, мировая проблема питьевой воды как новый потенциальный источник конфликтов, геополитика нефти и газа).

Данные направления исследований непосредственно связаны с работой кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ в рамках Программы поддержки кафедр ИОО Мегапроекта "Развитие образования в России". Участники этого проекта могут составить ядро исследовательской группы, работающей с международной проблематикой. За 2 года реализации ППК (2000-2001 гг.) возникли и развиваются плодотворные связи с МГИМО - Университетом.

2. Традиционные культуры Сибири, их взаимодействие и модернизация.

Восточная Сибирь, или Прибайкалье, т.е. регионы, примыкающие к Байкалу, исторически сложилось как некая автономная, "сердцевинная" для Сибири социокультурная общность, тесно связанная исторически, экономически, культурно, административно. Это место стыка между Сибирью и Дальним Востоком. Необходимость мониторинга и изучения всей совокупности происходящих здесь процессов несомненна. Важнейший аспект проблемы - этнополитическая ситуация. Ее специфика состоит в том, что региональный социум формировался, функционирует и, вероятно, еще долго будет функционировать в качестве переселенческого, единого и, в то же время, многообразного в национальном, культурном, религиозном, расовом отношении образования.

Для данного раздела характерно сочетание различных направлений исследований, изучающих как исторический, так и современный аспекты развития сибирского полиэтничного общества. Предполагается исследование генезиса и эволюции этносов и культур северной Азии и Америки, как и соотношение соответствующих им антропологических и социокультурных характеристик. Байкальская регион или Байкальская Сибирь (современные территории Красноярского края, Бурятии, Эвенкии и Иркутской области) является тем первичным очагом, в котором формировались и из которого распространялись к западу и востоку (включая Северную Америку) несколько последовательных волн миграции древнейших генетически связанных популяций - носителей типологически близкородственных форм хозяйствования, материальной и духовной культуры.

Современные коренные этносы Северной Азии и Америки - типологически гомогенная "первобытная периферия" индустриальных обществ; этнокультурная и этнополитическая история этих этносов развивалась и развивается по общим законам, демонстрируя общие проблемы сохранения идентичности, "выживания" и развития, принципиально общие способы решения "национальных" проблем и этнокультурной адаптации в инородном социальном, экономическом и политическом окружении.

Предполагается также исследование проблем сибирских народов в их историческом развитии: аборигены Сибири в системе национальной политики России XIX - XX вв.; образ жизни аборигенов Сибири XVIII - XX вв.; народы Сибири под русской властью XVII - XX вв.: проблема этнических конфликтов и ассимиляции, компаративный анализ исторических итогов освоения Сибири и Северной Америки.

3. Сибирь - поликультурное общество в становлении: история и перспективы.

Динамика регионального самосознания.

Существенным и пока почти не учитываемым - компонентом этнополитической ситуации в регионе является то обстоятельство, что исторически на базе разнородного пришлого и автохтонного населения здесь формировалась и продолжает формироваться особая социокультурная общность - "сибиряки". Региональное самосознание, осознание своей особости - все это может стать фактором не только культурным, но и идеологическим, политическим. Периодически возникающие соображения о "сибирском сепаратизме", при всей их спекулятивности несомненное тому свидетельство.

Регионалистские настроения находятся в динамике, их нарастание на нынешней фазе передела власти и собственности очевидно, они становятся частью идеологических проектов и политических движений. Исходя из этого, предполагается изучение социокультурных особенностей региона и становления внутрирегиональных связей, процессов сибирской самоидентификации, как в историческом аспекте (сибирское областничество и сепаратизм), так и в качестве современного фактора идеологической мобилизации, тяжбы за перераспределение власти между Центром и регионами. Развитие регионального самосознания, его соотнесение с общероссийской самоидентификацией - ключевые моменты складывания российского федерализма

Решение поставленных исследовательских задач представляется невозможной без междисциплинарной работы по созданию социокультурной карты Сибири. Такая работа - самостоятельный раздел проекта.

Как инструмент решения поставленных исследовательских задач и одновременно как самоценную часть проекта авторы рассматривают обраовательно-исследовательскую программу, позволяющую формировать систему постдипломного обучения и профессионального сообщества выпускников гуманитарных факультетов, работающих в разных областях Сибири.

Начальный этап осуществляется в 2001-2002 гг. в ходе работы по проекту "Этнополитические процессы в Байкальском регионе", поддержанном Фондом Форда. Для этого создается исследовательская сеть, включающая как студентов, аспирантов университета, так и выпускников вузов, работающих учителями, журналистами, чиновниками и проживающих в различных городах и районах Иркутской области и Бурятии. Планируется не только углубление этой работы, но и расширение её географии (включение Читинской области, Хакаcсии, Тувы и южной Якутии).

Внешние миграции как фактор стабильности и конфликта в регионе.

Данное направление исследований тесным образом связано с предыдущим. Формирующиеся в последние годы потоки внешней миграции (с Кавказа, из Центральной Азии и, прежде всего, из Китая) имеют общероссийское значение по своим геополитическим, экономическим, этнокультурным результатам. В потенции они могут значительно или даже радикально изменить этносоциальную структуру региона с трудно представимыми сейчас последствиями. Отношение к мигрантам стало уже сейчас наиболее болезненным фактором в общем комплексе межэтнических взаимоотношений в регионе. Одновременно, трудовые мигранты уже стали важной и необходимой частью экономики.

Внешние миграции могут рассматриваться как фактор стабильности и конфликта в регионе. Все это предопределяет выбор задач исследования: выявление основных характеристик миграционных потоков, становление на этой основе временных и/или постоянных сообществ, их место в экономической жизни и социальной структуре, в формировании криминальной ситуации, их взаимоотношения с принимающим обществом и властями.

Эти проблемы и предлагаются в качестве исследовательских программ планируемого направления работы. Их реализация потребует концентрации усилий ученых разных специальностей и регионов. Иркутский государственный университет готов к реализации этих проектов и координации соответствующих усилий ученых других городов. Соответствующая программа уже разработана, создан исследовательский коллектив и получено финансовое содействие Фонда Форда. Включение этих проектов в работу МИОНа позволит придать им больший размах и продолжительность и получить более продвинутые результаты.

Феномен польского присутствия в Сибири.

Исследование подразумевает изучение как конкретной, прикладной стороны данной проблематики, так и ее источниковедения и историографии, проведения общего теоретического осмысления и анализа в новых ракурсах, на междисциплинарном уровне, выявление стереотипов иментальных представлений, с нею связанных. Целью является углубление и воссоздание объективной и целостной картины исторических процессов и явлений весьма существенных для более адекватного научного понимания и описания современного контекста геополитического и социокультурного развития региона.

Этнополитическая ситуация в Республике Бурятия.

Этнополитическая ситуация в РБ является фактором общерегионального значения в силу хотя бы того, что бурятское население разделено между несколькими субъектами Федерации, что явно или неявно осознается частью местной элиты как национальная травма. Скрытыми или потенциальными факторами межэтнической напряженности становятся экономическая стагнация и специфические формы социальной мобилизации бурят, сложно протекающие процессы их национального возрождения.. Имеются, с другой стороны, и факторы сдерживания и разрядки межэтнической напряженности. Задачи проекта: выявить и проанализировать основные факторы динамики этнополитических процессов и их нынешнее состояние, вести мониторинг изменений в административных, экономико-географических районов и в Республике Бурятия в целом. На этой основе предполагается анализ ситуации и прогноз. Кроме этого, предусматривается реализация трех вспомогательных исследований: а) перспектива бурятского ирредентизма (на примере Усть-Ордынского округа), б) этнические конфликты в действии: опыт Республики Тыва, в) Монголия - Бурятия - Тыва: взаимозависимость в системе современных геополитических координат.

4. Проблемы российской государственности в контексте особенностей Сибири.

Данный раздел исследований связан с изучением государственно-правовых аспектов развития сибирских регионов. Можно выделить следующие направления: история государственно-правового развития Сибири; формирование системы органов государственной власти в России XXI-го века; организация государственной власти в субъектах Российской Федерации; российский федерализм и вызовы времени.

Изучение системы органов государственной власти в России предполагает рассмотрение проблем, связанных с изменяемостью системы взаимоотношений федерального центра и регионов; апробацией и приживаемостью форм организации власти на местах с точки зрения эффективности решения задач государственной власти и интеграционных процессов в субъектах РФ; перспективными направлениями развития законодательства об организации власти в субъектах Российской Федерации.

Важным является исследование процессов реформирования парламентского права. Это означает изучение положительных и отрицательных сторон изменений в способе формирования Совета Федерации, что влияет на возможность учета интересов субъектов и на соотношение политических сил на федеральном и региональном уровне. Проблема реформирования может рассматриваться и с точки зрения особенностей законодательной власти в субъектах Российской Федерации; путей возможного развития парламентского права на региональном уровне. Интересным представляется анализ законодательной деятельности субъектов Российской Федерации в Сибири.

Особенность современного федерализма определила особенности организации власти в регионах. Вполне естественно, что основные параметры системы заданы на федеральном уровне. Однако, практика выявляет и региональные особенности этого процесса. Данные особенности можно рассмотреть, исследуя специфику федерализма в России ("автономия" субъекта РФ: плюсы и минусы этой системы); исторические, политические и социальные предпосылки нормотворческой деятельности субъектов РФ; единые принципы организации государственной власти в РФ и региональные особенности. Целое направление может составить изучение регионального права и его места в системе российского права.

Федеративные отношения в России находятся в стадии изменений. Сибирь представлена всеми категориями субъектов Российской Федерации, за исключением городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). Это позволяет исследовать на местном материале природу российского федерализма; совмещение национального и территориального принципов (положительные и отрицательные стороны этого совмещения и перспективы развития). Не может быть обойдена вниманием проблема создания федеральных округов как вариант изменения системы федеративных отношений. Многообещающим выглядит анализ асимметричности федерации:

История государственно-правового развития Сибири связана с развитием исследований основных черт модернизации системы государственного и местного управления Сибири в XVII - XX вв., а также с компаративными подходами, которые можно обозначить как проблему российских окраин в системе государственного управления XVIII - XX вв. (на примере Польши, Финляндии, Кавказа и Сибири).

Базовой структурой для проведения исследований этого раздела является кафедра конституционного права Юридического института Иркутского государственного университета.

5. Информационно-аналитическое направление.

Целью направления является научное обеспечение исследовательской деятельности в рамках основных направлений МИОН.

Задачи направления:

  1. Информационная и методическая поддержка основных научных направлений МИОНа;
  2. Целенаправленный поиск ресурсов для обеспечения и развития научных направлений МИОНа;
  3. Решение аналитических и прогнозных задач в рамках направлений МИОНа с использованием методов математического моделирования;
  4. Взаимодействие с вузами и научными учреждениями региона по проблематике МИОНа;
  5. Формирование информационных ресурсов по результатам деятельности основных направлений МИОН (создание и поддержка Web-представительства МИОНа, подготовка аналитических обзоров и т.д.);
  6. Взаимодействие с региональными СМИ по проблемам деятельности МИОНа.