20 сентября 2008 года состоялся Третий Балтийский образовательный форум «Инновационное развитие университетов: вызовы и возможности» (Калининград-Светлогорск, 2008).
В форуме принимали участие ректоры ведущих российских и европейских университетов. В составе рабочей группы по проекту Балтийского МИОНа «Россия в общеевропейском пространстве: региональное измерение Болонского процесса» Иркутский МИОН представляла заведующая социологической лабораторией региональных проблем и инноваций ИГУ, доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных.
В рамках трех сессий обсуждались наиболее значимые на сегодняшний день вопросы: роль университетов в становлении инновационной экономики; современный университет: роль науки; инновационное развитие университетов в едином образовательном пространстве.
Участники форума акцентировали внимание на целом ряде ключевых проблем: определении приоритетов в инновационном развитии университета; важности стратегической ориентации в кадровой политике университета; создании партнерских сетей и совместных проектов с производством и бизнесом; разработке правовых норм сотрудничества университетов с производством и бизнесом; повышении роли работодателя в организации равноправного партнерства; тесном взаимодействии университетов с региональным правительством.
Непосредственно на форуме речь шла о таких важных процессах как: формирование нового поколения ученых, в этой связи повышение социального и научного статуса профессора (каждое назначение на профессорскую должность должно измеряться реальным вкладом в разработку одной из областей научного знания); создание объединений выпускников; обеспечение открытости инновационных процессов; создание научных парков; эффективность бизнес-инкубатора как новой организационно-правовой формы сотрудничества университета с бизнесом; необходимость разработки комплекса мер и процедур, поддерживающих инновации; создание предприятий на базе университета; коммерциализация научных исследований и разработок; студенческая мобильность в науке; поддержка научно-прикладных и гуманитарных исследований; выделение Россией грантов на международную деятельность/проекты и мн. др.
Фактически на форуме были обоснованы и четко обозначены контуры новых проектов российского и европейского уровней. По заявлению Кари Хиппонена - директора Администрации Университета г. Турку, президента Европейского общества высшего образования, в ближайшей перспективе намечен ряд крупных мероприятий в Европе по ключевым проблемам развития высшего образования. Он пригласил российские университеты принять активное в них участие: «…необходимо признать важность работы в сетях, значимость работы в рамках 2-х сторонних соглашений». К. Хиппонен также обратил внимание на масштабность и важность проекта «Интеграция, взаимодействие и международные организации», в рамках которого реализуется программа «Эразмус Мундус: окно европейского сотрудничества» (сентябрь 2008 – август 2012 года), в который вошли 19 университетов России и Европы и на реализацию которого уже выделено 4,5 млн. евро*. На уровне всех университетов, на его взгляд, необходимо ускорить процесс подачи заявок. Он заметил: «Мы формируем консорциумы. В этом видится один из путей развития университетов». На повестке дня еще один проект.
Содержание поставленных вопросов и характер дискуссий показывают, что у каждого Балтийского образовательного форума свои отличительные черты. Если на первом и втором форумах** рассмотрение проблем и путей развития университетов строилось с позиции Европы и европейской системы образования, то третий форум в большей степени отражает состояние и тенденции развития университетского образования в России в контексте интернационализации, но с позиции России.
Примечания:
* В состав университетов-членов Консорциума входят:
от России – Государственный университет Высшая Школа Экономики, Иркутский государственный университет, Казанский государственный университет, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Петрозаводский государственный университет, Российский государственный гуманитарный университет, Российский государственный университет им. И. Канта, Санкт-Петербургский государственный университет, Удмуртский государственный университет, Уральский государственный университет;
от ЕС – Гуманитарная Академия Пултуск (Польша), Гумбольдт Университет Берлин (Германия), Средневосточный Технический Университет (Турция), Университет Альгарве (Португалия), Университет Болонья (Италия), Университет Геттинген (Германия), Университет Деусто (Испания), Университет Левен (Бельгия), Университет Турку (Финляндия).
** Первый Балтийский образовательный форум «Проблема интернационализации университетского образования: взгляд из России и Европейского союза» состоялся 5 июня 2006 года. В центре дискуссий участников форума стояло три ключевых вопроса: эволюция университетских ценностей; конкурентоспособность национальных университетских систем; конкурентоспособность университетов.
Второй Балтийский образовательный форум «Будущее университетского образования: вызовы и возможности» проводился 15 сентября 2007 года. Внимание участников форума сконцентрировалось на трех вопросах: меняющийся университет: соотношение традиций и инноваций; экономическая эффективность и социальные ценности университетского образования; формирование европейского университетского пространства: национальные, региональные, глобальные аспекты.
Материалы и фото предоставлены Т.И. Грабельных