С 21 по 24 апреля в Будапеште состоялся международный семинар «Болонский процесс: значение для руководства университетскими структурами», организованный Центральным европейским университетом (г. Будапешт). В семинаре приняли участие сотрудники ИСН ИГУ д.ф.н., зав.кафедрой регионоведения и социальной экономики О.А.Кармадонов и к.ф.н., доц.кафедры культурологии и управления социальными процессами Т.Ю.Фальковская. В ходе семинара был обсужден самый широкий круг вопросов: начиная от концептуальных оснований Болонского процесса, ключевых элементов процесса, специфики интеграции в общеевропейское образовательное пространство восточно-европейских стран, заканчивая проблемами рынка труда, знаниевой экономикой и знаниевым обществом, необходимостью обучения в течение всей жизни. Разнообразие вопросов неизбежно вызывало интерес и желание высказаться у всех участников международного семинара, острота и насыщенность дискуссий обеспечивалась также мультинациональным составом участников: Палестина, Египет, Македония; широко была представлена и география России: университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Иркутска. Ведущая семинара д-р София Хаулетт в типично- западной интерактивной манере предлагала не только высказываться относительно происходящего в собственных странах, но и, что особенно полезно, знакомиться с опытом других стран. Так уникальный с точки зрения управленческой практики представляет Словения: а именно опыт институционализации влияния бизнес-сообщества, профсоюзов, студенчества на различные параметры образовательного процесса, - то, о чем во многих российских университетах только говорят. А также пример управляемого централизованного процесса присоединению к общеобразовательному европейскому пространству, что снимает значительную часть трудностей связанную с адаптацией к новым схемам.
Несмотря на ограниченное время семинара, находились возможности обсуждать как чисто технические вопросы, как то пересчет часов в кредиты, внутренний и внешний аудит качества, так и глубоко концептуальные вопросы, такие как социальная роль современного университета, соотношение профессиональной подготовки и переподготовки, включенность исследовательских структур в университетские комплексы...
Если в результате обсуждения остается больше вопросов, чем ответов, это означает, что дискуссия была плодотворной и позволила увидеть новые рубежи и новые возможности, новые перспективы и новые проблемы, и создать повод для дальнейшей работы и новых встреч.