Рус Eng
Иркутский МИОН
Доноры программы МИОН
Новости

Новости МИОНа

Балтийский образовательный форум

27.09.2007

15 сентября 2007 г. под эгидой Российского государственного университета им. И. Канта прошел Балтийский образовательный форум, который ярко высветил интересы классических университетов и государственных образовательных учреждений, отвечающих за развитие сферы образования стран балтийского региона, и основные тенденции их развития. Мероприятие такого масштаба в России проводилось впервые.

Программа международной конференции – «Будущее университетского образования: вызовы и возможности». Участниками форума стали ректоры ведущих российских университетов, ректоры и президенты вузов прибалтийской части Европы, а также представители Совета Европы. В конференции непосредственно приняли участие министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко, губернатор Калининградской области Г.В. Боос, начальник Управления учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» П.Ф. Анисимов, Президент Российского союза ректоров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, директор Института всеобщей истории РАН, президент Государственного университета гуманитарных наук А.О. Чубарьян, ректор Российского государственного университета им. И. Канта А.П. Клемешев, президент Уральского государственного университета В.Е. Третьяков, ректор РГГУ Е.И. Пивовар, ректор Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого А.Л. Гавриков, ректор Московского государственного лингвистического университета И.И. Халеева и др.

Для участия в конференции в г. Калининград прибыли руководители крупных европейских вузов, образовательных центров и международных ассоциаций, ведущие эксперты в области образования и науки. Среди них: президент Ассоциации Европейских университетов, ректор Венского университета (Австрия) Георг Винклер, президент Европейского общества высшего образования Кари Хиппонен (Финляндия), заместитель главы Управляющего комитета по высшему образованию и исследованиям Совета Европы Раду Дамиан, президент Ассоциации польских ректоров, ректор Политехнического университета г. Вроцлав (Польша) Тадеуш Лютый, ректор Ягеллонского университета (Краков, Польша) Карол Мусиол, ректор Хельсинского университета (Финляндия) Илкка Ниинилуото, ректор Клайпедского университета (Литва) Владас Жулкус, ректор университета г. Тарту (Эстония) Алар Карис, ректор Кильского университета (Германия) Томас Бауэр, ректор Готландского университета (Швеция) Лейф Боргет и др.

В рамках форума прошло заседание рабочей группы по проекту «Россия в общеевропейском научно-образовательном пространстве. Будущее университетского образования: вызовы и возможности», в составе которой были представители МГИМО (У) МИД РФ, Балтийского МИОН, Воронежского МИОН, Иркутского МИОН, Новгородского МИОН, Ростовского МИОН, Томского МИОН и др. Иркутский МИОН представляла на форуме доктор социологических наук, профессор кафедры социальной философии и социологии ИГУ Т.И. Грабельных.

На конференции обсуждались актуальные проблемы и основные направления развития высшего образования и вузовской науки в России и Европе. Среди важных аспектов развития университетского образования наиболее рельефно были выделены:

а) соотношение традиций и инноваций в современных динамично развивающихся университетах;
б) экономическая эффективность и социальные ценности университетского образования;
в) интеграция высшего образования, формирование европейского университетского пространства: национальные, региональные, глобальные аспекты.

В рамках трех сессий состоялись дискуссии по обозначенным вопросам. В целом на конференции отмечалась необходимость развития науки в университетах и поддержания высокого уровня фундаментального образования, развития процессов обмена опытом между вузами, академической мобильности, непрерывного образования, интеграции учебных планов и программ. Участники конференции подчеркнули важность сохранения достигнутого уровня и традиций, существующих в каждом университете, усиления региональных связей и сотрудничества, акцентировали внимание на том обстоятельстве, что университеты являются значимым элементом формирования и развития гражданского общества.

По мнению президента Российского союза ректоров, ректора МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничего, в России количество россиян, желающих получить высшее образование, ежегодно увеличивается. По международным оценкам, здесь самый высокий показатель студентов. Так, на 10 тысяч населения приходится 500 студентов. И эта тенденция возрастает. В этих условиях «важно выбрать правильный стратегический путь». При этом, В.А. Садовничий заметил, что «с путем развития образования Россия определилась». На новом пути преобразований и реформ в образовании главное не потерять достигнутый уровень и традиции, существующие в каждом университете. Кроме того, важно сохранить науку в университетах, фундаментальное образование, качество образования, а также развивать процессы обмена опытом с международными вузами и уметь быстро перенимать зарубежный опыт: «важно учитывать опыт друг друга, быстро уметь учиться друг у друга». «Главное – не навредить в сфере образования». Среди поднимаемых им вопросов: автономия и инновации в университетах; новые образовательные технологии и контроль качества образования; связь с работодателями; студенческие обмены.

Говоря о проблеме статуса дипломов российских вузов за рубежом, В.А. Садовничий обратил внимание на тот факт, что многие российские сотрудники ведущих иностранных вузов не имеют подтвержденных в этой стране дипломов, а наибольшее внимание уделяется их знаниям. «Но мы должны бороться за то, чтобы дипломы формально признавались за рубежом, и молодой человек чувствовал себя защищенным», - сказал ректор МГУ.

Георг Винклер - президент Ассоциации Европейских университетов, ректор Венского университета акцентировал внимание на новых формах университетов сегодня – открытых и виртуальных университетах. Последняя форма предусматривает проектное обучение с использованием новых информационных технологий. Главное в развитии университета сегодня, на его взгляд, - это умение приспособиться к новым условиям, уметь реорганизовать университет, что предполагает огромное финансовое вливание. В аспекте глобализации должно быть усиление региональных связей. В этой связи Болонский процесс не должен остановиться, необходимо продолжать традицию развития университетского образования. Новые формы университетов (новые профили университетов) – новые типы студентов - новые формы сотрудничества.

В новых условиях необходимо создавать внутренний рынок исследовательских услуг. Речь идет о модернизации образования как в широком аспекте, так и в собственно инновационном. Университет следует рассматривать как «основную движущую силу удовлетворения потребностей и запросов будущих поколений». Новые профили университетов предусматривают их автономию, необходимость регионального сотрудничества. Университеты являются акторами социальных отношений.

Кари Хиппонен - президент Европейского общества высшего образования высказал следующие идеи: сеть университетов расширилась, соответственно, возникли последствия. Цель регионального сотрудничества – облегчение контактов между вузами. Важно продолжить линию развития профессионального университетского образования. В этом аспекте видятся три пути развития современных университетов:
1) необходимость работы в сетях («чрезвычайно важно региональное сотрудничество»);
2) необходимость развития сотрудничества между университетами и городами;
3) имидж университета. Цели университета должны быть основаны на традициях, при этом, нужно шире внедрять инновации. «Успешный менеджер управляет успешным университетом».

Тадеуш Лютый - президент Ассоциации польских ректоров, ректор Политехнического университета г. Вроцлав подчеркнул, что результаты работы Балтийского образовательного форума должны найти отражение в международном аспекте. Прежде всего, он отметил, что Болонский процесс не может быть приостановлен: «в этом наше преимущество», «залог развития университетского образования». Второй тезис был связан с проблемами качества образования. В этом вопросе, сказал он, «…министры образования Европы согласны». Также был поставлен вопрос об управлении университетами за пределами 2010 года.

Таким образом, в ходе обсуждения поставленных вопросов формировалось концептуальное видение будущего университетского образования в России и Европе, определялись пути его развития.

Участники форума пришли к мнению, что нужно говорить о законченности образования и его всесторонности; что Болонский процесс должен быть ориентирован и на специалистов, и на интеллектуалов; что должно быть больше академической свободы и больше гибкости; что необходимо развивать корпоративное сообщество университетов и ректоров; что необходимо привести в систему вопросы непрерывности образования; что университеты должны готовить специалистов, которые могут внести изменения в социальную среду и др.

Что касается конкретно Болонского процесса, некоторые обобщения предложил Георг Винклер. Действительно, - отметил он, - «…дискуссии по Болонскому процессу приобретают характер: за – против». В особенности это касается таких аспектов, как: специалист-интеллектуал, их соотношение; кредитная система; сколько лет бакалавриат-магистратура? Учитывая все многообразие позиций, следует сказать, что «…нужно развивать потенциал Болонского процесса». Нужно думать о качестве дисциплин. Степень магистра является очень важной. «Модель Болонского процесса будет меняться». В любом случае важна контактная работа со студентами. Необходимо изучение языков.

В этом свете также четко прослеживаются позиции и сомнения российских ректоров и ведущих ученых.

В.А. Садовничий: «Существуют разные философии образования. Мы не против, но есть опасения вступления в Болонскую систему… Мы должны готовить широкообразованных людей, но все-таки специалистов…».

В конце встречи была принята Резолюция Балтийского образовательного форума, в которой указывается, что «Балтийский образовательный форум заявляет о необходимости объединения усилий университетов в решении проблем интернационализации высшего образования в Европе по следующим направлениям:

  • развитие взаимных творческих и научно-практических связей университетов Европы;
  • выработка совместной стратегии действий в образовательном пространстве Европы и мира;
  • согласование и разработка совместных образовательных программ;
  • организация совместной научно-исследовательской работы;
  • обмен опытом преподавания, проведения научных исследований, организационной деятельности;
  • обмен преподавателями, студентами и аспирантами (докторантами);
  • содействие процессам интеграции образования и науки».

Также в Резолюции отмечается, что для повышения конкурентоспособности университетов требуется расширение сетевого межвузовского взаимодействия по реализации программ двойных дипломов с выдачей единого европейского приложения и сближение университетских систем гарантий качества образовательных услуг. С целью повышения роли университетов в мире необходима активная поддержка совместной инновационной деятельности путем выполнения совместных проектов, создания совместных исследовательских групп, формирования международных технопарков, создания портала научных ресурсов и команд.