Рус Eng
Иркутский МИОН
Доноры программы МИОН
Новости

Новости МИОНа

Презентация результатов сетевого межрегионального проекта "Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы и практики взаимной адаптации"

27.06.2009
В.И.Дятлов
Текст выступления на заседании
Общественно-консультативного совета
при УФМС России по Иркутской области.
25.06.2009.
 

Трансграничные миграции и принимающее общество:
механизмы и практики взаимной адаптации
Сетевой межрегиональный проект программы «Межрегиональные исследования в общественных науках»(МИОН).

 

Программа МИОН работает уже около 10 лет как совместный проект Министерства образования и нескольких зарубежных фондов. Она предназначена для развития гуманитарных исследований в регионах России. Ее опорами являются 9 МИОНов при университетах России, в т.ч. при Иркутском государственном университете. Одна из форм работы Программы – сетевые проекты, в которых для изучения важнейших проблем концентрируются интеллектуальные, организационные и финансовые ресурсы регионов, столицы и международного научного сообщества.

В данном проекте участвуют более 40 исследователей МИОНов Владивостока, Иркутска, Томска, Екатеринбурга, Саратова, Ростова на Дону, Воронежа, Калининграда. В самом кратком виде, его основная задача состоит в том, чтобы перейти от изучения миграционных потоков на уровне всей страны к изучению регионального и «человеческого измерения» проблемы, к описанию и анализу формирующихся практик взаимной экономической, социальной и культурной адаптации мигрантов и принимающего общества. На выделение ключевых акторов этого процесса, на их интересы, механизмы формирования и деятельности, практики.

Проект подтвердил настоятельную необходимость системных региональных исследований по миграционной проблематике. Без них картина получается не просто неполная, но искаженная. Региональная специфика в процессе постсоветского развития не уменьшается. Более того, проступают контуры давних историко-культурных провинций, вновь подспудно, но растет региональное самосознание, формируется регионализм. В сочетании с огромным разнообразием миграционной ситуации в отдельных регионах это создает «поле напряженности» в сфере выработки и проведения миграционной политики. Директивные импульсы центральной власти ощутимо трансформируются, адаптируются к местным условиям и потребностям – так как их понимают довольно разнородные местные элиты. Инструментом такой адаптации может служить степень интенсивности усилий по реализации властных установок центра, разнообразные неформальные практики.

В каком-то смысле о «вертикали» можно говорить при характеристике ситуации в информационной сфере, у «четвертой власти». При всем разнообразии миграционной ситуации в регионах, при разной интенсивности внимания принимающего общества и региональных властей к миграционной проблеме, при широте, многообразии и разношерстности газетных рынков и беспощадной конкуренции на них, в газетах формируется на удивление однообразная и стандартная картинка, используется узкий набор словесных штампов, тем, трактовок, образов и стереотипов. Чтение их создает впечатление единого Города, чье население с испуганной настороженностью относится к «нашествию мигрантов», несущих с собой разнообразные напасти – от экзотических болезней до терроризма. Мирит с ними только осознанная экономическая зависимость. Интенсивные процессы привыкания к мигрантам, адаптация к их присутствию и растущей роли в повседневной жизни остаются где-то в другой плоскости массового сознания.

Проект позволил выйти на новое понимание процесса взаимодействия мигрантов и принимающего сообщества, отойти от представления о них как о двустороннем процессе, предполагающих некую консолидированную позицию мигрантов с одной стороны, и принимающего общества - с другой. Проявился крайне не простой характер взаимоотношений множества акторов этого процесса, разность их интересов, целей, методов, отношения к сформировавшимся «правилам игры» на миграционном поле. Иными словами, это дало выход на понимание процесса взаимной адаптации мигрантов и принимающего общества не как взаимодействия двух сторон, но как сложной многоуровневой полисубъектной системы. Системы, в которой те или иные акторы, теоретически вписанные в силу «происхождения» в одну из «сторон» процесса, нередко выступают с интересами противоположной «стороны», либо выполняют функции посредников между прочими участниками.

Выявляются «неочевидные» участники процесса взаимной адаптации мигрантов и принимающего общества. Прежде всего - это школа и, шире, вся система образования, включающая как собственно учебные заведения (учителя, ученики-мигранты или дети мигрантов, их родители и родители местных учеников), так и организационно-управленческие структуры, чиновников, систему учебных программ и стандартов. Сюда же можно добавить систему социального обслуживания и обеспечения, учреждения здравоохранения и т.д. Они служат, с одной стороны, индикаторами, маркерами уровня и характера процессов взаимной адаптации. С другой же стороны, они формируют «повестку дня» на среднесрочную перспективу, характер и масштаб миграционных и пост-миграционных проблем недалекого будущего.

Все это многообразие заставляет поставить вопрос о возможности рассмотрения регионов как единого актора в процессе регулирования миграции. И дело уже не только в возможностях и ограничениях для формирования и реализации регионами собственной миграционной политики, вытекающих из взаимоотношений с федеральным центром. Насколько вообще регион (субъект Федерации) можно рассматривать в качестве единого актора в этом процессе? Можно ли говорить о консолидированном региональном интересе или будет вернее говорить о неких групповых интересах региональных акторов, сложно соотносящихся между собой, не всегда совпадающих, а порою и противоречащих интересам как общегосударственным, так и региональным, понимаемым как «государственный» интерес развития региона? Постановка подобной исследовательской проблематики в свою очередь дает выход на осмысление российского регионализма в новых политико-правовых, экономических, социокультурных условиях.

Проект позволил увидеть и то, что «осталось за кадром» (и традиционно там остается). Наиболее ярким примером является отражение в СМИ миграционной проблематики – при описании взаимоотношений мигрантов и принимающего общества «за кадром» остаются ключевые участники, «организаторы» и бенефициарии этих сложных отношений. Следствия этого многообразны. При попытке понять причины любого конфликта, в котором так или иначе присутствуют мигранты, конфликта реального или мнимого, открытого или латентного, вопрос «кто виноват?» полностью вытесняет проблему «в чем причины?». Тогда естественным виновником всего становятся мигранты.

Взаимоотношения региональной власти и бизнеса по поводу миграции, редко выплескиваются в СМИ и тем более – на страницы официальных документов. Однако они стоят за каждой строкой большинства региональных нормативных актов по миграционной проблематике, присутствуют в кулуарах межведомственных комиссий по вопросам миграции, выходят далеко за рамки собственно миграционных вопросов. Например, совершенно очевидно, что планы жилищного строительства, за выполнение которых региональные власти несут ответственность перед федеральным центром, во многом зависят от использования строительными компаниями труда иностранных рабочих. Однако эта сторона вопроса – не артикулируется, остается за кадром при принятии множества управленческих решений, хотя и является одним из важнейших факторов взаимоотношений бизнеса и власти в регионе.

Бизнес вообще становится значимым игроком на миграционном поле. Ставки для него здесь чрезвычайно велики. Его представители все больше осознают свои корпоративные интересы и учатся отстаивать их через механизмы лоббирования, негласного участия в процессе принятия управленческих и политических решений региональных властей. Это относится и к слою мелкого и среднего предпринимательства. Бизнес активно вторгается в ключевую для современных миграционных процессов сферу посредничества. Не стремясь вытеснить отсюда преобладающие до сих пор диаспоральные механизмы и практики, предприниматели (как местные, так и приезжие) создают наряду с ними посреднические структуры, предоставляющие услуги на товарно-денежной основе. Посредничество – как бизнес, пусть и отягченный пока рудиментами механизмов внеэкономического контроля и внеэкономической эксплуатации. Тип посредничества, его характер, стратегии и практики создают ситуацию будущего.

Отдельного анализа заслуживают «этнические рынки» - как часть огромной системы рынков под открытым небом, сформировавшейся в 1990-х гг. Они стали важнейшей частью невероятно разросшейся сети розничных рынков, без которых трудно представить городскую жизнь России эпохи бурных перемен конца ХХ – начала ХХ1 веков. Будучи важным элементом формировавшейся рыночной системы снабжения, они одновременно стали площадкой и механизмом взаимной экономической и культурной адаптации мигрантов и принимающего общества. Эволюция их внутренней организации и динамика приспособления к стремительно меняющейся внешней среде интересна и важна сама по себе. Но это одновременно и индикатор сложнейших и плохо поддающихся изучению процессов развития мигрантских сообществ.

Сейчас эта система теряет свои позиции как под воздействием экономических факторов, так и благодаря мерам административного характера. Это ставит вопрос о перспективах китайского торгового бизнеса в России. Основной вывод: китайский бизнес пришел в Россию навсегда. Он будет меняться, приспосабливаться к экономической и политической конъюнктуре, но не уйдет. Он уже перестал быть чужеродным для экономической и общественной жизни России, стал своим и необходимым. Теперь это неотъемлемая часть российской социально-экономической системы.

Все это создает острое ощущение переходности современного этапа развития миграционной ситуации. Причудливого сочетания старых, привычных представлений, образов и способов реагирования на то, что Россия в каком то смысле становится страной мигрантов, с новым пониманием и новыми практиками. Провинция, которую привычно считают оплотом консерватизма, довольно отчетливо все это демонстрирует.