Цель исследования - изучить степень и меру влияния локальных социокультурных факторов на инновационные образовательные процессы в разных сибирских регионах и городах, реальное значение образовательных инноваций для социокультурной среды и местных сообществ.
Оценивая результаты образовательных поисков и прослеживая их судьбу, мы сосредоточены прежде всего на фигуре учителя (в том числе будущего учителя) - как он понимает происходящее, оценивает его, каким видит будущее и свою жизненную стратегию.
Исследовательские цели и задачи, а также опыт работы участников коллектива, определяют выбор методов из числа тех, которые относят к «качественным» методам социального исследования – участвующее наблюдение, глубинное и фокусированное интервьюирование, дискурсивный анализ. Такой выбор вполне отвечает и методологической позиции участников работы – философской герменевтике.
Участвующее наблюдение. Каждый из участников исследовательского коллектива имеет многолетний опыт работы в инновационных школах, а трое и в настоящее время совмещают научную деятельность и преподавание в ВУЗе с преподаванием в школе.
Глубинное интервьюирование. Предполагаются, прежде всего, биографические интервью с учителями и выпускниками разных лет. Часть интервью будет взято у педагогов и бывших старшеклассников, проинтервьюированных в середине 90-х годов, что вкупе с участвующим наблюдением позволяет говорить о лонгитюдном исследовании.
Проблемноориентированные интервью с родителями, работниками системы образования о судьбе учеников и педагогов из инновационных школ, проблемах самих школ.
Экспертные интервью с работниками системы образования, представителями местных властей, деятелями профессиональных и других общественных организаций учителей.
Дискурсивный анализ. Участники коллектива ведут исследование «школы как текста». Имеется в виду не только тот вербально-понятийный материал, который присутствует в школе «на стенах и партах», в живой речи, интервью, в организованных источниках (сочинения, метод «неоконченных фраз»), но и текст в семиотическом ракурсе - расположение школы в конкретной местности (ландшафтные и архитектурные особенности, либо их отсутствие), цвет фасада, внутренняя отделка и оформление помещений, наличие/отсутствие школьной формы и т.д.
Фокус-группы с учителями на основе авторской методики «студий развития гуманитарного опыта". Данная форма работы близка методу социологической интервенции А.Турена, но, в отличие от него, сочетает проектную и образовательную деятельность группы с социологической саморефлексией (См. Рожанский М.Я. Школа философского творчества. – Иркутск-Санкт-Петербург: «Тускарора», 2000, сс.7-8, 41-57).
Исследовательская программа предполагает коллективную работу, являющуюся естественным продолжением индивидуального опыта каждого. Участники коллектива имеют многолетний опыт совместной работы, но для эффективного осуществления заявляемого проекта, мы считаем необходимым провести «на его старте» рабочий двухдневный семинар и в течение всего периода планируем еженедельный (в июле-августе – ежемесячный) проблемно-тематический семинар. Цель семинаров - анализ материала индивидуальных исследований и материалов, полученных в ходе осуществления проекта, коррекция полевых исследовательских задач. К участию в семинаре будет привлекаться эксперты.
География нашего исследования: "культурные столицы" - Новосибирск, Иркутск, Чита, «старый» провинциальный город – Усолье-Сибирское, молодые города разного масштаба и возраста - Ангарск, Шелехов, Усть-Илимск Иркутской области, Междуреченск Кемеровской.
Программа исследования предполагает:
а) сопоставление социокультурных особенностей инновационных школ Новосибирска, Иркутска, Читы;
б) сопоставление особенностей образовательной среды Усть-Илимска, Ангарска, Шелехова и Междуреченска, а также влияния этой среды на развитие городских сообществ;
в) сопоставление особенностей инновационной школьной среды в «старых» и «молодых» городах, в «культурных столицах» и малых городах.
На основе исследования будет подготовлена серия статей для журнала «Школьное обозрение» (рубрика «Школа и город»), проработана специальная исследовательская программа для Иркутского МИОН и сделан аналитический доклад. Доклад будет представлен на заседание Экспертного Совета при Главном управлении общего и профессионального образования Администрации Иркутской области. Результаты исследования создадут основу для спецкурса «Инновационные школы и местное сообщество» (Е.Ложникова) для системы повышения квалификации педагогов-исследователей, включены в ряд курсов переподготовки работников образования в Иркутском ИПКРО (Е.Шолохова, М.Рожанский), а также в курс «Теория и практика социальной педагогики» (О.Гордина). Материалы исследования органично войдут в диссертационные исследования М.Рожанского, Э.Цепенниковой, Е.Шолоховой.