Рус Eng
Иркутский МИОН
Доноры программы МИОН
Научно-исследовательские проекты

Инновационные школы и городское сообщество Сибири
(период социокультурных трансформаций)

Цель исследования - изучить степень и меру влияния локальных социокультурных факторов на инновационные образовательные процессы в разных сибирских регионах и городах, реальное значение образовательных инноваций для социокультурной среды и местных сообществ.

Задачи:

  • проследить отношения по поводу школьных инноваций: кто инициатор, кто поддерживал, как реагировала среда;
  • оценить динамику и результаты образовательного поиска, если деформированы начальные цели - как это происходило, сегодняшняя оценка теми, кто участвовал - учителями, выпускниками, чиновниками;
  • рассмотреть, как изменились отношения между школой и местным сообществом, как школа участвовала в формировании новых социальных институтов и отношений;
  • исследовать жизненные траектории и стратегии выпускников - как в них присутствует их школа, город, регион. 

Оценивая результаты образовательных поисков и прослеживая их судьбу, мы сосредоточены прежде всего на фигуре учителя (в том числе будущего учителя) - как он понимает происходящее, оценивает его, каким видит будущее и свою жизненную стратегию.

Методология и методы исследования.

Исследовательские цели и задачи, а также опыт работы участников коллектива, определяют выбор методов из числа тех, которые относят к «качественным» методам социального исследования – участвующее наблюдение, глубинное и фокусированное интервьюирование, дискурсивный анализ. Такой выбор вполне отвечает и методологической позиции участников работы – философской герменевтике.

Участвующее наблюдение. Каждый из участников исследовательского коллектива имеет многолетний опыт работы в инновационных школах, а трое и в настоящее время совмещают научную деятельность и преподавание в ВУЗе с преподаванием в школе.

Глубинное интервьюирование. Предполагаются, прежде всего, биографические интервью с учителями и выпускниками разных лет. Часть интервью будет взято у педагогов и бывших старшеклассников, проинтервьюированных в середине 90-х годов, что вкупе с участвующим наблюдением позволяет говорить о лонгитюдном исследовании.

Проблемноориентированные интервью с родителями, работниками системы образования о судьбе учеников и педагогов из инновационных школ, проблемах самих школ.

Экспертные интервью с работниками системы образования, представителями местных властей, деятелями профессиональных и других общественных организаций учителей.

Дискурсивный анализ. Участники коллектива ведут исследование «школы как текста». Имеется в виду не только тот вербально-понятийный материал, который присутствует в школе «на стенах и партах», в живой речи, интервью, в организованных источниках (сочинения, метод «неоконченных фраз»), но и текст в семиотическом ракурсе - расположение школы в конкретной местности (ландшафтные и архитектурные особенности, либо их отсутствие), цвет фасада, внутренняя отделка и оформление помещений, наличие/отсутствие школьной формы и т.д.

Фокус-группы с учителями на основе авторской методики «студий развития гуманитарного опыта". Данная форма работы близка методу социологической интервенции А.Турена, но, в отличие от него, сочетает проектную и образовательную деятельность группы с социологической саморефлексией (См. Рожанский М.Я. Школа философского творчества. – Иркутск-Санкт-Петербург: «Тускарора», 2000, сс.7-8, 41-57).

Исследовательская программа предполагает коллективную работу, являющуюся естественным продолжением индивидуального опыта каждого. Участники коллектива имеют многолетний опыт совместной работы, но для эффективного осуществления заявляемого проекта, мы считаем необходимым провести «на его старте» рабочий двухдневный семинар и в течение всего периода планируем еженедельный (в июле-августе – ежемесячный) проблемно-тематический семинар. Цель семинаров - анализ материала индивидуальных исследований и материалов, полученных в ходе осуществления проекта, коррекция полевых исследовательских задач. К участию в семинаре будет привлекаться эксперты.

География нашего исследования: "культурные столицы" - Новосибирск, Иркутск, Чита, «старый» провинциальный город – Усолье-Сибирское, молодые города разного масштаба и возраста - Ангарск, Шелехов, Усть-Илимск Иркутской области, Междуреченск Кемеровской.

Программа исследования предполагает:

а) сопоставление социокультурных особенностей инновационных школ Новосибирска, Иркутска, Читы;
б) сопоставление особенностей образовательной среды Усть-Илимска, Ангарска, Шелехова и Междуреченска, а также влияния этой среды на развитие городских сообществ;
в) сопоставление особенностей инновационной школьной среды в «старых» и «молодых» городах, в «культурных столицах» и малых городах.

Ожидаемые результаты.

На основе исследования будет подготовлена серия статей для журнала «Школьное обозрение» (рубрика «Школа и город»), проработана специальная исследовательская программа для Иркутского МИОН и сделан аналитический доклад. Доклад будет представлен на заседание Экспертного Совета при Главном управлении общего и профессионального образования Администрации Иркутской области. Результаты исследования создадут основу для спецкурса «Инновационные школы и местное сообщество» (Е.Ложникова) для системы повышения квалификации педагогов-исследователей, включены в ряд курсов переподготовки работников образования в Иркутском ИПКРО (Е.Шолохова, М.Рожанский), а также в курс «Теория и практика социальной педагогики» (О.Гордина). Материалы исследования органично войдут в диссертационные исследования М.Рожанского, Э.Цепенниковой, Е.Шолоховой.

Состав исследовательского коллектива:

  • Рожанский М.Я. – канд.филос.наук, докторант истфака ИГУ, доцент Иркутского ИПКРО, руководитель проекта. Кроме общего руководства работами по проекту и подготовкой итогового доклада М.Рожанский будет координировать работу проблемно-тематического семинара, проведет полевые исследования в Иркутске. Усть-Илимске и Чите (интервью и фокус-группы).
  • Гордина О.В. – канд.пед.наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии. Преподаватель и руководитель эстетического центра школы-гимназии № 1 г.Усолье-Сибирское. В рамках проекта О.Гордина проводит исследование в своей гимназии, интервью с преподавателями и выпускниками педкласса, экспертные интервью в Усолье-Сибирском, организует проведение конкурса сочинений, координирует сбор материалов в Усолье-Сибирском другими участниками проекта, готовит статью в «Школьное обозрение».
  • Шолохова Е.Н. – старший методист кафедры философии, культурологии и социологии Иркутского ИПКРО, преподаватель Иркутской Вальдорфской школы, сотрудник Центра независимых социальных исследований и образования. Руководит социолингвистическим блоком исследований («Школа как текст»), проводит исследования в Иркутской Вальдорфской школе, Ангарском лицее, фокус-группу с учителями-исследователями из Иркутской области и фокус-группу в Чите, готовит статью в «Школьное обозрение».
  • Цепенникова Э.Г. – магистр философии, аспирант философского факультета Новосибирского госуниверситета. В рамках проекта осуществляет исследования в Новосибирске и Междуреченске, продолжает исследование биографических траекторий выпускников школы №10 г.Ангарска, готовит совместно с М.Я.Рожанским теоретическую часть итогового доклада.
  • Ложникова Е.М. – преподаватель городского лицея № 1 г.Шелехов, сотрудник Центра независимых социальных исследований и образования (Иркутск). Проводит полевые исследования в г.Шелехове и в г.Усть-Илимске (биографические, проблемно-ориентированные и экспертные интервью), ведет сбор и анализ материалов для социолингвистического блока проекта.